Лирик Тимоти : другие произведения.

Обзор стихографики Р Т

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:



Обзор стихов-финалистов номинации "Стихографика"
(РТ-2012. Вольная поэзия)



Писать обзоры -- дело безблагодатное. Оно рано или поздно ведёт к 100001-му воспроизведению диалога Паниковского и Балаганова:

"И разговор перешел в область, не имевшую ничего общего ни с кражей, ни с ограблением . Жулики так разгорячились, что начали даже легонько отпихивать друг друга ладонями и наперебой вскрикивать: "А ты кто такой!" Такие действия предшествуют обычно генеральной драке, в которой противники бросают шапки на землю, призывают прохожих в свидетели и размазывают на своих щетинистых мордасах детские слезы".

Поэтому сразу: выражаю исключительно частное мнение, все фразы выглядящие рекомендациями -- всего лишь риторические приёмы, всех авторов уважаю, а некоторых даже люблю, резкость допускаю только в качестве художественного приёма.

Главное, что должен понять каждый из нас -- это одна простая вещь. Что бы ни было здесь написано в адрес вашей работы и какие бы эмоции вы ни испытали при чтении мнения, перенеситесь мысленно на год вперёд и убедитесь, что вы и не вспомните-то этот конкурс, этот обзор, хама-автора и даже свою работу начнёте забывать... Так какого чёрта яриться сегодня? ,)

Это присказка. Дальше сказка, то есть сам обзор.



Я люблю визуальную поэзию. Она -- расширяет. И углубляет.

Мало кто знает, но пионером отечественной визуализации или даже стихографики был монах Евстратий, живший в 17 веке. Он создал молитву, в которую вставил часть серпантинного стиха. Каждое двустрочие молитвы имело общие элементы, которые были общими для смежных строк и соединялись с ними прямыми линиями. (Все незнающие, но желающие могут предаться гуглению,)).

С тех пор стихографика обогатилась и изощрилась во все мыслимые и немыслимые стороны.

Была надежда, что конкурс подарит сколько-нибудь открытий чудных. Но вышло не особо богато. Мало кто в такое стихосложение играет, ещё меньше людей вообще понимают, насколько это захватывающая штука и "как её готовить".

Кроме всего прочего, автор этих строк наивно полагает, что всё, помеченное словом "поэзия", должно, прежде всего, звучать. А всё, что не звучит, то уже и не поэзия.

Категоричненько, не так ли?..

Тем не менее, вот несколько мыслей по работам финалистов.



"Сизиф" Артемия Сергеева выглядит так:



Идея, на мой взгляд, интересна, но содержит определённый изъян.
Склон горы ориентирован вправо -- это подсознательно предполагает, что камень толкается вверх. Ну, таковы особенности оптимистического восприятия. Вверх-вправо -- восхождение, вниз-влево -- полный упадок, самое грустное направление в графике.
А вот стихотворение развёрстано сверху вниз. Падение. И как неудобно читать этот текст, написанный справа-налево!

Сам же поэтический текст полагаю весьма сырым и не доведённым до интересного. Ощущение, что выбранная стихотворная форма довлела над тем, что автор рассказывал, и победила-таки.
Написанное в камне -- просто ни о чём.
Написанное на склоне -- форма ясна, но она в силу своей организации (зарифмованные рефренные строки через большие промежутки текста) не выглядит удачной для размазывания по склону. Скорее, это какая-то стена замка с торчащими башнями (мысленно положите этот текст набок).


И, наконец, то, о чём бы мне лучше не писать, но из песни слова не выкинешь.
Один человек посмотрел на монитор с открытым этим стихотворением и сказал: "Что за (член) с яйцом?

Простите, уважаемый автор.



"Бог из машины" Дениса Новикова выглядит так:

World Wide Web, говорите?
Конечно, слово "машина" для русского уха означает, прежде всего, автомобиль. Компьютеры "машинами" называют профи.
Поэтому сначала я подозревал в этой эмблеме volkswagen. )))

Не понимаю, что такое "из интернета глазами ширя". "Ширя" -- деепричастие? А что тогда глаза ширят?

"На ум мне" -- неблагозвучно. То ли Наум какой-то появляется, то ли заика говорит "На ум не просятся".

