Лисов Георгий : другие произведения.

Социально опрошенный

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


СОЦИАЛЬНО ОПРОШЕННЫЙ

рассказ

   -Извините, можно Вас на минутку?
   В другой раз он сказал бы "нет". Но тут, видно, повлияла весна. К тому же, девушка с планшетом и бейджем была голубоглазой, русоволосой и хорошо улыбалась. Да, наверное, из-за этой улыбки он и остановился.
   -Что Вам угодно?
   -Мы проводим социологический опрос на тему мигрантофобии. - Девушка немного засмущалась и произнесла малопонятное название исследовательского центра, которое он тут же забыл. - Что Вы думаете о трудовых мигрантах?
   -Ну, слава Богу, вы не свидетельница Иеговы. - Он тоже улыбнулся. - А какие именно мигранты Вас интересуют? Из какой-то определенной страны?
   -Наш центр проводит опрос общественного мнения о явлении в целом. - Нашлась девушка и тут же задала приготовленный заранее вопрос. - Охарактеризуйте свое отношение к иностранным мигрантам в двух-трех словах.
   -Вот тут, - он похлопал по тугому боку портфеля, - лежит доклад практически на эту тему. Я сегодня вечером должен читать лекцию в университете. А уж коль тема достойна доклада, в двух-трех словах на Ваш вопрос мне не ответить.
   -Вы, наверное, профессор?
   -Еще нет. Знаете что, вот тут я вижу свободную лавочку. Давайте присядем.
   Они переместились на прогретую весенним солнцем лавочку. На бейдже девушки было написано "Оксана Иванова, интервьюер".
   -Вы москвич?
   -Я почему-то ожидал этого вопроса. Да, я москвич в седьмом поколении. Мои предки начинали службу еще у графа Ростопчина.
   -Интересно. А кто это -- граф Ростопчин? Что-то связанное с "Войной и миром"?
   -Почти так. Это, выражаясь современным языком, мэр города Москвы в начале девятнадцатого века. Итак, что вы хотите узнать? У меня есть ровно час времени.
   Оксана украдкой заглянула в свой планшет и включила диктофон.
   -Для начала, давайте попробуем выяснить, кто такие иностранные мигранты.
   -Извольте, вот мое определение. Иностранный мигрант -- это тот, кто спит, не снимая оранжевой жилетки. А если серьезно... Это люди, приехавшие сюда за счастьем, и думающие, что счастье измеряется только в деньгах. Впрочем, теперь и коренное население так думает, не так ли?
   -Как можно узнать их среди местных жителей? По каким признакам?
   -Вот, смотрите, идут двое молодых людей. У них смуглая кожа, характерный разрез и цвет глаз... Они пытаются соответствовать моде. Но их "Адидас" пошит в поезде Москва-Китай. Что это у него? Айфон? Вряд ли он настоящий. Но он всем его демонстрирует, видите? И говорит по нему так громко, будто он единственный счастливый обладатель айфона. А вот еще идут люди, парень и девушка. Они приехали сюда вдвоем. Типичные трудолюбивые азиаты. Возможно, из Таджикистана или Казахстана. Одеты во все самое лучшее, что у них нашлось. Он работает на стройке. Она -- скорее всего, кассиром в ресторане быстрого питания. "Свободная касса!" "Спасибо за заказ, ждем вас снова!" Вот еще женщина, ей лет сорок, а выглядит на все пятьдесят. Она работает уборщицей в торговом центре. Целый день вытирает с пола наши следы. О, редкое исключение! Видите того парня в пиджаке? Он топ-менеджер в крупой компании, ему повезло. Поглядите, как он смотрит на своих соплеменников... Вот трое мужчин, у всех ящики с инструментами. Они из Молдовы, занимаются мелким ремонтом квартир. Хотите, спросим у них самих?
   -Давайте в другой раз.
   -Боитесь? У Вас, хе-хе, мигрантофобия?
   -Ну... Нет. Просто мы отклоняемся от вопросника.
   -Как скажете, Оксана.
   -Как Вы считаете, нужны ли мигранты в Москве и Московской области? Могут они приносить пользу?
   -А лично Вам они нужны? Испытываете ли Вы в них острую необходимость?
   -Честно говоря, я не задумывалась. Ну, наверное, нет.
   -Вот видите. Мигранты нужны не Москве и Московской области, а тем, у кого деньги, и кто хочет их все больше и больше. Коротко говоря, дешевая рабская сила выгоднее, чем высококвалифицированный свободный персонал.
   -Какое негативное влияние могут оказывать мигранты?
   -Негативное влияние... Начнем с очевидного. Вы бывали в отдаленных городках Подмосковья? Еще нет? Обязательно съездите. Там очень красиво, много старинных церквей, свежий воздух... Уровень жизни в 2-3 раза ниже, чем внутри МКАД, а работы нет совсем. Многие коренные жители готовы работать хоть где, хоть кем, лишь бы иметь постоянный доход. Но мест нет. А почему? А потому что нанимателю дешевле взять таджика или узбека и платить ему копейки. Таджик будет работать в мороз, на крыше, без страховки... Да-да, и без медицинской тоже. А русскому надо платить зарплату, сопоставимую с рыночной. И то, что русский пьет водку и никогда не пойдет в дворники или кочегары, -- извините, не аргумент.
