Лифантьева Евгения Ивановна : другие произведения.

Хиж: мысли летают в воздухе (Хиж-3, группа 3)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Писать обзоры просто так скучно. Гораздо интереснее писать с пользой для себя. Какой? Ну, помимо других преимуществ, которые получает оборзист, полезно провести, например, какой-нибудь исследование. Выявить тенденцию. Например, выяснить, насколько оригинальны фантастические идеи, на которых строят свои произведения авторы. И закон будет соблюден, и польза несомненна (С).


   Вот с этой точки зрения и писался обзор третьей группы конкурса "Хиж".
   Итак, что у нас там со свежими идеями и фантастическими допущениями?
  
   Дюжина первая
   1.
   Афанасьева И.В. Корнершот
  
   "- Заметил ли мой брат...
   - Да, мой брат. Он убил свою душу.
   - Он был настоящий воин.
   - Ты ошибаешься, брат. Он не встретился с противником лицом к лицу. Он не лев, а леопард.
   - Леопард тоже бесстрашен. Я думаю, что это всем нам урок.
   - Ты прав, брат мой. Мы расскажем об этом на совете старейшин. Тело воина, когда стемнеет, мы заберем с собой. Он совершил страшный поступок, но был храбр. Не гоже оставлять мертвого леопарда на растерзание гиенам..."
  
   "- Учитель, почему этот человек убил свою душу? Он не ведал, что творил?
   - К сожалению, ведал, и будет за это наказан.
   - Как и остальные десять?
   - Одиннадцать, Ученик, одиннадцать.
   - Но ведь один отказался стрелять.
   - Он такой же убийца, как и остальные. А не стал стрелять, потому что струсил, решил, что сходит с ума".
  
   Стилистически рассказ не "шкрябнул" ни разу. Хорошо написано. А вот по содержанию... Попытка совместить два взгляда на путь воина - шаманский и христианский. Ангелы и Великие Леопарды в одном флаконе. Причем прямого столкновения мировоззрений как бы и не происходит, каждый остается при своем. Такое впечатление, что автор и сам не знает ответа. Ангелы - они вроде более правы. А леопард - ярче и убедительнее.
   А вот фантидеи в строгом смысле слова вроде как и нет. Разве что изобретение того проклятого корнершота.
  
   2.
   Хигаду Хиж-3 Музыка Ветра
  
   "- Понимаю, - снова усмехнулся Анатоль, и слегка наклонился ко мне, - согласно истории византийцы обнесли вокруг города икону, после этого возникла буря, которая разметала и потопила осаждавшие Константинополь корабли. Веришь ли ты, в то, что икона может вызвать бурю?
   Я покачал головой.
   - Вот и я не верю, икона был лишь прикрытием для использования древнейших заговоров вызова ветра.
   Я не выдержал и засмеялся".
  
   Форма. Немного затянуто. Это, наверное, относится не к стилистике, а к конструкции рассказа - слишком много описалова и разговоров на умные темы.
   Содержание. Заметная тенденция в фантастике последних десятилетий: ТАЙНА обнаруживается не среди звезд, а в пыльных манускриптах, в древних преданиях и легендах, которые на деле оказываются не плодом буйной фантазии слегка рехнувшихся сказителей, а документальной фиксацией реальных фактов. Кстати, тема благодатная, позволяющая привнести в рассказ нужную долю мистики и придумать кучу приключений, связанных с поисками этих самых легенд и преданий. К сожалению, на этот раз автор пошел пойти по наиболее "реалистичному" пути: открытие делается в самодеятельной лаборатории после серии упорных экспериментов. Никаких погонь и перестрелок. Только немножко романтики в конце, "песня ветра", которая почему-то оказывается "Подмосковными вечерами".
   Фантидея. В мифах много чего можно найти. Поэтому идея о возможности управления бурями и торнадо для фантастики (не фэнтези) - свеженькая. Что называется с пылу, с жару.
  
  3
   3.
   Лисица Я. Хиж-3: Всегда с тобой
  
   "- Чтобы удержать женщину, надо просто дать ей свободу. И место, куда можно возвращаться".
  
   Великолепный рассказ о любви и предательстве с такой точной передачей психологических нюансов, которую трудно ожидать от автора - молодого парня. По поводу стилистики и говорить нечего. Почти не используя приемы стилизации, автор умудрился создать такой японский колорит, что диву даешься: как это у него получилось?
  
   "- Кайто? - предположил Такаяма, приоткрывая глаза.
   - Именно. Его нужно убрать. Талантливый мальчик слишком близко подобрался к тому, что людям знать не дозволено.
   - Я об этом позабочусь, господин, - Такаяма поудобнее устроился на татами".
  
   А вот по поводу фантдопущения... Читая, я слегка похихикала: заслать этот рассказ на сайт к Лукьяненко с пометкой "из истории японского филиала "Ночного дозора" - никто, в том числе и сам Лукьяненко, не удивится. Действительно, почему ёкаи-оборотни с их сверхспособностями должны прозябать в лесных трущобах? Нет, меньше, чем на генеральское звание, они не согласны. В общем, "иные среди нас". Хотя сделан рассказ настолько хорошо, что заметить эту несамостоятельность фантидеи может только такая зануда, как я.
   К тому же я почти не знаю японский фольклор, так что вполне может оказаться, что не Ян слямзил (пусть и не сознательно) идею "иных" у Лукьяненко, а автор "Ночного дозора" - у японцев. Интересно, есть оригинальные легенды про самураев-ёкаи? По поводу говорящей катаны у японцев точно что-то есть. Об этом в одном из интервью говорили Олди, рассказывая об истории создания "Пути меча".
  8
  
   4.
   Варский А.Н. Хиж-3: Болтовня
  
  
   "Тем временем котяра под шумок добрался до сковородки и, ухватив псевдоподиями большой кусок омлета, сиганул на пол".
  
   Форма. Главная претензия: автор, разберитесь с вашими запятыми! Они живут какой-то своей, совершенно отличной от правил и логики, жизнью. Дело не в том, что кто-то вас за безграмотного примет, а в том, что, читая рассказ, путаешься в интонациях. По стилю тоже претензии есть, хотя и менее серьезные. Но все это вполне компенсируется веселой интонацией и достаточно умными мыслями, спрятанными под маской незамысловатой байки.
   Содержание. Первая мысль касается чисто литературных тенденций. Идея о множественности миров-отражений в последние годы стала настолько популярна, что превратилась в штамп, а штамп, это, как известно, - лучший объект для иронии. И мысль вторая: глубоко ошибаются те, кто считает, что в "параллельном" мире жизнь будет какая-то другая. Какая-то особенная, возвышенная и романтическая. Ха! Ждите! Человек везде останется сами собой. Мужики, оставшись без присмотра "прекрасной половины", везде и всюду будут пить пиво и болтать о чем попало. Вне зависимости от того, сколько у них в наличии глаз и конечностей и каким способом размножается данный вид разумных.
   6
  
   5.
   Ишимбаева Е. Hic sunt leones
  
   "- Пап, расскажи мне про Кужату!
   -- Ты уже столько раз слышал, - сказал Айнзидельн, улыбаясь.
   -- Ну, пожалуйста!
   -- Хорошо, слушай! Где-то очень далеко отсюда живет огромный бык с тысячами глаз и ушей. И еще у него несколько тысяч ноздрей и ног. И еще у него тысяча ртов. И если зайти ему в одно ухо, то до другого будешь идти целых пятьсот лет, не меньше".
  