Повторю своё категоричное: и в графике стихи должны обязательно звучать.

Почему W расцвечена? Почему она одна, если www? Как-то не прочувствовал, не разгадал авторского месседжа.



"Кружится китч каскадного каприччо..." Карин Глейзер выглядит так:


 
                    
                      ***

           Кружится китч каскадного каприччо,
           кипит карминных красок карнавал.
           Отчаяньем оплаченный, обычен
           осин озябших огненный опал.

           Журит жюри жаргон жуиров жалких,
           желаний жребий жертвенно жесток,
           зигзагом золотого зодиака
           закрыт земного знания замок.

           Грубы галантной глупостью гламура
           гекзаметры гнусавящего гуру,
           сентиментален старый сериал,

           событий совпадения сакральны,
           фиаско философии фатально.
           Фарс... Фанфаронство... Фобия... Финал...

           No  KG  3.1.2011



Я бы не отнёс этот сонет к "жанру" сихографики.
Да и сонет получился "неправильный", если оценивать его именно как сонет.

Тем временем форма таки задушила смысл. КККОООЖЖЖЗЗЗГГГСССФФФ!!! Получилось нечто претендующее на иронизм, но всё равно выспренное, рисующееся такое, вот, мол, как откаблукивается! ,)

Отсюда и моё отношение к этому стихотворению как к безделице, формальной шутке, скетчу, упражнению на бойкость.



"Перо Творца" Татьяны Мудрой выглядит так:



Во-первых, крайне неприятно читать: текст в нескольких местах сливается с фоном. Кроме того, картинка не влезла вся в мой монитор по ширине (при масштабе в 100%), скорее всего, автор рисовал в расчёте на широкий экран.
Во-вторых, писать поверх аята -- это как дорисовывать на иконе поверх лика святого дополнительные отсебятные граффити "Йа лублу Хреста".
В-третьих, если в аннотации приходится писать пространное объяснение, что, собственно, за недоразумение будет ниже, то мои комментарии излишни.

По тексту авторского повествования могу сказать, что "падаю вниз" -- умопомрачительная избыточность, давно ставшая досадным штампом, а в целом куплет не сообщает ничего интересного.

Зато коротко.



"Другу - мажору" Андрона выглядит так:



С Днем Рожденья, друг мой дорог- 
                             Ой, да ладно, сколько тех лет. 
                             В прошлом именинный пирог, 
                             Нынче фейерверк и банкет.
 

Ты прости, что трачу иног- 
                          Да, чего там, влез в твой бюджет. 
                          Бьюсь я за гроши, но итог: 
Кладбище моих нервных клет- 

                          Ок. Позор роптать. Не ропщу. 
Знаю о сумах и о тюрьм- 
                          Ах, да брось, я все возвращу. 
                          А пока займи на костюм)) 



Как пели хорошо известные наркоманы,

хорошая крыша летает сама
и в самый низ, и в самые вер-

хали-гали Кришна, хали-гали Рама,
трали-вали крыша, где ты будешь завтра?..

Но у наркоманов-то получилось складно, а вот в конкурсном стихотворении не очень: дорОг(ой)-пирог и инОг(да)-итог, плюс непонятное "Ок". О'кей, чё ль? ,)

В общем, при определённой графичности совсем непонятно, как читать вслух -- разламывается, распадается.

Да, и "день рождения" пишется именно не "День Рождения". А мягкий знак в слове "рожденья" -- стандартный способ втиснуть слово в стихотворный размер. Это вредит естественности говорения.



Ну и, наконец,

"Корабль" Тимоти Лирика вы можете увидеть по ссылке.

Однозначный "шедевр", типичнейший образец самиздатовской графомании с претензией на интеллектуальность.

Авторы таких унылых текстиков в форме корабликов, да с бойким финальным двустишьем а-ля "вот вам, братцы, афоризм", как правило, претендуют на знание поэзии и человеческой души, ржут над простыми, но искренними стихами и ведут себя, как дурно воспитанные дети.

Срамота, в общем.
,)))



Спасибо за внимание.
И ещё раз. Не держите зла на автора обзора -- скалозубит, как умеет.




 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"