О "женском" фэнтези в рунете говорилось много и со вкусом. Мне немного надоело находить в сети подобные заметки, а потом в сто пятый раз напоминать, что книги бывают хорошими или плохими, а делить их на "мужскую" и на "женскую" литературу глупо и безвкусно. Вроде бы простая мысль, но большинство читателей и авторов таких статей непробиваемы. Поэтому будем решать задачу "от противного". Иначе говоря, посмотрим на другую сторону медали.
То есть - побеседуем о "мужском фэнтези".
"Надоели ваши сногсшибательные ведьмы!" - с праведным негодованием пишет какой-нибудь очередной сексист на форумах и Самиздате. Хорошо, допустим. А мне надоели ваши попаданцы. Когда я читаю, что какой-нибудь очередной студент, или придурковатый геймер, или отставной десантник попадает в другой мир, чтобы на протяжении всей книги (или двух. А то и трех) отыгрывать свои мужские комплексы в фэнтези-антураже, меня натурально тошнит. Надеюсь, что вы списываете таких героев не с самих себя, поскольку у 99% таких персонажей есть одна серьезная проблема. Они все - пустое место. Очень часто вы и не скрываете, что до волшебного пинка под зад ваш персонаж был, мягко скажем, лузером.
К примеру, он у вас студент. Девять из десяти, что он нимало не интересуется своей будущей специальностью и учится на платном отделении (о чем вы наивно проговариваетесь чуть ли не в первых же абзацах). Очень скоро выясняется, что и научных знаний у него (боюсь, как и у автора) - дай бог за девять классов средней школы. А никак не за прописанный в сюжете университет. И вообще, скорее всего, этот университет пройдет как фон. Как только ваш герой перенесется в другой мир и начнет приключаться, вы о нем уже не вспомните. За редким исключением. Зачем он тогда нужен, этот университет? Чтобы на первых трех страницах ностальгически вспомнить о том, как вы, нажравшись в щи, вставали в шесть утра на пары или лапали соседку по общаге?.. Кстати, никогда не начинайте свой роман с того, как ваш герой встает с похмельной головой. Это не выглядит мужественно. Это выглядит убого.
Если ваш герой - какой-нибудь бухгалтер или банковский сотрудник, то все еще хуже. Жизнь не удалась, работа доконала, жены либо не было, либо она ушла (вот стерва! От такого счастья!), а соседский кот нассал на коврик перед дверью. Для того, чтобы подобный... гммм... герой перестал выглядеть унылым чмом, его и правда нужно поскорей отправить в другой мир. Другие меры тут уже бессильны.
Но не все герои в настоящей жизни - неудачники. Бывает, автор "настоящего мужского фэнтези" ударяется в другую степь. Его герой - брутальный мачо, изнывающий от невозможности полностью реализовать себя в нашем цивильном мире, где (как полагают авторы подобных опусов) нет больше места для борьбы за справедливость и для подлинного мужества. Если бы автор, вместо того, чтобы продавливать задом кресло у компьютера, рубясь в очередных "Героев" и строча свои шедевры, заинтересовался бы реальным миром, он бы обнаружил, что нужда в героях никуда не делась. Но зачем?.. Гораздо проще реализовать себя, не вылезая из просиженного кресла - в образе придуманного мачо. У такого автора герой - телохранитель, бывший вэдэвешник, первый фехтовальщик ролевого клуба "Ржавая Секира" или, на худой конец, непобедимый дзюдоист в своем селе Вонючие гнилушки. Словом, он невероятно крут. Точнее, воплощает в себе все, что кажется крутым его создателю. У нас такие книги чаще всего выпускают в серии "Новые герои". И раскупают их, по-видимому, хорошо - во всяком случае, меньше этой макулатуры что-то не становится. Нет, я не против, каждый развлекается, как может. Но когда потребители такого высера потом садятся рассуждать о "глупом и никчемном женском фэнтези", то это явно пресловутая мужская логика. Что-нибудь из разряда "без пол-литра не поймешь".
Есть еще замечательная серия "Мужской клуб "Крылов"". Чтобы издаться в этой серии, совсем не обязательно иметь талант и хорошо владеть русским языком. Достаточно, чтобы ваш персонаж был "настоящим мужиком". Ну то есть постоянно и с заметным наслаждением кого-нибудь мочил, не забивая себе голову дурацкими сомнениями в целесообразности отдельно взятого мочилова. А уж тем более - бредовыми идеями о бесполезности насилия как такового. Граф Толстой, Ремарк, Хэмингуэй - они мужчины, но не мужики. Нам этой импотентской философии не надо. Нам подавайте пива и леща. И больше мордобоя. Больше мордобоя!!
