Лифантьева Евгения Ивановна : другие произведения.

Мысли ётунов. Необязательный блог

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Поняла, что хочется вести что-то вроде блога. А то мысли формулируются, а места, где имеет смысл их озвучивать, нет


  12.01.2010
  
   C опозданием посмотрела 'Аватара'. Хотела что-то написать, но вдруг нашла в ЖЖ Сергея Калугина вот эти два поста. Лучше я не скажу.
   Для тех, кто не в теме: Сергей Калугин - поэт, музыкант, лидер группы 'Оргия праведников'.
  
  "Посмотрел "Аватар". Потрясён. В последний раз такое шоковое состояние от восприятия произведения искусства (не ржать!) испытал в глубокой юности - помню, как нервно курил на балконе после какого-то рассказа Андреева, где поп пытался кого-то воскресить и хуй вышло. Теперь - конкретика.
   1) Техника. Это пиздец. Вот так же, я думаю, приходнуло народ, ломанувшийся с "Прибытия поезда" братьев Люмьер на улицу, - перепугались, что раздавит. Прошло несколько лет, и поезд уже никого не пугал. Понимаю, что очень скоро с технической стороны этот фильм будет восприниматься совсем иначе - как первая, наивная и примитивная попытка найти тот новый язык киноискусства, который давно стал обыденностью и приелся. То есть будут ржать. Ну и что. Мы-то живём сегодня. И сегодня - я в восторге. Немного поразмышляем в бердяевском ключе ("Смысл творчества" и вся ботва). Почти изначально ( а в Европе - уж точно со времени Возрождения) чуть ли не самой увлекательной стороной человеческой деятельности было соперничество (сотрудничество, кому что ближе) Богу в деле создания мира (миров). Живопись и художественная литература - попытка первая. Человек, следуя врождённому (Образ и Подобие Божие, или "Будете как Боги " - кому что ближе) инстинкту, СОЗИДАЛ МИРЫ, созидал так, как делал это Творец. Созидал и созидать будет, потому что только это и интересно, а всё остальное - ни уму ни сердцу. На Страшном Суде разберёмся, что это было - теургия или диавольское наваждение соперничать Господу. Я лично думаю, вслед за стариком бердяем, что это, типа, клёво. А кто щщетает это диавольским наваждением, пусть, типа, сосёт кеглю. Накрыв её клобуком. Но можем абздаться, говно вопрос. Тогда придётся всю вечность проторчать на сковороде, одно утешение - в хорошей компании. Так вот. Попытки созидать миры - история совершенствующаяся. За книгой - театр. За театром - кино. Реальность рождённого автором мира становится всё плотнее. Сегодня - компьютерные игрушки ( Кстати! Каждый неравнодушный к .... традиции человек обязан немедленно поставить игрушку "Эдвинити 2" ! Там персы НАСТОЛЬКО правильно приветствуют друг друга при встрече, и при этом НАСТОЛЬКО правильно делают ручкой....Я обомлел. Ребза, Европа ще не вмерла. Ривайвл грядёт!), и вот теперь - камероновский прорыв. Дело за запахами, тактильными ощущениями - ну, я думаю, недолго осталось ждать. Миры. Миры. Созидать миры. Бездны миров дремлют в нас и ждут момента актуализации. Паникёры уже сравнили фильм с ЛСД - о, да! Это - оно. Бойтесь, ребята. Нажравшийся ЛСД чувак - навсегда чужой. К нему бессмысленно приставать с вашим любимым вопросом : "Что ж ты, сука, в танке не сгорел?". Отсюда мы органично перетекаем в
   2) Часть сюжетную. Ну, тут всё просто. Фенимор Купер, Шульц, и прочий майнрид. И в конце - хеппиэнд.И это, ребята - офигенно клёво! Я рос в советские времена. А в те времена, детки, хеппиэндов НЕ БЫЛО. ВООБЩЕ. СОВСЕМ. НИКОГДА. Любой фильм кончался тем, что всех убили - и тут раздавалась бравурная музыка, и наконец-то приходили НАШИ, но всегда, сука, опаздывали, и всё, что им, пришед, оставалось - это пролить слезу над телами павших героев и пообещать в экран торжественно, что, сука, за этих павших героев, к которым мы так прикипели за полтора часа экранного действа, они (пришедшиие наши) - врагам маму виебут, папу виебут,мамин гроп вие... В общем, это не слишком утешало. И переводная литература была только с трагическими финалами ( а какие ещё финалы могут быть у книг, написанных при проклятом капитализме, а?! Вспоминаем - "Прощай, оружие!", "Три товарища", "Зима тревоги нашей"....) . И всякий рассказ, даже про воробьёв ( Сволочь этот Сетон-Томпсон!) кончался каким-то армагеддоном. И вот, когда мне было 12 лет, я случайно взял в библиотеке книжку Джеймса Кервуда ( он, как я знал, писал про животных, и там тоже всегда всё кончалось хуже некуда, но я привык, я другого не знал) - а там оказалось совсем не про животных, а про любовь, и в конце был....был...Первый в моей ёбаной советско- достоевской жизни хеппиэнд! Я просто охуел. Я плакал пол-ночи. А потом сел переписывать эту книжку, потому что её нужно было отдавать в библиотеку, а я НЕ МОГ С НЕЙ РАССТАТЬСЯ. Я пол-книги переписал. Потом сдох. Но ЭТО БЫЛО СЧАСТЬЕ! Это был сокрушающий удар по моему, тщательно сформированному любимой родиной, садо-мазохистскому сознанию. Оказалось - что МОЖНО ИНАЧЕ! С тех пор я ничего против самых слюнявых голливудских хеппиэндов не имею. И только повторяю вслед : "Летите, голуби, летите!". Я очень рад тому факту, что для того , чтобы получить половое удоволетворение, не нужно непременно быть повешенной пионеркой-героиней в разорванном платьице. Что можно и по-человечески как-то. Отсюда мы органично перетекаем в часть
