Левин Элизабета : другие произведения.

Ритмы и рифмы времени

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
  
   РИТМЫ И РИФМЫ ВРЕМЕНИ.
  
   Элизабета Левин
  
   По мотивам авторской рубрики д-ра Элизабеты Левин в радио передаче "Северный экспресс" под редакцией Евы Яблонской. Транслировалась по радио РэКА в 2009-2010 годах.
  
   ПРЕДИСЛОВИЕ
  
   Во время работы над книгой "Селестиальные близнецы" я неожиданно столкнулась с тем, что сравнение самых известных поэтических строчек знаменитых поэтов, родившихся в один день одного года, точно указывает на наиболее характерные черты их знака Зодиака. Возможно, это происходит потому что, как писал Лорка, истинным поэтам удается оставить в стихах свою душу, а эта душа, в свою очередь, отражает архетип характера соответствующего знака зодиака. Говоря словами поэта:
   Стихотворные книги -
   это звезды, что в строгой
   тишине проплывают
   по стране пустоты
   и пишут на небе
   серебром свои строки.
  
   Я хотел бы оставить
   в этой книге всю душу...
   (Фредерико Гарсия Лорка "Это - пролог", пер. О. Савича)
  
   Годы шли, материал накапливался, и однажды Ева Яблонская, ведущая радиопрограмм на радио "РэКА", предложила мне собрать разрозненные заметки, отобрать из них наиболее яркие строфы и выстроить цикл трехминутных ежемесячных миниатюр, посвященных каждому знаку Зодиака. Сначала мне трудно было поверить в то, что за считанные минуты удастся донести до слушателей все, что хотелось бы сказать. Но, с другой стороны, нельзя забывать, что сила поэзии в ее лаконичности. Раз великие поэты прошлого научились передавать сложные мысли в предельно сжатой форме, то, наверно, стоит попытаться выразить сравнение этих строк в столь же краткой форме. Реакции слушателей двух первых передач, посвященных Раку и Льву, придали уверенности в этом проекте, а поэт Лев Гуревич предложил печатать этот материал, начиная с Девы - такой порядок соответствует еврейскому календарю. Итак, приглашаю вас познакомиться с материалами этой рубрики, печатающимися с легкими изменениями и добавлениями.
  
   ДЕВА
  
   (Приблизительно с 24 августа по 23 сентября)
  
   В предновогодние дни месяца Элул принято анализировать уходящий год и строить планы на будущее, так что не зря девиз Девы - "я анализирую". Астрологи полагают, что в универсальной схеме мира, Дева символизирует "утробу времени", в которой "божественные планы вынашиваются в страдании, в борьбе и в конфликте" (Изабель Хикки). Вот и поэты, родившиеся в Деве, отдалялись от эмоциональности Рака и от идеализма Льва, проявляя рассудительность, иронию и философский взгляд на жизнь.
   Вслушаемся, например, в определение поэзии, Иннокентия Анненского, ставшего предтечей Серебряного Века. В программных стихах "Поэзия", Анненский, рожденный в Деве, как бы спорит со своими предшественниками по знакам зодиака:
   Пусть для ваших открытых сердец
   До сих пор это - светлая фея
   С упоительной лирой Орфея,
   Для меня это - старый мудрец.
  
   По лицу его тяжко проходит
   Бороздой Вековая Мечта,
   И для мира немые уста
   Только бледной улыбкой поводит.
  
И если уж говорить о мудрецах, то как не вспомнить гениальнейшего поэта Гете, родившегося в Деве. В его стихах наиболее ярко выражена самая характерная черта его знака - критический анализ исторических процессов. При этом поэт не навязывает выводов, а оставляет право выбора за каждым из нас. Так Гете писал:
   Кто не видит вещим оком
   глуби трех тысячелетий,
   Тот в невежестве глубоком
   День за днем живет на свете.
  
Интересно, как эти строчки, оставляющие право на выбор, быть ли в невежестве или искать свет, перекликаются с песней, заслужившей славу гимна андеграундной интеллигенции Москвы:
   Если у вас нету тети, то вам ее не потерять
   И если вы не живете
   То вам и не умирать
  
   Оркестр гремит басами
   Трубач выдувает медь
   Думайте сами, решайте сами
   Иметь или не иметь
  
   Автор этих строк из "Иронии судьбы", поэт Александр Аронов тоже родился в Деве и он тоже ничего не воспевал, так что окружающие его воспринимали как большого ребенка, бывшего одновременно и ироничным философом.
   Хотелось бы в эти предпраздничные дни закончить тему поэзии Девы на возвышенной ноте жизненного кредо еще одного поэта - Девы, Семена Исааковича Кирсанова:
   Счастье - жить
   в мире осознанном,
   воздух пить,
   соснами созданный;
  
   быть, стоять
   около вечности,
   знать, что я
   часть человечества;
   (Кирсанов, "Этот мир")
  
   Первое и последнее четверостишия этого стихотворения Кирсанова:
   Счастье - быть
   частью материи,
   жить, где нить
   нижут бактерии;
   ...
   Нет, не быть
   Раю - Потерянным!
   Счастье - быть
   частью материи.
  
