Alisa : другие произведения.

Курсовая по Гп. Тема "Авторские договоры"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для авторов, очень полезная статейка


Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение

Государственный университет по землеустройству

Юридический факультет

Кафедра правоведения

  
        

Курсовая

по дисциплине: "Гражданское право"

Тема: "Авторские договоры".

        
     
     
     
     
     
     
     
     

   Выполнила: студентка 4 курса группы 40В

   Проверил: д.ю.н. проф. Шеломенцев В.Н.

     

Москва, 2013

  
   Содержание:
   Введение_____________________________________________3 стр.
   Понятие и характеристика авторского договора_____________4-6стр.
   Субъекты авторского договора___________________________7-8 стр.
   Виды авторского договора_______________________________9-13 стр.
   Предмет авторского договора____________________________14-15 стр.
   Содержания и существенные условия авторского договора __ 16-18 стр.
   Форма авторского договора______________________________19 стр.
   Права и обязанности сторон по авторскому договору________20-21 стр.
   Реализация авторского договора__________________________22-24стр.
   Изменение условий авторского договора___________________25стр.
   Прекращение авторского договора_________________________26-27стр.
   Ответственность сторон__________________________________28-32стр.
   Заключение_____________________________________________33 стр.
   Список литературы______________________________________34 стр.
  
  
  
  
  
  
  
   Введение
   Большая группа гражданских правоотношений возникает в связи с созданием и использованием результатов творческой деятельности -- произведений науки, литературы и искусства, изобретений, программ для ЭВМ, промышленных образцов и т.д. Указанные продукты творческой деятельности являются объектами, так называемой, интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность -- это условное собирательное понятие, которое используется в ряде международных конвенций и в законодательстве многих стран, включая и Россию для обозначения результата интеллектуальной деятельности и прежде всего творческой деятельности, а также приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, продукции, работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т. п.). Одной из форм защиты интеллектуальной собственности - институту авторского права - посвящается данная курсовая работа. В условиях формирования в нашей стране цивилизованных рыночных отношений указанный институт играет значительную роль.
  
  
  
  
  
  
  
  
   Понятие и характеристика авторского договора.
   Юридическим фактом, влекущим за собой возникновение авторских прав, служит создание произведения в результате творческой деятельности. Для издательств, театров, студий, других предприятий, для физических, юридических лиц основанием приобретения ими прав на произведение является договор с автором.
   Действующее сегодня законодательство, дает нам такое определение авторского договора;
   Авторский договор -- это соглашение двух или более лиц, направленное на установление, изменение и прекращение взаимных прав и обязанностей. Взаимные права и обязанности сторон касаются имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав.
   Авторский договор представляет собой реализацию авторских правомочий, так как использование произведения автора другими лицами допускается не иначе как на основании договора с автором или его правопреемниками.
   Исходя из норм, предусмотренных ст. 1287 и 1288 ГК РФ, можно дать следующее определение авторского договора: "Авторский договор -- это договор, по которому автор произведения литературы, науки и искусства или его правопреемники, с одной стороны, передают другой стороне, пользователю, имущественные права в установленных пределах, на срок, территорию, согласованные сторонами, и за определенное вознаграждение либо безвозмездно".
   Впервые общее понятие авторского договора на законодательном уровне было закреплено в Основах гражданского законодательства 1991 г.
   Авторский договор определялся в качестве договора, по которому автор обязан создать в соответствии с договором и передать заказанное произведение или передать готовое произведение для использования, а пользователь обязан использовать или начать использование произведения предусмотренным договором способом в обусловленном им объеме и в определенный срок и уплатить автору установленное договором вознаграждение. Относится к гражданско-правовым договорам. В соответствии с этим к нему применимы правила о дву- и многосторонних сделках, о формах и условиях действительности сделок, свободе договоров, нормах обязательственного права, которые касаются заключения и исполнения договоров, ответственности сторон.
   Исходя из общепринятой классификации договоров в гражданском праве, авторский договор является двусторонним (по числу сторон), в данном случае обязательства автора или иного обладателя авторского права, с одной стороны, и пользователя - с другой, взаимны.
   Авторские договоры могут быть и многосторонними, если в правоотношении участвуют несколько авторов или несколько пользователей, каждый из которых обладает определенными правами и обязанностями. Многосторонним договором является авторский договор, в котором каждый из соавторов выступает как сторона.
   Авторский договор является консенсуальным, так как для его заключения и вступления в действие достаточно согласия автора. Следующая характеристика авторского договора -- это его возмездный характер, который проявляется в получении сторонами вознаграждения либо иного встречного удовлетворения за исполнение обязательств по договору согласно положению ст. 423 ГКРФ.
   На практике встречное удовлетворение может быть выражено в передаче издательством автору экземпляров готового произведения, хотя такая передача в судебном порядке будет расценена как предоставление "авторских экземпляров".
   Авторский доход, вознаграждение, получаемые автором от реализации своих произведений, являются не только обязательным условием договорных отношений, но и материальным стимулом для дальнейшей творческой деятельности в целях развития культуры, образования в обществе. Таким образом, между автором и обществом возникают духовно-нравственные отношения, а авторско-правовые нормы только укрепляют их.
   Возмездные договоры делятся на меновые и рисковые (алеаторные). Авторский договор признается меновым, если в момент его заключения стороны могут оценить ту выгоду, которую они смогут получить при исполнении договора. В данном случае при заключении договора будут играть роль определенные условия, например, популярность автора, актуальность темы, излагаемой автором, и др.
   Алеаторный договор содержит в себе условие, по которому невозможно точно определить выгоду и возможные убытки, которые ждут издателя или автора. Творческая неудача, постигшая автора, может послужить основанием для расторжения авторского договора, но в силу его возмездности за автором при этом сохраняется часть выплаченного вознаграждения.
  
