Линн Рэйда: другие произведения.

История медицины для авторов фэнтези

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очерки о древней и средневековой медицине. Предназначены для авторов, описывающих античный или же условно-средневековый мир

  Сочинение фэнтези нередко придает нашим интересам неожиданное направление. Например, когда я сделал своего героя медиком, я впервые задумался - а как вообще выглядела древняя и средневековая медицина? Какими знаниями обладали древние врачи и как они лечили своих пациентов?..
  
  Я стал читать учебники по истории медицины и различные статьи на эту тему. Это оказалось по-настоящему захватывающее чтение, волнующее и способное пробуждать воображение. Если задать себе вопрос - какие болезни мог лечить врач в вымышленном, условно-средневековом мире? - то, похоже, правильный ответ будет таким: практически любые. Если мы попытаемся представить себе объем медицинских знаний, накопленных врачами в Древнем и Средневековом мире, то получится поистине завораживающая картина.
  
  Достижения античной и средневековой медицины выглядят особенно впечатляющими оттого, что во многих случаях врачи должны были приниматься за свой труд в буквальном смысле с пустыми руками, не имея в своем распоряжении ни одного из тех средств, без которых современный врач не мыслит собственной профессии.
  
  Не знаю, интересен ли этот предмет кому-нибудь еще, но я решил обобщить наиболее поразившую меня информацию в серию коротких заметок, в которых бегло описать достижения древней и средневековой медицины. Эти очерки будут полезны как авторам фэнтези и исторических романов, так и просто людям, заинтересованным в предмете.
  
  Очерк первый.
  Сушрута и медицина Древней Индии.
  
  О личности Сушруты и даже времени жизни нам известно очень мало, хотя своими достижениями в медицине он, определенно, превосходит широко известного в западном мире Гиппократа.
  
  Сушруту считают сыном королевского мудреца Вишвамитры и учеником Дханвантари, который упоминается в его медицинских сочинениях. Одни считают, что Сушрута жил за два столетия до Будды, другие - что он был его современником. Доподлинно известно лишь то, что один из редакторов трактата "Сушрута Самхита", автором которого считается Сушрута, жил в IV в. до н.э.
  
  Не исключено, что "Сушрута Самхита" является коллективным произведением нескольких авторов, живших в разное время, или что каждый врач, переписывавший или редактировавший труд реально жившего Сушруты, дополнял его своими собственными наблюдениями и познаниями, не указывая в то же время собственного авторства (поскольку такое "выпячивание" собственных заслуг и стремление увековечить собственное имя было не в духе древнеиндийской культуры). Тем не менее, дальше мы будем говорить о Сушруте, как о реально существовавшем человеке и основном авторе текста "Сушрута Самхита".
  
  В этом трактате Сушрута описал около 300 хирургических операций. Сушрута был известен тем, что выполнял пластические операции, пересаживая кожу со здоровых участков. К операциям, основанным на пересадке кожи, относились лечение ожогов, пересадка века и ринопластика. Высокая потребность в ринопластике была связана с тем, что отрезание носа было одной из форм уголовного наказания, а также местью за супружескую измену. Для формирования нового носа из щеки пациента вырезался кожный лоскут на сосудистой ножке. Считается, что Сушрута был опытным глазным хирургом и выполнял такие операции на глазах, которые были неизвестны врачам Древней Греции и Рима - например, удаление катаракты. Сушрута детально описал методы родовспоможения - припарки и окуривание для естественных родов, кесарево сечение и поворот на ножку для сложных акушерских случаев. Составил предписания о послеродовом уходе, соответствующие современным представлениям о правильном уходе за младенцем и роженицей.
  
  Сушрута классифицировал хирургические операции, разделив их на пять видов, по которым можно судить о известных древнеиндийским врачам оперативным вмешательствам:
  
  - ахарья (извлечения твердых тел),
  - бхедья (иссечение),
  - чхедья (разрезание),
  - эшья (исследование),
  - лекхья (скарификация),
  - сивья (наложение швов),
  - ведхи (пунктирование),
  - висраванья (выведение жидкости).
  
  Сушрута распознавал сто двадцать пять различных хирургических инструментов. В своем трактате он называл хирургию "лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произведением неба, верным источником славы". Лечение зубов рассматривалось как важная отрасль хирургии. Будучи сам экспериментатором и первооткрывателем, Сушрута не относился к медицине, как к набору правил и догм, от которых врач не вправе отступать - наоборот, он призывал хирургов изобретать новые инструменты для нужд каждого отдельного случая. Применял различные методы обеззараживания - окуривание помещения перед операцией дымом белой горчицы, листьев нимба и смолой эвкалипта, а также обработка хирургических инструментов антисептическими средствами.
  