   Форма. Написано ровно, грамотно, красиво. Кое-где проскальзывает легкая такая, на грани восприятия, ирония. Например, там, где главный герой упражняется "ставить" ежик волос в точности так же, как у его командира. И про то, как дедушка "отмазывает" внука, читать забавно.
   Содержание. А вот фантидея затасканна настолько, что впору добавить еще чуть-чуть иронии - и рассказ превратится в юмористический. Дескать, земные мифы (в данном случае - греческие) - это отголоски рассказов пришельцев, которые некогда посещали Землю, и в них зашифрована информация о Космосе. Показывается момент возникновения этих самых легенд и те самые пришельцы, точнее, один пришелец.
   4
  
   6.
   Markus50 Договор
  
   "- Ладно, - продолжила она, - давай начнём с другого конца. Но вначале послушай сказку. Жили-были существа. Греки называли их богами, так как существа умели делать многое такое, что не умели сами греки. Правда, греки тоже умели делать многое, что не умели сами существа. Но греки об этом не знали. Существа жили в своём Олимпийском пространстве, и люди считали, что боги питаются амброзией. На самом деле они питались верой. Пока греки верили в них, строили им храмы, ваяли изваяния, боги были непобедимы. Но постепенно богов стали забывать".
  
   "- Мне, например, титаны гораздо симпатичнее, они всегда помогали людям. Прометей дал людям огонь, Атлант поддерживал небо, чтоб нас не раздавило. Они, как ты знаешь, старше богов и сильнее. A по пьяному делу вообще гоняли Зевса со всей его командой вокруг Олимпа".
  
   Форма. Стиль - сойдет. Хотя при таком юморном содержании языковой игры могло бы быть и побольше. А так запомнился только нос Санька, похожий на маяк.
   Содержание.. Убей меня бог черепахой, но автор читал Аввесалома Подводного. Или кто-нибудь рассказывал. Подводный, конечно, не писатель-фантаст, а типа вовсе эзотерик-оккультист. Но идея о том, что любой эгрегор создается людьми и "питается" их вниманием, именно оттуда. Кстати, "уши" Подводного торчат и из юмористической окраски рассказа.
   Идея-то - не особо затасканная. Кое-где в фантастике проскальзывает мысль о том, что не бог сотворил человека, а человек - богов по своему образу и подобию. Хотя это, по-моему, тоже не в фантастике было, а то ли у Энгельса, то ли еще у кого из классиков марксизма-ленинизма. Причем без всяких эгрегориальных "наворотов", просто как метафора.
   В наиболее популярных книгах, в той штампованной попсне, над которой обычно иронизируют, авторы этой темы, по-моему, не касаются. А вот сам Подводный - постебатор еще тот. Его "оккультные" вещи читаешь, словно сборник анекдотов. А от такого отношения до нашего фирменного российского "пьяного" юмора - один шаг.
  5
  
   7.
   Ясинская М.Л. Welzewoul's Journal: война миров
  
   "Но они изучили нас. Полностью. Досконально. И вынуждены были перенять нашу отличительную, свойственную только нам черту. Этакую доминанту поведения. У них просто не было выбора - так уж они устроены".
  
   Форма. Все новое - это хорошо забытое старое. Имитация "Живого журнала" кажется свежей идеей, но это - всего лишь возвращение к популярным в позапрошлом веке "Романам в письмах" или "Дневникам". Хотя и сам ЖЖ - не что иное, как возродившийся вдруг дневник уездной барышни - и функции, и наполнение те же.
   Содержание. В заголовке - прямая отсылка к Уэллсу. Да и в объяснении того, том, почему пришельцы не смогли победить Землю, есть что-то Уэллсовское. Для автора рассказа, как и для классика фантастики, гораздо важнее человек со всеми его достоинствами и недостатками, а не всякие там марсиане. С легкой руки Уэллса глобальные катастрофы стали весьма популярной темой. Особенно в Голливуде (кстати, на это в рассказе тоже есть отсылка). И автор прекрасно это понимает. Но не может не сказать: "Люди! Ну почему вы такие нелюди!" К тому же идея о пришельцах-"губках способностей" - по-моему, весьма оригинальная. По крайней мере, мне что-то подобное нигде не попадалось. Поэтому вторичным рассказ никак не назовешь.
   (Гым. Постмодернизм, однако?)
   5
  
   8.
   Тарасенко В.В. Хиж3: Мой дядя
   0
   "За мужество и героизм, проявленные в битве за Артрикс, присвоить полковнику Военно-Космических Сил Объединенных Планет Ковзану Борису Ивановичу звание Героя (посмертно)".
  
   Форма. Попытки быть оригинальным. Это даже не постмодернизм. Это винегрет какой-то. В соавторы берутся Пушкин и Стругацкие. Первый - в отношении формы. Придумал автор сюжетный ход: дядя вызывает к себе племянника, чтобы сообщить ему определенную информацию. Оставить, так сказать, наследство. Потом автор понимает, что на что-то это уж очень сильно похоже. То бишь получается вроде как и не оригинально. Надо что-то делать, но, вместо того, чтобы придумать другой сюжет, автор пришпиливает к рассказу эпиграф из "Евгения Онегина".
   По стилю - та же история. "Кристалл кварца очередной раз неуловимо вздрогнул своей атомной решеткой, и на настенных электронных часах вспыхнули в ряд четыре ноля". Причем тут кристалл кварца? Разве думает о нем умирающий старик? Да ни причем. Просто так типа красивше. Не просто и ясно: "наступила полночь", но "кристалл кварца..." И далее - по тексту.
   Содержание. Фантидей - море, но все не первой свежести.
   Противостояние двух сверхцивилизаций в войне за передел уже поделенного Космоса.
   Кроки (хм... вот не помню, но где-то я это слово уже читала).
   Планета с чем-то сверхнужным человечеству, единственная и неповторимая. Из "Дюны" эти планеты-уникумы расползлись по куче блокбастеров, ведь, чтобы обосновать причины космических войн, нужно объяснить, ради чего, собственно, перья летят.
   Квази-живой квази-разумный рой какой-то мелочи, способной при определенных обстоятельствах самопроизвольно взрываться. Хотя тут-то прямая отсылка есть, к тому же автор рассказа не копирует, но развивает идею Стругацких. С другой стороны, "квази-разумная планета" попахивает Станиславом Лемом.
   Да и образ дяди - вояка, который хочет воевать, и из несчастного случая устраивает провокацию. Все это было, было, было. Если бы добавить в рассказ побольше иронии - получилась бы великолепная пародия на всевозможные космооперы.
   Но автор на удивление серьезно относится к своему детищу и к своим героям. А по поводу дяди-провокатора даже и не поймешь, осуждает его автор или сопереживает ему.
   В общем, все умерли.
   1
  
   9.
   Назарьев П.С. Когда погаснет огонек
  
   "И это одиночество делало холод очень долгим. Настолько долгим, что можно было разглядеть край безумия".
  
