Лирик Тимоти : другие произведения.

Как родилась "Ольга"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:



   Как родилась "Ольга"

   это не акт авторского самооправдания или самолюбования.
   это почти протокольная запись о том, как родилось одно из моих стихотворений.

   автор полагает, что опыт наблюдения за творческим процессом (чужим или собственным) -- не только интересен, но и полезен.

   итак, стихотворение "Ольга" (кому-то оно нравится, кому-то нет, но речь не об этом).

   его создание делится на две стадии.

   первая стадия -- осмысление. рождение замысла, поиск подходов к решению.

   повод для написания: конкурс "Философия любви" -- задание написать о любви, не пользуясь словами с корнем "люб".

   подход к решению темы: найти стихотворение, в котором конкурсный запрет станет чем-то бОльшим, чем-то, вытекающим из сути героев.

   цель написания стихотворения: изложение истории любви героя и героини-цыганки, развитие темы "счастливые часов не наблюдают".

   сверхцель: постараться создать в 32-40 строках роман (как литературный жанр, а не лавстори) или хотя бы повесть.

   подход к достижению целей: попытка создания эпической глубины должна основываться на принципе редкого использования прилагательных, частого использования глаголов и деепричастий (модули действия), умеренного использования повторов конструкций и образов, особого рифмического рисунка строфы, а также при помощи письма длинными периодами - 1 предложение занимает целое четверостишье.

   образы героев: героиня - стихия действия, герой - неторопливый созерцатель, верный защитник, подхваченный энергетикой героини и повсюду следующий за ней. третий герой - своеобразный трикстер - время. герои бросают вызов времени, миру, вселенной.

   способ повествовать: от первого лица героя о героине в третьем лице; три строфы, сцепленные сквозными образами и линиями.

   перечисленное было надумано не "запоем". процесс придумывания образа будущего стихотворения растянулся примерно на неделю, при том, что я мысленно возвращался к этому "проекту" не каждый день и тратил примерно по 5-10 минут.

   второй этап -- написание стихотворения.

   начальные размышления и постановка задачи (результаты первого этапа) были благополучно отодвинуты на задний план, и спустя два дня подспудного обдумывания в течение часа был написан черновик стихотворения (утром), затем (вечером) доведен еще минут за 30 до нынешнего состояния.

   процесс непосредственного написания не был "вычислительным", внимание автора целиком было захвачено самим процессом возникновения стихотворения на экране компьютера. "плохие" строки либо переделывались сразу, так как не отвечали авторскому пониманию должного, либо к ним я возвратился только вечером, когда доводил стихотворение. то, что утром тяготило меня на "уровне интуиции", было осмысленно скорректировано вечером.

   результат.

   первый этап, больше похожий на разработку технического задания, то есть, "работа мысли", встретился со вторым этапом ("работа души", той самой, которой так любят писать авторы Самиздата) и дал синергетический эффект.

   статистика постфактум подтвердила, что замысел воплощен вполне удовлетворительно.

   прилагательные:
   1 строфа (экспозиция): бродяжий, цыганскому, беззаботной, свободные (относятся к героине и ее миру)
   2 строфа (высшее проявление счастья героев): хороший (обращение), счастливый (оба относятся к герою)
   3 строфа (трагедия и развязка; самая насыщенная прилагательными, которые останавливают действие): беспечные, не вечным, пыльном, больничной, дрожащий, прохладный, глупый (обращение).

   глаголы:
   1 строфа: увлекалась, созерцал, таяли, защищал, прикрывал, обнимал, змеились, моргали, превращалось, скакали, казалось (всего 11 + 1 деепричастие).
   2 строфа: начинала целоваться, закрывала, хотел признаться, знаю, знаю, падали, впивались, бороли, замирал, исчезал, разрешили, вернись, разрешала, был, продолжался, вертелся, горела, неслись (18 глаголов + 4 деепричастия)
   3 строфа: собиралась открыть, задать, найти, помогал, устремлялось, сгорают, оказался, проводил, признался бы, знаю, улыбнулись, молчу, знала (13 глаголов + 1 деепричастие)
   максимальная плотность действия -- вторая строфа.
   глаголы совершенного вида прошедшего времени -- "разрешили", "оказался", "проводил", "признался", "улыбнулись" -- все, кроме первого, из третьей строфы, где происходит непоправимое. остальные глаголы -- несовершенного вида -- растягивают повествование во времени, создают ощущение того, что герои преодолели быстрый бег времени и успели пожить полной жизнью.

   обозначение героини:
   1 строфа: она, ее, Ольги, ее.
   2 строфа: она, я, я (прямая речь), она, Ольга.
   3 строфа: она, ее, ее, я (прямая речь), Ольга.

   обозначение героя:
   1 строфа: я, я.
   2 строфа: мной, мне, я, хороший (речь героини), я.
   3 строфа: я, я, я, глупый (речь героини), я.

   герой+героиня:
   1 строфа: нам.
   2 строфа: мы, мы.
   3 строфа: мы.

   существительные (имена нарицательные):
   1 строфа: 22
   2 строфа: 9
   3 строфа: 11

   важные для автора тройные повторы (сквозные для трех строф):
   имя героини,
   образ горящей свечи, отождествленной с бесшабашной героиней,
   "она" + действие (начало каждой строфы),
   знание того, что герой ее любит (2 и 3 строфы),
   образ несущегося (не как курочка) времени (1, 2 строфы + остановка в 3),

   важные для автора опоясывающие (двойные) повторы (в 1 и 3 строфе):
   перечисление в дебюте строфы,
   конструкция превращения конкретного времени и места в неопределенное,
   свеча и танец.

   амфибрахий, выбранный интуитивно, весьма хорош для повествования. как вы помните, однажды в студеную зимнюю пору сижу за решеткой в темнице сырой... ,)

   заключение.

   многие не приемлют метод, описанный Маяковским в статье "Как делать стихи". многих он прямо-таки раздражает. это от непонимания, от нежелания разобраться.
   применяя этот метод (в модифицированном "под себя" виде), я вижу, что, несмотря на риторику статьи Маяковского, он не "вычислял" свои стихи, не играл, словно прилежный ребенок, в подбор слов, будто в паззл. сначала работала логика -- логика постановки творческих задач, затем включалась "поэтическая печка", в которой выпекалось стихотворение. второй процесс -- алхимический, не имеющий нормального объяснения "умом".

   перед тем как "включить печку", надо зарядить в нее хорошо приготовленное тесто замысла.

   еще раз оговорюсь, что художественная ценность, "качество", сомнительность-правомочность выбора средств, сила воздействия моего стихотворения пусть останется за скобками этой статьи. достаточно сказать, что я испытываю удовлетворение от полученного опыта и результатом более чем доволен, хотя не считаю его близким к идеалу.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"