Лифантьева Евгения Ивановна : другие произведения.

Deadly.Arrow. Термит

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кажется, нашла то, что современное и нравится. Все финалисты "Дебюта" - то, что надо.


   Нахожусь под впечатлением. Попытаюсь сформулировать, как резонирует во мне.
   Итак, роман "Термит".
   Deadly.Arrow. Термит
   Авторская аннотация на СИ:
   "В 2012 году роман вошел в шорт-лист премии "Дебют" в номинации "фантастика".
   Мир близкого будущего. Новые технологии используются для воссоздания виртуальной реальности. Это и цифровые наркотики, и драйверы для работников, и красочные "нанофильмы". А кое-кто использует разработки для того, чтобы контролировать действия и даже мысли других людей. Стоит ли спасать общество в котором промывание мозгов вышло на новый уровень? Или лучше устроить все так, чтобы поиметь с этого профит? Или... совместить?!"
   То есть - фантастика "ближнего прицела", форма - остросюжетный детектив "американского" типа, полный жесткого действия.
   Сюжет - линейный. ГГ - то, что у американцев называется "бэдбой", преступник. Правда, с идеями:
   "То, что нас не убивает, делает нас сильнее. Охотник, возможно, мерзавец. Хищник, нападающий на невинных. Но, может, настало время перестать быть невинными? Научиться защищаться от него и от всего остального дерьма, которое сует нам в мозги драгоценное общество?"
   Отличие от стандартного "реалистического" боевика в том, что ГГ умеет не только стрелять, но и думать. Не мачо-супермен, а талантливый хакер... но и стрельбы, погонь и прочего экшна хватает.
   В общем, тот, кто ценит закрученный сюжет, получит удовольствие.
   Но "Термит" - несколько больше, чем просто детективный триллер. Если брать по ощущениям, то "Термит" у меня по восприятию сильнее всего совпал с "Жерминаль" Эмиля Золя и вообще - с тем, что называется французским натурализмом
   Во-первых, среди героев нет ни одного "положительного". Тот же Термит - вроде "благородный разбойник", вроде рефлексирует периодически, как человек думающий и интеллигентный, но, по фактам, далеко не "белый-пушистый". Убийца, мошенник, манипулятор, изобретающий способ полностью управлять поведением других людей, грабитель, который не прочь попользоваться результатами своих "демонстративных" преступлений... Психопат с покалеченной "коррекцией" психикой, социофоб, из всех женщин выбирает ту, которой от него нужен только секс...
   Остальные герои - не лучше, хотя некоторые, вроде Сектанта или Котова руководствуются вроде бы благородными идеями...
   Да, по поводу идей и целей, на счет провозглашаемых ценностей и реального воплощения...Самая враждебная ГГ организация называется "Справедливость".
   Врагом оказывается самый приличный и порядочный человек из всего окружения...
   Остальные герои - если не сволочи, то просто быдло, вроде соседей Термита.
   Единственный персонаж, который не вызывает отвращения - дочка Котова Дара. Хотя моралистов такой персонаж может шокировать:
   "Термит поднял ярко-красный кленовый лист и протянул девочке. Малышка достала из-за спины пистолет.
   - Бах!
   Термит упал. Увядающая трава пахла как сено, клочок неба в золотой раме осенней листвы казался колодцем в бесконечность.
   - Ты умираешь? - строго спросил детский голос.
   - Да.
   Презрительное фырканье:
   - Как-то неубедительно!"
   Термит издал протяжный стон и забился в агонии.
   О, так лучше!"
   Нормальная такая девочка из ненормального мира... А каким могут вырасти дети в мире тлена?
   Вот только одно из описаний той обыденности, которая окружает каждого - с рождения:
   "Овраг на окраине города - огромный, изогнутый, словно полое тело великого змея, - был одним из любимых мест шпаны, школьников и владельцев собак. Забавно, но этот достаточно разноплановый контингент уживался вполне мирно. Жертвы, конечно, бывали, но в основном среди групп своих. То юные бандиты устраивали поножовщину, то какой-нибудь прогульщик ломал ногу, упав с "тарзанки".
   Самое большое количество трупов, однако, приходилось на самую малочисленную категорию - наркоманов. Место все-таки было открытое, поэтому долго тусоваться здесь они почти никогда не отваживались. Захаживали ширнуться по-быстрому среди кустов сирени и шиповника. Облюбованная ими площадка была усеяна пластиковыми шприцами. Заботливые хозяева Рексов и Джулек запрещали своим питомцам захаживать в наркоманский уголок, дабы не поранили лапы. Время от времени кому-нибудь из наркоманов продавали особо редкую дрянь, или кто-то дорывался до слишком большой дозы, или решал замутить коктейль из водочки и герыча. В итоге Рексы и Джульки начинали с интересом принюхиваться к волнующим запахам мертвечины, хозяева, ругаясь на чем свет стоит, вызывали ко всеобщему развлечению полицию, и мирная жизнь оврага продолжалась".