   Стиль - грамотно и динамично. Хотя и с очепятками.
   Содержание. "Фаллаут". Культовая все-таки игрушка! Интересно, что находят авторы в ощущении смертельной опасности, исходящей от таких родных, но вдруг неестественно изменившихся, школ и дворов? А ведь находят что-то. Не первый рассказ на СИ с таким раскладом: наш современник, нормальный парень, попадает вдруг в мир "Фаллаута". Здесь, правда, есть особенность: в конце рассказа герой вдруг обнаруживает, что стал не игроком, а ботом, опасным для тех, кто считает себя единственно выжившими людьми.
   3
  
   10.
   Корниенко Д.А. Хиж-3 "Кот"
  
   "Больше всего на свете Кот любил и ненавидел свободу. Потому что только она давала радость и удовольствие от жизни, и только ей было абсолютно на все наплевать, ведь она была не обременена ни благодарностью, ни моралью, ни любовью".
   Хотя мог быть любой другой абзац. Но этот мне ближе.
  
   Форма. Дзенские коаны про Кота.
   Содержание. Соответствует форме. Аллюзий и отсылок - как селедок в бочке. Расшифровывание каждой фразы доставляет истинное наслаждение, хотя порой оказывается, что автор никуда не посылает читателя, но лишь просто так играет словами и сутями - для общего удовольствия.
   Фантдопущение: э-э-э, простите, а о чем речь-то?
   Резюме: аффтар, пешы исчо!
   8
  
   11.
   Экспев Т. Стечение обстоятельств
  
   "- Ты невероятно догадлив! Болезнь лучше всего лечить в зародыше, и нам, похоже, уготована роль антибиотика! Я считал, взрыв генератора при прямом столкновении разнесет к черту треть материка!"
  
   Форма. Не претензия, а некоторое сомнение. Не знаю, насколько оправданы в боевой фантастике поэтические образы, подобные такому: "На темной парче космоса, разукрашенной яркими слезинками звезд, висела зеленоватая планета, освещенная неистовым белым солнцем". Все-таки фантастический мир в идеале читатель видит глазами героев. А я сомневаюсь, чтобы у космонавтов-профессионалов возникали подобные ассоциации. Хотя, впрочем, это - дело автора.
   Содержание. Стандартный для космической фантастики набор из кораблей, челноков, инопланетян-гуманоидов и пры. Причина - речь идет вовсе не об освоении Космоса. Морально-этический конфликт - земной, современный. Отсюда - полное невнимание к тому, чтобы сделать хотя бы немного оригинальными "космические" реалии.
   Встреча с немотивированно агрессивной цивилизацией. Четкая авторская позиция в отношении неизбежности определенных действий в сложившихся обстоятельствах, хотя автор и пытается вроде в качестве главного героя обозначить сомневающегося доктора. К счастью, ситуации, когда вместе со страхом смерти приходится отбрасывать все нравственные сомнения и прочую эмоциональную шелуху, случаются не так уж и часто.
   7
  
   12.
   Бычковский А. Муари Лидлу
  
   "Кроме неё на всей планете никому не была известна настоящая история Кершана. Никто не знал, что на самом деле муари - далёкие потомки земных колонистов. Слишком далёкие чтобы их считать людьми.
   Лидлу задрала нос к небесам и понюхала дыхание звёзд. Они шептали об утраченном прошлом, счастливых днях, когда и в помине не существовало пришельцев. Пятно на лбу муари заискрилось космическим блеском. Оно жгло вспоминания.
   Пусть собачья звезда навсегда заберёт с собой её тайну".
  
   Форма. Сойдет. Красивости к месту. Затянуто маленько.
   Содержание. Пост-пост-пост... космическая эра. Земные колонисты (или псы колонистов?), превратившиеся в огромных собак с паранормальными способностями, и черные археологи, рыщущие по вселенной в поисках артефактов человеческой цивилизации, ставшей Странниками.
   Хм... А ведь фантдопущение оригинальное. В голову приходит только одна ассоциация: "А этот милый человек был раньше добрым псом". (Высоцкий).
   5
  
   13.
   Улисс Не оглядывайся, Орфей!
  
   "- Дело в том, - Старик говорил не спеша, тщательно подбирая слова, - что в любом деле есть творцы, есть ремесленники, а есть просто бездари... Бывают, к примеру, великие писатели. Каждая написанная ими книга - произведение искусства. Бывают - просто умеющие писать добротно. А бывают - ну, надеюсь, понятно. Не их это дело. Может, им надо было поварами стать. Или инженерами. Со мной та же история. Не буду, пожалуй, объяснять подробно - вам это не надо. Примите на веру, что я - вроде того бесталанного писателя. Только вместо плохой книги у меня получилась вот эта самая забегаловка".
  
   Форма. От этого рассказа за версту пахнет Фраем. Причем не только в отношении идей, но и в отношении стилистики. Как может говорить человек, которого уже не удивляет Пернатый Змей в роли бармена? Вот именно так: спокойно описывая то, при виде которого любой другой может начать биться в истерике. Или придет в экзальтацию от встречи с чудом. В общем, испытает неординарные эмоции.
   Помещение, у которого вместо стен - туманное ничто? Какой пустяк, вот только любопытно: можно ли здесь найти столик у стены? Женщина с меняющимся лицом? Просто улыбнуться: "- Привет, Мара! Пропусти, будь добра, и не надевай, пожалуйста, для меня этого..." И так далее, и тому подобное.
   Содержание. У Фрая не описана методика создания миров. Известно только, что на это способен лишь Вершитель. Улисс идет дальше, утверждая, что вышеупомянутым делом может справиться любой увлекающийся эзотерикой кандидат философских наук. Причем - на спор. Правда, то, что получится, вряд ли можно назвать полноценным миром. Ну и, конечно, еще влюбленность дарит способность чихать на законы оперативного мироздания. Хотя об этом человечество подозревало давно, еще со времен древних греков, большинство почему-то регулярно забывает.
  8
  
   Вторая чертова дюжина.
  
   14.
   Масленков И.В. Чугун-метеорит
  
  
   "- Видимо, дело обстоит в скрытом обороте умственных токов, - витиевато выразился лекарь и пошел из избы мокнуть под октябрьским дождем".
  
   Форма. Стиль - подражание то ли Гоголю, то ли Салтыкову-Щедрину, то ли репликам любомудрствующего уездного чиновника из какой-нибудь пьесы. Причем стиль настолько хорошо выдержан, что использование слов, не свойственных лексике позапрошлого века (фермер, трактор, колхоз и т.д.), не создает ощущение диссонанса. Это - просто название неких реалий, которые тот же чиновник называл бы на языке той страны, откуда пришли эти реалии.
   Содержание. Небесный пришелец, оказавшийся сосредоточением влияний Космического разума, попал в руки более чем неподходящего для роли провидца кандидата, а именно - дюжинного поселянина, до тех пор ни о чем подобном не помышлявшем. (Тьфу, вот привязалась-то стилистика). Проще говоря, очень неплохо сделанная вариация на тему "горе от ума".
   Пожалуй, наиболее профессиональная вещь из всех до сих пор читанных в группе.
   9
  
   15.
   Иванов С.В. Сфера
  
   "- Мне кажется, проще заставить вселенную вращаться вокруг этого двигателя, чем двигатель вокруг вселенной! - пошутил бармен".
  
