Линн Рэйда: другие произведения.

О цикле "Сталь и Золото"

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Аудиокниги БОРИСА КРИГЕРА
Peклaмa
  • Аннотация:
    Вместо предисловия

  Когда я говорю, что пишу фэнтези, большинство людей делают вывод, что я занят чем-то несерьезным, предназначенным исключительно для развлечения. Я думаю, что многие мои произведения были задуманы именно так - у меня появлялась некая идея, которая полностью захватывала мое воображение, и я с азартом принимался воплощать эту идею на бумаге. В завершенном виде эти повести стали бы как раз тем, что представляется при слове "фэнтези". Но "Сталь и Золото" я не считаю фэнтези в обычном смысле слова.
  
  Думаю, что многие из нас, будучи детьми, создавали вымышленный мир, свою Волшебную страну, в которой жили параллельно с реальностью (во всяком случае, в моих воспоминаниях о детстве многие события, которые происходили Там, переплетаются с событиями, которые происходили Здесь, и отделить их друг от друга почти невозможно).
  
  Если у вас была своя Волшебная страна, то вы, конечно, понимаете, о чем я говорю. Она была построена из ваших снов, любимых книг и из всех радостных или печальных впечатлений вашей жизни. В детстве вы рисовали карты этой фантастической страны, писали ее хроники и говорили о ее существовании только самым близким людям - или, может быть, не говорили никому. Вы наполняли ее всем, что узнавали сами: ваши новые познания в истории, географии, литературе тут же становились "строительным материалом" для создания вашего мира.
  
  У меня до сих пор хранится целый ящик рукописей и рисунков того времени. Должен признаться - в детстве я считал, что такой Never-Never Land есть только у меня. Кажется, это даже делало меня маленьким снобом, свысока смотревшим на своих "безземельных" сверстников.
  
  Единственным известным мне примером подобного мира в тот момент была "Швамбрания" Кассиля. Еще, конечно, была Нарния, но мне тогда казалось, что это совсем другое. Когда взрослый человек, писатель, пишет книгу о несуществующей стране - это совсем не то же самое, что автобиографичные насквозь герои Льва Кассиля, создающие свою Волшебную страну в первой главе и предающие ее в последней. Только много лет спустя, читая автобиографию Клайва Льюиса ("Настигнут радостью"), я с изумлением узнал, что у них с братом был их личный, самый настоящий Never-Never Land, ставший прообразом для Нарнии.
  
  Когда я прочитал об этом, все куски мозаики наконец-то встали на свои места. Взрослый человек не может жить в Волшебной стране так, как в ней живет ребенок. Волшебная страна либо уходит вместе с детством и со временем почти стирается из нашей памяти, либо превращается в Историю, в какое-то художественное произведение. В моем случае Волшебная страна с ее героями мало-помалу превратилась в цикл "Сталь и Золото". Порой я открываю свои записи десяти-, а то и пятнадцатилетней давности - и обнаруживаю там героев и события, которые (как мне казалось) были придуманы мной гораздо позже. Думаю, что именно поэтому у меня никогда не возникало даже мысли бросить эту книгу так, как я бросал другие недописанные повести или рассказы. Помните, в книге "Бесконечная история" была Пустота, которая мало-помалу уничтожала страну Фантазии? Я рассматриваю написание "Стали и Золота" как поединок с Пустотой. Как свою единственную, может быть, возможность сохранить и защитить от времени самые дорогие для меня вещи.
  
  В большинстве случаев нам трудно открывать себя другому человеку - нужны многочасовые разговоры, исключительная степень близости и необыкновенные способности рассказчика, чтобы наш собеседник, наконец, составил более-менее цельное представление о нас. Но я полагаю, что у каждого писателя есть книга (или книги) в которой он высказался до конца. Прочитав эту книгу, читатель будет знать об этом человеке все самое важное - кем он был, идеалистом или циником, во что он верил и к чему стремился, был он счастлив или же несчастлив... Думаю, что я могу, не покривив душой, назвать "Сталь и Золото" именно такой книгой - несмотря на то, что это "просто фэнтези", я знаю, что в нем отразились все значительные впечатления моей жизни, мои ценности и убеждения и просто мое понимание людей. И "сказочная" форма этому не только не мешала, но, пожалуй, даже помогла.
  
  Меня неоднократно уговаривали бросить этот "несерьезный" жанр и обратиться к реализму, но я думаю, что это неразумно. Даже если закрыть глаза на то, что хороший писатель отличается от плохого именно тем, что пишет то, что пишется, а насилует себя писать о "правильных" вещах, то остается еще сочетание идеи книги с ее жанром. Я рассматриваю фэнтези как аллегорию, идеальную форму для выражения философских, религиозных, вообще - мировоззренческих идей писателя. В своей статье "О двух подходах к фэнтези" я говорил о том, что интерес и смысл для меня представляют только те произведения, где фантастическая и сюжетная составляющие подчинены идее (политической, религиозной, философской - не суть важно). Я всегда теряю интерес к произведению, если оказывается, что "метафизические основы" мира и действующие в нем силы не имеют для автора никакого личностного смысла, а выполняют исключительно сюжетообразующую функцию.
  