   3) Идеологическую. А вот тут ребята.....(продолжение следует).
  Дамы не возражают, если я закурю?(с). Вчера я мальца перебрал с пивом, и, как следствие, с обсценной лексикой. Посему налагаю на себя епитимью - сегодня данная лексика мной употребляться не будет. Итак. На повестке - идеология "Аватара", в которой сладострастно поковырялись доморощенные конспирологи. Подробно разбирать их конструкты мне лень, основные их мысли следующие: фильм - продукт либерал-масонской закулисы, зомбирующий население с целью поймать русского(белого) и заставить его делать что-нибудь нехорошее.
  Трахать овец там, кидаться на шею к "Аль-Каиде" и убивать ближних, защищая от них крыс и бродячих собак, там вопщем-та. И когда мы все вымрем от секса с овцами, растворимся в мощных кавказских генах и перестреляем друг-друга в боях за экологическое счастье, закулиса придёт и зохавает нашу нефть и минералы. И будет им щщастье, а мы будем синюшно гнить в могилах, над которыми не вырасти цветку акации. И православный поп нас не отпоёт, ибо предались мы нью-эйжду и неоязычеству, тщетно пытаясь срастить русую косу с конской гривой. Опомнись, славянин, типа. Ну и ещё пропаганда Власова (нынче без Власова просто никуда - мода такая). Типа, фильм учит предательству. И нет на синюшного мерзавца нового Тараса Бульбы, который вогнал бы ему в лоб крест восьмиконечный, а в зад - осиновый кол - дескать, не любись со зверьками, сыне. Не оскорбляй пренебрежением дупло, даденное тебе для сношений с Родиной. Такие дела.
  Грустно это. В смысле - грустно, что в этаком сумраке люди живут. Я думаю, подари им ботинки, - они побегут сдавать их на анализ, чтобы убедиться, что ты им в них грибков насовал. И анализ будет положительный, ибо споры с их собственных рук в эти ботинки по дороге насыплются. И будь ребята чуть разумнее ,догадались бы собственные руки полечить, а не шипеть злобно на тех, кто им подарок сделать пытался. Подумаем вот о чём. Всех возлюбивших фильм его ниспровергатели радостно записали в зоофилы. Дескать, понравились синенькие-хвостатенькие? А черную козу не хотите? Гы-гы. Ребят, а вы не задумывались, о чём говорит ваша страсть к суровым, но справедливым полковникам со шрамом через всю рожу? Которых нельзя предавать, ибо они - РОДИНА? К портянкам и казармам? В лучшем случае - о горькой безотцовщине. В худшем... Не будем о худшем. Тревожить тень Фрейда - дурной тон.
  Вообще - да. В смысле, я тоже узнаю в полковнике - РОДИНУ. Ту самую, которая вламывается к тебе с вопросом : "Что ж ты, сука, в танке не сгорел?". Я эту физию хорошо изучил со времён пионерского детства. И сегодня выражение на ней ничуть не изменилось. Она, родимая. И ей до тебя всегда есть дело. "Сегодня он играет джаз, а завтра будет пидарас!", "А сало русское едят!", "Не выкидывай хлеб в корзину!", "Джинсы надел? А как же ПАРТИЯ?", "Немедленно постричься, я сказал!", "За тебя деды кровь проливали!", "Тебя родина вскормила-вспоила, а ты ...ОТЩЕПЕНЕЦ!".
  Это мурло системы, в Америке она та же, ничуть не лучше. Мурло это лживое насквозь, за ним действительно всегда стоят интересы кучки сволочей - политбюро или рокфеллеров, которым так нужно затолкать тебя в мясорубку и послать сгорать в танке ради собственных властных оргиазмов. Вот это самое мурло и очаровало новое поколение "антилиберастов" всех мастей. Им без такого вот мурла - никак. Оно им представляется залогом стабильности, цельности общества, национальной идеи, победы над вшивым гуманизмом. Даже самурайскую этику приплели, Бог ты мой...
  Именно это мурло приходило в своё время к Нему с деловым предложением : " Все страны мира дам тебе, если, пав, поклонишься мне". Оно повсюду, в самых разных обличьях - в клобуке, в папахе, в фуражке, лысое, набриолиненное... Отовсюду оно тебя пытает : "Но ведь ты белый? русский? европеец? христианин? православный? коммунист? национал-социалист?демократ? москвич? американец?" И попробуй только ответить "Да!". Сразу же кинется на шею с криком : "Ты же наш, наш, сука! Так что ж ты, сука, в танке не сгорел?".
  И заставит подписаться под тысячей мерзостей, потому, что ты НАШ, НАШ! А НАШИ - так делали, и ты, что, от ответственности уклониться вздумал?! ОТЩЕПЕНЦЕМ, СУКА, СТАТЬ? Православный? Изволь любить Иосифа Волоцкого, изобредшего клетку шипами внутрь для вразумления еретиков. Белый? Вали гавно! Американец? Мочи иракскую шваль! Коммунист? Пиши донос на отца и мать. Национал -социалист? Рыцарями бредишь? Жги деревню! Мусульманин? Взрывай роддом! Вот по этой физии Камерон со всем хипповым пацифизмом и навалял. Виртуально, разумеется, - что с хиппаря взять. Он стрелять не обучен, он разрушать не умеет. Созидать - другое дело. Но такая виртуальность покрепче иного реала будет. Видать достала его Отчизна до печёнок. И он её...ПРЭДАЛ. И нас к тому же зовёт, вот ведь сволочь, а? Поговорим о предательстве.