  
  
  
  
  
  
   Субъекты авторского договора.
   Субъектами авторского договора являются автор или его правопреемник с одной стороны и пользователь произведения с другой.
   Автор - физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Совершеннолетние дееспособные авторы заключают авторские договоры самостоятельно либо действуют через поверенных и агентов. За малолетних (недееспособных) авторов авторские договоры подписывают их родители (опекуны).
   Несовершеннолетние авторы в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют свои авторские права самостоятельно, в том числе заключают авторские договоры, самостоятельно, без контроля родителей и попечителей.
   Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключается со всеми соавторами. При этом все они могут принимать участие в согласовании условий и подписании договора либо это может быть поручено ими одному из соавторов. При подготовке сборника соответствующие договоры должны заключаться не только с составителем, но и с авторами всех охраняемых законом произведений, включаемых в сборник.
   После смерти автора договор об использовании произведения заключается с его наследниками по закону или завещанию, обладающими гражданской дееспособностью. Если наследников несколько, для заключения авторского договора необходимо их общее согласие. Возникающий спор между наследниками разрешается в судебном порядке по иску любого из них.
   Другой стороной авторского договора выступает пользователь произведения, т. е. специализированная организация, основной функцией которой является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной или аналогичной деятельности. В роли пользователя может выступать и индивидуальный предприниматель, имеющий право заниматься воспроизведением и распространением произведений как самостоятельным видом предпринимательства.
   Иногда договорные отношения по поводу творческих произведений устанавливаются между авторами этих произведений и лицами, которые приобретают права на эти произведения не для последующего их использования в коммерческих целях, а для удовлетворения собственных нужд. Данные договоры ни в коей мере не противоречат действующему законодательству, однако, носят не авторский, а подрядный характер, хотя сам творческий результат, безусловно, охраняется нормами авторского права.
   Авторский договор должен предусматривать: способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения и порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.
   Необходимо отметить также, что все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, считаются не переданными.
   Согласно Закону права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором.
  
  
  