   Дальше. Мигранты тоже люди и тоже хотят размножаться. Но местное население в этом процессе почти не участвует. Вы улыбаетесь? Возможно, это забавно... Дети мигрантов занимают места в детсадах и школах. В начальной школе, случается, в классе нет ни одного славянина! И ладно бы, ученики перенимали бы наши традиции, учились бы языку и истории. Но этого не происходит. Им это не нужно, так говорят их родители и старшие.
   Именно иностранные мигранты помогли взрастить мощное древо коррупции. Как дети мигрантов без регистрации попадают в школы? Как потом -- в институты? Как прописываются сорок человек в однокомнатную квартиру, да еще на несуществующей улице? За определенные деньги у определенных людей можно сделать и регистрацию, и разрешение на работу, и даже новые документы. Ничего удивительного. Если одни предлагают взятки, другие обязательно их берут.
   А культура, а история? Какое дело мигранту до нашей истории? Никакого. Потому что у него более насущные проблемы: как заработать денег, чтобы большую часть отправить домой, как не попасть в облаву миграционной службы, как не отдать кровно заработанное доброму бдительному полицейскому... Дмитрий Донской, князь Владимир, маршал Жуков, поэт Есенин, композитор Чайковский, художники Репин и Ге -- для них это ничего не значащие имена.
   При этом подавляющее большинство мигрантов -- выходцы из чуждой нам культурной группы. Казалось бы, русская культура настолько богата и всеобъемлюща, что может принять в себя любую идею и сделать частью себя. Ассимилировать, так сказать. Но этого не происходит. Опять-таки, почему? Потому что культурный обмен -- это именно обмен! Должны быть точки соприкосновения, какие-то общие постулаты. А кому нужно их искать? Добавим сюда нехорошие воспоминания о татаро-монгольском иге, которые сидят у русских в подсознании. Вот вам и ваша мигрантофобия. Впрочем, про монгольское иго -- это шутка.
   А язык! Послушайте, как они говорят между собой. В их языке нет слов, обозначающих высокотехнологичные, наукоемкие вещи. Электричество! Телефон! Компьютер! Лифт! Эти слова они позаимствовали у нас! Что уж говорить о таких словах, как "космонавт", "дискуссия", "информатика" и "воцерковление"? Некоторые мигранты русским языком вообще не владеют. Зато на своем языке говорят нарочито громко. Разве это Вас не раздражает?
   Кстати, о религии.
   Русские всегда отличались терпимостью к чужой вере. Почему бы этим не воспользоваться? Есть силы, которые принимают великодушие русских за слабость. Именно через мигрантов они активно продавливают свои религиозные идеи. И у них это неплохо получается. Нужны примеры? Извольте. Все ортодоксальные и даже откровенно экстремистские направления в Исламе, за которыми стоят мощные финансовые потоки. Они уже здесь. Для них православие и христианство вообще исторически враждебны. В перспективе их цель -- не добиться равноправия, а вытеснить веру коренного населения. И это уже не какая-то бесконечно далекая перспектива, а вполне осязаемая реальность.
   Через мигрантов идет наркотрафик и торговля людьми. Да-да, самая настоящая работорговля. А Вы не знали? Международные террористы и преступники часто находят поддержку в среде мигрантов. Это тоже реальность...
   -А есть в мигрантах положительные стороны?
   -Конечно. Огромное достоинство мигрантов -- это их невероятное трудолюбие. Но что может быть привлекательного в рабстве? Знаете, мигрантов можно было бы пожалеть, если бы их сюда привозили насильно. Но они едут сами, по собственной воле, думая, что тут все как в сказке. Что ж. Добро пожаловать в реальный мир!
   В какой-то момент он даже почувствовал себя стоящим перед аудиторией. Из туманного пространства показались ряды кресел и внимательные лица слушателей. Вместо шершавой кожи портфеля ладони ощутили теплое дерево кафедры. Когда девушка задала следующий вопрос, он вздрогнул.
   -Склонны ли мигранты к преступлениям?
   -Не факт. Эта склонность у них не выше, чем у любых других людей. Но чаще тяжкие преступления совершаются именно приезжими. Так уж человек устроен.
   -То есть, мигранты представляют угрозу безопасности для местных жителей?
   -Да, можно утверждать, что мигранты представляют угрозу. Серьезную угрозу. Представьте, что через 30-40 лет, если темпы миграции и репродукции не изменятся, они станут доминирующей этнической группой. И это еще оптимистический прогноз. Парадокс в том, что это будет не какая-то определенная национальность, а, скорее, смесь этносов. Но в этой смеси не будет места славянским народностям вообще, вместе с православием и со всеми нашими тысячелетними традициями.
   -Каких мигрантов вы бы поддержали? Проявили гостеприимство, терпимость, желание помочь?