   очень напоминают жизненное кредо Гете, писавшего в "Парабазе":
   Ведь себя одно и то же
   По-различному дарит,
   Малое с великим схоже,
   Хоть и разнится на вид;
  
   В вечных сменах сохраняясь,
   Было - в прошлом, будет - днесь,
   Я и сам, как мир меняясь,
   К изумленью призван здесь.
   (Пер. Н. Вильмонта)
  
   В духе этих жизненных кредо поэтов, рожденных в Деве, хотелось бы пожелать, чтобы наступающий Новый Год принес всем нам много добрых поводов изумляться этим миром.
   А я прощаюсь с Вами до встречи в Весах.
   Всего самого доброго!
  
   ВЕСЫ
  
   (Приблизительно с 24 сентября по 23 октября)
  
   Знак Весов совпадает с месяцем Тишрей. Символично, что главный жизненный урок Весов, а именно проблема взаимоотношений между людьми, соответствует праздникам этого месяца. В канун Судного Дня принято сперва просить прощения у ближних, а затем у Б-га, так как считается, что никто не может быть прощен небесами, пока он не прощен людьми. В последующий праздник Кущей бытует традиция "ушпизин", т.е. прием гостей и общение с ними. Вот и поэтов, родившихся в Весах, более всего волнует тема людских отношений.
  
   Поэты-Весы писали о взаимоотношениях с редким талантом. В отличие от Девы, в которой ни одному поэту пока не удалось удостоиться Нобелевской премии, 5 поэтов - Весов ее получили. Этой чести удостоились Иван Бунин, Иво Андрич, Ярослав Сейферт, Эудженио Монтале и Томас Стернз Элиот. Но, несмотря на успех, жизнь поэтов-Весов соответствует стихам Иво Андрича:
   Что ни вижу - это песня,
   до чего ни дотронусь - то боль.
  
   Раздвоенность между гармонией слов и болью, причиненной людьми, звучит рефреном в творчестве поэтов-Весов: от есенинского "Не жалею, не зову, не плачу", до цветаевского "Не думаю, не жалуюсь, не спорю"; от Лермонтова: "Нет! - я не требую вниманья /На грустный бред души моей" до Рембо "Не буду говорить и думать ни о чем"; от Саши Черного "Ни слез, ни жертв, ни муки" до Галича: "Не жалею ничуть, ни о чем, ни о чем не жалею". Эта драма Весов выражена Цветаевой:
   Как правая и левая рука -
   Твоя душа моей душе близка.
  
   Мы смежены, блаженно и тепло,
   Как правое и левое крыло.
  
   Но вихрь встает - и бездна пролегла
   От правого - до левого крыла!
  
   Описанию социальных идей поэтов-Весов посвящена глава об Оскаре Уайльде в книге "Селестиальные близнецы", а тема личных отношений этого знака блестяще выражена у Новеллы Матвеевой, тоже родившейся в Весах:
   Любви моей ты боялся зря.
   Не так я страшно люблю.
   Мне было довольно видеть тебя,
   Встречать улыбку твою.
  
   И в теплом ветре ловить опять
   То скрипок плач, то литавров медь...
   А что я с этого буду иметь,
   Того тебе не понять
  
   Трудно понять Весы, но еще больше тайн ждет нас в Скорпионе. А я прощаюсь с вами до следующего месяца.
   Всего самого доброго!
  
   (Примечание: Марина Цветаева родилась 8.10.1892, а югославский поэт Иво Андрич - 9.10.1892, то есть, они селестиальные близнецы.)
  
   СКОРПИОН
  
   (Приблизительно с 24 октября по 22 ноября)
  
   Передачу о поэтах, родившихся в Скорпионе, можно озаглавить словами поэта-Скорпиона Эзры Паунда:
   Пусть боги шепчутся о нас
   В грядущие дни.
  
   Поэтов-Скорпионов мало; признание чаще всего приходило к ним посмертно. Не позавидуешь их судьбам: Андре Шенье погиб на гильотине в 32 года. Джон Китс угас от чахотки в 26 лет. Побывал в тюрьме Шиллер, умерший от туберкулеза в 45 лет. Был арестован Вольтер, а Илья Сельвинский, сидя в тюрьме, написал стихи, перекликающиеся с судьбой Даниила Андреева:
   Итак, в тюрьме я снова.
   Ну, что же. Рад весьма.
   Чем хороша тюрьма?
   В тюрьме - свобода слова!
  
   Стихи Скорпионов называют "заумными", а их суть выражена в стихе "Ничтожность", написанном Михаилом Херасковым, родившимся в Скорпионе триста лет тому назад:
   На что же все мы сотворенны,
   Когда не значим ничего?
  
   Одни специалисты видели в поэтах-Скорпионах учителей или "поэтов для поэтов", а другие обвиняли их в слабоумии. Так, Велимира Хлебникова и Эзру Паунда, родившихся с разницей в 10 дней, помещали в психбольницы, и лишь немногие современники разглядели в них творцов новых теорий.
  
   В астрологии девиз Скорпионов: "Я творю". Действительно, Даниил Андреев молил Б-га: "Твори меня! Учи, не медли", Хлебников величал себя "творянином", а Ломоносов обращался к Творцу:
   Творец! покрытому мне тьмою
   Простри премудрости лучи
   И что угодно пред тобою
   Всегда творити научи.
  
