Наемник проснулся в шесть утра, за три часа до выхода. Сделав гимнастику, умылся и побрился. Сварил кофе и нарезал уртаимский салат (помидоры, зелень и ветчина) и вышел на балкон. Присмотревшись, он заметил внизу девушку, продающую свежие булочки. Около нее стояло несколько мальчишек. Ти"арг свистнул им и велел принести пару булочек. Один из мальчишек взял у продавщицы булочки, завернул в салфетку и кинулся со всех ног в дом. И через две минуты булочки уже лежали около чашки с кофе, от них пахло сдобой и теплом.
Вечером Ти"арг потратил немало сил на вызывание видений прошлого, поэтому вчера даже не пытался заняться второй частью своего задания. Умение давать отдых сознанию - непременная часть обучения магов. Он заставил себя до поры до времени полностью отказаться от любых мыслей о том, как проникнуть в сознание принцессы, как изменить ее сны.
И вот сегодня Ти"арг начал строить планы. Он медленно пил кофе, глядя в небо, на редкие облака, тянущиеся и расползающиеся как тонкое одеяло в бледно-голубом пространстве.
На перила балкона села птичка, похожая на воробья, только с черными перьями. На голове забавно торчал хохолок.
Ти"арг улыбнулся - ну вот, только подумал, что ему нужна птица, она тут как тут. Он тихо прошептал несколько слов. Черный воробей замер, слегка наклонив голову. Наемник протянул руку, и воробей перепорхнул с перил к нему на ладонь. Продолжая негромко повторять нужные слова, он погладил птицу и положил перед ней несколько крошек, оставшихся от булочек.
-Имлин, - сказал он птице. - Так теперь тебя будут звать.
Имлин благосклонно наклонил голову и клюнул еще одну крошку.
В особом разделе магии - магической дрессировке зверей - главное то, что зверей не заставляют делать трюки, играя на их инстинктах, так же не превращают их в некое подобие зомби, механически выполняющее то, что от него требуется. Магическая дрессировка пробуждает в зверях и птицах разум, заставляет их чувствовать себя почти другом, выполняющим нужное не за страх, а за совесть. И самое большое преимущество такой дрессировки - она дает очень быстрый результат.
Вот Имлин - он уже маршировал по перилам балкона и вид у него был весьма довольный. Получаса Ти"аргу было достаточно, чтобы воробей понимал его и готов был помочь. Ти"арг для себя уже решил, что на первое время ему будет достаточно двух помощников - птицы и письма. Погладив Имлина, он еще раз объяснил ему, что от него требовалось, и черный воробей, кивнув, улетел.
А наемник, допив кофе, отправился на службу.
Придя в тренировочный класс, Ти"арг велел первой роте построиться во дворе.
Первая и вторая рота обучались легко, быстро и с удовольствием. Лейтенант строил занятия всегда одинаковым образом: треть занятия отводил на повторение известных бойцам приемов силовой и защитной магии. Остальное время он отводил на сложные и малоизвестные заклятия. Ти"арг ограничивался пока лишь двумя видами заклинаний, но с интересом думал о том, как через два-три месяца начнет обучать бойцов начаткам диверсионной магии. Самый увлекательный раздел этой магии был тот, в котором изучались разного рода влияния и проникновение в сознание. На диверсии он специализировался на старших курсах военного лицея.
К третьей роте (местным самородкам) Ти"арг относился как к неизбежному злу. Впрочем, подполковник Эртинг был очень доволен, когда гордые новички тренировались выполнять воздушные удары (от которых еле-еле шевелились занавески на окнах) или когда с их кончиков их пальцев изящно слетали почти незаметные искорки (при произнесении заклинания, которое должно было вызвать взрыв огненного шара).
-Ничего, - спокойно и добродушно говорил подполковник. - Ребята стараются. Опыт - дело наживное. У них все получится, хотя не сразу.