  (Ну, не о других же планетах говорить. Потому что, ребята, не надо детского сада. Какие другие планеты? Первый фильм о другой планете снимут не раньше, чем мы на неё в реале слетаем. "Аватар" - о нас, о земле. О лесах Амазонки, которые уничтожаются стахановскими темпами, о дальневосточной тайге, от которой остаётся лысина, о засранном Байкале, о плавучей австралии из пластиковых бутылок и пакетов, под которой гибнут последние киты (болтается в Тихом океане, слыхали?). О КРАСОТЕ нашего мира, нашей природы. Приходится посмотреть на неё отстранённым взглядом, пририсовав лошадям пару лишних ног, чтобы ВСПОМНИТЬ, как же красиво это всё, чёрт возьми! Вот чёрт и берёт, он не большой любитель красоты. Его больше привлекает эффективность. )
  Так вот, о предательстве. Во-первых, все, кричащие о том, что герой фильма предал нацию и расу ради чернож...простите, синежопой б...девушки (НАС НА БАБУ ПРОМЕНЯЛ! ЗА БОЧКУ ВАРЕНЬЯ!) и комфортные полёты на дракончиках и комфортное перемещение на 2х ножках, упускают из виду простой момент - путь к этим радостям для героя лежал через бой. Бой, из которого очень проблемно выйти живым, в котором скорее всего должны были погибнуть и он, и его хвостатая кришноподобная возлюбленная. Так за бочку варенья не воюют. Так воюют ЗА ИДЕЮ. И ПРОТИВ ИДЕИ. Бонусы и ништяки прилагались и с противоположной стороны - полковник ножки обещал. А значит - полноценную жизнь.
  А вот ИДЕЯ, ради которой наш герой примитивной детской сказочки, сдвинувшей крышу половине планеты , кинулся на ящерице против вертолётов, - она мне ясна и понятна. И не потому, что я радужный хиппи, звезданутый экологист, и на досуге плету феньки и питаюсь кактусами, и жду эры водолея. Засуньте в афедрон весь этот "Путь к Себе". Я попросту - сын ЛЕСНИКА. Компрене ву? Офиссные тролли могут не трудиться задавать мне "мужские" вопросы, которыми они так любят тиранить экологистов. Дескать, а сам -то ты, любитель природы, в ней выживешь без вай-фая? Вытрите слюни с клавы, мальчики. Это вам под кустом в "Серебряном Бору " - пиздец , мужественные вы наши, уроки ножевого боя посещающие. (Надо же! Не удержался!).
  Так вот, как сын лесника, я делю человечество всего на две категории - это органическое, это с детства, это на клеточном уровне. Я делю его на тех, кто ЛЮБИТ ЛЕС, и на тех, кто В ЛЕСУ ГАДИТ (речь не о говне, на всякий случай. Эх, Костя, как ты прав нащщёд этих постоянных дебиларади оговорок!) . И те, кто гадит, - мне враги. А те, кто любит, - моей крови, будь они трижды синежопые и с хвостами. Потому что лес любят - люди. А гадят в нём - орки. Будь они трижды белые, русские, православные и примерные семьянины. Кстати, православные патриоты , проникшиеся стильностью, очень любят шпынять защитничков природы на тему: дескать, вам, что , деревья и скоты дороже человека, ОБРАЗА И ПОДОБИЯ? Лжёте, бестии. Человек - он тогда человек, когда сосуд, которым он является, полон Духа Святого. А когда в этом сосуде гниль - сказано в Писании "Горее скота". А Дух Святой - он Дух Того, Кто сотворил всю красоту земную. И когда вы, православные, в неё срёте (речь не о говне, на всякий случай. Эх, Крылов, как ты прав нащщ...) - горее вы скота. И любой олень вас ценнее. И любой хомяк. И даже сверчок. И даже кишечная палочка. Так-то.
  Так вот, был и у нас полковник. Звали его - полковник Рожь. Вот как раз такой, как в фильме. Слуга царю, отец солдатам. Рядом с заповедником была ракетная часть, там он и верховодил. Любимым развлечением офицерья было заехать ночью в заповедник на "газике" и херачить из калашей по бобрам у Бобровой Плотины. Полковник Рожь очень смеялся, рассказывая о своих похождениях. В конце концов лесники собрались и сели в засаду - с двустволками против калашей. Я так просился, но меня не взяли - мал был. А как мечталось вдарить картечью по этому "газику"! Ночью была пальба. Наши синемордые (хвостов у них, правда, не было, но самогон не переводился) отвадили эту сволочь от Бобровой Плотины навсегда. Никого не убили, слава Богу. Всё же не кино. Били по колёсам. Но я бы не жалел, если чё.
  Были у нас и учёные - тоже, такие же как в фильме. Именно они восстановили поголовье зубров и спасли от вымирания этого зверя. И были чиновники, приезжавшие на охоту, - перед ними стелился директор заповедника, - которые палили по прикормленным оленям, кабанам и косулям. Так, что я чётко знаю, где НАШИ. Наши - это те, кто с берданками на калаши, с луками - на вертолёты, на драконах - против ракет. Те, кто ЗА ЛЕС. У меня нет проблем с понимнием того, где в фильме люди, а где - зверьё. Спасибо старику Камерону. Порадовал.
  Сергей Калугин"
  Взято вот отсюда:
  http://kalugin.livejournal.com/95119.html
  http://kalugin.livejournal.com/95430.html
  
