Ликол : другие произведения.

Славяне и скандинавы. Краткая история взаимоотношений

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.61*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сия статья написана для того, чтобы еще раз перечислить наиболее значимые факты, касающиеся средневековых скандинавов, известных россиянину как викинги. Автор не является первооткрывателем перечисленных сведений.

  Рассекали волну драккары,
  И пугали драконьей пастью,
  Рыб, китов и горластых чаек,
  Лишь воронья хриплая стая
  Высоко над мачтами кружилась,
  Поджидая кровавую поживу.
  
   Слово "викинг" как обозначение пирата впервые появилось в 8-м веке, в староанглийском языке. Те скандинавы, которые приобщились к этому занятию, быстро переняли и само слово.
   Жизнь в Скандинавии была нелегка, почва мало плодородна, а в дополнение к природным бедствиям, страна была постоянным объектом агрессии со стороны других племен Прибалтики: куршей, эстов, славян-вендов, а также лопарей-гвеннов. (См. в "Пряди о Норна-Гесте" "Сигурд Хринг там не был, поскольку ему приходилось защищать свою страну, Свитьод, на которую нападали куры и квенны", в "Саге о Магнусе Добром": "Теперь же страна не имеет правителя, ибо я уехал из нее, как вы знаете, совершают многочисленные нападения венды, куры и другие народы с Восточного пути", в "Саге о Харальде Суровом" "Хакон стал ведать защитой страны от викингов, которые сильно разоряли Датскую Державу, вендов и других людей Восточного Пути, а также куров".) Конунг свеев Ингвар Эйстенсон попробовал положить конец этому беспределу, но был разбит и сложил голову в бою с эстами, а дружина его бежала.
   Приблизительно в конце 9-го века свеи решили, по выражению епископа Ансгария, "стяжать себе имя". В те времена это делалось путем решительной военной победы над каким-нибудь сильным врагом. Так, примерно в те же годы русский князь Олег осадил Константинополь и согласился отступить только после получения огромного выкупа. Греки сочли избавление от воинов Олега божьим чудом. Действуя аналогичным образом, король Швеции Олаф собрал общенародное ополчение своего королевства и осадил одну из деревянных крепостиц прибалтийского племени куршей (корсь русских летописей). Однако жители городка оказали ожесточенное сопротивление, в результате чего, как пишет Ансгарий, "на девятый день народ свеонов, утомленный столь долгой борьбой, начал изнемогать и с испугом и дрожью в сердце помышлять лишь о том, как бежать оттуда." В конце концов удалось сговориться с куршами на условиях уплаты выкупа по полфунта серебра с каждого защитника крепости. Свеи сочли это завершение похода божьим чудом.
   О другом скандинавском набеге на Восток оставил нам сведения знаменитый исландский скальд 10-го века Эгиль Скалагриммсон. Высадившись на куршский берег под видом купцов, викинги занялись грабежом, но попались на глаза местным жителям, в результате чего оказались запертыми в подвале на одном из хуторов. К счастью для Эгиля, ему удалось обнаружить находящихся в выгребной яме под полом дома троих пленных викингов, попавших в плен, по их словах, во время предыдущего набега, который имел место прошлым летом. С их помощью Эгилю удалось благополучно унести ноги. (См. "Сага об Эгиле")
   Кроме Курляндии, другим направлением для походов скандинавским викингам служила Биармия. Ее открыл для скандинавов в 9-м веке знаменитый Оттар Мореплаватель. Викинги вошли в устье реки, но, заметив на берегу туземцев с луками, не решились пристать к берегу. (См. "Орозий" Короля Альфреда.) Эти события послужили основой романа Валентина Иванова "Повести древних лет". Правда, писатель ошибочно отнес место действия на Белое море, но историк Андрей Никитин убедительно доказал, что Биармия находилась на юго-востоке Балтийского моря. В начале 11-го века Торир Собака высадился в Биармии, где сначала вступил в торги с местными жителями, а потом, пробравшись в святилище биармского божества Йомали, завладел священным ожерельем и сбежал.
   Возможно, были и другие походы на Восток, но проходили они не так успешно, как вышеперечисленные, поэтому в саги не попали.
   В Западной Европе викинги в 841 году разграбили Руан, в 845-м Париж, в 867-м году Йорк, столицу королевства Нортумбрия, в 911-м году французский король передал Роллону в лен Нормандию, в 1013-м году Свейн Вилобородый завершил завоевание Англии. Многие географические названия Англии и Франции до сих пор сохраняют следы скандинавского происхождения. Скандинавы принесли характерный набор личных имен: еще в 1212 году линкольнширский судебный реестр содержал 215 скандинавских личных имен, и только 194 английских. Так же и в Новгородских берестяных грамотах 11-го века среди должников местного ростовщика упоминается некий Азгут. Кроме того, у новгородца Хотена служил посыльным человек по имени Свен. Так что, возможно, скандинавы бывали и в Новгороде, благо этот город находился, можно сказать, на пороге Варяжского моря.