  В качестве перевязочного материала использовали хлопок, камбий растений; раны сшивали джутовыми нитями, полосками апоневроза, кишечника животных. Применялось общее обезболивание с помощью опия, вина, растений из семейства пасленовых. При больших операциях хирургу помогали ассистенты.
  
  Известно, что Сушрута имел учеников и тренировал их на искусственных объектах, имитирующих пораженные болезнью органы - плодах растений, мешках, наполненных водой, мочевых пузырях мертвых, досках, покрытых воском, и т.д. Искусству кровопускания обучались на сосудах мертвых животных и на стеблях водной лилии; искусству извлечения твердых тел - на панаса (Artocarpus Integrifolia) и плоде шахнали (Bombox Malabaricum), перевязкам - на макетах, изображавших пораженную часть тела, катетеризации - на незатвердевшем глиняном сосуде, заполненном водой. Обучение медицине представляло собой сочетание теории и практики, так что ученики посещали больных вместе со своим наставником и наблюдали за его работой.
  
  В трактате Сушрута Самхита содержатся сведения по анатомии, эмбриологии, токсикологии, патологии, терапии и хирургии.
  
  Лечению предшествовала диагностика, включавшая в себя исследование температуры тела, цвета кожи и языка, органолептическое изучение мочи. Врачу прежде всего вменялось в обязанность "разгадать болезнь и лишь потом приступать к лечению". При исследовании больного принимались во внимание его возраст, место жительства, определялось физическое сложение, выяснялось все, что имело отношение к привычкам, характеру занятиям больного. Осмотр тела рекомендовалось производить при солнечном свете. Частота дыхания, сердцебиение подсчитывались как в спокойном состоянии, так и в работе - при беге. От врача требовалось внимательно прислушиваться к изменениям в голосе пациента, а также прослушать сердце и легкие, внимательно пропальпировать брюшную полость, измерить размеры печени и селезенки с помощью специальной линейки. Ко всему этому добавлялись показания самого больного о его болезни и изменениях в его самочувствии. Так, не имея практически никаких средств диагностики (особенно по сравнению с теми, которыми располагают современные врачи), Сушрута и его современники ухитрялись ставить своим пациентам правильные диагнозы и назначать им эффективное лечение. Вероятно, тот факт, что при обследовании больного врач мог полагаться только на свои собственные органы чувств, должно было невероятно обострять остроту его восприятия, память и способность к концентрации.
  
  Вместо современного скальпеля использовались обоюдоострые ланцеты. Их хранили в деревянном ящичке, а перед операциями проверяли их остроту, разрезая подброшенный вверх волос. Для различных операций применялись зонды, зеркала, пинцеты, всевозможные скарификаторы*, пилы, иглы и костные щипцы.
  (*Скарификатор - зубчатый инструмент для создания мелких поверхностных насечек. Например, во время анализа капиллярной крови из пальца используется один из видов скарификатора - скарификатор-копье.)
  
  Индийским врачам было известно большое число лекарственных средств. Растительных лекарственных средств в Индии, по источникам того времени, насчитывалось свыше 1000. Часть из них до сих пор не изучена. Из средств животного происхождения широко употреблялись молоко, жир, масло, кровь, тестикулы и желчь животных, а также птиц и рыб. Использовались соединения меди, железа, мышьяк, сурьма. Ими прижигали язвы, лечили глазные, кожные болезни, назначали при внутренних страданиях. Большой славой пользовались ртуть и ее соли: "Врач, знакомый с лечебными свойствами кореньев - человек, знающий силу молитв - пророк, знающий же действие ртути - бог". Ртуть считалась панацеей. Ею лечили сифилитические поражения, парами ее убивали вредных насекомых. В европейской медицине использование соединений меди, ртути и железа вошло в обиход гораздо позже и традиционно связывается с именем Парацельса.
  
  Считается, что Сушрута окончил Бенаресскую медицинскую школу. Преподавание медицины осуществлялось непосредственно от учителя к ученику. Преподавание вели наставники из высшего сословия врачей - вайдша, которым разрешалось обучать одновременно не более 3-4 "студентов". Ученики должны были иметь хорошее происхождение (высокое кастовое положение родителей), "молодость, стройность, здоровье, нормальные органы чувств и скромность". Врача учили быть первым другом больных: "можно боятся отца, друзей, учителя, но не должно чувствовать страха перед врачом, ибо он для больного - отец, мать, друг и наставник". Врачу надлежало одинаково относится ко всем больным независимо от их материального достатка, положения и веса в обществе, а за лечение брать не больше того, что необходимо для пропитания. При этом врачу рекомендовалось отказывать в помощи закоренелым грешникам, охотникам и птицеловам - видимо, считалось, что такие люди недостойны медицинской помощи.
  