   А как Небеса откликнулись на мольбу поэтов? Секрет счастья открылся им в умении ценить величие самой ничтожной Божественной твари - кузнечика! Ломоносов восклицал:
   Кузнечик дорогой, коль много ты блажен,
   Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
  
   Хлебников вторил ему в знаменитом озарении "Кузнечик", а поэт-Скорпион Маршак гениально перевел сонет Китса "Кузнечик и сверчок":
   Поэзия земли не знает смерти.
   Пришла зима. В полях метет метель,
   Но вы покою мертвому не верьте.
   Трещит сверчок, забившись где-то в щель,
   И в ласковом тепле нагретых печек
   Нам кажется: в траве звенит кузнечик.
  
   Закончу словами Ильи Сельвинского, доведшего идею о счастье до логичного конца:
   Хорошо, когда для счастья есть причина:
   ....
   Но
   нет
   ничего
   счастливей
   Беспричинного счастья.
  
   Всего самого доброго!
   До встречи в Стрельце.
  
   СТРЕЛЕЦ
  
   (Приблизительно с 23 ноября по 21 декабря)
  
   В отличие от поэтов-Cкорпионов, чьи имена известны специалистам, имена поэтов-Стрельцов известны всем. Они не нуждаются в эпитетах: Гейне и Тютчев, Фет и Некрасов, Брюсов и Блок, Нелли Закс и Эмили Дикинсон, Уильям Блейк и Поль Элюар - это классики русской и мировой поэзии.
   Стихи Стрельцов отличаются редкой образностью. Эту потребность воспеть череду видений поясняла лауреат Нобелевской премии Нелли Закс:
   Ибо от образа к новому образу
   ангел в человеке плачет...
  
   Девиз Стрельца - "Я воспринимаю". В отличие от "творянинов"- Скорпионов, Стрельцы-"визионеры" молились не об умении "творить", а о таланте "видеть", причем в их понимании, искусство наблюдения преображалось из пассивного созерцания в активное созидание. В стихе Поля Элюара "Помочь увидеть" разъяснено:
   Увидеть - значит понять,
   оценить, преобразить, вообразить,
   забыть или забыться,
   жить или исчезнуть.
   (Пер. М. Ваксмахера)
  
   О жизненной потребности вглядываться Тютчев писал:
   Снова жадными очами
   Свет живительный я пью.
  
   Ему вторил Блок:
   И долго вещие зеницы
   Смотрели в сумрачный туман.
  
   Умению проникать в суть посвящены строки "Незнакомки" Блока:
   И странной близостью закованный,
   Смотрю за темную вуаль,
   И вижу берег очарованный
   И очарованную даль.
  
   Но для Блока и за этими "далями" проступали новые покровы, "Под маской" которых ему грезились глубинные законы, связывающие духовные и звездные миры:
   А под маской было звездно.
   Улыбалась чья-то повесть,
   Короталась тихо ночь.
  
   Интересно, какая повесть "улыбалась" Блоку? Не повесть ли "Принц и нищий", написанная поэтом Марком Твеном, тоже родившимся в Стрельце? (Замечу, что в Америке Марк Твен известен и как поэт). Символично, что именно поэт-Стрелец сумел подметить скрытое сходство двух разных мальчиков - принца Эдуарда и оборвыша Тома Кенти, родившихся под одними звездами. Созданию этой самой известной книги о селестиальных близнецах мы тоже обязаны поэтическому дару видения ее автора-Стрельца.
   Закончу бессмертными строками Уильяма Блейка и пожеланием учиться у Стрельцов:
   В одном мгновенье видеть вечность,
   Огромный мир - в зерне песка,
   В единой горсти - бесконечность
   И небо - в чашечке цветка.
   (Пер. С.Я. Маршака)
  
   Всего самого доброго!
   До встречи в Козероге.
  
   КОЗЕРОГ
  
   (Приблизительно с 22 декабря по 20 января)
  
   Многих поэтов-Козерогов называют столпами мировой поэзии. Среди них Эдгар По и Редьярд Киплинг, Адам Мицкевич и Шандор Петефи, Хаим Нахман Бялик и Халиль Джебран, Рубен Дарио и Осип Мандельштам.
   В то время как поэты-Стрельцы приподнимали завесу материального мира, чтобы разглядеть туманные образы, скрывающиеся за ней, поэты-Козероги трудились над воплощением видений в жизнь. Говоря словами Халиля Джебрана, для них:
   Произведение искусства -
   это туман, изваянный в образ.
  
   Стрельцы видели "Огромный мир - в зерне песка", а Козероги настолько ценили осязаемую материю, что Эдгар По молил Бога позволить ему навеки сохранить хоть песчинку с Земли:
   О боже! как в руках
   Сжать золотистый прах?
   Пусть будет хоть одно
   Зерно сохранено!
   (Пер. В.Брюсова)
  
   Козерог - самый земной из всех знаков зодиака, и его притягивает символика земных пород. У Петефи солнце било "с небесной тверди"; у По звезды были "алмазными", у Бялика они были из литого золота. Мицкевич заклинал: "Сдвинься твердь с орбиты бывалой", а мир Киплинга был только:
   "Пыль-пыль-пыль-пыль - от шагающих сапог!"
   Мандельштам озаглавил свою книгу "Камень"; жизнь ему ощущалась "глиняной", и человек должен был быть "тверже всего на земле и относиться к ней, как алмаз к стеклу":
   Преодолев затверженность природы,
   Голуботвердый глаз проник в ее закон,
   B земной коре юродствуют породы,
   И как руда из груди рвется стон.
  