   Виды авторского договора.
   Договоры могут быть сгруппированы по различным основаниям, например, способ использования произведения (издание -- издательский договор, постановка -- постановочный договор и др.).
   Размножение и распространение литературных, научных, музыкальных произведений производится, как правило, на основе издательских договоров, заключающихся между автором и издательством. Издательские договоры по своей специфике отличаются от договоров по передаче авторских прав. Целью издательского договора являются размножение и распространение произведения, которые совершаются за счет издателя, принимающего на себя риск издания. В силу договора издатель приобретает право распространения лишь на время, определяемое известным сроком или распродажей одного или нескольких изданий. Этим временным характером издательский договор отличается от передачи по договору авторского права.
   Издательский договор в России иногда составляют под названием "Авторский договор", суть которого состоит в обеспечении издания, прав и обязанностей сторон.
   В соответствии со ст. 1287 ГК РФ о предоставлении права использования произведения по договору, заключенному автором или иным правообладателем с издателем, необходимо использовать произведение не позднее определенного срока, установленного в договоре; в случае отсутствия конкретного срока использование произведения должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования. Такой договор согласно части четвертой ГК РФ именуется издательским лицензионным договором.
   Постановочный договор оформляется, когда произведение используется в области публичного исполнения. Предметом такого договора являются музыкальные, драматические произведения, которые используют зрелищные организации.
   Сценарные договоры регулируют отношения в области кино и телевидения. Каждый сценарный договор имеет свою специфику, все зависит от сценария той или иной передачи на телевидении либо от формы киноленты (художественной или документальной и т. д.).
   Специфичен по своему значению договор на создание рекламы. Предметом такого договора является реклама, которая учитывает требования, предъявляемые к ней Федеральным законом "О рекламе". При этом реклама как произведение либо часть произведения (включая его название) должна обладать признаками объекта авторского права, т. е. быть результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведения.
   Современная жизнь тесно связана с такими объектами авторского права, без которых не обходятся сегодня редакции газет и журналов, издательства, да и сами авторы, -- это программы для ЭВМ.
   Независимо от формы выражения программы для ЭВМ рассматриваются как произведения литературы или науки. Важно при этом, чтобы они являлись результатом творческой работы автора.
   Каждый обладатель компьютера сталкивается с заключением особого вида договора о передаче авторских прав на программу для ЭВМ. Такие договоры именуют "оберточными" лицензиями, так как заключаются они путем конклюдентных действий, т. е. сторона, изъявившая желание участвовать в сделке, выражает согласие не письменно и не устно, а своим поведением, вскрытием упаковки программы для ЭВМ. Лицензия на программу для ЭВМ располагается на запечатанной прозрачной упаковке. Заключение лицензионных договоров о предоставлении права использования программы для ЭВМ или базы данных допускается путем заключения каждым пользователем с соответствующим правообладателем договора присоединения, условия которого изложены на приобретаемом экземпляре либо на упаковке этого экземпляра (п. 3 ст. 1286 ГК РФ).
   Следующим основанием классификации авторских договоров является передача авторских прав: исключительных и неисключительных.
   По авторскому договору о передаче исключительных прав покупатель становится фактическим владельцем произведения (ст. 1285 ГК РФ). Автор или иной правообладатель по договору об отчуждении исключительного права на произведение обязуется передать принадлежащее ему исключительное право на произведение. Однако автор или иной правообладатель может оставить часть этих прав за собой, разделить их поровну с покупателем. При этом всегда за автором сохраняются личные неимущественные права, которые могут принадлежать только автору произведения.
   Договор о передаче неисключительных прав разрешает покупателю использовать произведение наравне с лицом, обладающим исключительными правами.
   Другое основание классификации договоров -- разрешение использовать произведение. Лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения могут предусматривать следующее деление: простая, неисключительная и исключительная лицензии. При простой, неисключительной лицензии за лицензиаром сохраняется право выдачи лицензий другим лицам, при исключительной такое право не сохраняется (ст. 1236, 1286 ГК РФ).
   Авторский договор заключается на уже существующее произведение. Но нередко заключаются договоры на произведения, не имеющие определенной формы.
   Гражданский кодекс предусматривает и такой вид договора, как договор заказа (ст. 1288). По договору авторского заказа автор обязуется создать произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме в соответствии с условиями договора по заказу другой стороны (заказчика). Материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование.
   Если по авторскому договору заказа предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, то к нему применимы нормы ст. 1285 ГК РФ об отчуждении исключительного права.
   Важным условием договора авторского заказа считается срок исполнения, если срок его исполнения не предусмотрен, договор не считается заключенным (п. 1 ст. 1289 ГК РФ).
   По авторскому договору заказа предметом договора должен быть результат интеллектуального, творческого труда, который еще к тому же должен удовлетворять заказчика.
   Наряду с авторскими договорами заказа, которые связаны с последующим изданием рукописи, на практике существуют договоры, по которым произведение используется один раз: изготовление памятника, написание сценария для телепередачи, ее ли автор не связан трудовым соглашением с телестудией, эскизы декораций для театра, выполненные внештатными художниками. Такие договоры с авторами могут заключаться на основании публичного конкурса, при этом преимущественное право на заключение договора с автором приобретает лицо, объявившее этот конкурс (ст. 1060 ГК РФ).
   Ранее после выплаты вознаграждения победителю организатор конкурса мог свободно использовать произведение без последующих выплат. Договор с автором заключался только при закрытом конкурсе.
   Конкурсные произведения, обладающие творческим характером, являются объектами авторского права. Отсюда следует, что отношения между автором и организатором являются авторско-правовыми, а не служебными, и автор будет обладать всеми правами по отношению к созданному произведению.
   Таким образом, если скульптура, картина и другие произведения используются затем лицом, объявившим конкурс, то последний, получая за использование данных работ вознаграждение, должен определенную долю отчислять автору. Однако эти правила не действуют, что является серьезной проблемой.
   Для того чтобы защитить автора, следовало бы внести в закон изменения относительно последующего коммерческого или некоммерческого использования конкурсного произведения.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Предмет авторского договора
  