  21.12.2009
  Про попов
  Второй вопрос, который сейчас потряхивает 'Триммеру', это отношение к религии. Вообще-то ничего странного. Вера для многих - одна из истинных ценностей. Поэтому в конкурсных романах достаточно часто попадаются священники - как положительные, так и отрицательные персонажи. Да еще милейший Райдо Витич - великолепный знаток истории христианства и христианских ересей - масла в огонь подливает.
  Меня, если брать эмоционально, довольно сильно коробит, когда священники (любой конфессии) выставляются в современной литературе в роли 'главных злодеев'. Ладно, Вальтер Скотт или кто-то еще - с теми все ясно. Средневековые католические ордена - этакие 'государства в государствах' были не самым святым местом. Крови на христианстве столько, что оно вряд ли когда до конца отмоется. Впрочем, как на многих других религиях.
  В советскую эпоху - тоже понятно. Поп наравне с офицером-золотопогонником, толстым буржуем и кулаком-мироедом был карикатурным штампом 'врага'. Правда, у Петра Проскурина появляется и вполне положительный священник, чем не очень-то гениальный Проскурин, кстати, мне и запомнился. 'Судьба' и продолжение, не помню, как называлось... обычная такая мыльная опера на наших российских реалиях. Зато впервые попался положительный священник, который восстанавливает разрушенную фашистами церковь... И как решился вроде бы 'идеологически правильный' советский писатель? Правда, от воинствующего атеизма тогда уже ничего не осталось. Сталин во время Великой Отечественный дал Церкви кое-какие послабления. После войны даже кое-какие храмы, которые взорвать не успели, обратно церковникам отдали... А уж к 80-м к православию мыслящая публика уже относилась не как к идеологическому, а как к культурному факту. Да, российская культура во многом сформировалась под воздействием христианства - никуда от этого не денешься. Да и деваться не надо...
  А вот если речь идет о сегодняшнем дне?
  Есть верующие. Причем, чем дальше, тем больше. Теперь в церковь ходить, с попами жениться и хоронить стало... модно, что ли? По крайней мере, никто особо не удивляется, когда кого-то из бывших секретарей обкомов-крайкомов хоронят с попами...
  Опять же - церкви строят. Правда, чаще - православные. При участии губернаторов...
  Официозное православие, как любой официоз - достаточно противная штука.
  А вот не официозная церковь...
  Здесь и сейчас - это то, что дано нам в ощущениях... То есть можно опираться на собственный опыт, на собственные наблюдения. А они у меня... не скажем, что своеобразные, но разнообразные.
  У меня было немало знакомых священников, причем относящихся к разным Церквям.
  Православный... Ну, наверно, дольше всего пришлось общаться со священником из сельской Церкви в Лузино. Я работала в корпоративной газете в местном ОАО. И вот однажды у нас в редакции появился поп с просьбой... опубликовать объявление о графике праздничных служб. Я тихо охренела, но подумала: 'А почему бы и нет?' Объявления у нас были бесплатными - корпоративка же. Афишу местного ДК публикуем же, и о спортивных мероприятиях пишем... В общем, так и познакомились.
  Поп оказался довольно забавным. Лет сорока мужик, такой - классический хозяйчик. Из него бы фермер отличный получился. Но он своим делом считал церковь. Которую сам построил из какого-то склада, сам изукрасил деревянной резьбой, как игрушечку изукрасил, сам в ней служил. Ходил - пинал и сельсовет, и администрацию ОАО, выбивал деньги, стройматериалы... Организовал при церкви кружок резьбы по дереву, местные пацаны за ним хвостом ходили. Деревенские же, понимали, что он им верный кусок хлеба на жизнь дает... Хороший плотник-столяр при любом режиме не помрет.
  О всяких теософиях с этим батюшкой лучше было не говорить. По крайней мере, кое-что из истории христианства я уже тогда лучше его знала... А он сам считал себя чем-то средним между завклубом и психоаналитиком. Умел поговорить с людьми об их проблемах так, что те сами свои ошибки понимали. И без всяких библейских цитат, просто по-простому, по-человечески...
  Ну, а на тему грехов... Ну, не знаю... Вроде в том, что поп налево гулял, лузинский батюшка замечен не был. В деревне же люди все знают. Какие гулянки? Чревоугодие? Ну... была я у него пару раз в гостях. С такой попадьей, как у него, кто угодно в грех чревоугодия впадет. Ведь главное - не из чего готовить, а как... Кстати, у него узнала рецепт сухой 'хреновины' - заготовки хрена. Ведь с этим овощем самая главная проблема в том, что процесс его измельчения в сыром виде - это экстрим похлеще газовой атаки. А он придумал рубить хрен кусками и сушить. И уже сухой пропускать через кофемолку. Получившийся порошок запаривается кипятком, смешивается 1:1 со сметаной - получается такая приправа, что закачаешься. Ну, со спиртным батюшка был весьма аккуратен. То есть мог пропустить рюмочку-другую на праздник, но в остальные дни ему просто некогда пить было.
  Остальные грехи... Ну, не знаю.
  В селе попа уважали, но и немного настороженно относились за то, что мог сказать в лоб то, о чем молчать предпочитают. И - главное - без мата. Но обложить какого-нибудь алкаша, у которого жена и дети голодом сидят, так, что тому только обтекать оставалось...
  Ладно, Бог с ним, с хреном и лузинским батюшкой...
  У меня в газетах была странная репутация: почему-то все считали, что я способна продуктивно пообщаться с любым психом. То есть если про каких экстрасенсов писать или сектантов - это на меня навешивали. Поэтому пришлось перезнакомиться с руководителями всех конфессий в городе.
  Самым забавным был мусульманский имам. Молодой, лет 25-ти, узбек с круглым мальчишеским лицом, круглыми черными глазами, смешными ушами, растущими перпендикулярно голове, и обаянием мультяшного 'чебурашки'. Встретишь такого в 'гражданской' одежде - примешь за какого-нибудь аспиранта или мэнэса...
  До того, как начать служить в одной из мечетей города, он четыре года прожил в Мекке, учился там - местные наши мусульмане скинулись, послали парня на учебу... Рассказывал много веселого о студенческой жизни. Студиозусы везде одинаковые... Правда, половину приколов я так и не поняла. Он же по-арабски говорил и писал лучше, чем по-русски, и в чем юмор той или иной ошибки в арабском написании, было непонятно.
  'Белый' лама - это вообще шикарное воспоминание. В 90-х далай-лама разрешил принимать на учебу в дацаны русских. Ну, наши хипы и поперли в Бурятию и дальше... Тому, что при Иволгинском дацане сейчас целая русская колония, никто не удивляется. А этот мой знакомый умудрился поучиться и в Монголии, и где-то на Тибете, позаниматься тибетской медициной, побродить по монастырям... До того, как удариться в религию, был дзюдоистом, отсюда, наверное, и тяга к Востоку. Долго мы с ним трепались... Умный мужик... С его легкой руки сейчас в городе клиника тибетской медицины существует.
  А с виду... Ну, вы хорошего тренера-единоборца лет тридцати с хвостиком представляете себе? Вот если его побрить налысо и замотать в буддийски балахон - будет как раз тот лама.
  Раввин... Ну, это вообще герой анекдота. Долговязый польский еврей, говорящий с характерным польским пришепетованием. На одной из межконфессиональных конференций случился конфуз. Губернатор что-то там говорил про межнациональное и межконфессиональное сотрудничество, про роль священнослужителей... Ну, а многие ораторы почему-то любят во время выступления выбрать кого-нибудь в зале или в президиуме и обращаться к нему за подтверждением своих слов. Наш губер - из таких. Говорит-говорит и на раввина смотрит:
  - Вот мулла может подтвердить...
  Первый раз, как раввин такое обращение к себе услышал, вылупился на губернатора, открыл рот... и закрыл. И кивнул...
  Ну откуда нашему губернатору знать, что в парадных случаях раввины надевают на голову что-то вроде тюбетейки, а имамы, наоборот, что-то вроде папахи?
  И вообще - какая разница, кем тебя считают... Так и кивал на обращение 'мулла' до конца речи губернатора...
  Это - только о, так сказать, 'традиционных', массовых религиях. А так... Бабаджийские и кришнаитские проповедники, всякие баптистские миссионеры, Даже алтайский шаман и основатель Церкви родоверов-инглиингов...
  Но, что самое интересное, все они воспринимались мной достаточно спокойно. Я-то сама - не верующая, поэтому мне что шаман, что православный батюшка - я от них не жду ни чуда, ни святости. Какую-то пользу они этому миру приносят - и то хлеб. По крайней мере, на свою паству действуют умиротворяющее. Кто-то, как протестанты, научились с божьим словом от наркозависимости избавлять. Кто-то ребятишек к работе приучает. Кто-то нашим казахам и татарам постоянно твердит о том, что национальность - это еще не причина, чтобы лезть в драку... Мало кто понимает, сколько стоило присутствие ВСЕХ хаджей области на похоронах татарина - лейтенанта ОМОН - погибшего в Чечне. Это было очень четко сказанное: 'Нет - религиозному и национальному экстремизму! Нет - терроризму!'
  Остальное - ерунда...
  А что до святости священников... Не знаю. Я почему-то святости ни от кого не жду. Поэтому оцениваю священников как обычных людей. И на общем фоне они кажутся очень даже ничего людьми. По крайней мере, все они воспринимались как достаточно порядочные...
  Другой вопрос - а в чем вообще состоит функция религии в современном обществе?
  И вообще - есть ли она, эта функция? Понятно, что, пока людям нужно во что-то верить, разные религии будут... Но почему одним людям нужно верить, а другим - нет? Вот это - другие вопросы.
  Но сегодняшние священники в этом не виноваты.
  