   О камнях думал и Бялик: он высекал "искру из кремня сердца своего", мечтал закалить "сердце как гранит" и подбадривал друзей:
   Пусть вами лишь первые камни положены, -
   Верьте, он был не напрасен, ваш труд, -
   По славной дороге, впервые проложенной,
   Дальше отважно другие пойдут.
   (Пер. Л.Б. Яффе)
  
   Его слова созвучны девизу Козерога: "приносить пользу". Об этом писал еще физик, астролог и поэт-Козерог, Иоганн Кеплер, говоря что:
   "Даже непродолжительное время, проведенное без пользы, причиняет мне страдания".
  
   Ему вторил Мандельштам:
   "Художник по своей природе - врач, целитель. Но если он никого не врачует, то кому и на что он нужен?"
  
   А как быть нужным? Замечательный ответ находим у поэта-Козерога, Юлия Кима:
   "И хочу растить бананы на камнях".
  
   Всего самого доброго!
   До встречи в Водолее.
  
   ВОДОЛЕЙ
  
   (Приблизительно с 21 января по 19 февраля)
  
   Поэзия также немыслима без поэтов-Водолеев, как и жизнь невозможна без воздуха. Поэты-Водолеи достигли вершин Олимпа во всех поэтических жанрах. Сегодня трудно представить поэзию без романтики Байрона и трагизма Пастернака, без сатиры Бернса и басен Крылова, без комедий Бомарше и пьес Брехта, без детских стихов Барто и песен Высоцкого. Нужно упомянуть и таких больших поэтов как Василий Жуковский и Эварист Парни, Фрэнсис Бэкон и Владимир Соловьев, Илья Эренбург и Павло Тычина, Жак Превер и Юрий Левитанский.
  
   Стихия Водолея - это воздух, и поэты-Водолеи воспевали все, что с ним связано. Бернс мечтал жить так:
   Чтоб ветер счастья пеной пьяной
   Нас обдавал,
   (Пер. С.Я. Маршака)
  
   у Пастернака был
   "воздух садовый, как соды настой".
  
   Байрон взывал:
   Несите ж, ветры золотые,
   Туда, где пелось мне впервые.
   (Пер. А. Блока)
  
   Жуковскому мерещилось как у любимой
   Воздушною лазурной пеленою
   Был окружен воздушный стан.
  
   Левитанский наблюдал как:
   "За дымкой метели так мирно клубится наш милый Парнас".
  
   Пока поэты-Козероги молили небеса, как бы в руках "Сжать золотистый прах" земной песчинки, поэты-Водолеи, подобно Эренбургу, мечтали: "Чтоб вздох и тот зажать в руке", и чтобы даже после смерти оставался "Горячий ветер на щеке".
  
   В минуты счастья, поэты-Водолеи вслед за Жуковским восклицали:
   Здесь так легко мне, так радушно,
   Так беспредельно, так воздушно,
  
   но когда им становилось невмоготу, раздавался стон Жака Превера:
   "И воздуха мало"
  
   или хриплый крик Высоцкого:
   Что-то воздуху мне мало, ветер пью, туман глотаю,
   Чую, с гибельным восторгом - пропадаю, пропадаю.
  
   Для поэтов-Водолеев поэзия была так важна, что Фрэнсис Бэкон видел в ней "колыбель науки", а Жуковский отождествлял ее с самой жизнью, говоря, что "Жизнь и Поэзия одно". Эренбург продолжил эту мысль в обращении к поэтам:
   Ты мир обширный и могучий
   С его вседневной суетой
   Отдай за таинство созвучий,
   Впервые познанных тобой.
  
   В заключение напомню, что подробно о поэтах-Водолеях можно прочитать в книге "Селестиальные близнецы", в главе об Эренбурге и Тычине, родившихся в один день одного года.
   А я прощаюсь с Вами,
   до встречи в Рыбах.
   Всего самого доброго!
  
   РЫБЫ
  
   (Приблизительно с 20 февраля по 20 марта)
  
   В список поэтов- Рыб входят Гюго и Лонгфелло, Баратынский и Языков; Гельдерлин и Мелларме, Тарас Шевченко и Леся Украинка; Сюлли - Прюдом и Вячеслав Иванов; Ярослав Ивашкевич и Александр Городницкий.
   Стихия Рыб - это вода, и поэты -Рыбы - прирожденные певцы воды. В то время как Водолеи молились, чтобы умирая, хоть "вздох зажать в руке", Шевченко завещал похоронить его
   Над рекой могучей,
   Чтобы слышать, как бушует
   Старый Днепр под кручей.
  
   Городницкий написал в "Завещании":
   А хочу умереть далеко от земли,
   Пусть хоронят меня по морскому закону.
  
   Чтобы жить с той поры мне везде и нигде,
   Растворяясь в стихии без боли и страха.
  
   Напомню, что в поэзии, подобно астрологии, вода символизирует чувства. Символично, что первым поэтом, удостоившимся Нобелевской премии, стал Сюлли -Прюдом, приравнявший в стихах "Разбитая ваза" воду к чувствам. Сравнивая сердце, раненное изменой любимой, с треснутой вазой, из которой вытекла вода, поэт отрицал возможность жизни без воды и без чувств. Хотя трещинка в вазе так мала, что кажется, будто ваза цела, но без воды увял стоявший в ней цветок. Хотя кажется, что обида не смертельна, и что раненное сердце продолжает биться, но без любви "оно разбито".
   Поэзия Рыб - это не поэзия Разума, а поэзия Сердца.
   Она волнует душу метафорами, порожденными пучинами страстей и всплесками эмоций. Ивашкевич восклицал "Частица моря я, частица жизни", "Пою о травах и озерах". Баратынский мечтал, чтобы "с ним говорила морская волна". У Леси Украинки "Смутной волною размер набегает", а для Иванова, поэты - это
   ... всплески рдяной пены
   Над бледностью морей.
  