  Однако достоверно об этом ничего не известно, поскольку крайне проблематично обнаружить в археологии, топонимики и лингвистики Руси какие-либо следы скандинавского присутствия. В средневековье народы легко перенимали друг у друга предметы быта - как сказал историк, "молоточек Донара легко становился для славянина молоточком Перуна" (один из таких молоточков представлен в музее города Ладоги, где считается молоточком Тора). В городище Гнёздово обнаружено немало скандинавских женских украшений, но, судя по тому, что дети Гнёздовских женщин стали славянами, мужчин-скандинавов в Гнёздово не было. Также, судя по археологическим данным, в середине 8-го века в Ладоге работал скандинав-ювелир. Впрочем, скандинавский ремесленный посад в Ладоге был сожжен во время войны хозяев Ладоги с другим славянским народом, кривичами.
  Для большей определенности современные археологи иногда при помощи напильника подправляют археологические находки в сторону большего сходства со скандинавскими. В 1982 году сотруднику Отдела реставрации государственного археологического музея Н. Даркевичу была передана статуэтка, обнаруженная в знаменитом кургане "Черная могила". В руках идол держал предмет, напоминающий рог для питья. Такие изображения характерны для славянских богов - Святовит на острове Рюген, Збручский идол... Сохранилась фотография, на которой артефакт был запечатлен до начала реставрационных работ. Простое сравнение показывает: рог фигурки с первой фотографии на второй превратился в часть бороды, поменяв наклон и ширину; причем правая ладонь, которая на первой фотографии доходила до середины рога, теперь полностью охватывает бороду. Дело в том, что таким образом - держащимися обеими руками за бороду, своих богов обычно изображали скандинавы. Несколькими движениями резца ученый превратил славянского идола в скандинавского, восполнив недостаток следов археологического присутствия скандинавов на территории Руси.
  Судя по упоминаемым в скандинавских сагах географическим названиям норманны знали о существовании Новгорода и Ладоги, которую они называли Альдейгьюборг. Дальше, к юго-востоку от Новгородчины начиналась загадочная "земля незнаемая", Йотунхейм, земля демонов и колдунов.
  Основной причиной была малая судоходность местных рек. Попытка проплыть по ним скорее всего привела бы к гибели драккара. Археолог и историк Глеб Сергеевич Лебедев, ведущий российский историк Скандинавии, в 1987 году воспроизвел путешествие по "Пути из варяг в греки", и доказал, вопреки собственному желанию, что без современных армейских вездеходов, перевозящих лодки из озера в озеро, совершить его абсолютно невозможно. Впрочем, в письменных источниках не сохранилось упоминаний, чтобы кто-нибудь кроме апостола Андрея когда-либо пользовался путем из варяг в греки.
  Однако, если попасть на территорию Руси для викингов было довольно затруднительно, со славянами они имели случай познакомиться у себя на родине: примерно с 8-го века на территории Скандинавии, археологически прослеживается следы славянских поселений. В быту скандинавского населения начинают широко использоваться предметы славянского происхождения - филигранные украшения, керамика, шиферные пряслица. Впрочем, некоторые историки и само зарождение государственности Скандинавии (так называемый Вендельский период - 6-7 вв) связывают с появлением в Скандинавии славян Суково-Дзедзицкой культуры.
  В 808 году датский король Готфрид насильственно пересилил на территорию Дании жителей славянского города Рерик. Деяние оказалось роковым, потому что с тех пор не прекращались славянские набеги на Данию. В конце 12-го века датчане было вздохнули с облегчением, после покорения славян немецкими феодалами, однако датский король рассорился с властителем Саксонии Генрихом Львом, и тот позвал на помощь своих славянских вассалов.
  "Кликнули князей Славянских, и те сказали: "мы здесь, готовы", и с радостью послушались. Пустил он их (т. е. Генрих), и пали плотины, сдерживавшие море, и прорвалась волна, подымаясь и разливаясь и нанося гибель многим датским островам и прибрежным землям. Исправлены были вновь корабли разбойников, и они заняли у датчан богатые острова; пресытились Славяне, после долгого лишения, богатствами Датчан, упитались ими, говорю, утучнились, разжирели. Я слышал по рассказам, что в Мекленбурге, в день торга, считалось до 700 душ пленных Датчан, выставленных на продажу, только бы нашлись покупатели"