   И вот отсюда - разговор о том, что зацепило.
   Я читала, пытаясь определиться, что такое роман: антиутопия или нет? Так и не определилась.
   С одной стороны, нет свойственного антиутопиям приема доведения имеющихся тенденций до логического конца.
   Общество еще не совсем умерло. Оно больно, смертельно больно, гнилостную вонь тлеющей плоти общества не чувствует только тупой... но в то же время общество очень мало отличается от нашего. Может быть, чуть усилены имеющиеся тенденции. И, может быть, в России сегодня чуть побольше порядка, криминал не настолько силен. Хотя причина тут не в том, что Россия чем-то лучше, а в том, что "нефтяная игла", на которой держится наша экономика, делает традиционные криминальные источники дохода - наркотики и торговлю оружием - менее прибыльными, чем вполне законная торговля нефтью и прочим сырьем, а так же госзаказы. У нас вопросы решаются уже не на "стрелках", как в 90-х, а в чиновничьих кабинетах, где крутятся такие деньги, что наркобороны и торговцы оружием тихо курят в сторонке.
   В отличие от современной России, в мире Термита "федералы" - не самый страшный зверь, силы равновелики - "синдикаты" и "картели", "федералы" и "оружейники", потом еще китайские "триады" появляются... У нас само государство - картель, и то, что сегодня имеет силу - всякие "Росатом" и "Роснано" - госкартели, у которых уже нет серьезных конкурентов. Так что, думается, мир романа отражает те социальные тенденции, которые гораздо ярче проявляются в Восточной Европе, на Украине, в Прибалтике, то есть в странах с полностью победившей либеральной моделью экономики и достаточно слабым государством. В этом - вся разница...
   С другой стороны, все-таки фантастика, показано, куда будут использованы те изобретения и открытия, на пороге которых стоит человечество. Жутковато...
   Жутковато еще тем, что Deadly.Arrow - мастер создания настроения. Причем не "накруткой" эмоций, а бесстрастным перечислением фактов и точными картинами, которые не только зрительный образ, но и символ...
   В ее романах почти всегда - осень, дождь и мерзкий сырой холод. Тлен. Умирание природы, умирание общества - не короткая и яркая смерть, а медленное, растянутое на месяцы и годы умирание всего, что мы считаем реальностью...
   Вот этот "нанофильм", один из тех, которые тестирует Термит, дает ключ к сверх-идее романа:
   "Он встал, стряхивая последние брызги с рук, - и вдруг заметил, что с его пальцев срываются не капли, а частицы рыжей пыли.
   "Что за?.."
   Термит вытер руку о подол рубашки. Наткнулся на твердый шарик яблока в кармане джинсов. Осторожно достал фрукт - маленький и отчаянно зеленый. Термит держал его на ладони, но сам не заметил, когда яблоко вдруг осыпалось песком между пальцев.
   "Черт!"
   Он шагнул назад, оступился, схватился за протянутую ветку дуба. Рыжая пыль взметнулась в воздухе.
   Олень оторвался от питья и шел к нему по ручью. Вода бурлила у его ног.
   - Не надо, - сказал Термит. - Лучше будь фантомом, чем песком.
   Он отвернулся и пошел назад, к полю, стараясь не прикасаться к ветвям. Земля превращалась в пыль под его ногами.
   "Изгнание из рая? Это ты хотел мне показать, Нинген? Хотя я даже не съел яблоко. Сатана-читер, какое убожество!"
   Когда он снова вышел в поле, за ним струился шлейф из песка.
   "Я всегда знал, что дивный сад не для меня".
   Термит упал навзничь в траву, которая тут же рассыпалась под ним.
   "Ты долбанный дурак, Нинген. Пусть все превращается в пыль от моего прикосновения - небо я уничтожить не смогу. Небо и стрижи, они останутся.". Он лежал и смотрел в бесконечный сияющий простор, где резвились птицы".".
   Но виноват не Термит, нет...
   Это реальность мира: тлен. И только небо... то, до чего человек не способен дотянуться, изредка бывает голубым...
   В романе есть немало других ключей-символов, вроде двух значений слова "термит" или горгулий, которые Дара называет "скелетами ангелов"...
   Много отсылок к современным философским идеям, вроде вот такой фразы: "Оба проживали очень одинокий период и хотели почувствовать биение чужих жизней рядом. Как бедные замерзшие дикобразы Шопенгауэра они жаждали чужого тепла и в то же время знали, что прижавшись друг к другу слишком сильно исколются шипами".
   Тоже "ключ" - ключ к осознанию болезни общества, ведь о "дикобразах" заговорили, когда было придумано словосочетания "общество потребления" и "бегство от свободы"...
   И в этом "Термит" оказался вдруг очень созвучен моим идеям о "детях постиндастриала".
   Такое восприятие мира для нас ново, и им пока "больны" только достаточно молодые...
   В общем, премии "Дебют" роман так и не получил. Но читать стоит.
   Если, конечно, нет аллергии на чтение тестов, слишком похожих на реальность

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"