Левская Ольга Сергеевна: другие произведения.

Ключ от дверцы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если бы двери восприятия были чисты, все предстало бы человеку таким, как оно есть - бесконечным. Эпиграф из Уильяма Блейка к "Двери восприятия" Олдоса Хаксли.


   Вся информация, все ассоциации и все аналогии - на моей совести, с которой я пью на брудершафт. Томатный сок.
  
   Часть первая, где я излагаю свои критерии восприятия.
  
   Всю свою сознательную жизнь - примерно с 4 лет - я была и остаюсь читателем.
   В 6-м классе моя скорость чтения достигла примерно 200-250 страниц в час.
   И только в 30 я научилась читать медленно.
  
   Оценка психоделии.
  
   Знакомство с психоделическим воздействием литературы на мою бедную голову официально началось с Борхеса. Бедную - потому что впечатлительную. Официально - потому что расширения сознания, "Ясная Душа" - наступали и раньше.
   У каждого есть свои пороги чувствительности по различным каналам восприятия. Одни "Двери восприятия" распахиваются легко, как форточка от ветра, только тронь. Другие подпираются сложной системой запоров и крючков - сознание защищает свое состояние, свое "Я".
   Психоделия в искусстве - древняя и ежедневно заново открываемая - и закрываемая - страница.
   Для открытия дверей обычно работает Ведущий Канал Восприятия.
   То есть визуала можно бить по ушам отборнейшими музыкальными шедеврами, но включится канал, только когда он соизволит закрыть глаза и разрешит уйти видимым глазами крючкам реальности.
   Кинестетик должен порами впитать подкладываемую ему мягкую дорожку к Дверям.
   Я знаю аудиала, которого медикаментозно выводили из измененного состояния сознания (измененки) - после "The Cure". Пост-панк поверг его туда, куда совершенно не способны были завести апологеты сайкоделик мьюзик.
   Густаторов и олфакторов - единицы. (Пример олфактора - Парфюмер Зюскинда, но в жизни людей, различающих запахи первобытно, все меньше.)
   Все больше дигиталов - людей, воспринимающих мир через логику. Людей, чьи Двери Восприятия открываются только топором. Или нежной кистью гипноза, если удастся поймать его и привязать. И не факт, что у него не поедет крыша. Шучу.
   Поэтому любые попытки оценить чужую психоделию, если убрать все тенистые аллеи дипломатии, сведутся к "цепляет - не цепляет". И обаяние "Пота Сознания-2" - в расширении авторского сознания, только каналом в данном случае служит наше Социальное.
   В "Раю и Аду" Хаксли перечислены основные единые для расширений сознания признаки.
   "С точки зрения обитателя Старого Мира, сумчатые чрезвычайно странны. Но
   странность - это вовсе не одно и то же, что случайность. Кенгуру и утконосам
   может недоставать правдоподобия; но их невероятность повторяется и
   подчиняется узнаваемым законам. То же самое истинно в применении и к
   психологическим существам, населяющим отдаленные регионы нашего ума.
   Ощущения, испытанные под воздействием мескалина или глубокого гипноза,
   определенно странны; но они странны с определенной регулярностью, странны
   согласно схеме."(С)
  
   Ощущение света и сочности цвета, изменение ощущений.
   Ощущение бесконечности всего.
   Отсутствие негативых и позитивных оценок, внесоциальность. "Безоценочное восприятие вещи"(С)
   Ощущение связи со всем миром - "Бога как Абсолюта" (С).
  
   Если к этому добавить индивидуальность каналов - мы опять-таки получим пятибалльную систему оценивания.
   Но это не будет честно - психоделия - там, где есть все перечисленное. Кусок рыбы - это не рыба, живая и шевелящая плавниками.
   То есть - как при приеме на конкурс ставили преноминаторы: 0 или 10.
  
   Оценка искусства.
  