   Форма. Тягучее бытописание космических путешественников. Видимо, для автора все эти пси-поля, анабиозы и пры - яркая фантазия, но воспринимается почему-то как рассказы "деревенщиков" прошлого века вроде того же Белова.
   Содержание. А вот тут автор выгодно отличается от многих своих коллег, не пытаясь воспользоваться кочующими из романа в роман нуль-транспортировками, гиперпространственными переходами и прочими почти магическими трюками, позволяющими космоплавотелям плевать на теорию Энштейна и скакать по вселенной, словно блохи - по собачей шерсти. Если нужно лететь 250 лет - летят и не возмущаются.
   Фантдопущение. Некая сфера, представляющая собой контейнер с семенами, способными прорасти и превратить голую пустыню в джунгли. Причем не объясняется ни откуда взялась эта сфера, ни что из этого получится. Такое вот нечаянное чудо в обыденности космических буден. Не новая. Идея "космического зерна жизни" встречается достаточно часто. Но то, как построен конфликт "космической реальности" и чуда, интересно.
   5
  
   16.
   Казовский А.Г. "Хиж-3: Мальчик и Он"
  
   "- Теперь понятно, почему вместо того, чтобы выйти на лестницу, я очутился здесь.
   - Если вдуматься, в этом нет ничего необычного. Мы очень часто оказываемся совсем не там, где нам хотелось быть. Но пусть это тебя не огорчает".
  
   Форма. Хороший литературный язык начала прошлого века без оригинальничанья и прочих попыток "выделиться""
   Содержание. Интересно, к чему - к форме или к содержанию - относится описание безумной квартиры с проросшим обеденным столом и заколосившемся комодом. Причем, не смотря на прямую отсылку к Булгакову, описание этой квартиры практически ни в чем не пересекается с описанием квартиры N50 в "Мастере и Маргарите". Скорее, здесь есть что-то из "Нарнии" Люиса и из андерсеновских сказок. Возраст героя тому ли причиной, или еще что-то - не знаю.
   Фантдопущение. Хотела написать: "Гипотеза о том, что Михаил Булгаков в раннем детстве встречался с дьяволом, что стало причиной написания романа". Поняла, что фраза звучит идиотски. Хитрый рассказик, успешно сопротивляющийся помещению его в рамки литературоведческих штампов.
   7
  
   17.
   Белка Хиж-3: Палилуши
  
   "Славка и Гоша сейчас казались нормальными детьми - спокойными, добрыми. Трудно представить, как вчера они набросили на Андрея старый мешок из-под картофеля и молча исступленно били, пока не заболели костяшки пальцев".
  
   "- От одних - польза, от других - вред. Может, поступим, как обычно?
   - Надоело! Говорю тебе - пусть страдают!
   Из спора палилушей Катерина ничего не понимала, она вспоминала свое детство, которое казалось сейчас вовсе не таким счастливым. Ее наказывали, но не родители, а старшие дети".
  
   Форма. Точный и красивый язык. Простая, линейная композиция.
   Содержание. "Будем как дети, - говорят светлые учителя. - Все страдания - от человеческого желания навязать свою волю Божьему миру, прекрасному в своем естестве". Автор показывает вариант, в котором люди - как дети. А желание творить, изменяя, отбивается еще в детстве - в прямом смысле слова.
   Фантдопущение. Палилуши. Что за существа - совершенно не понятно, но сильно-могучие, однако, одержимые идее избавить человечество от страданий. Этакие ангелы господни "с колючками как у ежа и множеством крошечных плавников".
   10
  
   18.
   Key K. Дар
  
   "Не успела за мамочкой захлопнуться дверь, как я подскочила к компу, чтобы ещё раз посмотреть фотки. Так точно, мне не показалось. Никаких сомнений - теперь мой новый телефон снимает ауры.
   Однако, какой удивительный поворот событий! Интересно вот только, а голова сейчас у кого болеть будет?"
   Форма. Хороший современный повествовательный язык без особых наворотов. Такое ощущение, что этот рассказ писался для конкурса "Моби", но почему-то не появился на нем. Поэтому в нем, как и в лучших вещах, поданных на "Моби", чувствуется стилистика "глянцевых" журналов, в которой, в принципе, ничего плохого нет. Просто, понятно, грамотно, доходчиво, без стилистических изысков и (боже упаси) без слащавой интонации "непонятости-исключительности", которой грешат многие фэнтезюшники. Героиня - полноватая блондинка, которая любит одеваться в розовое. Одна из многих. Не глупая, но и не гений. Не героиня, но и не злодейка. Просто человек.
   Содержание. История о том, как Дар достался совершенно неподходящему для него владельцу. И только фантастическое стечение обстоятельств помогло привести ситуацию к какому-то стилистическому равновесию. Все-таки прибор, фотографирующий ауры, для современного понятней, чем некий Дар.
   Фантдопущение. Идея о том, что при определенных обстоятельствах паранормальные способности владельца могут "переселиться" в сотовый телефон с фотокамерой. А ведь достаточно свежо!
   10
  
   19.
   Болдырева Н.А. Двойка .
   "- Ты всегда был сукиным сыном, Лари. Но ты был лучшим сукиным сыном, и этого нельзя отрицать... Я обязан тебе своей гребаной жизнью, но, ей богу! уж лучше бы ты позволил мне разбиться о скалы... - В горле першило. - Лучше бы ты сдох за перевалом, Лари".
  
   Форма. Странно, но среди рассказов группы попались лишь два-три, которые хотелось по-редакторски поправить. Кажется, в этой игре участвуют лишь те, кто действительно умеет писать. Динамично, как и положено в экшене, точно, добротно.
   Содержание. Хм... Гонки на выживание. Зачем? Почему? Какая база? Какие поселения? Вообще: что за планета, черт побери? Земля или нет? Никакой информации, типа, догадывайся сам, дорогой читатель. Потому как речь - о качествах личности, необходимых лидеру, а не о всяких там реалиях данного конкретного фантастического мира, о которых герои, конечно, знают, но для них они настолько привычны, что об этом не думают.
   Фантдопущение. Как такового нет вообще. Автор как-то без него обошелся и не особо по этому поводу переживает. Антураж и ощущения окружающего мира надерганы из постядерок, из того же "Фаллаута".
   7
  
   20.
   Чиж Г. Спокойной Ночи, Сэр Джеймс
   "- Не знаю как вам, Персиваль, но ситуация напомнила мне рубаи Шекспира. Как же там было...
  
   Ночью бабочка в сон постучалась ко мне.
   Или это пригрезился я ей во сне?
   Как теперь мне покой обрести под луною?
   Кто являлся кому этой ночью во сне?"
   Форма. Чтобы подчеркнуть неожиданность "перевертыша", автор удачно подражает неспешной манере повествования, свойственной английским писателям конца девятнадцатого века. Не буду утверждать, что сделано это специально, но получилось очень даже неплохо.
   Фантидея - сны есть картины, которые видят в реальной "дневной" жизни наши "двойники" в других мирах. Очень близко к эксцентричным суевериям фраевских муракоков.
   7
  