  Если какой-то автор хочет просто "рассказать историю" - это совсем не значит, что он плох как автор. Но, поскольку большинству писателей не свойственно писать к собственным книгам предисловия и сообщать, чего они хотели: рассказать о чем-то очень важном для себя или просто развлечь читателя лихо закрученным сюжетом, у меня нередко создается впечатление, что меня грубо обманули. Например, у автора заявлен конфликт между монотеизмом и политеизмом. Я начинаю с увлечением читать, желая выяснить, что автор имеет сказать на эту тему. Может быть он, как Генрик Сенкевич в "Камо грядеши", апологетически отстаивает преимущество монотеизма перед язычеством? Или же он, как Марион Зиммер-Брэдли в "Туманах Авалона" и Мария Семенова в "Волкодаве", сочувствует как раз язычеству? А может, автор - последовательный атеист, и борьба любых религий для него - война жабы и гадюки?.. К сожалению, гораздо чаще выясняется, что автору обе описанных религии, что называется, "до лампочки", и что они нужны ему только затем, чтобы его героям было, чем заняться.
  
  То же самое - с политическими реалиями фэнтези-произведений. Почти в каждом есть короли, мятежники, секретные службы, схватки из-за территорий... казалось бы, в таких условиях должно быть очевидно, что сам автор думает о государственном управлении, патриотизме и войне. Читая такие произведения, я всегда хотел понять, кто автор - монархист или республиканец, упивается ли он авторитарными идеями или является приверженцем демократии и соблюдения закона, наконец - считает ли он благом такую войну, которая идет на пользу государству, или же рассматривает любую войну как несомненное зло? Но в большинстве случаев оказывается, что все описанные в книге короли, военные конфликты и повстанцы - просто мишура, никак не связанная с настоящей жизнью автора. Оно, может, и неплохо, но после такого открытия я всякий раз чувствую себя так, как будто бы мне предложили муляж торта из картона. А я по недомыслию его еще и съел.
  
  Я знаю много фэнтези-произведений, в которых конфликт добра и зла (как бы авторы их ни называли - Свет и Тьма, Хаос и Порядок) является просто данью жанру, стандартной (даже стереотипной) завязкой сюжета. Думаю, что именно из этого проистекает отвращение, которое современные читатели и зрители испытывают к этой теме. Берясь за "Сталь и Золото", я ожидал разгромных комментариев на этот счет - и могу только удивляться, что пока что никто из читателей не обвинил меня в банальности конфликта. Тем не менее, я думаю, что фэнтези как жанр _изначально_ предназначено именно для того, чтобы отражать авторское понимание добра и зла, и эта его функция первична по отношению ко всем прочим. "Инклинги" были христианами, и христианство занимало центральное место в их творчестве - именно это обстоятельство определило содержание романов Льюиса и Толкина и именно оно сделало конфликт Добра и Зла центральным архетипом фэнтези. В "Стали и Золоте" я следую этой традиции не из простого уважения к истокам; будучи убежденным дуалистом, я попросту не могу писать иначе. Я бы не мог представить мир дан-Энрикса без Тайной магии - точно так же, как и Льюис, думаю, не смог бы (и не захотел) писать о Нарнии без Аслана.
  
  Описывая приключения дан-Энрикса, я всегда рассматривал любой сюжетный поворот как органическое сочетание решений самого героя - и вмешательства в ход событий Тайной магии, одной из Изначальных сил этого мира. Я не ставлю под сомнение право читателей рассматривать эту сюжетную особенность как недостаток книги (или даже полный авторский провал), но без нее я бы не смог сказать того, что я хотел.
  
  Когда мне задают вопрос "о чем ты пишешь?..", я обычно отвечаю - "о человеке, который хотел невозможного - чтобы в мире не было ни зла, ни страданий". В реалистическом произведении мне бы пришлось на этом и остановиться. Только в жанре фэнтези я могу сделать следующий шаг и сказать - "это книга о человеке, который прошел через все мыслимые и немыслимые испытания, и все-таки исполнил свою невозможную мечту". Должен признаться, моя самая заветная мечта состоит в том же, что и у моего героя. Но, поскольку я живу в реальном мире, где не существует ни Наследства Альдов, ни Олварга, ни Темных Истоков, я могу сделать для осуществления своей мечты только одно - написать эту книгу. И когда я завершу эту работу, я смогу сказать, что свою войну для познания себя и счастья я выиграл*.
  
  Тем не менее, я вовсе не считаю, что любой читатель, взявшийся за "Сталь и Золото", должен взвалить на себя груз моих идей и целей. Мне достаточно знать, что, закрывая эту книгу, кто-то из читателей почувствовал себя чуть более счастливым, или вдруг увидел мир в более солнечных и жизнеутверждающих тонах, или нашел в героях что-то близкое себе.
  
  * цитата из книги братьев Вайнеров "Визит к Минотавру"

Популярное на LitNet.com К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) А.Шихорин "Создать героя"(ЛитРПГ) В.Василенко "Смертный"(Боевое фэнтези) С.Суббота "Наследница Драконов"(Любовное фэнтези) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Старский ""Темная Академия" Трансформация 4"(ЛитРПГ) Стипа "А потом прилетели эльфы..."(Антиутопия) Н.Кожедуб "Земная сфера"(Научная фантастика) В.Свободина "Прикованная к дому"(Любовное фэнтези) Д.Черепанов "Собиратель Том 3"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"