  
  20.12.2009
  Постмодернизм - критический реализм в духовной сфере
  Среди жанров СИ появился новый - 'постмодернизм'. Конечно, о том, жанр это или не жанр, можно спорить. Но гораздо интереснее другая мысль.
  Литературоведы написали по поводу постмодернизма много умных слов. И они во многом справедливы. Но я нигде не нашла вот какого взгляда на это литературное направление.
  В 19 веке появился такой жанр, как критический реализм. Классики (и наши, и зарубежные) писали о том, как страдает 'простой народ'. Ну, или о том, что 'от трудов праведных не наживешь палат каменных', то есть любая социально успешная карьера имеет обратную сторону - пошаговое предательство идеалов, любви, близких людей, выработку алгоритма жизни 'применительно к подлости'.
  Народ действительно страдал. И 'чистая публика' потихоньку начинала испытывать стыд от того, что она, дескать, жирует, а народ страдает... Закончилось все это социалистическими революциями (и не только в России). В начале прошлого века хорошенько потрясло и Германию, и США, и Испанию с Италией. Даже в дикой вроде бы Турции через несколько лет после Великой Октябрьской бодро свергли султана и установили республику.
  После всех этих потрясений и лихорадок, а еще имея перед глазами пример СССР (который не упускал случая использовать любое свое достижение в целях пропаганды коммунизма) западные власть имущие поняли: надо делиться. А то хуже будет. Сначала Рузвельт устроил 'социалистическую революцию сверху', потом в европах все большую и большую роль начали играть социалисты.
  Социализм, в отличие от коммунизма, не требует никаких потрясений. Его задача одна: чтобы все были сыты. То есть богатые могут оставаться богатыми - и фиг с ними, но даже самый бедный должен иметь свой кусок хлеба с маслом, а не помирать от голода и холода, как 'страдательные' герои произведений критического реализма.
  Вроде бы в тех странах, где у власти оказались социалисты (или последовательно проводились социалистические идеи), должно было наступить полное процветание и вообще благость. Никто никого не режет, даже пьяница-бездельник получит угол в приюте и миску вполне приличной еды...
  Но счастья - всем и даром - почему-то не наблюдалось...
  И вот тут потихоньку в наиболее светлых головах начала вызревать одна странная мыслишка. Для счастья мало быть сытым. Для счастья еще надо быть реализованным, понимать, в чем смысл твоего существования. То есть потихоньку наиболее интересными стали вопросы духа.
  И вот тут вдруг оказалось, что современное общество с точки зрения этой самой духовности залезло в такую жо... в смысле - тупик. И что главная причина всех бед - не всякие там 'угнетатели и эксплуататоры', а сам человек. Его неспособность жить в гармонии с самим собой и миром.
  Вот об этом и начали писать постмодернисты.
  Причем, если для критического реализма, чтобы вызвать у читателя сопереживание, было достаточно хорошо сделанной реальной 'картинки', то описание страданий духа без использования символов и аллюзий невозможно. Потому что 'картинка' редко впечатляет. Типа, живет человек, не голодает, что-то там делает, где-то работает, что-то получает, и этого 'что-то' достаточно, чтобы прокормить себя и семью. Но - страдает. С жиру бесится?
  Как критический реализм показал читателю всю мерзость социальной жизни общества, так постмодернизм - всю мерзость духовной жизни.
  А вот что дальше...
  Эпоха критического реализма закончилась социалистической революцией.
  Чем закончится эпоха постмодернизма?
  