   И вот эта часть в моем исполнении совершенно не претендует на знание предмета. Потому что, прочтя тысячи произведений и получив лингвистическое образование, я, вслед за Борхесом, не согласна с солидным списком регалий современности.
   "Возможно, что чувства, возбуждаемые литературой, вечны, однако средства должны меняться хотя бы в малейшей степени, чтобы не утратить свою действенность. По мере того как читатель их постигает, они изнашиваются. Вот почему рискованно утверждать, что существуют классические произведения и что они будут классическими всегда.
   Каждый человек теряет веру в свое искусство и его приемы. Решившись поставить под сомнение бесконечную жизнь Вольтера или Шекспира, я верю (в этот вечер одного из последних дней 1965 года) в вечность Шопенгауэра и Беркли."
  
   Так и моя вера в вечность произведений отлична от веры социума.
   Все произведения так или иначе я делю на :
   1) те, где для меня с самого начала очевидны логика и намерения автора, но качество - язык, слог - мне не нравится. Что индивидуально. (Пример - Минаев "Духless")
   2) те, где для меня очевидны намерения и цели автора, и мне нравится качество произведения. ("Драма на охоте", Чехов; "Преступление и наказание" Достоевский)
   3) те, где мне приходится размышлять одновременно с автором и я совершаю ряд умозрительных открытий. ("Двери восприятия", Хаксли)
   4) те, где автор заводит меня туда, куда сама я не попала бы.
   Психоделия для интеллекта. Кортасар, Толстой, Кундера, Павич. Борхес, Маркес.
   Первое - читаю, когда нет под рукой 2, 3, 4. Или не читаю.
   Между 2, 3 и 4 нет иерархии. Это просто разные виды моего любимого занятия. Поэтому баллы - опять-таки не подходят.
  
   Часть вторая, в которой я озвучиваю свое ИМХО (In my humble opinion), включая личные обращения и заметки на полях.
  
   Итак, сразу несколько слов ушедшим из конкурса но значимым для меня фигурам, тем, кому я ставила высший балл.
   Виртуал Михаил Стул ("Будапештская библиотека" так искусно сшита, что я не удержалась проверить пару фраз по поисковикам - все время преследовали тени великих). Ваше произведение для меня - тип 4. Шутка гения здесь равно гениальная шутка.
   Если Вы заглядывали ко мне в ЖЖ и разбираетесь в одноглазых пчелах - то я Вас знаю.
   Роза это роза это роза. Но эти ножки стула были ножками стула были Св.
   Михаилом и всеми ангелами... Я взял первый попавшийся том. Это был
   Ван-Гог, а картина, на которой открылась книга, оказалась "Стулом"...
  
   Скади. Вы - хороший и родной мне тип 2. Рядом с моей любимой Диной Рубиной - "Астральный полет души на уроке физики".
  
   Рейнард Люкас. Ваш "Пузырь" сочетает легкость Кортасара и легкость формулировок Маркеса. Жаль, что это скорее миниатюра. Только распробовала...Тип 2.
  
   Теперь о втором туре.
   Все рассказы я разделила бы на:
   те, которые мне недоступны для восприятия.
   Я не верю им, как Станиславский на репетиции. И соответственно не могу оценить как читатель.
   Это:
   "Фиолетовый кенгуру"
   "Цирк, который всегда со мной"
   "Метаморфозка"
  
   И те, которые я оценила каким-то образом.
  
   Если произведения делить по общим для меня признакам, то они делятся на четыре группы.
  
   Первая группа, вызвавшая множество ассоциаций, приятных и забавных. Читая эти рассказы, я вспомнила Викторию Токареву с ее миниатюрой "Счастливый конец" / "Я умерла на рассвете, между четырьмя и пятью утра...-Ну, что тебе?- спросил муж оскорблённым голосом. Он не любил, когда его беспокоили в выходной день."/
   (У нее же есть рассказ "Рубль шестьдесят - не деньги" / "Возле метро "Новые Черемушки" в ларьке продавались шапки-невидимки. Шапки были бежевые с помпончиком на макушке, походили на лыжные. Их никто не брал." / и еще множество подобных.)
   Хотя я люблю Токареву, (тип 2), эти рассказы я не считаю психоделией.
   Как и Мамлеева.
   Как и Рэя Бредбери с его "451 градус по Фаренгейту".
   Как и весь следующий список.
   Это: рассказы-аллегории:
   "Темнота" ,
   "Перфоманс под дождем"
   "Фонарь и голубь";
   соц-фикшн:
   "У подъезда",
   "СМС-преступник".
   "Слава Пенушкин, который умел летать" - очень напоминает уже мною названный "Астральный полет души..." в соединении с Токаревой.
  