   21.
   Усачов М.А. Хиж-3: Цивилизация Зет
   '- А можно вас попросить, - сказал он, - можно чтобы те, кого ко мне пришлют, ну вобщем, чтобы они были... ну как бы... чтобы это были не люди.
   На том конце провода повисло молчание.
   - Не кто?
   - Не люди.
   Стас услышал гомерический хохот.
  - Не люди! Ха-ха-ха! Да где же я тебе людей найду! Ну, рассмешил, привередливый ты наш!
   Издеваешься? Давай свой адрес.
   Стас нажал отбой. Он подумал: 'Если приедут не люди, то КТО же тогда? И КТО сейчас со мной говорил?'"
   Форма. Ощущение конспекта романа. Ключевые, ударные моменты, но без 'объяснялок', без антуража заставляет в недоумении почесывать в затылке. Особенно когда доходишь до того места, где идут цитаты из священных книг по поводу тараканов в голове.
   Содержание. Его на рассказ тоже слишком много. Одна линия - старик с 'инстинктом одиночества'. Вторая - окружающий забор мир, в котором нет уже вроде людей, но обитатели которого, несмотря на это, ведут себя совершенно по-людски. Причем в худшем смысле этого слова. Фантидея. В принципе, ничего нового. Фанатики, бюрократия, каста избранных, продляющих себе жизнь до бесконечности. Конечно, интересно бы было знать, кто говорил со стариком, что есть 'цивилизация зет' и вообще, что же произошло с Землей. Но об этом-то как раз ничего и не сказано. Так что фантидея остается на совести читателя.
   6
  
   22.
   Даровская Д., Мусин Р. Хиж-3: Урок немецкого
   'Но самое страшное, отчего похолодели пальцы - это то, что из нагрудного кармана его чуть ли не довоенного "френча" выглядывал клочок красной материи. Не сразу я сообразила - что это такое, а когда поняла - то пусть у моего ученика выросли клыки - это не испугало бы меня более...'"
  
   Форма. Авторы не просто умеют писать, они умеют писать увлекательно. Линейное повествование с постепенным нарастанием ощущения тревоги и тайны и ударным концом - классический пример приемов, свойственных 'готическому' роману. Но сделано хорошо.
   Фантидея. Нет как таковой. То, что привидения могут обитать не только в фамильных замках, читателям известно давно, но к фантдопущениям это не имеет никакого отношения.
   Содержание. Рассказ не для тех, кто ищет лишь увлекательности. Ключ - образ сторожихи. Почему приходит мертвый мальчик? Почему мать прячется в радиорубке, дверь которой обита войлоком - не достучишься? Что она чувствует? Ведь тридцать лет прошло. Думайте сами, читатели. Если, конечно, умеете думать. В таких вещах, как любовь и смерть, однозначности нет.
  8
  
   23.
   Blackfighter Хиж-3: Аномальная группа
   'Командир поднял на руки примерно полцентнера Пятой Большой Аномалии. Прямо перед носом оказался лифчик с мультяшными утятами. Командир молча возвел глаза к небу. Все аномалии почему-то были примерно в таком возрасте. Все они после кризиса оказывались очень милыми детьми. Если не успевали что-нибудь подорвать'."
  
   Форма. Я понимаю, что сериал 'Спецназ' - это круто, но зачем же так стебаться? Обожаю в 'Спецназе' эпизод, где эти придурки вместе с американским спецом по пьяни залезли в окно четвертого этажа гостиницы и немножко погоняли участников конференции каратистов. 'Удар нанесен тупым твердым предметом. Предположительно гипсом'. Хм... Уважаемая Blackfighter! Честное слово, не ожидала, что на СИ найдется существо еще ехиднее, чем я. Кстати, о ненормативной лексике. В сериале все-таки как-то вывернулись, обошлись эвфемизмами типа 'гребаный', 'удолбище', 'трындабол' и пры. Хотя их, редакторов, не поймешь, и где, с их точки зрения, находится уровень непристойности, предугадать сложно. У меня однажды выражение 'старый пердун' заменили на 'старый пень'. Зачем - одному господу богу ведомо.
   Содержание. А вот тут все серьезно. Фантидея - спонтанное инициация сверхспособностей 'детей-индиго' и что может из этого получиться. При этом без всяких оккультно-эзотерических антимоний и слезливо-жалостливых стонов по поводу неокрепшей детской психики, на которую все это свалилось. Да, кстати, раз группа парапсихологического спецназа - российская, значит, Россия с проблемой одной из первых столкнулась. Чернобыль виноват, что ли?
   10
  
   24.
   J Тараканий Дом
  
   '- Психиатру несложно симулировать любые симптомы.
   - Некоторым психиатрам, - насмешливо сказал Ниртен, - даже нет нужды притворяться. Диплом не дает иммунитета. Я вижу, посидеть спокойно мне не удастся. Спокойной ночи, Гоффи'.
  
   Форма. Не знаю, это специально так задумано, или само получилось: бесконечное перечисление имен-ников, коротенькие истории про каждого, пока разберешься, что к чему и почему, забываешь, с чего началось. Если сделано специально, то весьма удачно, потому как соответствует содержанию. Точнее, в этом мельтешении и есть содержание, эмоциональная передача атмосферы в Тараканьем доме.
   Фантдопущение. Хм... 'Умный' дом, приспособленный (приспособившийся?) под интернат для умалишенных. И 'умные' дома, и психушки существуют в реальности, а вот их совмещение - это что-то новенькое.
   Содержание. Вот тут меня память подводит. Был телеспектакль про то, как родственники сдали старуху в дорогостоящую дурку, и в конце концов психи оказались более нормальными и человечными, чем рвущиеся к праву распоряжаться наследством родственники. И автора, и название забыла, что-то там про какую-то фрау... Голова дырявая! Может, кто вспомнит? Так вот, там тоже было мельтешение бессвязных, случайных разговоров. То есть каждый по отдельности из больных ведет себя с виду нормально, но все вместе получается дурдом. Почему? Да потому, что каждый говорит о своем, они не общаются, а произносят дежурные фразы. Нет социальных ролей. Нет связей. Нет СОЦИУМА. Каждый одинок, он ничего не ждет от окружающих, но и сам ничего не хочет, не стремиться ни на ком 'поездить'. Поэтому-то старухе с психами и лучше оказалось - никто ей не запрещал жить так, как она хочет. В общем, если бы ни это смутное воспоминание (блин, а ведь классика какая-то зарубежная... не помню), то рассказ получил бы один из высших баллов. Тем более, что здесь, в рассказе, четко прописан критерий 'нормальности' - это когда между двумя возникает связь, и они начинают жить за счет друг друга, опираться друг на друга, как на костыли...
  7
  
   25.
   Юрт Люли-люли
   'Горюшко мое, Машка, - все приговаривала бабка-поречиха, укутывая машенькины ноги теплой землицей, обирая с волос тонкие осенние ниточки мелколиствицы. И какая-то непонятная горечь ползла прямо к сердцу, и с нею холодная тоска, будто и не в теплую землю садила Машеньку поречиха. Не плачь, Машка, не плачь. Не то ивой станешь. Из ивы только лапти да розги родятся, - сердилась поречиха, тащила из дупла самовар, усаживалась на пригорке, рядом с Машенькой, и долгонько еще рассказывала ей сказки. О том, как вырастет Машенька большая, как пойдут у нее малые ветки. Как проклюнутся на ветках золотистые желуди. И о том, как славно все будет потом, потом, спи, Машенька, спи'.
  