   Лонгфелло молился:
   Мне надо, чтоб дума поэта
   В стихи безудержно лилась,
   Как ливни весенние хлынув,
   Иль жаркие слезы из глаз.
   (Пер. И.Ф. Анненский)
  
   Языков ощущал себя "пловцом" в море, бросающим вызов стихии:
   Будет буря: мы поспорим
   И помужествуем с ней.
  
   Подробно о поэтах-Рыбах можно прочитать в книге "Селестиальные близнецы", в главе о Виктории Сэквилл-Уэст и Йозефе Вайнхебере, родившихся в один день одного года.
  
   В заключение, приведу куплет из популярной песни поэта и океанографа, Александра Городницкого:
   Все перекаты да перекаты --
   Послать бы их по адресу!
   На это место уж нету карты, --
   Плыву вперед по абрису.
  
   А я прощаюсь с Вами,
   до встречи в Овне.
   Всего самого доброго!
  
   ОВЕН
  
   (Приблизительно с 21 марта по 20 апреля)
  
   Овен - это первый огненный знак Зодиака, это первый миг жизни, ее золотисто-алая заря. Именно эта символика таинственно мерцающего света объединяет поэтов-Овнов разных жанров: от Николая Гумилева до Максима Горького; от Роберта Фроста до Леонида Дербенева; от сказочника Андерсена до так называемых "проклятых поэтов" Бодлера и Верлена; от Беллы Ахмадулиной до Жака Бреля; от бардов Евгения Клячкина и Михаила Щербакова до лауреатов Нобелевской премии Октавио Паса и Габриэлы Мистраль.
  
   Поэзия Овнов отражает девиз их знака "Я существую". Для них, как писал Клячкин, важнее всего "всю свою жизнь видеть жизнь".
   Но жизнь протекает во времени, а время соткано из мгновений, и потому Овны пишут о связи между мгновением и вечностью. Гумилев признавался: "Я полон тайною мгновений". У Щербакова жизнь рассыпается на секунды "как на искры фейерверка", а у Мистраль она "блещет спозаранку". Для Октавио Паса жизнь - это "Комета нежная, слепящая внезапно", а искусство жизни сводится к "Освящению мига".
   Для Фроста:
   Новорожденный лист
   Не зелен - золотист.
   И первыми листами,
   Как райскими цветами,
   Природа тешит нас;
   Но тешит только час.
   Ведь, как зари улыбка,
   Все золотое зыбко.
   (Пер. Г. Кружкова)
  
   В понимании Верлена поэт постигает искусство поэзии лишь тогда, когда он учится отражать миг зарождения зари:
   Пускай он выболтает сдуру
   все что во тьмах, чудотворя,
   наворожит ему заря.
   Все прочее - литература.
   (Пер. Б. Пастернака)
  
   Бодлер верил, что в миг, когда "Лишь глянет лик зари и розовый и белый", даже в страшных грешниках будет Ангел "пробужден".
   Белла Ахмадулина учила освящать каждый миг:
   Кто знает - вечность или миг
   мне предстоит бродить по свету.
   За этот миг иль вечность эту
   равно благодарю я мир.
  
   И ей вторил Леонид Дербенев:
   Призрачно все в этом мире бушующем,
   Есть только миг, за него и держись.
   Есть только миг между прошлым и будущим,
   Именно он называется жизнь!
  
   Закончу чудесными словами Ганса Христиана Андерсена:
   Да, чудо наша жизнь и вечности сильней;
   Постичь нельзя ее, но чудо, чудо в ней!
  
   (Пер. В. Лебедева)
  
   Всего самого доброго!
   До встречи в Тельце.
  
  
   ТЕЛЕЦ
  
   (Приблизительно с 21 апреля по 21 мая)
  
   В то время как поэты-Овны воспевали значимость мига, Тельцы, подобно их яркому представителю, лауреату Нобелевской премии Рабиндранату Тагору, ценили самые малые пяди Земли:
   Нигде ничего ничтожного не видят глаза мои,
   Кажется мне бесценною каждая пядь земли.
   (Пер. В. Тушновой)
  
   Порой любовь к земному дорастала у них до обожествления, как например, у Тэффи:
   Приди к моим цветам, молитвенно склонись,
   Земле моей отдай свое лобзанье!
  
   Девиз земного знака Тельца - "Я обладаю". В поэзии Тельцов особое место отводится разделению истинных ценностей от мнимых и выяснению, что такое богатство и как им делиться. Так, в шлягере Андрея Вознесенского "Миллион алых роз" художник продал все свое имущество, чтобы купить цветы для любимой:
   Похолодеет душа,
   Что за богач здесь чудит?
   А под окном, чуть дыша,
   Бедный художник стоит.
  
   Создается впечатление, будто даря любовь, сам дающий беднеет. Так же считал и Игорь Северянин, прославившийся своими "ананасами в шампанском" и веривший:
   Чтоб жизнь вдохнуть в стихотворенье,
   Я должен что-то умертвить...
  