   ____________________________________________________________
  
  20.12.2009
  Мысля родилась вот из этого поста Печального Суриката. В смысле - Дмитрия Никитина.
  
  55. Никитин Дмитрий 2009/12/18 10:52 [удалить] [ответить]
  > > 54.Й. Скади
  >Мир держится на специалистах, а не на схемах.
  Ни фига он не держится. Летает по кругу в пустоте (((
  
  А мысля вот какая. Интересно, как мы умудряемся, рассуждая о современных экономических, политических, социологических моделях, использовать древнюю мифологическую картину мира? Все эти базисы, надстройки... Все это - на уровне рассуждений Хоттабыча о гигантских черепахах и не менее гигантских слонах. А на самом деле мы действительно летаем в бесконечной пустоте по кругу, и нет ни опор, ни привязей... Только противоборство сил, которые вдруг пришли в равновесие, и в этой неизмеримо малой по сравнению с окружающим миром точке оказывается возможна и жизнь, и все эти политики-экономики, и мы сами...
  Шаткое, случайное равновесие. Баланс канатоходца под куполом цирка.
  В Футарке есть такая руна - 'науд'. Бег надо пропастью. Вся наша жизнь, все, что кажется устойчивым и стабильным на самом деле - миг равновесия в движении.
  Кого там сожгли за утверждение, что Земля вертится? Коперника? Правильно сделали вообще-то. Потому что космический взгляд на мироздание в конце концов приводит к космическому взгляду на самих себя.
  Сидеть на своем месте, чувствуя под задом надежную опору - приятно и покойно.
  Чувствовать, что мчишься в пустоте, и никакой опоры нет и не предвидится, а есть лишь бесконечный бег над пропастью, скольжение во потоках сил, баланс... это - страшно.
  Не потому ли не работают многие системы и схемы, что авторы считают, что должная быть, прежде всего, какая-то основа?
   ______________________________________________________________________________
  18.12.2009
  