   Форма. 'Русское поле экспериментов'. (С). Игра с языком и смыслами, с отсылками к коллективно-бессознательным, сказочным образам, несколько сюжетных линий, которые переплетаются так, что не разберешь где что.
   Фантдопущение. И здесь эксперимент. Ради одного рассказа создана целая вселенная со своим биоценозом, вселенная, живущая по принципу единства и борьбы противоположностей. Со своей моралью, поверьями, богами, которые и не боги вовсе, но участники игры или же они просто кушать хочут...
   Содержание. Если бы к такому количеству пунктов, в которых читатель будет тупо недоумевать, было бы еще какое-то содержание, то рассказ стал бы вообще неразрешимой головоломкой. Так что особого содержания ожидать не приходится.
  8
  
   26.
   Краснов И.В. Кадровый вопрос
   'А может быть, нет вовсе никакой машины времени?.. А Светочка?.. А что - Светочка? Светочка - умница, что у неё на экране написано, она то и читает. И даже не думает, откуда эти буквы у неё в компьютере берутся... Мне бы так... Ладно, бог с нею, с машинкой этой. Вот на пенсию выйду - тогда и думать буду...'
   А сейчас - чего думать? Сейчас работать надо. Семью кормить'.
  
   Форма. Хм. Ладно, по поводу наличия в русском языке разнообразнейших синонимов я автору это уже высказывала в коммах, но он так ничего и не исправил. Его право. Композиционно же рассказ построен достаточно грамотно, хотя и простенько. Линейная структура лишь с одним ответвлением в прошлое. Нет ни пиков, ни спадов эмоционального фона, все ровно, просто несколько картинок, фиксирующих жизнь. По сравнению со многими рассказами в группе из-за этого повествование кажется чуть скучноватым. В прочем, рассказ рассчитан на того вдумчивого читателя, который воспринимает информацию не столько эмоционально, сколько рассудочно.
   Фантдопущение. А вот тут интересно. Машина времени, способная передавать в прошлое не материальные объекты, но информацию. Мечта пифий и прочих провидиц.
   Содержание. Естественно, полезная вещица находится в пользовании у тех, кто способен за нее заплатить. В данном случае - у банка. Потому как где деньги, как не в банках? Хотя на поверку таинственный прибор оказывается вовсе не важен, а важны человеческие отношения в 'коллективе банковских работников'.
  5
  
   Третья чертова дюжина (не полная)
  27.
   Толмачёва Г. Глазотерапия
  
   'В ту больничную ночь Валерьяныч понял еще, что человечество, вышедши когда-то из дикого состояния, идет теперь к немыслимой вершине над ужасными пропастями. Все люди связаны между собой энергетическими нитями - добрые помогают друг другу выбираться из ущелий и преодолевать препятствия - как альпинисты. А злые обрывают и режут энергетические нити, губят и себя и других, и тогда срываются в пропасть из-за злых и добрые люди, а иногда и множество людей - когда случаются войны или катастрофы. В все же все выше и выше продвигается человечество, несмотря на потери. Но каждый боец на этом Пути к неведомой нам цели - вселенского счастья или мировой гармонии, или еще чего-то несказанно прекрасного - дорог. И даже самый слабый молитвами своими поддержать может сильных. А если опустил руки сдался, то помни - твое падение отразится на тех, кто надеялся на тебя, и покачнутся они, и тяжелее им будет удерживаться на крутом склоне...'
  
  Форма. Первый рассказ, в котором бросилась в глаза невычитанность, элементарные очепятки. '..лишь волу из родника пил...'. Понятно, что воду, а не волу. Хотя чувствуется, что автор достаточно неплохо владеет словом. Или, может, просто рассказ относится к категории 'не мое', поэтому мелкие шероховатости бросаются в глаза.
  Содержание. В художественной форме подана стандартная 'целительская' легенда. Если бы мне не довелось прочитать кучу эзотерической литературы, от жития Порфирия Иванова до постебушек Подводного, от Кастанеды до Нарбекова, то, может быть, меня бы рассказ впечатлил. Схема везде одинаковая: некто, страдающий смертельной болезнью, таинственным образом получает 'технологию' исцеления. Причем 'технология' эта основывается на двух основополагающих принципах: 'никогда не сдаваться!' и 'человек при помощи намерения и воли способен управлять процессами в своем и чужом организме'. Все остальное, антураж и конкретные особенности 'технологии' могут варьироваться. Но главное - нужно при лечении обратиться к добру и свету. По ходу повествования некто пользуется полученной 'технологией'. Выздоравливает сам и начинает лечить близких.
  В данном конкретном случае целительских способностей героя хватило лишь на одну внучку, после чего ресурсы 'целительства' оказались исчерпаны. Кстати, интересная тема: экстрасенсы и их потомки, которым-то и приходится платить по счетам. Автор ее интуитивно нащупал, но, видимо, не осознал.
  Еще одна находка - образ кота. В остальном же... Но это относится не к тексту, а к автору. Автор! Если однажды все-таки придет понимание того, что Бога нет, и некому поплакаться в седую бороду, и ты - один в мерзлой сиреневой пустоте, а выдержать сосущий взгляд пустоты... Что ж, тогда можно будет поговорить. Если нет... Ну что ж. 'Блажен, кто верует, тепло ему на свете'.
  5
  
  28.
   Мето Гармония
   '- Вам нравится запеканка? - с понятным волнением спрашивал школьный повар, смущённо теребя рукава своего белоснежного комбинезона, но доктор лишь загадочно улыбался неведомой бесконечности, которая, казалось, сопровождала его везде'. .
  Форма. Лекция в обрамлении. Достаточно старый композиционный прием: рассказ о том, как кто-то рассказывает о том, что ему рассказывали. Тут, правда, третий этап передачи информации как бы смазан. Но вряд ли доктор практической философии Бартоломей Верлиоз сам проводил исследования хруллей и кваррххов. Кстати, появился этот прием еще в Средневековье, когда читающая публика впервые обнаружила тот факт, что литература может быть не только духовной или научной, но и художественной. Никак читатели не могли привыкнуть к тому, что автор им нагло врет, и все, что описано в книге, не соответствует действительности. Поэтому первым беллетристам и приходилось прибегать к подобным уловкам. Дескать, за что купил - за то и продаю. Нет, дорогие читатели, я, конечно, не такой простак, я ничему не поверил. Но забавно. Так что повеселю и вас, дорогие читатели, теми байками, что слышал от бывалых людей. Удобный прием. Можно и наводящие вопросы от, так сказать, слушателя-автора вставить, и какую-нибудь мораль или обобщение в финале прилепить.
  В 'Гармонии', наоборот, сообщение вышеупомянутого доктора представляется как строго научное. Как бы.
  Фантдопущение. В описании быта космической школы - несколько оригинальных, хотя и не совсем понятных, моментиков. Ученик выпускного, сорокового, класса - это как? В школе до пятого десятка лет сидят (хм... хотя, с нынешними тенденциями в образовании...)? Или программу каждого класса за пару-тройку месяцев осваивают?
  Содержание. Те самые хрулли и кваррххи, о создании гармонии между которыми печется специалист практической философии. Тут я при прочтении ощутила определенное недоумение. И чем старательнее вчитывалась, тем сильнее было недоумение. Понятно, что странные космические расы - аллегория. Но чего - не понятно. Непрозрачная какая-то аллегория.
  3
  