На двух занятий бойцы отрабатывали блокировку огненных стрел и шаров, а потом учились создавать отталкивающий блок из огня, посылаемого противником. Наемник ходил вдоль шеренги тренирующихся солдат и изредка давал указания и поправлял тех, у кого не получалось. Он думал, насколько интересно наблюдать за тем, что создают боевые маги. У каждого, хоть все и произносят при каждом заклинании одну и ту же формулу, выходит по-разному. У одного блок - как стена раскаленного кирпича. У другого - как стая огненных птиц, бьющих и клюющих врага. У третьего висящие в воздухе шипы из пламени... И неплохо было бы, размышлял Ти"арг, написать потом когда-нибудь, через несколько лет, работу по психологии боевых магов. Об индивидуальном восприятии заклинаний. Он представил несущийся среди звезд, в глубину черного космоса, корабль-портал, и себя, в капитанской каюте, среди путевых дневников и научных записей...
Велев нескольким солдатам из первых двух рот (тем, у которых получалось лучше или, наоборот, хуже, чем у прочих) остаться на дополнительное послеобеденное занятие, Ти"арг зашел в класс и запер за собой дверь. Подошел к окну и свистнул особенным, затейливым свистом.
Имлин перелетел на подоконник с ветки и сел около ладони мага.
Лейтенант развернул и разложил принесенное из дома холодное мясо, овощи, достал термос с кофе, сваренным дома. Тарелки, чашки и столовые приборы он принес уже давно, сегодня добавил к ним только блюдца для Имлина. Наемник нарезал мясо и отложил немного Имлину, который внимательно следил за его движениями, наклоняя голову то вправо, то влево и посверкивая блестящими черными глазами. В другое блюдце Ти"арг налил ему воды из графина. Потом порезал салат и пригласил птицу разделить с ним трапезу. Имлин ел аккуратно, переступая вокруг блюдец. Он быстро клевал кусочек за кусочком, придерживая края своей тарелки лапой. Потом потянулся было к чашке с кофе, но Ти"арг строго покачал головой и показал ему на воду. Поев, воробей снова наклонил голову, благодаря друга за угощение. Маг протянул ладонь, и Имлин перешел на нее, уверенно обходя края тарелок. Ти"арг погладил воробья. Тот сидел на его руке сонным комочком и, кажется, уже посапывал.
Наемник гладил засыпающую птицу, и перед ним проходили картины всего, что видел Имлин сегодня утром, все его ощущения и мимолетные птичьи мысли - все это узнал сейчас Ти"арг. Добыча (принесенные сведения) была невелика, и все же небесполезна.
Ти"арг увидел, словно с высоты (Имлин сидел на дереве), как во двор монастыря выходят чинные монахини, за ними - воспитанницы. Не обычные сиротки, как в других обителях, а девушки из самых знатных семей.
И вот... отчего-то у Ти"арга на мгновение замерло сердце. Он увидел Урсулу. Наемник узнал ее - портрет, отданный ему Сиаллом, был довольно точен. У старшей принцессы были светлые глаза, пышные волосы цвета пшеницы и веснушки. Вот веснушек на портрете не нарисовали. И еще для Ти"арга была неожиданной ее улыбка. Она была не высокомерной, не ровно-любезной, даже не веселой... Она была такой, какой могла бы быть у человека, который придумал отличную шутку, но никому не может ее рассказать - не поймут. И еще Ти"арга странно встревожило выражение ее лица - как у путешественника, который рано утром вышел на поиски волшебного города и вот-вот увидит его за поворотом дороги.
Собственно, ничего ни в ее улыбке, ни в лице, ни в веснушках не было настораживающего. Но по сердцу наемника скользнуло какое-то предчувствие - не то огромного несчастья, не то, напротив, чего-то настолько счастливого, что невозможно было представить.
Прозвенел далекий звонок. Наемник перестал гладить птицу, Имлин встрепенулся и слетел с руки Ти"арга.
-Лети снова к монастырю, - сказал ему Ти"арг. - Попробуй разузнать еще что-нибудь.
Имлин кивнул и выпорхнул из окна.
В тренировочный класс вошла третья рота. Ти"арг никогда не давал им понять, что он думает на самом деле об их способностях. Поэтому глаза у бойцов горели - им казалось, видно, что и в самом деле они на пороге необычайных свершений и великих дел.
Ти"арг подавил вздох и скомандовал:
- Сегодня занятия в классе. Всем занять места.
Из тренировочного зала дверь вела в класс, этим помещением пользовались крайне редко, когда нужно было провести теоретическое занятие.