   Итак, предметом авторского договора являются имущественные права автора, к которым относятся:
   а) исключительное право на использование произведения;
   б) исключительное право на разрешение или запрет использования произведения другими лицами.
   Имущественные права автора могут быть переданы иному лицу, после чего это лицо становится субъектом авторского права. Исключительное право на использование произведения автором разрешает ему использовать произведение в любой форме и любым способом. Исключительное право автора на разрешение или запрет использования произведения другими лицами дает ему право разрешать или запрещать:
   1) воспроизведение произведений;
   2) публичное исполнение и публичное оповещение произведений;
   3) публичную демонстрацию и публичный показ;
   4) любое повторное оповещение произведений, если оно осуществляется иной организацией, чем та которая осуществила первое оповещение;
   5) переводы произведений;
   6) переработка, адаптация, аранжировка и иные изменения произведений;
   7) включение произведений как составных частей в сборники, антологии, энциклопедии и т.п.;
   8) распространение произведений путем первой продажи, отчуждение иным способом или путем сдачи в имущественный найм, в прокат или путем иной передачи в продажу экземпляров произведения;
   9) публичное представление своих произведений.
   10) сдача в имущественный найм и/или коммерческий прокат после первой продажи, отчуждение иным способом оригинала или экземпляров аудиовизуальных произведений, компьютерных программ, баз данных, музыкальных произведений в нотной форме, а также произведений, зафиксированных в фонограмме или видиогорамме или в форме, которую считывает компьютер;
   11) импорт экземпляров произведений. Данный перечень не является исчерпывающим. Исключительное право авторов на использование произведений архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства предусматривает и право их участия в реализации проектов этих произведений. За исключением случаев, свободного использования , автор имеет право требовать выплаты вознаграждения за любое использование произведения. Вознаграждение может осуществляться в форме одноразового (паушального) платежа, или отчислений за каждый проданный экземпляр или любое использование произведения (роялти), или комбинированных платежей. Размер и порядок выплаты авторского вознаграждения за создание и использование произведения устанавливаются в авторском договоре или в договорах, заключающихся по доверенности субъектов авторского права организациями коллективного управления с лицами, использующими произведения. Кабинетом Министров могут устанавливаться минимальные ставки авторского вознаграждения и порядок их индексации.
  
  
  