  29.
   Бурлака А.А. Хиж-3: Живая вода и мёртвая вода
   '- Да уж, - сказал Пал Сергеич, - не всё в нашей жизни как в сказке... .
   - Это потому, что в сказке не бывает судебных исков. .
   - И алкоголиков... Володька, ты действительно не видел, что эта проклятая насадка стоит вверх ногами? .
   - Да я был уверен, что её просто нельзя установить таким образом. Но Михалыч, видимо скрытый гений, особенно, когда нажрётся'. .
  Форма. Баечно-анекдотная. Завязка, создание условий, таинственные, даже можно сказать - трагические, события и в конце - разгадка, которая оказывается настолько бредовой, что вряд ли читатель сможет догадаться о чем-то заранее. Весь прикол - в неожиданности отгадки.
  Содержание. А вот тут-то и минус рассказа. Пьяный слесарь - фигура совершенно не неожиданная. Наоборот, фигура эта для нашего быта просто архитипичная. Причем тут даже не в алкоголизме дело. В жизни еще не то бывает.
  Один из знакомых сисадминов рассказывал мне историю. Попросил его как-то хозяин фирмы, с которой они были на договоре обслуживания, в частном, так сказать, порядке, посмотреть домашний комп. Типа, сломался. А в чем дело, непонятно. В общем, мой приятель разобрал машину... Навороченная, супер-пупер...
  Тоже ничего понять не может... Крутил, вертел, все пересмотрел... В конце концов обнаружил...
  Кто хоть раз в компы лазил, наверняка видел: разъемы питания на винты - это беленькие такие пластиковые штучки, в сечении, если смотреть с той стороны, которой втыкать надо, - шестиугольные. Точнее - прямоугольник с двумя срезанными углами, чтобы точно входил в гнездо, чтобы уже больше никак... Так вот, сынуля того фирмача умудрился обычным бритвенным лезвием 'Спутник' срезать вторую пару углов и засунуть разъем вверх ногами. Зачем? Говорит: 'Не втыкался...' Оказывается, батя запретил лазить в компьютер и таскать винт по знакомым пацанам, потому как на нем, кроме игрушек, - вся 'черная' бухгалтерия. Сын, естественно, не послушался, вот только нормально поставить на место винт не смог. И молчал, как партизан...
  А стоимость машины - пара тонн 'зеленых'... Конечно, сгорело не все, но...
  В общем, баек на тему 'кувалды, зубила и какой-то матери' и по сети бродит немало...
  Фантдопущение. Ну, тут и рассматривать нечего. Научно обозванная сказочная вещь - не такая уж редкая вещь. Ковры-антигравы, например, уже были, причем даже научно доказывалось, почему форма ковра наиболее удобна. Ступа с реактивным двигателем. Драконы с фотонным приводом и ядерным реактором у нутрях...
  4
  
  30.
   Йока Т. Хиж-3: Ээро
   '- Я ваш сын. Меня похитили, но... Я узнал. Я нашел... .
   Она ответила не сразу, мгновение она глядела ему в лицо, внимательно, словно хотела разглядеть что-то... Знакомое? Особенное? На секунду Рольфу показалось, что сейчас она бросится к нему, а дальше... Дальше все будет хорошо, так как мечталось все эти годы. .
   - Ты ошибаешься, мальчик... - спокойно произнесла женщина. .
   Если бы Ээро умел улыбаться, он бы улыбнулся. Называть его мальчиком?! "Мальчики" гибнут первыми, а у него за плечами - тринадцать рейдов! Хотя откуда им тут, на Канонике, знать об этом? Наверное, они и новости не глядят... Рольф молча смотрел в спокойные глаза женщины, стараясь запомнить это отстраненное лицо. Вдалеке мелодично зазвенело, - едва слышно, немного похоже на колокола общего сбора. .
   - Никакого похищения не было, - в лице у нее ничего не дрогнуло, не изменилось... - я сама отдала тебя этим... людям. И раз ты говоришь сейчас со мной, значит, они выполнили обещание. А теперь, прошу меня простить, у нас время молитвы'. .
  Форма. Опять эти запятые... Ладно, если будет опубликовано в бумаге, то без корректора не обойдется.
  Фантдопущение. 'Коррекция' сразу после рождения свойств будущей личности в случае, если эти свойства могут препятствовать адоптации в обществе добра и справедливости. Хмык... А ведь серьезная темка.
  Содержание. Один из немногих рассказов в группе, где фантдопущение - не деталь антуража, а ключевая идея. Утопия вдруг превращается в антиутопию. Принудительная добродетель оборачивается злом. А добром оказывается нарушение законов, регулирующих жизнь в светлом обществе добра и справедливости. Вот такой перевертыш.
  Да, кстати. Эпизод в баре - шикарная иллюстрация того, как можно несколькими фразами показать действительно крутого бойца. '...чувство опасности нахлынуло темной волной, а интуиция вопила сиреной тревоги, требуя вовремя смыться'.
  9
  
  31.
   Смелов Л.В. Хиж-3: Дом на краю
   '...-Главное, он стал "серым"... .
   - Каким? .
   - Это вольный термин... Суть в том, что человек, оказавшийся вне своего времени, становится уже... как бы это сказать, не тем. Есть непоколебимые законы мироздания, которые делают его, во-первых, бездетным, а во-вторых, все, к чему бы он теперь не стремился, не получится: он никогда ничего не откроет, не напишет, не добьется славы и прочее-прочее. Он - "серый", с его ладони не слетит даже пресловутая бабочка, способная перевернуть ход истории. Как правило, таких людей мы берем к себе в Агентство - благо, их немного. - Игорь Дмитриевич глубоко вздохнул. - "Серостью" мироздание защищает себя от их влияния. Люди по-разному становятся "серыми": они гибнут для реальности своего времени, для них могут возникнуть другие причины... .
   - Что вы имеете в виду под словами "другие причины"?'.
  Форма. Хорошо, профессионально. Напрягло 'все права защищены' вместо эпиграфа. Понты? Или, если есть связь с текстом, то очень кривая.
  Содержание. К концу группы косяком пошли интересные фантидеи. Здесь - о причинно-следственном механизме, которым мироздание защищается от тех, кто слишком вольно обращается с природой времени. Кстати, идея 'серости', бесплодности во всех смыслах, - достаточно интересная, причем, к сожалению, писатели к ней обращаются чрезвычайно редко. Ведь читателю чего поярче хочется. Забавно, но здесь автор умудрился превратить 'серость' в талант. 'Серый' безопасен для природы времени, значит, он может знать больше. Все равно никакого проку от него не будет...
   'Хвост', оставшийся не подобранным: бабка Нюра. Интересно, она-то какое отношение имеет к Службе Смотрителей? Почему так старательно организует ситуацию? Или тоже - из 'серого' рода? В деревнях, бывает, половина населения от одного корня род ведет. Седьмая вода на киселе, а все - родня.
  6
  
  32.
   Минин Р. Хиж-3: Особый менталитет
   '- Я конечно слышал теорию о том, что в системах, расположенных на окраине границ Федерации, у человечества просто крышу сносит, но не настолько же. Преступнику оставляют вознаграждение и дают работу? - Немов был в недоумении'. .
  Форма. Похоже, автор не просто начинающий, но не имеющий врожденного чувства слова. 'Внешне его трудовой СПИСОК, внесенный в кристалл памяти галактического паспорта, ничем особым не отличался от ДРУГИХ ЛЮДЕЙ'. Фраза построена так, что некий СПИСОК сравнивается с ЛЮДЬМИ. И при этом СПИСОК ничем не отличается от ЛЮДЕЙ. Живые существа не отличаются от содержания кристалла памяти. Очень распространенная речевая ошибка. Как и засилье глагола 'быть' в разных формах.
  Содержание. Утопия, причем достаточно любопытная. Основная мысль: если каждому дать дело по душе, то недовольных не будет. Достаточно спорная концепция. Правда, в данном случае есть возможность избавиться от вечно недовольных - просто выслать их с планеты... Вот такое забавное общество, состоящее лишь из оптимистично настроенных сангвиников и флегматиков. Кстати, уже не первый в группе рассказ, основная идея которого - о месте и предназначении человека в обществе. К чему бы это?
  4
  
