На тему успешности евреев написаны, наверное, десятки исследований.
Не претендуя на оригинальность, лишь попытаюсь поведать о причине этого феномена очень кратко.
Суть успешности евреев - в следовании заповедям Торы, то есть Библии (Тора - это Пятикнижие Моисеево, но поскольку оно - основа всей Библии, то под Торой понимают и все Писание в целом - разумеется, без Нового Завета).
Заповеди, как известно, даны всем евреям на горе Синай, через Моисея, более трех тысяч лет назад. Но это не только всем известные десять заповедей на каменных скрижалях. Всего евреями насчитывается на основании книг Библии - 613 заповедей (365 запрещающих и 248 повелевающих). Все они, и прежде всего, любить ближнего (то есть заботиться о нем), как самого себя, составляют не просто техническое устройство жизни еврея (сюда не ходи, туда ходи), но это - мировоззрение.
Недостаточно знать грамоту и математику, нужно знать - для чего это применять. Ведь, например, кухонный нож может быть и орудием преступления.
Для чего знать - это и есть мировоззрение.
Еврейское мировоззрение очень просто. Оно основано, как сказано, на Библии.
А там в самом начале черным по белому написано, для чего создан человек, любой человек: "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его". Работы было, по-видимому, так много, что первому человеку потребовался помощник. Именно в качестве "помощника", как черным по белому написано в Торе, и была создана женщина.
Итак, единственная цель создания человека, даже для жизни в раю, декларируемая Библией - РАБОТАТЬ.
Поскольку испокон веку евреи изучают Тору скрупулезно и регулярно, то понимают это отлично. И работа для еврея - не позорное наказание, а почетное поручение Создателя.
А разве нормальные люди спорят со своим Создателем?
У пророка Исаии есть такие слова: "Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твоё дело скажет ли о тебе: "у него нет рук?" Горе тому, кто говорит отцу: "зачем ты произвел меня на свет?", а матери: "зачем ты родила меня?"
Что значит "работать"? И где теперь тот сад?
А зачем его искать? Ведь из сада человек был расселен по всей земле, чтобы точно так же работать, как написано в Торе, "в поте лица".
Значит, всюду, где бы ни был человек, соблюдающий Тору, он должен "возделывать и хранить". Под возделыванием понимается совершенствование окружающего мира.
А разве почетное поручение можно выполнять абы как?
Вот, евреи и стараются изо всех сил и добросовестно, где бы и чем бы ни занимались.
Это целенаправленно, сызмала и всю жизнь воспитывается в евреях вот уже более трех тысяч лет.
И хотя последнюю сотню лет воспитание уже не столь религиозно, но традиция и принципы остались 1 .
Вообще-то, у горы Синай были не только евреи: из Египта "множество разноплеменных людей вышли с ними". И они тоже поклялись исполнять все-все заповеди...
Так что, никому успешность не заказана. Это - дело личного выбора.
Кстати, а успешность евреев - по сравнению с кем? Проще и естественнее всего сравнить с приверженцами христианства, так как именно они считают иудаизм утратившим свое значение, "ветхим".
Так вот, в христианстве, основанном на той же самой Библии, на том же самом Пятикнижии, считается, что тяжкий труд - наказание людей за так называемый первородный грех. И только, с честью отбыв это пожизненное наказание, можно получить награду - на том свете.
Сравните: радость от исполнения ответственного поручения с возможностью получения награды здесь и сейчас, или страдание от необходимости нести тяжкий крест к свету в конце туннеля. Где производительность и качество труда должны быть априори выше?
ПРИМЕЧАНИЕ
1. Задолго, лет за двадцать до того, как я стал читать Библию, меня волновал этот вопрос: как сделать так, чтобы работать с удовольствием. И я на него ответил, написав своеобразные "десять заповедей" (на самом деле - семь логических шагов) - "Как полюбить работу". Тогда это были - сложные философские рассуждения. Оставаясь атеистом, осознаю теперь, что религиозный подход гораздо проще и убедительнее, особенно для людей религиозных (коих большинство). [ назад ]