Аннотация: "Христос, сударыня, не лошадь и не корова, чтобы ему быть красивым. Он всего лишь человек, которого били целую ночь..." Н. Н. Ге
Картина Николая Николаевича Ге "Тайная вечеря" была подобно разорвавшейся бомбе в стенах российской Академии художеств. Молва о картине, которую Ге написал во Флоренции в 1863 году, опередила художника. И когда он с картиной прибыл в Санкт-Петербург, холст немедленно доставили в Академию, распаковали, натянули на подрамник и...
По преданию Совет профессоров Академии, не сходя с места, торжественно присудил Ге звание профессора, что по регламенту было выше звания академика.
В 1890 году, после долгого перерыва Ге представил на суд зрителей свою новую картину "Что есть истина?". Картина не только не давала ответ на этот непростой вопрос, но заставила многих зрителей усомниться в истинности изображения. Вместо благообразного лика Христа с выражением абстрактного страдания на картине был изображен страдающий человек, проведший бессонную ночь в молитве и понявший одну неоспоримую истину: чаша сия его не минует.
Лишенный праздничного античного одеяния, такой Христос вызывал противоречивые чувства. Говорят, что нашлась дама, которую оскорбил непрезентабельный вид Христа.
- Христос, сударыня, не лошадь и не корова, чтобы ему быть красивым, - будто бы ответил на ее претензии Ге. - Он всего лишь человек, которого били целую ночь...
Далее предания расходятся. Неизвестно, сам ли император Александр III посетил выставку или же получил письмо-донос от своего верного обер-прокурора, доложившего, что картина "Что есть истина?" сеет не истину, а смуту.
Оба предания сходятся на результате: император Александр признал картину "отвратительной" и распорядился ее убрать с выставки без права делать с нее копии.
Но художника уже невозможно было остановить. Далее последовали "Иуда", "Синедрион", "Голгофа" - из того же цикла "страстей Христовых".