Бойцы заняли места за партами, и Ти"арг прошел по рядам, раздавая каждому по три небольших бруска - из железа, дерева и стекла.
Солдаты с интересом наблюдали за раздачей, а получившие - принимались, хотя и с опаской, вертеть брусочки, видимо, ожидая, что из них посыплются искры или польется вода.
Ти"арг встал перед классом.
-Каждый опытный маг должен владеть самыми разными приемами. Но начинающим рекомендуется осваивать то, что им ближе, а достигнув успехов в определенном виде магии - обучаться всему прочему. Сегодня мы, в отличие от наших обычных тренировок, пойдем от обратного. Не будем пытаться найти в той или иной стихии отклик на свои действия, а постараемся понять себя - какая из стихий нам ближе.
Наемник поднял первый брусок - железный. Затем разжал пальцы, и брусок повис в воздухе. Затем маг показал, как из деревянного - прорастают светло-зеленые молодые побеги, а от стеклянного - расходятся дуги тысяч радуг.
Бойцы наблюдали с восхищением, но один поднял руку. Маг кивнул ему, и тот, встав, спросил:
- А зачем нам учиться делать радуги? Или что-то там растить из дерева? Как это воевать поможет?
Наемник покачал головой:
-Ты не понял... Можно проделать вот это - то, что я сделал - и многое другое. Можно выжать воду из стекла, сделать железо мягким... Это абсолютно никак не поможет воевать - само по себе. Но это поможет вам понять свои силы. Что вам удается лучше всего? Какие заклинания? Допустим, вы сумели поменять цвет у образца. Это никак не поможет вам победить опытного мага. Но нам будет ясно, что вам может удаться маскировочное заклинание. Это я говорю для примера, вы должны пытаться применять самые разные заклинания, любую магию.
Вы думаете, военная магия появилась сама по себе? Да, есть множество заклинаний, которые придумывают маги-теоретики. Но есть и такие, и их большинство, которые появились из совершенно обыденного волшебства. Допустим, многие маги-оружейники пользуются формулой изменения железа - делают его более мягким в момент создания оружия или смешивают с иным металлом. Но изначально эта формула была придумана обычным магом-кузнецом...
Словом, на этом занятии вы будете экспериментировать. Вы должны произвести какое-либо изменение материала - будь то цвет, форма, свойства... Я дал вам три образца для экспериментов, они из разного материала. Вы выбираете для ваших опытов любой, с каким у вас лучше получается.
Вопросы есть?
У бойцов не было вопросов. Они с энтузиазмом принялись за работу.
Ти"арг молча ходил между рядами и наблюдал за беспорядочными попытками начинающих магов. Почти ни у кого не получалось или выходило нечто несуразное. Витиеватый узор, прошедший по стеклу... краешек обуглившейся деревяшки (ага, вот оно, у этого солдата пойдут заклинания огня - но как слабо получилось...), железо, заблестевшее с одного бока, словно его отполировали (любопытно, какое заклинание этот боец пытался применить, подумал Ти"арг)...
-Не зацикливайтесь на одном заклинании или одном материале. Пробуйте, экспериментируйте, ищите, - повторял наемник.
Только у нескольких бойцов получилось нечто, стоящее внимания. Ти"арг вызвал их к себе и попросил показать всем, что они сделали. Первый солдат со смущенным видом произнес заклинание и по стеклу пошли легкие трещины.
-Отлично, - сказал Ти"арг. - У вас будут получаться силовые заклинания. Вам нужно выучить наизусть формулы разбивания и раскалывания. Учите, пробуйте...
Второй показал, как железный брусок стал ледяным, от него шел легкий холодный пар.
-Что ж, тренируйтесь, пока очевидно, что у вас пойдут замораживающие заклинания.
Еще у одного бойца все три бруска отчего-то стали темно-синего цвета. Причем он сам не смог объяснить, что он для этого сделал.
-Может быть, маскирующие заклинания... Попробуйте разобраться в своих ощущениях, какую стихию вы используете для преобразований. Это может оказаться бесполезно, но может выйти и нечто интересное.
В конце урока маг дал задание всем тренироваться и повторять те заклинание, которые хоть отчасти получались у них на уроке.