   Вторая группа. Рассказы-"раскладушки", в которых за гранью реальности прячется другая грань мира - мистика или посвящение глазами стороннего зрителя. Интеллектуальное наблюдение исключает для меня психоделичность.
   "Куда уходят клоуны?"
   "Из биографии Льюиса Кэрролла"
   "Коллекционер Кошмаров" - в духе Шекли или Бредбери, помноженным на Подводного. Не психоделия для меня- ибо в моем сознании это вполне вмещается и без Открытия Дверей.
   Аналоги в литературе - "Мареновая Роза" Кинга, "Тени грядущего зла" Брэдбери.
  
   Все перечисленное читается легко, вкусная литература широкого профиля. Большинство - прочный тип 2.
   Но с моим читательским бэкграундом все это не кажется психоделией: это тот самый бредберевско-токаревский "внежанр". Постмодерн - безусловно.
   Если будут вопросы - к каждому рассказу из конкурсного списка я могу подобрать несколько аналогичных, прочитанных у разных авторов в разное время. Если интересно - потом сделаю выборку.
  
  
   Третья группа. Психоделия - из категории "жесткого кайфа" (я с давних пор делю кайф на "чистый" - свободный от примесей, и тот, который пользуется запрещенными приемами для воздействия на мое сознание, назову его "жесткий" - основанная на помещении сознания читателя в чужое тело с новыми ощущениями (где-то а-ля пелевинские "Из жизни Насекомых" и "Затворник и Шестипалый", где-то опять-таки Шекли)
   "Драйвтекк"
   "Рокфеллер, НЛО и смысл жизни",
   "Божья коровка"
   "Ожидание в раю" (Мамлеевым повеяло. В хорошем смысле.)
   Я уважаю такой тип творчества, и читаю "единоразово" для занесения в реестр. В этих вещах для меня - дискомфорт или переизбыток болевых точек.
  
   Четвертая группа. Психоделия, которая будет перечитываться мной. Из которой я запомню цитаты, и буду смаковать. И буду считать классикой нашего века.
   "А.Л.Х.И.М.И.Я." - много отголосков - в том числе Олди, Борхес и еще что-то забытое. Каждое прочтение добавляет несколько дюймов в раскрытии дверца восприятия.
   "Когда расцветают вишни..." - хорошо, вкусно, не хочу даже вспоминать аналогии - незачем. Спасибо.
   "Шалтай-Болтай и устрицы" - рассказ-зерно, который должен вызреть в читателе. Рада второму этапу - потому что перечитывание спустя время - как раз та влага для роста. Особенно хочу отметить - что этот рассказ в первом этапе вообще не вошел в мое сознание. Я ставила низкий балл - а сейчас он меня заполнил, и "это пять." (С) Замечательно.
   "Несущественное" - своего рода исключение. Это не психоделия в моей интерпретации, видимо, потому, что таковое состояние относится к одной из моих норм. Но я ставлю высший балл, потому что полюбила и буду перечитывать.
  
  
   Приложение:
      --
В. Токарева, Счастливый конец
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Джейн "Чертоги разума. Книга 1. Изгнанник "(Антиутопия) Д.Маш "Золушка и демон"(Любовное фэнтези) Д.Дэвлин, "Особенности содержания небожителей"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) А.Чарская "В плену его демонов"(Боевое фэнтези) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) Н.Любимка "Черный феникс. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) В.Свободина "Эра андроидов"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"