Ах да. Если продолжить разговор о том, что еще меня бесит в вашей "выдающейся мужской литературе", то я не могу не помянуть ваши попытки заново переписать историю. Ваш бравый попаданец Вася Пупкин постоянно норовит устроить так, чтобы СССР после Второй мировой подмяло под себя все остальные страны. Или чтобы Николай II остался на престоле, а Российская империя подмяла под себя все остальные страны. Или чтобы Иван Грозный получил от Васи Пупкина в подарок танк Т-34, и Московское царство подмяло под себя все остальные страны. Я все понимаю, у вас до сих пор ущемление патриотизма после распада СССР такое, что сидеть больно, но сходили бы вы лучше с этим к психотерапевту. А не штамповали псевдоисторическую дурь.
Почитаешь опусы о "женском фэнтези" - возникнет впечатление, что Мэри Сью - персонаж исключительно женского пола. Все ее любят, все ее хотят, враги падают ниц и молят о пощаде - да что эта авторша о себе вообразила?! Оно, может быть, и так. Но те, кто это пишет, очень редко замечает, что на их героев (или на героев "настоящих мужских книг", которые они читают) тоже льется настоящий дождь из титулов, побед и знойных дев, мечтающих отдаться победителю. Хотите реализма в фэнтези?.. Похвально, но тогда займитесь не бревном в чужом глазу, а своей собственной плотиной. Вероятность того, что ваш задрипанный ролевик из Подмосковья одолеет в схватке даже самого посредственного стражника (не говоря уже о полудюжине, как вы это описываете) - такая вероятность даже не равна нулю, она стремится к минус бесконечности. И фэнтезийный мир, каким бы фантастическим он ни был, все равно не может и не должен ползать на бровях вокруг вашего Васи и оберегать его ничем не обоснованное ЧСВ. Скорее, за такие хамские манеры, которыми должно выглядеть в глазах средневекового человека поведение нашего с вами современника, вашему бедному ГГ ввалили бы плетей на первой же конюшне. Ну а если вам все равно хочется, чтобы маги и короли беседовали с Васей Пупкиным на равных, а его боевых талантов непонятным образом хватало, чтобы победить любого фехтовальщика, учившегося обращению с мечом чуть ли не с колыбели - то не возмущайтесь тем, что у кого-то там в одну и ту же девушку влюблены три вампира, два дракона и десяток оборотней. Каждому свое.
И кстати. У нас как-то утвердилась мысль, что женщины все время пишут про любовь и романтические отношения. Не станем сейчас разбираться, сколько в этом правды - мы ведь занимаемся не оправданием авторов-женщин, а разбором "настоящего мужского фэнтези". Любовь в нем тоже есть - только не в виде романтических соплей, а в виде блядской ебли. Герой непременно должен доказать свою мужскую состоятельность, трахнув кого-нибудь в процессе, до и после выполнения своей основной миссии. Какие-либо чувства тут совсем не обязательны. Даже наоборот - они тут совершенно не нужны. И если сказанное в предыдущих пунктах относилось преимущественно к графоманам с Самиздата, то конкретно этот грех присущ практически всем авторам, вплоть до талантливейших мэтров. Геральт у Сапковского не пропускал ни одной юбки, так что "тема сисек" оказалась полностью раскрыта еще в первом томе. Мартин - ну там вообще один сплошной бордель. Сергей Лукьяненко как-то заставил своего четырнадцатилетнего героя переспать с совершенно безразличной ему теткой - безо всякой связи с основным сюжетом, "просто чтобы было". Этакий обряд дикарской инициации... Потом тот же Лукьяненко в нескольких разных книгах описал свои волнующие сексуальные фантазии о пятнадцатилетней школьнице, снедаемой желанием залезть к нему в постель.
Авторы-женщины пишут о романтической любви, поскольку хотят доказать себе, что они могут быть любимы так же, как их героини. Авторы-мужчины хотят доказать себе и окружающим, что они еще ого-го, и даже без виагры. Кто в своих претензиях смешнее - я даже не знаю, но, пожалуй, все-таки вторые.