   С тем, что за все полученное нужно расплачиваться, соглашался Огюст Барбье:
   Талант дается нам недаром;
   На крыльях молодым Икаром
   Мы в небеса должны взлететь.
  
   Подчеркивал суть Тельца Окуджава, уверявший, что "Мы земных земней" и молившийся:
   дай передышку щедрому,
   хоть до исхода дня.
  
   Этой земной арифметике поэт-Телец Готфрид Бенн противопоставлял математику духовного мира, в которой тот, кто делится мыслями или любовью, не только ничего не теряет, но и обогащается:
   Лежишь, молчишь, блаженно сознаешь
   Как счастье близость чьей-то жизни милой;
   Чья власть над кем? - Берешь, даешь, берешь,
   Наполнен мир одной дарящей силой.
   (Пер. О. Татариновой)
  
   С ним соглашалась Ольга Берггольц, предлагавшая
   не брать, не ждать и не просить подачек
   за счастие творить и отдавать.
  
   О счастье отдавать говорят и бессмертные сонеты Шекспира, тоже родившегося в Тельце:
   Отдав себя, ты сохранишь навеки
   Себя в созданье новом - в человеке.
  
   В заключение вернусь к "Молитве" Окуджавы, символизирующей созвездие Тельца:
   Дай же ты всем понемногу
   и не забудь про меня.
  
   Всего самого доброго!
   До встречи в Близнецах.
  
   БЛИЗНЕЦЫ
  
   (Приблизительно с 22 мая по 21 июня)
  
   Близнецы - это вечные скитальцы Зодиака. Девиз этого воздушного знака - "Я думаю", и в своих стихах поэты-Близнецы так же подвижны и неуловимы, как мысли и ветер. Лорка говорил:
   А я
   развеян ветрами;
  
   Бальмонт писал:
   Я вольный ветер, я вечно вею;
  
   Ходасевич заключал:
   Я звук, я вздох, я зайчик на паркете,
   Я легче зайчика: он - вот, он есть, я был.
  
   Другим знакам не под силу сравниться с Близнецами в умении играть словами, и в этом знаке родилось рекордное число поэтов - лауреатов Нобелевской премии. На всех языках символика этих поэтов постоянна: Бродский ощущал себя "пилигримом"; Сен-Жон Перс - "путником на желтом ветру", селестиальные близнецы Милош и Волошин - "Путниками по вселенным".
   Уильям Батлер Йейтс восклицал:
   Мы с ветром старые друзья,
   Ведет нас общая стезя;
  
   для Уолта Уитмена
   ...весь мир есть дорога, очень много дорог,
   дорог для путешествующих душ.
  
   В отличие от поэтов-мистиков, Михаил Светлов не столько думал о душе, сколько о земных дорогах. Его "этапы большого пути" начинались "Каховкой":
   Под солнцем горячим, под ночью слепою
   Немало пришлось нам пройти,
  
   продолжались "Гренадой":
   Мы ехали шагом,
   Мы мчались в боях,
  
   и завершались тем, что:
   Даже времени вопреки,
   Все же ползаем по планете
   Мы - советские старики.
  
   Но зачем и куда идут Близнецы? По Александру Дольскому, их цель в самом движении: "радость движенья - превыше цели". В противовес ему, по Давиду Самойлову:
   Цель людей и цель планет
   К Богу тайная дорога.
  
   Подобным вопросом задавался Пушкин. Жажда познать смысл существования толкала его скитаться в поисках ответа:
   Духовной жаждою томим,
   В пустыне мрачной я влачился.
  
   Ему небеса ответили, что блуждания предначертаны с единой целью:
   И, обходя моря и земли,
   Глаголом жги сердца людей.
  
   Закончу актуальными словами Боба Дилана:
   Сколько дорог должен каждый пройти,
   Чтоб стать человек он смог?
   Сколько морей облетит по пути
  
   К родным берегам голубок?
   Сколько снарядов на воздух взлетит,
   Пока войнам кончится срок?
   Ответ на вопрос мне ветер принес,
   Мне ветер на крыльях принес...
   (Пер. Т.Болотина и Т.Сикорской)
  
   На прощание пожелаю, чтобы ветры принесли нам всем верные ответы на эти вопросы.
   Всего самого доброго!
   До встречи в Раке.
  
   РАК
  
   (Приблизительно с 22 июня по 22 июля)
  
   Сегодняшняя тема посвящена водному знаку Рака - самому эмоциональному из всех знаков Зодиака, девиз которого "я чувствую". В противовес прошлому знаку Близнецов, поэзия Раков не ищет знания, а ставит целью пробудить в читателе те же чувства, которые взволновали поэта. Как поэтично писал Сент-Экзюпери:
   "Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое".
   О каких бы чувствах не писали поэты Раки, они доводили их до экстаза и до слез. Так, идеал Маяковского, в том, что:
   "И бог заплачет над моею книжкой!"
  
   Державин же, наоборот, в оде "Богу" мечтал научиться:
   В безмерной разности теряться
   И благодарны слезы лить.
  