  
   Содержание и существенные условия авторского договора
   В авторском договоре должны быть предусмотрены:
   --способы использования произведения (конкретные права, передаваемые по данному договору);
   --срок, на который передается право;
   --территория, на которой может осуществляться использование;
   --размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты;
   --другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора.
   Условия об объеме передаваемых прав по авторскому договору и размер вознаграждения являются существенными условиями договора.
   К другим важным условиям авторского договора относятся условия о сроке и территории, на которые передается право. Но данные условия не являются обязательными, поскольку их отсутствие не влечет недействительности авторского договора.
   Если, например, в лицензионном договоре не указана территория действия авторских прав, передаваемое право ограничивается территорией Российской Федерации.
   Немаловажное значение имеет соглашение о размере вознаграждения.
   Ныне действующий закон не запрещает уступку автором имущественных прав безвозмездно.
   Не каждый автор, заключив договор с издателем, может определить в твердой сумме вознаграждение или оценить успех своего произведения. В договоре должна быть сделана "оговорка об успехе".
   В авторский договор с участием иностранных лиц должна быть включена валютная оговорка. Валютная оговорка -- это условие договора, которое указывает на то, валюта, какой страны выступает в качестве валюты долга, в какой валюте должен быть произведен платеж и каким должно быть курсовое соотношение между указанными валютами на момент платежа.
   Валюта долга -- это денежные единицы, в которых зафиксирована экономическая ценность, в то время как валюта платежа -- это денежные единицы, платежом которых денежное обязательство погашается. При исполнении обязательств по авторскому договору на территории других государств стороны придерживаются валюты той страны, где производится платеж.
   Важными элементами, например, в договоре заказа с участием иностранных лиц, будут условия, определяющие:
   --аванс, размер которого определяется соглашением;
   --язык, на котором будет написано произведение;
   --порядок представления рукописи (полностью или частями);
   --примерный объем произведения, который может быть определен в границах "от -- до";
   --жанр;
   --композицию;
   --название и др.
   Срок создания и представления произведения автором по договору заказа имеет важное значение; так, согласно ч. 2 п. I ст. 1289 ГК РФ договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным. Помимо этого стороны предусматривают сроки для устранения замечаний, сроки рассмотрения представленного произведения.
   Также авторским договором заказа должно быть установлено соглашение о творческой неудаче.
   Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что существенным условием авторского договора прежде всего является предмет договора. В отличие от таких условий, как срок и территория передачи авторского права, цена устанавливается соглашением сторон, несогласование этого условия приведет к признанию договора незаключенным.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Форма авторского договора
   Авторский договор как любой гражданско-правовой договор совершается в результате взаимного согласия сторон, когда совпадают их встречные волеизъявления.
   Авторский договор (договор об отчуждении исключительного права -- п. 2 ст. 1234 ГК РФ и лицензионный договор -- п. 2 ст. 1235 ГК РФ) должен быть заключен в письменной форме. Договоры в отношении произведений периодической печати могут заключаться в устной форме. Это вызвано короткими сроками опубликования материала в газетах и журналах.
   Предполагается, что устная форма авторского договора значительно затрудняет возможности защиты права автора, особенно если произведение не опубликовано или в него внесены изменения без согласия правообладателя.
   В качестве доказательства наличия договора авторы предъявляют различные письменные документы (письма, факсы, переписка сторон и т. д.).
   Стороны в авторско-договорных отношениях должны придерживаться основного принципа гражданского права -- свободы договора, который закреплен ст. 1 и 421 ГК РФ. Свобода заключения гражданско-правового договора вообще и авторского в частности проявляется в следующем.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Права и обязанности сторон по авторскому договору
   Стороны авторского договора свободны в установлении своих прав и обязанностей. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. Так, согласно добровольно принятому обязательству по авторскому договору заказа автор обязуется в соответствии с заявкой, исходящей от организации, создать произведение, которое требует заказчик. Стороны в ходе заключения договора самостоятельно определяют вид договора, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, которому хотят подчинить свои отношения. Закон предоставляет субъектам в необходимых случаях право создавать любые модели договоров, не противоречащие действующему законодательству. Также стороны могут заключить смешанный договор, имеющий элементы различных договоров.
   Права и обязанности по авторскому договору взаимны.
   Основной обязанностью, например, по авторскому договору заказа является создание и передача организации-заказчику готового произведения. Если произведение не будет соответствовать требованиям, установленным в специальной заявке, то автор по требованию заказчика в пределах условий договора обязан осуществить доработку произведения. Сколько раз заказчик может возвращать произведение автору на доработку, лучше сразу оговорить в договоре. Выполнение автором всех обязанностей по авторскому договору должно вписываться в рамки оговоренных договорных условий.
   Немаловажное значение при исполнении договора играет личность самого автора. Привлечение других лиц к работе над произведением должно быть оговорено заранее с согласия заказчика.
   Нарушение автором обязанности не заключать с другими пользователями (издательствами) новых договоров дает право покупателю-заказчику не только расторгнуть договор, но также и взыскать с автора понесенные убытки.
   На пользователе лежат такие основные обязанности -- рассмотрение представленного произведения, его дальнейшее использование и распространение, выплата автору вознаграждения. Существенным условием авторского договора заказа для исполнителя является срок передачи произведения заказчику.
   Стороны должны сами в договоре предусмотреть не только сроки рассмотрения произведения, но и сроки рассмотрения доработок и поправок, сделанных автором. В противном случае произведение должно быть рассмотрено заказчиком в разумные сроки, которые может в случае спора установить суд.
   Пользователь не может без согласия автора вносить в произведение никаких изменений, в частности сокращать его объем, снабжать произведение предисловиями и комментариями и т. д. Организация-пользователь обязана соблюдать все личные неимущественные права автора. При заключении договора автор может дать согласие на изменение своего произведения, например, с включением биографии самого автора, предисловия, работ фотохудожника и др. Но эти изменения необходимо осуществлять в пределах заключенного договора, не злоупотребляя ими.
   Одной из самых важных для обеих сторон обязанностей пользователя является выплата авторского вознаграждения, которая связана с использованием и распространением произведения. Аванс -- это предоплата не за использование произведения, а за его создание. Поэтому, если произведение создается по заявке заказчика, должен быть выплачен аванс, а если автор сам обратился к издательству с готовым произведением, то вознаграждение, по сути, должно быть выплачено после распространения произведения, хотя стороны могут предусмотреть любые другие условия взаимоотношений.
   Реализация авторского договора
   Реализация условий авторского договора связана с его исполнением. Среди мер в авторско-договорных отношениях, предназначенных для обеспечения реального исполнения, согласно ст. 310 ГК РФ предусмотрены такие меры, как недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннего изменения его условий. Правообладатель и пользователь по авторскому договору не могут в одностороннем порядке изменить условия договора без взаимного согласования.
   Исполнение обязательства надлежащему лицу имеет особое значение в авторском договоре. Так, надлежащим лицом при исполнении авторского договора заказа может быть не сам издатель, а литературный агент, представляющий интересы издательства. Или, наоборот, интересы автора может представлять литературный агент, который в правоотношениях между автором и издательством будет связующим звеном. Автор будет в таких договорных отношениях должником, издательство -- кредитором. Кредитор вправе потребовать от должника, чтобы тот исполнил обязательство третьему лицу -- литературному агенту. Привлечение к исполнению договора третьих лиц может быть удобно как для самого автора, так и для издательства.
   В качестве управомоченного лица от издательства договор может заключать главный редактор, директор или другие должностные лица. В учредительных документах любой организации указывается, кто имеет право подписывать договор или кому это поручается по доверенности либо внутренним приказом организации. Соответственно, автор при исполнении договора должен передать рукопись для ее принятия именно тому должностному лицу, которое наделено такими полномочиями своей организации.
   Исполнение обязательства надлежащим лицом не менее важно при авторско-договорных правоотношениях. Недопустимость возложения исполнения обязательства на иное лицо может вытекать из условий авторского договора заказа.
   Передача автором исполнения обязательства третьему лицу может затронуть интересы издательства-заказчика. По этой причине ст. 313 ГК РФ требует, чтобы должник, т. е. автор, исполнил подобное обязательство непременно сам.
   Личность автора как при договоре литературного, художественного заказа, так и при других авторских договорах заказа играет самую существенную роль. Автор не вправе без согласия заказчика передать обязанность создать произведение другому лицу либо пригласить соавтора, поскольку фактически в этом случае изменяется другая сторона договора. Кроме того, заказчик при этом вправе отказаться от принятия произведения на том основании, что оно выполнено не лично автором, и у заказчика не возникает обязанности выплаты вознаграждения за созданное произведение перед соавтором.
   Если соавтор при жизни не успел закончить произведение, эта обязанность не переходит к наследникам автора.
   Соавторы, совместным трудом которых создается произведение, которое образует одно неразрывное целое, должны грамотно и каждый в отдельности заключать соглашение с заказчиком, определив долю участия каждого автора в отдельности, так как, например, в случае смерти одного из соавторов бремя исполнения договора может полностью лечь на плечи пережившего автора, что будет для него не совсем удобно.
   Исполнение надлежащим предметом означает, что предмет исполнения авторского договора должен соответствовать требованиям закона и заключенного договора. Предметом исполнения по авторскому договору об использовании произведения будет произведение, которое должно быть пригодным для использования в тех целях, для которых оно предназначено.
   Порядок совершения должником действий по исполнению договора именуется способом его исполнения.
   По авторскому договору заказа автор и заказчик вправе избрать способ исполнения обязательства. Например, автор представляет произведение по частям для его одобрения заказчиком.
   Для автора, работающего на заказ, очень часто играет важную роль место исполнения. Например, художника будет посещать наибольшее вдохновение на лоне природы. Место исполнения может быть прямо указано в договоре между контрагентами. По издательскому договору место исполнения договора и место подсудности сторон определяется местом нахождения издательства.
   Стороны по авторскому договору могут предусмотреть исполнение обязательства в надлежащий срок. Как правило, право вознаграждения реализуется не в один срок, а в несколько, так как это связано с реализацией произведений на рынке. При отсутствии указания на срок в договоре или законе обязательство должно исполняться в "разумный срок".
   Стороны также могут предусмотреть возможности досрочного исполнения договора. Все будет зависеть от усмотрения сторон.
  