  К хомячкам политику.
  Сегодня мысль о выразительных неправильностях.
  Разряд прилагательного - единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Бывает три разряда прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Большинство относительных прилагательных не сочетаются с наречием 'очень'. Притяжательные - тоже по идее не могут быть 'очень', 'более' или 'менее'
  По законам грамматики образуют формы степеней качества только качественные прилагательные.
  То есть, по идее, вот это - совершенно неправильно:
  'Пусть тахорги в страхе воют,
  Издавая визг и писк!
  Ведь на них идёт войною
  Структуральнейший лингвист!'
  Но!
  Является ли качеством понятие 'структуальность'? И вообще - есть ли такое слово? Структура - есть... Структурирование - есть... Действие такое... Значит, сравнительную степень образовывать нельзя? Но ведь образовали ее Стругацкие - да настолько удачно, что этот самый 'структуральнейший лингвист' стал самостоятельно живущим образом.
  Поехали дальше.
  Есть в Омске газета 'НОС' - 'Наше Омское Слово'. Слоган, вынесенный на первую страницу - 'Самая омская газета'.
  Про Окуджаву говорили, что он - 'самый московский поэт'.
  И ничего - звучит! Хотя не может притяжательное местоимение сочетаться со словами 'очень', 'самый', 'наиболее'.
  Или недавно попалось: 'Да это самая дубовая голова поймет!' Правда, тут, подозреваю, 'дубовость' - уже вполне конкретное качество.
  И вообще - достаточно часто не сразу определишь, к какому разряду относится прилагательное. Часть качественных упорно не хочет образовывать превосходных степеней. Например, 'конструктивный'. 'Конструктивность' - качество. Вполне конкретное. А вот произнести 'конструктивнейший' - язык не поворачивается. И вордовский редактор материться...
  Теоретически, относительные прилагательные чаще всего указывают на то, из чего сделан предмет. Стол - дубовый. Или не дубовый. Третьего не дано.
  А вот колбаса может быть более или менее говяжьей. И никто не возмутиться по поводу фразы 'Эти котлеты более мясные, чем вон те'. Тут не правила русского языка рулят, а следование истине...
  Так вот - мысль.
  Неправильно писать можно.
  Только каждый раз думать: зачем?
  
  
  17.12.2009
  
  О праве на кровь
  Читаю новости, читаю фрэнд-ленту в ЖЖ. Смерть Егора Гайдара - очередной повод для истерических воплей: 'Ах, куда нас завели, что с нами сделали, ах, народ обнищал, ах буржуи - гады...' Уже достает не по-деццки. Особенно апокалипсические настроения 'предчувствия гражданской войны'. 'Вот ужо вам, придем к власти, вас первых - к стенке!' Причем такие высказывания - норма и для 'красных', и для 'белых', и для 'коричневых', и для 'голубых в крапинку'. А тут еще, как на грех, юбилей у г-на Джугашвили, энная часть народонаселения празднует: 'Ах, душка Сталин! Ах, какой политик! Из России с сохой сделал Россию с ядреной бомбой! Был бы жив сейчас Сталин, такого бы, как сейчас, не было, он бы их всех - к ногтю, на лесоповал!'
  Ладно бы только политические форумы. Невозможно читать фантастику - ту, которая считает себя 'серьезной' и 'высокой'. В свое время меня загнали в депрессняк результаты конкурса 'Прогнозы'. Более или менее приличное будущее ожидал лишь один из пары десятков авторов. У остальных - сплошной Апокалипсис. Локальные войны, переходящие в мировую, экологические, техногенные и прочие катастрофы, перенаселение, вырождение, бедные европейцы, стонущие под пятой злобных китайцев...
  Достало!
  И при этом выхожу на улицу - никто никого не режет, зомби не бегают, в магазинах опять появились очереди - перед праздниками народ закупается. Девушки ходят хорошенькие. Даже в сегодняшние минус 25 со штормовым ветром умудряющиеся оставаться хорошенькими...
  И появляется у меня одна странная мыслишка.
  Гражданская война началась после первой мировой. У половины взрослых мужчин - УЖЕ была измененная психика. Убийство УЖЕ было принято ими как наиболее действенный способ решения проблем. Таким людям достаточно указать врага, того, кто типа виновен в том, что 'все плохо'. И они будут убивать, мечтая о 'светлом будущем'.
  Они УЖЕ присвоили себе право на чужую кровь...
  Сейчас, к счастью, чеченский синдром - не массовое явление. Сколько ни бесились на форумах радикалы разных окрасок, они - все без исключения - искренне уверены, что их идеи должен воплощать в жизнь 'кто-то'. Как правило, под этим 'кто-то' подразумевается 'народ, стряхнувший с себя...' В общем, чего-то там стряхнувший и в результате - озверевший.
  Но нет этого 'народа'. Есть просто люди, которые как раньше, так и сейчас, живут ежедневными мирскими заботами. И которые НЕ ХОТЯТ убивать.
  По СИ гуляет словечко 'потреблядство'. Типа, все покорил лозунг 'купи - и будешь крут!' Американский образ жизни, философия потребления... Типа, этого никогда не было...
  Было! Блядство - было. В других условиях и в других формах, но было. Я еще помню драки в очередях. Помню подлости и интриги при 'распределении' по линии профкома даже не квартир или машин - каких-нибудь чешских мебельных гарнитуров, финской сантехники или польской косметики... А продуктовые наборы к праздникам? Как составлялись 'списки' - 'более достойных' и 'менее', какие кипели вокруг них страсти! Все французские Людовики вместе с их женами и любовницами отдыхают в сторонке...
  Так что 'подреблядство' - не иноземная зараза, а логическое развитие того, что было, в новых условиях...
  Но все-таки лучше потреблядство, чем массовый чеченский синдром. Мне нравится, как действует государственная пропаганда. Да, общей идеи пока нет, она пока не родилась. Но 'подушку безопасности', предотвращающую гражданскую войну, сделать сумели. 'Смехопанорама' и предпраздничные распродажи - с одной стороны, батюшки с кадилами и кодирующей накачкой 'Не убий!' - с другой.
  И вот уже появляется надежда, что страна сможет избежать крови. Да, гражданская война вроде бы где-то рядом. Но для того, чтобы она началась, ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ число людей должно решиться на первое убийство. А убивать по-настоящему - это не на компе монстров мочить, это что-то гораздо большее. И на это нормальный человек решается обычно только в ситуации 'не убьешь ты - убьют тебя'.
  Когда-нибудь додумаю эту мысль и напишу...
  А пока... пока не хочу читать достаточно популярных нынче 'певцов Апокалипсиса'. Все одно - сказки, все одно - бабушка надвое сказала...
  