   Порой кажется, что вся поэзия Раков является, по словам Арсения Тарковского, отражением "Двойной звезды, ведущей корабли", а ее двойственность сводится к праву выбора между наслаждением жизнью или страданием от смертельной тоски, оплакивающей ее недостатки и мимолетность. Эта необходимость научиться различать два одинаковых по силе выражения, но противоположных по своей сути чувства, красной линией проходит через все творчество Раков. Примером тому строчки, написанные и переведенные поэтами-Раками,
   Двух близнецов Любовь и Смерть, в один час
   Породила судьба.
   Обе они так прекрасны,
   Что лучше их нет ничего на земле, ни среди звёзд.
   Одна порождает добро,
   Великое наслаждение,
   Какое только можно найти в этом мире бед.
   Другая всякую беду
   И горе уносит с собою.
   (Джакомо Леопарди, перевод Анны Ахматовой).
  
   В свете этих стихов, символично, что в Раке родился и Кшиштоф Кишлевский, режиссер фильма "Двойная жизнь Вероники", музыкальная тема к которому стала позывными к этой передаче.
   Со свойственной Раку эмоциональностью Кишлевский подал идею селестиальных близнецов в необычайно драматической форме, попеременно переполняющей сердца то тоской и вселенской болью, то торжествующим гимном жизни. В фильме показаны параллельные жизни двух поразительно похожих Вероник - родившихся в один день одного года в Париже и в Кракове. В тот момент, когда одна из этих девушек умирает, вторая продолжает ее миссию и подхватывает ее песню. Был ли этот сюжет всего лишь сказкой?
   Оказывается, что такие параллели происходят и в действительности. В книге "Селестильные близнецы" описана история двух удивительно похожих американских поэтов, родившихся в Раке. Один из них, Эрнест Хемингуэй, больше известен как прозаик, а другой - Харт Крейн, слывший самым великим поэтом потерянного поколения, в последние годы переведен на русский и наконец-то приобретает популярность и в России. Оба были талантливыми и легко ранимыми людьми, оба любили музыку, живопись и поэзию. Хотя Крейн в своих стихах предупреждал, как
   "Коварна и безжалостна морская бездна",
  
   сам он покончил с собой, прыгнув за борт корабля, проплывавшего у берегов Кубы. В то время Хемингуэй тоже мечтал о самоубийстве и едва не погиб в море у берегов Кубы. Но тогда он выжил, и как бы продолжая оборвавшуюся песню Крейна, выпустил книгу своих самых ярких стихов. Позднее и он покончил с собой.
   Интересно, что в России Хемигуэй пользовался большим успехом, чем в США. Что привело к этому? Все работы Хемингуэя переведены на русский Иваном Кашкиным, прозванным "камертоном души" Хемингуэя. В 2007 году впервые опубликованы стихи и биография самого Кашкина. Оказывается, что Кашкин тоже родился в Раке и был старше Хемигуэя всего лишь на две недели. Сегодня его поэзия становится известной, одновременно со стихами Крейна. Итак, сюжет Кишлевского повторяется в действительности - жизнь продолжает развивать общую тему селестиальных близнецов, передавая ее последующим поколениям. Эту тему можно услышать в поздних стихах Кашкина, призывавшего научиться
   "Любить нежней, знать ближе, крепче верить".
  
   Напомню, что эта рекомендация перекликалась со словами Державина, верившего, что в нашей власти научиться, каким чувствам мы отдадим предпочтение, вне зависимости от того, на каком свете мы живем:
   От нашей воли то зависит,
   Чтоб здесь и там блаженным быть.
  
   В заключение приведу слова яркой представительницы Рака, Хелен Келлер - слепоглухой американской писательницы. Казалось, что ее постигла неимоверная трагедия, когда она потеряла слух и зрение в возрасте двух лет. Но вместо того, чтобы оплакивать судьбу, Хелен научилась уроку Рака -радоваться жизни. Она прожила 88 лет, опубликовала семь романов и оставила нам свои удивительные афоризмы. Приведу два самых известных:
  
   "До тех пор пока мы не привыкнем обращаться к Библии не только в минуты несчастья, но и в светлые мгновения, мы не обретем полного понимания истины".
   "Когда одна дверь счастья закрывается, открывается другая; но мы часто не замечаем ее, уставившись взглядом в закрытую дверь".
  
   Всего самого доброго!
   До встречи во Льве.
  
   ЛЕВ
  
   (Приблизительно с 23 июля по 23 августа)
  
   Сегодняшняя тема посвящена огненному знаку Льва, девиз которого "Я хочу". В прошлом месяце мы видели как поэтам, родившимся в Раке, свойственно вовлекать читателей в глубину жизненных драм и воспевать всю гамму человеческих эмоций. При переходе к стихам поэтов, родившихся во Льве, атмосфера резко меняется, и мы входим в идеальный мир неисправимых мечтателей. Так, один из величайших поэтов Испании, Антонио Мачадо писал:
   люблю все то, что бестелесно,
   и невесомо и прелестно,
   как мыльных пузырей семья.
   (Пер. В. Столбова)
  
   Мачадо и его селестиальный близнец, Карл Густав Юнг известны тем, что заглянув в потемки собственной души, оба открыли идеал затаившегося в них универсального человека. Читатели ивритской версии "Селестиальных близнецов" уже могли заметить, что эпиграфом к этой главе, послужили строки песни Шауля Черниховского "Кредо". Примечательно, что Черниховский тоже родился во Льве, в том же 1875 году, что и Мачадо с Юнгом. Подобно им, он слыл мечтателем, верящим в способность человека открыть в сердце своем Божественное начало. Приведу несколько строф из этой песни в переводе Л. Яффе. Замечу, что на иврите эту песню называют "Смейся, смейся над мечтами", потому что во время ее написания, в 1892 году никто еще не мог поверить в осуществимость грез поэта о том, что его народ сумеет освободиться и возродить свою страну:
   Смейся, смейся, что доныне
   Я, мечтая и любя,
   Свято верю в человека,
   Верю в счастье и в тебя, -
  
   Да, тельцу я золотому
   Не пожертвовал душой,
   Веря в душу человека
   Верой мощной и живой:
  
   Верю: будет день в грядущем -
   Пусть тот день еще далек, -
   Он придет: вражду народов
   Смоет братских чувств поток...
  