  
  
  
  
  
  
   Изменение условий авторского договора
   Изменение условий авторского договора может быть связано с продлением срока авторского договора, с продлением представления произведения заказчику по договору заказа, с изменением жанра произведения, с увеличением или, наоборот, уменьшением ставки вознаграждения и т. д.
   Автор (правообладатель), заключая договор об использовании произведений, должен предупредить пользователя (покупателя) о том, что существуют другие пользователи, например, неисключительных прав, которым правообладатель (продавец) передал ранее эти права. Не уведомив своих покупателей при заключении договора об использовании произведений о такой ситуации, автор, тем самым, нарушит существенные условия.
   При этом другая сторона, которая надеется самой первой получить права по использованию произведения, но не получает этого, будет требовать в качестве основного изменения условий договора понижения его цены. Вследствие такого нарушения договора пользователь может потребовать изменение предмета авторского договора.
   При заключении договора с математической точностью можно просчитать сумму рассчитываемой прибыли и, соответственно, ущерба. А можно ли с такой же точностью просчитать успех произведения, его научную ценность и актуальность? Все будет зависеть от заключенного договора автора с издательством.
   Изменение условий вносит в договор новые элементы, но это не имеет отношения к прекращению договора.
  
  
   Прекращение авторского договора
   Авторские договоры согласно нормам ГК РФ прекращаются по следующим основаниям: исполнение обязательства, отступное, зачет, прекращение обязательства совпадением должника и кредитора в одном лице, новация, прощение долга, невозможность исполнения, издание акта государственного органа, смерть гражданина, ликвидация юридического лица. При этом, в силу специфики авторского договора, этот перечень может быть дополнен не только специальными нормами авторского права, но и взаимным соглашением сторон, не противоречащим действующему законодательству.
   Отдельным соглашением устанавливаются размер, сроки и порядок предоставления отступного.
   При зачете происходит взаимное погашение встречных требований. Зачет может возникнуть в авторских правоотношениях между солидарными соавторами-должниками (п. 3 ст. 325 ГК РФ).
   Новация предполагает прекращение обязательства соглашением сторон о замене существующего обязательства другим обязательством (ст. 414 ГК РФ). Вместо авторского договора об использовании произведения стороны могут заключить авторский договор заказа, из которого будут вытекать иные обязательственные отношения для сторон.
   Невозможность исполнения договора может быть вызвана обстоятельством, за которое должник не отвечает. Обстоятельствами, влияющими на прекращение договора, могут быть стихийные бедствия природы. Утрата рукописи произведения автором или утрата произведения изобразительного искусства художником также может быть отнесена к случаям невозможности исполнения договора. Но утрата может произойти по халатности самого автора. Если заказчик это докажет, то автор понесет ответственность. Однако когда автор сможет создать новое произведение, близкое по содержанию утерянному, то договор по усмотрению сторон может быть изменен с продлением срока представления рукописи.
   При утрате произведения издательством на нем лежит обязанность выдать автору условленное вознаграждение.
   Смерть автора может повлечь автоматическое прекращение авторского договора (ст. 418 ГК РФ). Авторский договор заказа в связи со смертью автора не может быть заключен с его правопреемниками (наследниками), поскольку личность самого автора в таком договоре имеет первостепенное значение. Правопреемники в данной ситуации не выполняют обязательств за автора и не возвращают аванс, полученный автором при жизни.
   К автоматическому прекращению авторского договора относится окончание действия авторских (имущественных) прав.
   Автор на любой стадии исполнения договора может отказаться передать издателю по авторскому договору заказа свою рукопись. После этого следует возмещение расходы и упущенную выгоду издателя
   Заказчик-издатель, так же как и автор, может отказаться от договорных отношений, если автор предоставляет неразборчиво написанную рукопись и отказывается ее корректировать, если объем произведения не соответствует условиям договора и др.
   В случае, когда издатель будет печатать произведение не так, как хотелось бы автору, а книги будут распространяться по неоправданно высокой цене, издатель при этом не будет принимать меры, чтобы произведение пользовалось успехом, то по инициативе автора договор может быть расторгнут.
  