   А пока... Пока, как в старой песенке:
  
  Ежедневно мрачный трагик
  С неизменным интересом,
  Убивает души, травит,
  Сообразно древним пьесам,
  Мне же все убийства эти
  Надоели, даже слишком,
  Больше всех люблю на свете
  Водевиль, где есть интрижка.
  
  
  15.12.2009
  
   Разборки на "Триммере" укрепили меня вот в какой мысли.
   Как правило, наиболее неадекватными оказываются авторы текстов, в которые они попытались вложить какие-то высокие, очень дорогие им идеи. И дальше конфликт развивается по следующей схеме:
   Критик:
   - Г-н (а чаще - г-жа) НН, ваше произведение не имеет художественной ценности. Плох язык, неудачна композиция, вы демонстрируете слабое знание описываемых реалий, шаблонность образов, ... (нужное - подчеркнуть).
   Автор:
   - Ах! Вы - непорядочный человек! Вы с порога отринули те высшие ценности, которые я вложил (а) в мой труд! Вы! Вы не имеете ничего святого за душой!
  
   Ну, и так далее, и тому подобное.
  
   То есть - один про Фому, другой - про Ерему. Один - про технику воплощения идей, про элементарные ремесленные навыки, а второй - про сами идеи.
  
   Причем этот второй почему-то искренне считает, что его попытка воплотить высокие идеи сама по себе заслуживает трепета и почитания. Осознанно или неосознанно он пытается паразитировать на этих самых "высоких" идеях.
   Так в не столь давние времена "на волне" оказывались "идеологически правильные", но художественно бездарные тексты.
  
   На самом же деле все наоборот.
   Чем серьезнее тема, чем глобальнее и выше рассматриваемая идея, тем техничнее должно быть воплощение.
   Можно простить шероховатости стиля автору какого-нибудь ни к чему не обязывающего боевика или иронического детектива. Ведь он, автор, ни на что не претендовал. Мастерил ремесленную поделку, чье предназначение - дать читателю несколько часов приятного отдыха. Такие книги прочитал - и забыл. Никаких обид на автора не возникает. Он же не обещал приобщить к каким-то высшим ценностям. Шутам простительны любые дефекты дикции.
   А вот если автор претендует на то, чтобы стать для читателя учителем, если он, автор, пытается говорить о вещах настолько высоких и вечных... В этом случае требуется адекватное, мастерское воплощение.
   Недавно читала об одной из школ иконописи. Обучающиеся там монахи годами имели право прикасаться лишь к "заднику", рисовать только фон: пейзаж или облака за спинами святых. Потом, после своеобразного экзамена на мастерство, поста и молитв, богомазу позволяли рисовать одежды угодников. И лишь когда ученик достигал высочайшей степени мастерства, он получал право писать лики.
   Причем на эту вершину поднимались далеко не все иконописцы. Если рука монаха недостаточно тверда, если глаз не верен, то его НИКОГДА не допускали к писанию ликов. "Дабы не опошлить образ святой отсутствием дара Божьего и криворукостью своею". Причем собственные, так сказать, моральные качества такого монаха-богомаза значения не имели. Пусть он хоть лоб разобьет в молитвах, а не достиг мастерства - не дадут писать святых. НЕ ДОСТОЕН.
   Но это - православный устав, отточенный даже не десятками лет - парой тысячелетий ошибок и конфликтов.
   В любительской же литературе, к сожалению, очень часто все наоборот.
   Криворукие попытки впихать в свои бездарные опусы некие "высшие ценности" считаются почему-то некой индульгенцией, дающей право считать себя выше тех авторов, которые, ни на что не претендуя, пишет только ради того, чтобы повеселить и развлечь читателя.
   Так что главной ошибкой организаторов конкурса "Триммера", была, на мой взгляд, формулировка темы - "Истинные ценности", - на которую слетелись все "неадекваты".
   Ведь нормальный человек всегда будет сомневаться, а по-настоящему ли истинны и высоки его ценности. А тот, кто уверен в своей "духовности", в праве на "борьбу за истинные ценности" и будет бороться... только не с самим собой, не со своей бездарностью, а с членами жюри...
   Которые, дескать, не поняли и не оценили...
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"