  33.
   Шифман Л. Time is money
   '- Как только я подпишу договор, он вступит в силу! - с этими словами я взял ручку и торжественно поставил свою подпись. .
   Что-то сильно кольнуло в сердце, я вскочил, схватившись за грудь, но тут же рухнул обратно в кресло...' .
  Форма. Авантюрная новелла. С самого начала понятно, что ничем хорошим кончиться не может.
  Фантдопущение. Скорее даже не допущение, а прием: ложь или фантазия неожиданно материализуются и становятся правдой.
  Содержание. То самое допущение, о котором сказано выше. Забавная параллель с фэнтезийными демиургами. Тем достаточно поверить в чудо - и оно становится реальностью. А здесь лжец заставляет поверить своим словам окружающих - и осознанная ложь вдруг становится реальностью. Да еще одна забавная мыслишка: как не стать реальностью тому, за что заплачены такие деньги?
  5
  
  34.
   Вячеслав К. Хиж-3: 33 мешка коровьей шерсти
   'Нет, все-таки земляне не вполне разумные. Но топливо производят лучшее во вселенной'. .
  Форма. Сомневаюсь, что 'ХиЖ' станет публиковать растоманские сказки, даже если в роли рассказчика выступает птицеклювый шестиглаз из созвездия Лиры, которому ни разу в жизни не пришло в голову попробовать на себе действие топлива.
  Фантдопущение. Блюющий от дерьмового виски космический корабль. Хм... Они бы еще паленой водки ему предложили. Тот же корабль, удолбанный до состояния 'движнняки напали'... Ха... Интересно, у лирианских космических кораблей есть индивидуальные особенности? А то ведь бывает, что после анаши на хавку пробьет. Или на измену... Как тогда? Содержание. А какое может быть содержание с таким количеством дури? Только ассоциации появляются - на тему антифриза или бензина. Да, видимо, люди действительно не вполне разумны...
  5
  
  35.
   Шепельский Е.А. Очистительный огонь
   '- В моем мире все будет иначе! Будут монастыри. И паства. Мы станем истинными пастырями душ... Мы - судьи, мы - учителя! Мы - пастыри! Строгие и нищие! А я... тебе не понравится это, нет... я пророк нового мира! Я - карающая длань! Я - оружие!'
  
   Форма. Обычное линейное повествование без особых наворотов.
   Фантдопущение. Теранская пиявка - некое продолжение логического ряда из малярийных комаров, энцефалитных клещей и тифозных вшей.
   Содержание. Для того чтобы показать, куда приводят благие намерения, пиявки не обязательны. Но время от времени о таких темах нужно напоминать. Воины света, готовые безжалостно выжечь скверну... Уж лучше быть с теми, чей путь - тьма.
  7
  
   36.
   Суворов С. Хиж-3: Другой
   "Абсолютно черное небо - ни единой звездочки - вот как умирает Вселенная. Старая Вселенная".
  
   Фантдопущение. Даже несколько: деление человеческой расы на Новых и Старых, некая иная материя, поглощающая Вселенную.
   Содержание. Что ж, теперь Герою мало спасать отдельно взятое королевство. На кону, как минимум, Галактика. А способ простой, как мир: глаза боятся - руки делают. И было из-за чего огород городить?
  3
  
  37.
   Тюлин Д.Ю. Они Всегда Так Кричат
  
   'Стивен оглядел свои новые губы в зеркале и остался доволен. Что-то омрачило его разум, и он попытался поймать мысль. Мысль долго порхала, улетала, словно маленькая птичка, как только он подкрадывался с сачком. Но вот он схватил ее за горло. Птичка била крылышками.
   - Что-то он уж слишком сильно кричал сегодня, - озабоченно заметил Стивен Майклу, проводя пальцем вдоль линии губ.
   - Они всегда так кричат, - недовольно отмахнулся Майкл.
   Стивен отпустил птичку.'
   Форма. Хм... Не знаю, к чему придраться и как объяснить это ощущение, но изложение какое-то нервное, дерганое... 'Новостийные' вставки по поводу человечества, чтобы показать течение времени... Криминальная корпорация, которую организовал изобретатель 'регенератора'... Понятно, что у него другой дороги нет, логика характера такая. Но все-таки последняя треть рассказа как-то провисает.
   Фантдопущение. Вечная молодость за счет копирования живого объекта с одновременной коррекцией физиологических изменений в сторону омоложения или - что надо по заказу.
   Содержание. Хм... Морально-нравственный вопрос: является ли убийством уничтожение образца, когда есть улучшенная и дополненная копия. Ответ вообще-то прост...
  3
  
  38.
   Кореляков А.Р. Хиж-3: Паршивое место, паршивое время
   - А и то. Земля наша, - как собака - летит себе в космосе, не разбирая дороги. А он разный, оказывается.
   - Кто.... Разный?
   - Да космос же, я о чем тебе толкую. Вот и подцепили мы что-то, вроде плесени. Аккурат, по нашей широте прошлось. И у американцев то же, и у чухонцев.
   - А что за плесень такая?
   - А Бог ее знает. Наши говорят, если на человека попадет - начинает сосать его. Изнутри. А как высосет, - на следующего перекидывается. ..."
   Форма. Стилизация под современные детективно-'жизненнве' романы. Взятки, братки, 'стрелки', 'смотрящие'-депутаты...
  Фантдопущение. Некая космическая плесень. Что за хрень, так и не понятно.
  Содержание. Перед лицом космической опасности спецслужбы и 'братки', все, кто имеет реальную силу, объединились. Поскольку 'на нашей широте Москва'. Вообще-то мысль достаточно здравая.
  5
  
  Ладно, все, кажется.
  Заключение... Галя Ескевич хорошо написала: наш ждет эпоха символизма. Интересных фантдопущений немного, причем они не обязательно придуманы авторами интересных, запоминающихся рассказов. Скорее даже наоборот... Единственный рассказ, где хороши и фантдопущение, и форма - "Дар" Key K. В "Аномальной группе" Блэкфайтора фантдопущение на высоте, причем относится к тому, что можно назвать "фантастикой ближнего прицела". Взято то, о чем пишут в газетах под рубрикой "Очевидное-невероятное" и чуть-чуть развито. А вот сюжет - немножко пародийный. Точнее даже наглым образом заимствованный из тех же газет да телепортажей: линейное описание действий группы спецназа на важной операции. В Белкиных "Пилилушах" хороша философия, а вот фантдопущение... Мутированных ангелов все-таки можно назвать фантдопущением с очень большй натяжкой.
   Вобщем, что бы мне ни говорили, а фантастика все же - не жанр, а метод, при помощи которого мы пытаемся рассказать о людях и человечестве...
  Спасибо всем, кто сумел доставить мне удовольствие от чтения их рассказов!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"