   -Гостеприимство, терпимость и желание помочь можно проявлять к тем, кто уважает традиции аборигенов. К тем, кто ведет себя как дорогой гость, а не как наглый хам, который стремится выгнать хозяина из его дома. Многие мигранты из Средней Азии и Ближнего Востока ведут себя именно так. Для них мы -- не люди, а, значит, можно не уважать и наши законы. Именно они пролезают без очереди в присутственных местах, проходят в метро без билета, прыгая через турникеты. Мы платим за проезд, а они -- нет. Вам это ничего не напоминает? А попробуйте, скажите им это открыто. Или напишите об этом в Интернете. Вас сразу же обвинят в разжигании межнациональной розни.
   -Что должно произойти, чтобы мигрант стал считаться местным? Может быть, ему нужно сколько-то времени прожить на территории местных жителей?
   -Что может сделать афроамериканца похожим на европейца? Ничего. То же самое справедливо и для случая, когда европеец попадет в сообщество чернокожих. К нему никогда не будут относиться как к своему. Парадокс в том, что мигранты и не стремятся к тому, чтобы их считали местными. Стать местным -- значит перенять традиции, признать правила. А они этого не хотят.
   -А какое отношение к мигрантам было раньше? Оно сейчас сильно изменилось?
   -Россия всегда была многонациональным государством. И царская Россия, и советская, и теперешняя, полицейская. И в ней всегда были те, кто старался найти общий язык с другими людьми, и те, кто говорил на языке ненависти, уж простите мне мой пафос. Но в последнее десятилетие отношение к приезжим изменилось к худшему. И эта тенденция на удивление стабильна.
   Скажете, дело в конкуренции? Ничего подобного. Просто кто-то целенаправленно стремится создать в умах людей линию фронта "Восток-Запад", "свои-чужие". Зачем? Чтобы поддерживать в обществе малокомфортную социальную среду, иметь всегда под рукой "образ врага" и за счет этого эффективно нами управлять.
   -Скажите, образ мигранта -- это миф, или больше все-таки реальность?
   -Например, что все мигранты поголовно верят в Аллаха? Или что все восточные женщины невероятно целомудренны? Что африканцы все до одного учатся в университете Патриса Лумумбы, а все приезжие ничего не умеют, кроме как мести тротуары? Да, все это мифы. Реальность, Оксана, гораздо страшнее.
   Окраины города -- настоящие мигрантские гетто. В одной комнате маленькой съемной квартиры может жить до 7-10 человек. Если все спальные места заняты, то переночевать можно у многочисленных соплеменников, которые живут в аналогичных условиях. Многие мигранты живут прямо на рабочих местах, в каморках, в дворницких, на стройках, в цехах легальных и нелегальных производств, в общежитиях. Вы бы видели, как они спят, что едят!
   В наше время люди почти никогда не умирают от аппендицита и воспаления легких. А среди мигрантов это случается. Потому что им отказывают в помощи. Да и сами они стараются лишний раз к врачам не обращаться. А скольких из них работодатели уволили, не заплатив ни копейки! Попросту говоря, "кинули". Мигранта могут ограбить, избить или даже убить, и мало кому захочется в этом деле разбираться. Я видел, как один рабочий сорвался с крыши и разбился, потому что работал без страховки. Он долго лежал в крови, и никто не подошел к нему, хотя было видно, что с ним действительно приключилось несчастье.
   Девушка молчала.
   -Ну, что же Вы, Оксана, молчите? Спрашивайте.
   -Да-да, конечно. Есть ли в Вашем окружении лица, которые думают так же? Можно ли их назвать авторитетными?
   -Думают не лица, думают головы. И такие головы есть. Среди этих людей -- ни одного футбольного фаната, зато есть историки и краеведы, преподаватели и руководители высшего звена. Как Вы считаете, Оксана, это авторитетные люди?
   -Наверное.
   -Ну вот. - Он взглянул на часы. - Кстати, мне пора.
   -Хорошо. Последний вопрос. - Девушка снова улыбнулась. Но в этот раз улыбка вышла какой-то блеклой. - Что бы Вы пожелали мигрантам?
   -Что пожелать? Больше сил и времени уделять развитию своей собственной страны. Не нравится, как живется у себя на родине? Измените ситуацию к лучшему. Работайте! В крайнем случае, поменяйте правительство.
   Оксана поблагодарила его, и он поднялся со скамейки. Весеннее небо было чистым и безоблачным. Голубым, как глаза истинного славянина.
   -Скажите, - Вдруг спросила Оксана, - не для интервью, просто. А Вы? Почему Вы не подошли к тому человеку, который упал?
   -Позвольте мне на этот вопрос не отвечать.
   Лекция прошла на "ура". Некоторые новые мысли, появившиеся во время интервью, он высказал в зале. После лекции многие подходили и брали у него визитки. А вечером, подходя к своему дому, он был жестоко избит и ограблен. Били долго, весело, с шутками-прибаутками. Потом у него отобрали часы, бумажник и мобильный телефон. Вытряхнули из портфеля текст доклада, поржали и выбросили. Листки белыми птицами разлетелись по асфальту.
   Нападавшие не были иностранными мигрантами.
   Это были люди с типичной славянской внешностью, голубоглазые и светловолосые.
  

Апрель, 2013


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"