  
   Ответственность сторон
   Под ответственностью по авторскому договору понимается мера имущественного воздействия на должника, нарушившего обязательство, установленная законом или договором.
   Гражданское право исходит из наличия трех форм вины: умысла, неосторожности и грубой неосторожности. Умышленная вина автора или пользователя заключается в действии либо бездействии с целью неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по договору, либо создания невозможности его исполнения.
   Вина должника в форме неосторожности проявляется в тех случаях, когда, например, автор не проявлял ту степень заботливости, осмотрительности, какая требовалась от него.
   Ответственность по авторскому договору (автора и пользователя), как вид гражданско-правовой ответственности, характеризуется следующими чертами:
   --является имущественной, так как связана с возмещением убытков, взысканием причиненного ущерба, уплатой неустойки (штрафа, пени);
   --представляет собой ответственность одного участника договора перед другим;
   --размером причиненного вреда или убытков и равных по объему мер, применяемых к сторонам авторского договора, независимо от того, кто участвует в договоре, юридическое или физическое лицо, иностранные авторы или пользователи.
   Ответственность по авторскому договору с множественностью лиц разделяют на долевую и солидарную.
   Солидарная ответственность наступает, если она предусмотрена законом или договором.
   При не определении в договоре объема выполненной работы каждым автором соавторы, скорее всего, понесут солидарную ответственность. Так как в таком договоре присутствует обязательство с множественностью лиц, то неисполнение обязательства одним из соавторов может привести к расторжению договора.
   Когда невозможно установить вклад каждого соавтора, особенно, если каждая строчка произведения в буквальном смысле создается вместе, то и ответственность авторы должны понести также солидарную.
   Долевая ответственность сторон по авторскому договору может быть установлена договором или вытекать из существа самого авторского обязательства. Должники-соавторы обязаны исполнить договорное обязательство каждый в своей доле.
   Ответственность пользователя регулируется как самим авторским договором, так и общими нормами гражданского законодательства.
   Пользователь (заказчик) несет ответственность за причинение автору убытков, за невыплату или задержку выплаты авторского гонорара, за нарушение срока распространения произведения, за нарушение целостности произведения, за неиспользование произведения в обусловленный срок, за нарушение выпуска повторного издания, за невозвращение автору рукописи, когда пользователь обязан это сделать, и т. п.
   При заключении договора стороны могут предусмотреть меры ответственности заказчика-пользователя за соответствующее нарушение условий договора, право автора на одностороннее расторжение договора с выплатой гонорара за весь объем представленного произведения и т. д.
   Но автор еще при заключении авторского договора может дать согласие на последующее изменение объема, названия своего произведения, а пользователь при этом не будет нести ответственность за нарушение условий договора.
   За утерянную рукопись пользователь несет материальную ответственность. Издатель обязан возместить автору все потери для восстановления работы.
   Особое значение имеет ответственность пользователя за утерю произведения изобразительного искусства. Пользователь должен возместить автору все причиненные убытки, которые могут быть равными стоимости утерянной картины.
   При нарушении автором своих обязанностей по договору должна быть установлена его вина. Форма вины автора, ее степень на размер ответственности не влияют.
   Для автора ответственность наступает, прежде всего, за непредставление рукописи в установленный срок по авторскому договору заказа.
   В соответствии с п. 2 ст. 1290 ГК РФ автор в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить неустойку, если она предусмотрена договором. Но автор не может нести ответственность за обстоятельства, которые он не мог предвидеть, например если автор проживает в другом городе или стране и не может вовремя приехать из-за задержки в дороге транспорта, либо когда непредставление сочинения вызвано виною издательства и т. д.
   Просрочкой представления произведения будет считаться его несвоевременная сдача после доработки.
   Если издатель-заказчик не получил произведение в оговоренные сроки не по вине автора (болезнь, стихийные бедствия и др.), он может расторгнуть договор согласно ст. 405 ГК РФ.
   В случае непредставления заказчиком автору материала, который нужен для работы, автор не будет нести ответственность за причиненные убытки, так как его вины в этом нет.
   Автор по договору заказа несет ответственность, если представленное произведение не будет одобрено заказчиком. Но недоброкачественное, неудачное произведение, созданное автором, не может служить основанием ответственности автора, в данном случае речь может идти только об основании расторжения договора.
   Если автор в своей работе, в нарушение норм авторского права, использовал чужие труды без ссылки на имена их авторов, то он ставит под удар не только свой авторитет, но и репутацию издательства. В этом случае издатель может предъявить иск к автору о компенсации морального вреда и защите своей репутации.
   Отказ автора от внесения исправлений и доработок в произведение в связи со сложившейся ситуацией в пределах договорных условий, предложенных заказчиком, будет являться нарушением обязательства со стороны автора. При отказе автора дорабатывать произведение заказчик вправе взыскать с автора убытки.
   В том случае, если заказчик требует невозможного, выходит за пределы заранее оговоренных условий, он не имеет права взыскать с автора убытки или применить иные меры ответственности.
   Следующим нарушением автора будет передача права на использование своего произведения третьим лицам без согласия заказчика.
   Общей формой ответственности по авторскому договору, как и по договорным, гражданско-правовым обязательствам, является возмещение убытков. Убытки заказчика будут включать все расходы, связанные с подготовкой рукописи к изданию, распространению, утрату материалов, неполученную прибыль, которую заказчик рассчитывал получить в случае исполнения автором своих обязательств по договору.
   Обязанность автора по возмещению убытков пользователю может быть наложена при наличии связи между допущенным нарушением условий договора и теми последствиями, которые вследствие этого наступили. Пользователь должен доказать не только факт убытков, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением автором обязательств, но и их размера.
   Нарушение авторского обязательства влечет за собой не только возмещение причиненных убытков, но и уплату неустойки, если она установлена договором.
   Согласно п. 1 ст. 1290 ГК РФ ответственность по договору об отчуждении исключительного права и по лицензионному договору ограничена суммой реального ущерба, причиненного другой стороне, если договором не предусмотрен меньший размер ответственности автора.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Заключение:
   Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану, имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом. Важнейшим элементом, которого является авторский договор. Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав. Подобная непоследовательность отражается на нормах закона, предназначенных для регулирования договорных отношений автора и пользователя. Если автор разрешает определенные действия в отношении своего произведения (воспроизводить, распространять, публично исполнять и т.д.), то ему вовсе не надо передавать права. По сути дела автор совместно с организацией определяет способ использования произведения.
   Подобная непоследовательность отражается и на определении предмета договора. Однако нужно учитывать, что используются не права, а произведение как результат творчества автора. Это приводит к выводу, что предметом авторского договора должно быть соответствующее произведение.
   Проведенный анализ указывает на неполное соответствие теории "исключительных прав" потребностям правовой практики. Проблемы, возникающие в правоприменительной практике законодательства об авторском праве, во многом проистекают из несовершенства теории.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Список литературы.
  