Ти"арг велел Имлину прилетать сразу к нему домой.
Вечером наемник сидел на балконе, потягивая красное вино из высокого бокала и глядя, как гаснет на оконных стеклах огонь закатного солнца. Город лежал перед ним - живой, многоликий и многоглазый, засыпающий, чужой, но не враждебный. Имлин опустился на балконные перила, потом перепрыгнул на столик перед Ти"аргом. Тот протянул руку и погладил воробья, забирая сегодняшнюю добычу. Потом пододвинул к Имлину заранее приготовленное блюдце с водой и рассыпал на столе крошки от сдобной булки.
А сам откинулся на спинку стула и стал обдумывал то, что он увидел сейчас глазами Имлина.
Перед лицом появились, колеблясь от слабого ветерка, светло-зеленые листья. Они были огромные, монастырь - необычайно высоким... Картинка двигалась вверх и вниз - оттого, что ветка, на которой сидел Имлин, покачивалась.
За окном, в светлой комнате, сидела Урсула. Она что-то писала, то и дело улыбаясь своим мыслям или задумчиво покусывая кончик пера. Но Имлин какой молодец! Он перелетел на подоконник и начал расхаживать туда-сюда. Конечно, принцесса бросила перо и подбежала к окну, принялась гладить черного воробья, достала несколько печеньиц и раскрошила перед птицей.
Чужие чувства, воспоминания, сны... Нахлынувшие на него как водопад - без хронологии, вне логической последовательности... Словно волны времени, несущие все подряд - и важное и бесполезное...
Ти"арг закрыл глаза, пытаясь упорядочить захлестывающий его поток чужой жизни...
...раннее утро. Солнце заливает комнату, ветер шевелит тонкие белые занавески, запах жасмина и свежескошенной травы из окна - какой будет день, что он принесет? Конечно, что-то радостное и счастливое...
...в саду они идут вдвоем по дорожке. Какой он, ее будущий жених, что он сейчас думает? Страшно будет уезжать с почти чужим человеком в незнакомую страну... Он отстает на несколько шагов, срывает цветок, протягивает ей из-за плеча. Его черные волосы падают на лоб, когда он слегка поклонился ... Его рука дотрагивается до ее руки... Неожиданное чувство защищенности, его силы и уверенности... Он необыкновенный... чужой, но уже немного родной...
...странный сон. Темный огромный зал. Не то, чтобы было страшно, но знание, что сейчас ей навстречу идет человек, от которого зависит ее судьба...
...прозрачные, беспокойные воды реки, голубые камни на дне...
Ти"арг открыл глаза, медленно возвращаясь в реальность - ночная столица, редкие дирижабли, угадываемые по огням, неспешно движущимся в черном ясном небе, прохлада, пробирающаяся даже под высокий воротник мундира.
Он перешел в комнату, прикрыв дверь на балкон. Опустился в кресло. Снова принялся перебирать воспоминания и сны Урсулы, словно перекатывая в ладонях морские камешки - теплые, холодные, острые или выскальзывающие из рук. Одни были ненужной галькой, другие - отшлифованными волнами разноцветными кусочками стекла. А найти надо было янтарь или сердолик...
Его тревожили те сны Урсулы, в которых была река. Что-то странное, неясное было в этих снах, но Ти"арг никак не мог ни почувствовать, ни угадать, что именно. Однако одно воспоминание, безусловно, нужно было вынуть из памяти принцессы - то, где ее жених протягивал ей цветок. В тот момент она его почти любила... Ти"арг недовольно нахмурился. Ясно, что принцесса ничего не понимает ни в жизни, ни в чувсвах. Кого она сейчас может по-настоящему любить? Это всего лишь желание любви, и ничего больше.... А, может быть, использовать это воспоминание и убрать все, кроме последнего - рука, протягивающая цветок и дотрагивающаяся до ее руки? Да, это было бы правильно. И подсказать заказчику, что именно такую сцену нужно разыграть... (Ти"арг представил себе того, чей отталкивающий лик ему нужно было вложить в воспоминания принцессы, и покачал головой).
Что ж, у него есть приблизительный план действий. Пожалуй, он начнет завтра...