Линн Рэйда: другие произведения.

Несколько слов о феминистском фэнтези

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa

  На самом деле, "феминистское фэнтези" - термин не совсем удачный. "Феминистским фэнтези" у нас зачем-то называют книги, где герои-женщины делают то, что в других фэнтези-романах делают мужчины - интригуют и сражаются, занимаются наукой или магией и вообще существенно влияют на сюжет. Обычно критики "феминистического фэнтези" ссылаются на вопиющее неправдоподобие женского равноправия в условиях, приближенных к средневековых - ведь любому школьнику известно, что в историческом Средневековье повсюду царил патриархат! То, что в историческом Средневековье не было ни магии, ни попаданцев, ни драконов, а герои изъяснялись, жили и воспринимали мир совсем не так, как фэнтези-герои - это мелочь. Шутки в стиле Джорджа Карлина или драконы необходимы, чтобы современный читетель получал от книги удовольствие. А женщины, которые стремятся к равенству с мужчинами - это, напротив, крайне раздражающее современного читателя явление, так что исторический патриархат должен остаться неприкосновенным.
  
  К сожалению, большинство современных фэнтези-романов не только не феминистичны, но и выражают откровенно антифеминистские идеи. Например, положительно или нейтрально описывают насильников (как "Игра престолов" Мартина), или злобно и презрительно изображают женщин, которые не хотят довольствоваться своим "женским" предназначением (как "Отблески Этерны" Веры Камши), или просто пронизаны идеей мужского превосходства (как цикл "Путница" Ольги Громыко). Бывает и так, что главная героиня успешно осваивает какое-нибудь "мужское" дело и добивается заслуженного уважения - но все это нужно ей только для того, чтобы отыскать свою Единственную Настоящую Любовь (как в романе Марии Семеновой "Валькирия"). В общем, на фоне такого "разнообразия" действительно приходится искать какой-нибудь отдельный термин для обозначения романов, хоть чем-то выбивающихся из общего ряда.
  
  Если вам захочется узнать, насколько патриархально ваше собственное творчество, вы можете проверить это с помощью двух принципов:
  
  ТЕСТ БЕДХЕЛЬ появился в 1985 г. и используется для проверки фильмов, книг и другой медийной продукции на "феминистичность". Произведение должно соответствовать трем условиям:
  - В нем есть как минимум две женщины, имеющие собственные имена (то есть героини, а не статисты)
  - которые разговаривают друг с другом
  - не о мужчине.
  
  Если в вашей книге этот принцип нарушается, то это повод призадуматься. Естественно, не потому, что все должны быть феминистами или писать о феминизме. Просто назначение литературы - отражать действительность и раскрывать внутренний мир писателя. В окружающей нас реальности женщины составляют по меньшей мере половину человечества. Они довольно часто разговаривают друг с другом, и их разговоры не менее интересны и содержательны, чем разговоры мужчин. И если в вашем произведении это не так, значит, ваше восприятие реальности довольно сильно отличается от реальности как таковой.
  
  ПРИНЦИП СМУРФЕТТЫ демонстрирует тенденцию помещать в команде мужских персонажей ровно один женский, несмотря на то, что женщины, как уже было сказано, составляют примерно половину человечества. Если какое-то произведение не создается специально для женщин (девочек), то большинство главных персонажей будет диспропорционально принадлежать к мужскому полу.
  
  Далеко не все произведения, которые на форумах или в сетевых библиотеках называют "феминистским фэнтези", выдерживают проверку тестом Бедхель или принципом Смурфетты. Но польза от термина "феминистское фэнтези" все-таки есть. Во-первых, этот термин помогает находить среди огромного количества произведений те, которые хоть чем-то выделяются из общей массы. Во-вторых, это понятие опровегает миф о том, что все произведения, написанные женщинами\о женщинах\для женщин - это книги про любовь и отношения.
  
  Интересные ссылки:
  
  Фэнтези-книги, рекомендуемые феминистками
  
   Фэнтезийный феминизм

Популярное на LitNet.com Н.Лакомка "(не) люби меня"(Любовное фэнтези) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) С.Волкова "Игрушка Верховного Мага"(Любовное фэнтези) А.Шихорин "Создать героя 2. Карманная катастрофа"(ЛитРПГ) А.Емельянов "Мир Карика 8. Братство обмана"(ЛитРПГ) И.Громов "Андердог - 2"(Боевое фэнтези) А.Черчень "Дом на двоих"(Любовное фэнтези) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Р.Цуканов "Серый кукловод. Часть 1"(Киберпанк) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"