   И тогда свободный, мощный
   Зацветет и мой народ,
   Он расторгнет цепи рабства,
   Полной жизнью заживет, -
  
   Смейся, смейся, что доныне
   Я, мечтая и любя,
   Свято верю в человека,
   Верю в счастье и в тебя.
   (Пер. Л.Б. Яффе)
  
   Желание Черниховского жить в своей стране сбылось, и его песню поют в Израиле все - от мала до велика. Мечты Черниховского, Юнга и Мачадо о новом человеке еще ждут своей реализации.
   Так как ключевым словом Львов является "Я хочу", то главным жизненным уроком Льва считается проблема выбора между своеволием и добровольным служением Высшему жизненному началу. Сбудутся ли их мечты или нет, зависит от того, кому они позволят править собой - "их эго или Высшему Я". По этой причине, согласно астрологу Изабель Хикки, родившимся во Льве важно научиться "подчинять себе неподвластные им силы" своей души. Если они отдадут бразды правления эго, то могут стать эгоцентричными людьми, витающими в несбыточных мечтах. Если они выбирают служение "Высшему Я", то в них развиваются честность, порядочность и уважение к самому себе.
  
   Меня часто спрашивают, почему в "Ритмах и рифмах времени" и в "Селестиальных близнецах" постоянно подчеркивается значение жизненных уроков, и кто определил их для различных созвездий? Сегодня, в миниатюре о Льве, завершающей поэтическое путешествие по всем 12 знакам зодиака, пришло время ответить на эти вопросы и отдать дань уважения замечательному американскому астрологу, Изабель Хикки (1903-1980), тоже родившейся во Льве. Эта удивительная женщина прожила долгую и гармоничную жизнь. У нее была редкая карта, в которой все планеты распределены равномерно по тем знакам, которыми они традиционно управляют. По мнению дочери Хикки, именно эта особенность позволила ей глубже других осознать природу знаков зодиака и четко определить ключевые слова и основные жизненные уроки каждого из них. Классическая книга Хикки "Астрология. Космическая наука" стала путеводителем для целого поколения психологических астрологов, а саму Хикки называют "матерью современной астрологии".
   Вспоминая Хикки, хочу подчеркнуть особую поэтичность ее изложения и склада ума. Она была едва ли не первым астрологом в моей жизни, сопровождающим тексты поэтическими аллегориями, притчами, а порой и строками известных поэтов. Во многом эта возвышенность языка в сочетании со стремлением самопознания роднила ее с Юнгом и Мачадо. Мачадо определял поэзию таинственным выражением "la palabra en el tiempo" (слово во времени), или полнее: "поэзия - это диалог человечества, диалог человека со своим собственным временем". В этом смысле приходится признать, что и Хикки, описавшая в своей книге основные типы диалогов, которые ведут представители разных знаков зодиака со своим временем, могла бы считаться поэтической натурой.
   Говоря о таком типе поэтичности, характерной для созвездия Льва, обращусь еще раз к Мачадо и Юнгу:
   "Мачадо писал: "Душа поэта/ Повернута к таинству./ Только поэт может видеть то,/ Что лежит в заоблачных глубинах/ Души,/ Скрытой в магическом солнце". Как бы откликаясь эхом, Юнг делился своими сокровенными снами с чилийским писателем Мигюэлем Серрано: "Юнг говорил как бы сам с собой: "Однажды был цветок, камень, кристалл, возлюбленный со своей возлюбленной, где-то, давным-давно, на острове посреди океана, пять тысяч лет тому назад... Такова любовь, мистический цветок души. Это центр "Себя"..." Затем он продолжал как во сне: "Никто не понимает, что я имею в виду. Только поэт может почувствовать это" ".
   (Э. Левин. "Селестиальные близнецы", Амрита-Русь, М.: 2006)
  
   Интересно, понимала ли Хикки природу мистического цветка души созвездия Льва, когда она делилась своим жизненным уроком:
   "Приходите к изучению астрологии, ведомые преклонением перед чудом жизни и стремлением понять себя и изменить в себе то, что является негативным. Тогда вы сможете помогать другим, и ваше служение, основанное на любви и понимании, будет принято с любовью. Когда вы познаете Любовь и Радость, то сможете стать их проводниками для других".
   Знакомство с учением и с жизнью Хикки говорит о том, что основным жизненным урокам знаков зодиака можно и нужно учиться. А знакомство с великим поэтическим наследием прошлого помогает каждому из нас настроить струны наших душ так, чтобы они соответствовали ритмам и рифмам времени.
  
   В завершение цикла, как всегда, желаю
   Всего самого доброго!

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"