      -- Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья, четвертая: По состоянию на 02.012013
      -- Алексее С.С. Гражданское право - М. 2011
      -- Ю.Максимова Л.Г. Авторское право: учебное пособие. - М.:"Гардарики", 2009.
      -- Интеллектуальная собственность (права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации): учебное пособие \   под ред. Н.М. Коршунова.- М.: Норма, 2009
      -- Чернышева С.А. Современные проблемы права интеллектуальной собственности. Учебное пособие: Юрид. литер., 2009.
      -- Андреев С.Е. Договор: заключение, изменение, расторжение. М., Проспект, 2010
      -- Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. Учебник. М., Проспект, 2009
      -- Гражданское право. Учебник. ч. III /Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., Проспект, 2012
      -- Гульбин Ю. Защита авторского права // Российская юстиция. 2010
   Алексее С.С. Гражданское право - М. 2011
   Чернышева С.А. Современные проблемы права интеллектуальной собственности. Учебное пособие: Юрид. литер., 2009. - 495 с.
   п. 3 ст. 1234, п. 4 ст. 1286, абз. 3 п. 1 ст. 1288 ГК РФ
   Интеллектуальная собственность (права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации): учебное пособие \   под ред. Н.М. Коршунова.- М.: Норма, 2009-
   Ст.1283 ГК РФ.
   Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. М., 2010
   ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 N38
   Алексее С.С. Гражданское право - М. 2011
   П.Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: учебное пособие М.: Экзамен, Право и закон. -2009
   Права на результаты интеллектуальной деятельности. Авторское право. Патентное право. Другие исключительные права: М.: ДЕ-ЮРЕ, 2009.
  
   Правовая охрана интеллектуальной собственности: учебное пособие/ С.А. Горленко, Т.В. Григорьева, Б.А.Лобач и др.; Под ред. В.Н. Дементьева. М.: НИЦПрИС, 2008
   Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 2009
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
      --

Оценка: 7.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"