  Профессиональная ценность врача определялась степенью его практической и теоретической подготовки: эти две стороны должны составлять полную гармонию. "Врач, пренебрегающий теоретическими сведениями, похож на птицу с обрезанным крылом". Любопытно, что древнеиндийский медик предостерегает своих учеников против пренебрежения теорией - это прямая противоположность проблеме, поразившей средневековые медицинские университеты, где конкретные приемы врачевания и наблюдение за настоящим больным приносилось в жертву чтению и заучиванию теоретических трактатов.
  
  В ведических текстах, как и в учении Гиппократа, содержится идея о "пяти соках человеческого тела", неправильное сочетание которых порождает болезни. Для выздоровления больного следует восстановить гармонию между этими соками. С этой целью врачи применяли очистительные средства, рвотные и "чихательные" препараты. Этой же цели служили кровопускания и прижигания, техника которых была очень высока (возможно, потому, что прижигания использовались при укусах змеями), популярно было грязелечение. Пяти сокам человеческого тела соответствовали пять стихий - земля, вода, огонь, воздух и эфир. Несмотря на достаточно высокое развитие анатомирования и изучения мертвого тела, не обошлось без стойких медицинских заблуждений вроде тех, которые существовали в европейской медицине. В частности, центром жизни индийские врачи считали пупок, из которого берут начало сосуды, несущие кровь, воду и слизь.
  Среди причин, порождающих болезни, важное значение придавалось погрешностям в пище, пристрастию к вину, физическому перенапряжению, голоду, перенесенным заболевания. Утверждалось, что на состояние здоровья влияют изменение климата, возраст, настроение больного. Наиболее уязвимы люди преклонного возраста; они заболевают даже легче грудных детей. Тоска, печаль, гнев, испуг - "первые ступени на лестнице любой болезни".
  
  Индийская медицина исходила из положения, что гигиенические предписания не уступают по силе воздействия лечебным средствам. Больным рекомендовалась умеренность во всем, правильное применение медикаментов, соблюдение правил личной гигиены (чистота тела, волос, постели.) К больному надо относится, как к ребенку. Пища должна соответствовать его вкусами привычкам. Позволительно иногда назначать ему и крепкие напитки, если к ним имеется длительная привычка. Надо чаще совершать с больным прогулки, представляя ему возможность созерцать ласкающие взор ландшафты. Чтение находящемуся в постели больному легких увлекательных рассказов, слушание им приятного пения птиц, пребывание в обществе поющих юношей и красивых молодых женщин-все это, применение в меру, способствует "укорочению нити физических страданий и скорейшему излечению.
  
  Индийский врач Дханвантари впервые описал способ оспопрививания. Он предлагал взять ланцетом оспенную материю с пораженного болезнью вымени коровы или человеческого тела и поместить ее в прокол на руке другого человека. Тогда гной войдет в его кровь, и у привитого человека начнется лихорадка, перенеся которую, он станет в будущем невосприимчив к оспе.
  
  Индийские врачи были широко известны в эллинистическом мире, существуют сведения о том, что их нанимали в армию Александра Македонского. Некоторые индийские медицинские трактаты были впоследствии переведены на арабский язык, и в таком виде дошли до европейских врачей.
  
  Источники:
  
  Е.Н. Грицак, "Популярная история медицины"
  
  Сушрута Самхита, сайт Юлии Сорокиной http://ashtanga.narod.ru/sushruta.htm
  
  "Что представляла собой фармация Древней Индии" http://pharmspravka.ru/farmatsevticheskie-vorosyi-i-otvetyi/chto/chto-predstavlyala-soboy-farmatsiya-drevney-i.html
  
  Предложение других ссылок, книг и статей в комментариях приветствуется!
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 1"(Уся (Wuxia)) А.Емельянов "Мир Карика 12. Осколки"(ЛитРПГ) А.Платунова "Тень-на-свету"(Боевое фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) В.Февральская "Фавориты. Цепные псы "(Антиутопия) А.Тополян "Механист"(Боевик) Ю.Резник "Семь"(Киберпанк) Е.Рэеллин "Конкордия"(Антиутопия) Э.Холгер "Чудовище в академии или Суженый из пророчества 2 часть"(Любовное фэнтези) О.Валентеева "Проклятие лилий"(Боевое фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"