  Тем временем, на Руси правил род Рюриковичей. Происходил он из народа варягов. В Скандинавии варяги были хорошо известны, подтверждением чему служит Варангер-Фиорд - буквально варяжский фиорд . Как поясняет нам Новгородская первая летопись, "варяги мужи словене". Сообщение подтверждается независимым источником: араб Димашки называет варягов "саклаб ас-сакалиба" - славяне из славян.
   Безусловно, какие-то сведения о варягах к норманнам попадали. Так, например, сага об Одде Стреле содержит прямые заимствования из летописной истории Вещего Олега. Но слишком уж отличались нравы норманнов и славян. Норманны носили длинные бороды и волосы - славяне брились наголо, оставляя усы и чуб. Славяне носили татуировки - скандинавам этот обычай был чужд. Славяне украшали свои усадьбы черепами врагов, насаженными на колья - скандинавы совершали аналогичный ритуал, лишь когда хотели навести порчу. Славяне со времен завоевания Балкан (6-7 вв) применяли наступательно-оборонительное построение стенкой, норманны же атаковали клином, а в обороне вовсе не умели держать строй. Славяне в морских набегах использовали боевых коней, которых перевозили в своих ладьях - своего рода морская кавалерия, - скандинаву и в 14-м веке всадник, умеющий сражаться не слезая с седла, казался воплощением Одина.
   Разницу менталитетов хорошо иллюстрирует рассказ Ибн Фадлана, которому довелось присутствовать при похоронах знатного руса (посвященную событию картину Семирадского можно увидеть в историческом музее в Москве).
   Сам по себе обряд похорон в ладье был знаком и славянам, и скандинавам. Недоступный человеку подводный мир древние считали местом, где обитают души умерших. И до сих пор в слове "навигация" слышится отголосок славянского "навь" - мертвец. Скиф-философ Анахарсис делил людей на живых, мертвых и тех, кто плавает по морю.
   Суровая религия викингов оставляла место в Валгалле лишь тем, кто погиб с оружием в руках, женщинам же в принципе была закрыта дорога в этот скандинавский аналог рая. В отличие от скандинавов, описанному Ибн-Фадланом русу естественная смерть не помешала отправиться в Ирий, как и девушке, вызвавшейся последовать за господином.
   В 997-м году норманн Эйнар захватил и сжег Ладогу, столицу Руси во времена варяга Рюрика. В сагах это событие воспето как первый случай, когда викингам удалось продвинуться так далеко на восток. Впервые скандинав оказался в Ладоге в качестве воина, а не работника местной ювелирной промышленности. Позже Ярослав Мудрый отдал Ладогу в лён ярлу Рагнвальду, родственнику своей жены Ингигерд.
   Однако, на Руси скандинавы, похоже, чувствовали себя не особенно комфортно. Если в Англии, в Нормандии, на Сицилии в 11-м веке правили династии скандинавского происхождения, так что ещё в 1109 году норвежский король-крестоносец Сигурд, пробираясь в обход всей Европы в район Константинополя, мог найти гостеприимство у правителя Сицилии Руджеро, предок которого несколько поколений назад прибыл из Норвегии -так глубоко у норманнов было чувство этнической общности! - на Руси правили варяги Рюриковичи, представитель которых Ярослав, хоть и был женат на норманнке, своими скандинавов явно не считал, судя по тому что в саге обращается к скандинавам Эймунду и Рагнару: "ВЫ, норманны..."
   Поэтому уже в начале 11-го века скандинавы, не удовлетворяясь обретенной возможностью появляться на территории Руси, заявляют о себе в Константинополе. Согласно исландскому историку 13-го века Снорри Стурлусону первым выходцем из Скандинавии на службе у базилевса стал Болле Боллесон. ""Когда Болле провел одну зиму в Дании, - говорится далее, - он решил отправиться в более отдаленные страны, и не прежде остановился в своем путешествии, чем прибыл в Миклигард [Константинополь]; он провел там короткое время, как вступил в общество варягов"."У нас нет предания, чтобы кто-нибудь из норманнов служил у константинопольского императора прежде, чем Болле, сын Болле. Он провел там много зим и во всех опасностях являлся храбрейшим и всегда между первыми; подлинно, варяги много ценили Болле, когда он жил в Константинополе"." (Разумеется, в оригинале Снорри употреблял слово варяг в скандинавской форме "вэринг".)
   В 16-17-х вв шведские историки и писатели начали создавать сочинения, согласно которым норманны в средние века пользовались славой лучших в мире воинов, норманнами были основатель русского государства варяг Рюрик и древнеегипетский бог Озирис и т.д. и т.п. Впрочем, это была уже совсем другая история.
   Если я в своем обзоре упустил что-либо важное, касательно скандинавской истории, прошу поклонников викингов поправить мои ошибки.
  
Оценка: 7.61*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"