Лифантьева Евгения Ивановна : другие произведения.

Веское мяу по поводу "Твари внутри..."

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Упражнения для школы критиков им. В.Г. Белинского


Алк. Тварь внутри тебя

   Честно говоря, я обрадовалась, когда в качестве "наглядного пособия" выбрали именно этот рассказ. Он мне понравился, в первом туре я поставила ему девятку - не смотря на все его косяки. Потому что это рассказ, который:
   - мне интересно было читать,
   - чувствуется, что автор - умный человек, задумывающийся над интересными темами,
   - автор попытался "откусить кусок больше себя", а наглость нужно поощрять.
   Теперь по порядку.
   Идеи.
   Идеи - интересные. Если немножечко поразмышлять вместе с автором, то получается, что не только о том, что "мы с тобой одной плазмы". Рассказ этот и о происхождении разума, и (если копнуть поглубже) - об идее Творца.
   Вспомним Священное писание. Сотворил Бог человека по своему образу и подобию. А на хрена, спрашивается? Зачем ему, Богу, человек нужен был? Попробуешь такой вопрос священнику задать - пробормочет что-то типа: "Чтобы славил человек Бога в молитвах своих". В лучшем случае. Если не пошлет с формулировкой "пути Господни неисповедимы".
   А теперь посмотрим: что же такое молитва? Посыл ментальной энергии к Богу. Э?
   Алк: "Чтобы взять энергию, мы должны вступить с пищей в ментальный контакт... Мы брали у них энергию понемногу, давая достаточно времени, чтобы восстановить силы".
   Значит, кто мораги по отношению к обитателям планеты Самариты? Угу, правильно - Творцы. Именно так - с большой буквы. Боги типа.
   Можно другие аналогии найти. Возьмем выражение "агнец Божий"... Агнец... Баран то бишь... (Эх, люблю баранину с чесночком...) Еще моментик: другое наименование христиан - паства. В смысле - те, кого пасут. Стадо. Правда, не знаю, какое: дойное или на мясо откармливают...
   Что? Грубо, говорите? Типа, от молитвы на верующего благость нисходит? Но и счастливые самаритяне в момент их "доения" еще и плюшки получали.
   Алк: "Чтобы взять энергию, мы должны вступить с пищей в ментальный контакт. А он оставляет следы, влияет на память, развитие, ну и ... лек, который отдавал энергию пять или шесть раз, становится на задние лапы, собирает стаю, хватается за палку, выходит на охоту. Через несколько поколений пища становится разумной".
   Гы-гы!
   Одна беда: у Алка боги-мораги вели себя совершенно не по-божески. Нет бы тихо-мирно, как приличные боги, пасти свою паству, стричь баранов то бишь, периодически устраивая им какие-нибудь казни египетские, чтобы те страх не забывали. Нет же! Эти долбанные гуманисты "уходили, отказываясь от собственных миров", как только поумневших благодаря им скотин становилось слишком много. Типа, уважали чужой разум... Естественно, получившая самостоятельность "паства" постаралась забыть о своем продовольственном происхождении. Но обиду на своих Создателей затаила. Типа, создали, наградили разумом - бросли на произвол судьбы... К бывшим богам самаритяне не испытывали никаких чувств, кроме ненависти.
   Еще одна аналогия - "братание" главного героя, Стаса Лаврушина, с морагами. Скажите, что есть, как ни взаимный вампиризм, доживший до нынешних времен обряд братания, когда кровь двоих смешивают с вином и пьют? Хе-хе...
   В-общем, я читала и стебаться по поводу вложенных (вольно или невольно) автором в рассказ смыслов.
   А теперь о косяках.
   И первая рассуждалка - об адресной группе.
   На кого рассчитан рассказ? На романтичных любителей фэнтези, если судить по пышной апокалиптике "зачина"? Или на ироничных любителей детективов, если брать во внимание только основное "тело" рассказа? По-моему, автор и сам не знает ответ на этот вопрос. Иначе бы не сделал глупость, попытавшись соединить несоединимое. Яркий, эмоциональный "сон" в начале рассказа выглядит как на корове седло. Понятно, что без полученной во сне информации Стас ни в жисть бы не разобрался в проблеме. Но ставить его отдельно, таким вот совершенно чуждым всему остальному куском - это ошибка. Кроме того, на более трезвомыслящих людей подобные пышные описания как-то не особо действуют. Начав читать "Тварь..", я было подумала, что это - очередная патетическая фэнтезюшка. Захотелось закричать: "Я Моррраг! Я Ужас, летящий на крыльях ночи! Я - гвоздь в сапоге, я чирий на заднице!"
   Гораздо функциональнее было бы разбить сон на 3-4 кусочка. Показать, как мораг постепенно пробивается к сознанию Стаса, вступает с ним в контакт. Не сказать, что кошмары повторялись каждую ночь, но показать это. К тому же кошмар не обязан повторяться дословно - это же не видеозапись.
   В общем, всю эту пафосную лирику сна я бы убила нафиг. Весь остальной рассказ четко построен по принципу детектива. Есть преступление (уничтожение населения города), есть сыщик (посредник Стас), есть преступник (тот самый энерго-вомпер). Задача сыщика - найти виноватого. Конечно, я говорю о классическом детективе, в котором для достижения цели сыщиками используются преимущественно мозги, а не огнестрельное оружие.
   Кстати, в детективах особых претензий к языку и не должно быть. Герои могут произносить штампованные реплики, но если сюжет закручен, а загадка хитра, то на этот самый стиль-язык никто внимания не обратит. Главное, чтобы понятно было, о чем речь идет, чтобы слова не мешали восприятию смысла. Это - закон жанра. Детектив один из самых безэмоциональных направлений экшена. В нем главное - мысль, а не страсти и прочие розовые сопли.
   Честно говоря, истекаю ядом зависти по поводу наглости автора. Интеллектуальный детектив вообще - очень сложный жанр, где нужно уметь дозировано выдавать информацию. В идеальном случае читатель за полторы странички до финального монолога сыщика имеет возможность догадаться, кто убийца. Если мозгов хватит, конечно. А фантастический детектив - того сложнее, там не действует правило "здравого смысла". Откуда мы знаем, какой он - здравый смысл - у зелененьких человечков?
   Автор попытался построить рассказ по принципу детектива - и увяз в том, что герой просто не может расследовать преступление. У него нет информации. Самаритяне не колются, глобальная сеть дает какие-то обрывочные сведения, остаются только смутные сны... Тут было бы неплохо информацию об истории расы орионских м`раугов вложить не в уста бедолаги, застрявшего на Самарите, а в уста того приятеля Стаса, с которым он побратался до того как. Ведь история собственной расы для морагов - не тайна, почему хорошему приятелю не рассказать? А то... Не знаю, каким надо быть извращенцем, чтобы совместить в голове умницу и философа - побратима - и монстра, перебившего целый город... А вот если бы Стас до того, как попал на Самариту, знал, что раньше орионцы питались разумными...
   В прочем, все, что написано выше - мое ИХМО. Позволила его себе потому, что автор кажется очень близким по духу. После конкурса - жду в гости!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"