Аннотация: Статья была опубликована в газете "Чистый мир" (июль, 2000, г. Минск).
Борис Левин
УСТУПИТЬ МЕСТО ... И СТАТЬ СВОБОДНЫМ
Не мне, автовладельцу, рассказывать вам, пассажирам, о "прелестях" нашего общественного транспорта. Наиболее чувствительные души просто-таки заболевают от накапливающейся там атмосферы тоскливости, равнодушия, недоброжелательности и даже зла. Ведь каждый, как правило, едет со своей печалью, - радость остаётся, или ожидает, дома...
А так хочется доброты, отзывчивости, радости, удовольствия, приятных ощущений - а почему бы и нет, почему бы и не помечтать? Но откуда им взяться у недовольных жизнью людей, волею судьбы заключенных в замкнутом пространстве салона автобуса или троллейбуса, вагона трамвая или метро? А ведь пару часов ежедневно проводить без удовольствия - преступление по отношению к себе, своей жизни.
Сами удовольствия ниоткуда не возникают - не бывает "голубых тарелочек с золотой каёмочкой " и манна небесная последний раз более трёх тысяч лет назад сыпалась. Они либо непосредственно создаются своими собственными усилиями (например, сам организовал пикник с друзьями), либо - в большинстве случаев - просто покупаются (сходили в театр, посмотрели хорошую комедию, купили понравившуюся вещь, наконец, вкусно поели и завалились на диван - подзарядились положительными эмоциями, получили удовольствие).
Одно обстоятельство омрачает потребительское получение удовольствий - это цена, которую приходится за такие удовольствия платить. Смело можно утверждать, что количество удовольствия уменьшается ровно на то количество неудовольствия, которое получено при зарабатывании денег на приобретение самого удовольствия. Бывает, что плата за удовольствие оказывается непомерно большой и даже гораздо больше, чем оно того стоит.
Создание же удовольствий своими собственными руками (как упомянутый пикник) - сложнее, так как предполагает творчество, шевеление мозгами, что не каждому дано и не каждому по силам, а кому и дано и по силам, то - лень.
Я открыл для себя другой путь. Это - делать добро незнакомым людям.
На своем автомобиле люблю подвезти бесплатно инвалида (святое дело!), бабусю-дедусю, любого бедолагу, ковыляющего из пригорода в город и обратно. Приятно смотреть, как расцветает даже самый угрюмый, прижатый жизнью к земле (вариант: к стене человек); в его душе обязательно возникает чувство благодарности ко мне - и мне это приятно: вот оно, удовольствие!
И вот, наконец, я подошел к цели своего повествования - общественному транспорту. Здесь получать такое удовольствие ещё проще - никаких затрат бензина и времени. Тут я, как волк-санитар леса, становлюсь "санитаром общественного транспорта" - выбираю самых слабых: инвалидов, пожилых (бабок и дедов), женщин, да и мужчин, с детьми на руках, женщин с тяжелыми хозяйственными сумками, детей (маленьких), просто женщин. Этот слабосильный контингент перечислен мною в порядке возрастания их слабой силы.
Обычно я захожу в троллейбус на конечных остановках, но как бы то ни было, стараюсь занять свободное сидячее место, воплощая в жизнь голубую мечту всякого пассажира о социальной справедливости: в том смысле, чтобы за одни и те же деньги не стоять, а сидеть. И если каждый устанавливает эту справедливость, как и в других случаях, только для себя, для своих близких или знакомых, то я (такой чудак!) - делаю это для упомянутого слабосильного контингента. Сел и, выбрав самого достойного из стоящих рядом, просто уступаю место. Когда уступать некому, "приходиться" продолжать поездку сидя. Если же не занять место самому, то это сделает по праву сильного и быстрого кто-нибудь из "недостойных" и, естественно, как правило, не уступит место слабому и нерасторопному: как говорится, не для того кровь-пот проливали!
Поскольку обычно благодарности моей "жертвы" нет предела, то и я получаю свою честно заработанную долю удовольствия. Причём, это удовольствие намного качественнее, чем примитивное удовольствие сидеть и сомнительное - платить за это (а мы выяснили уже, что за удовольствия обязательно приходится платить) дискомфортом от сознания своей, мягко говоря, не шибко большой культуры.
Интересное наблюдение: многие мужчины, особенно молодые, заглушают свой дискомфорт тем, что садятся подальше от источников немого укора - к окну, мужественно прикрываясь своими подругами (а ведь на тех давят - морально и физически - стоящие над ними пассажиры!): мол, рад бы уступить, но рядом сидящая пассажирка (и как так получилось?) мешает. О захватывающей книге, свежей газете, чудесном пейзаже за окном, сне в конце трудового дня, мешающих проявлению благородных чувств, следует упомянуть лишь для того, чтобы подтвердить: да есть ещё у нас возможности получать истинное удовольствие (причем очень дёшево) взамен сомнительного принципиального установления социальной справедливости из-за стоимости проезда.
Следует сделать лишь небольшое (это и есть - дёшево) усилие, освободить место и освободить душу от греха - от мучающего её дискомфорта. И, кроме прагматичного удовольствия от полученной благодарности, получаем ещё кое-что весьма важное для полноты ощущения жизни - свободу духа!
А добро, которое при этом возникает как бы ниоткуда (а на самом-то деле - только из собственной воли), распространяется не только на себя и на того, кому его сделал, но и на невольных (извините за каламбур) свидетелей этого чуда - рождения доброты - и в мире становится хоть и немного, но всё-таки чище ...
Хэппи энд? Нет ещё, погодите ..., счастливого окончания не будет.
Что, думаете, - я вас учу-поучаю? Нет - просто это я самого себя убеждаю, уговариваю, заставляю ... встать и уступить место!!!