Литовкин Сергей Георгиевич : другие произведения.

Держи рот шире

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Актуальный фельетон


   Сергей Литовкин
  

ДЕРЖИ РОТ ШИРЕ

(актуальный фельетон)

  
   Зубная боль. Врачи со сверлилками. Говорят: - "Откройте пошире рот". Ой!
   Зубов у меня осталось очень мало, но с каждым потерянным зубом я получал опыт общения со стоматологами. Скоро мне этот опыт станет совсем ни к чему. Буду дружить с каким-либо зубным техником, периодически обновляющим мне съемные безопорные протезы, и забуду всё. С радостью и восторгом, с наслаждением и удовольствием.
   За-бу-ду!!! Всё, всё, всё!
   А пока не забыл, могу высказать отдельные наблюдения из врачебного кресла, входящего в хитрый сверлильно-пилильно-жужжальный комплекс, оснащенный неизбежной плевательницей. Сколько я в ней зубов оставил.....
   Но, не стоит о грустном.
   Сначала немного доброго и светлого.
   Зубоврачебных центров, клиник, фирм и кабинетов с евроремонтом в Москве много. Это хорошо. Есть выбор. В телефонном справочнике почти десяток страниц. В любой рекламной газетной колонке солидная группа объявлений. По количеству предложений в разделе "Здоровье и красота" проигрывает только лечению запоев, "досугу" с девочками и черно-белой магии с исцелениями и приворотами. Вслед за стоматологией, немного ей уступая в количестве и напоре, идут объявления венерологов, специалистов по абортам и окулистов, вооруженных лазерными скальпелями. Мне кажется, что это говорит не столько об увлечениях и проблемах москвичей, сколько о прибыльности сфер частного предпринимательства.
   Надо попытаться уяснить себе, что все эти коммерческие стоматологические предприятия предназначены для получения прибыли, а медицинский аспект является лишь средством и поводом ее извлечения из клиентов. Все красивости офиса, гладкость стен и яркость освещения Вы оплатите из своих кровных. Ситуация, почти такая же, как и с аптеками. Только недавно Минздрав полностью от аптек отмазался, заявив, что те относятся к торговым, а не медицинским организациям. Чем в аптеках торгуют, - мы уже наслышаны и накушаны. Борьба неких государственных контрольных органов за чистоту фармацевтики прибавляет здоровья только непосредственным сотрудникам этих контрольных органов и членам их семей. Перекиньте этот опыт в коммерческую стоматологию и ясное понимание того, с чем Вы можете столкнуться, - уже почти готово.
   Почти все стоматологические заведения, стремясь оторваться от проклятого и кошмарного зубодробительного прошлого, несут в своих названиях признаки обновления. Чаще всего применяются словечки и определения: европейская, профессиональная, супер, экстра, плюс, международная, американская, новая, новейшая, элитная, семейная, VIP и пр. и пр. К качеству лечения это отношения не имеет, но характеризует изобретательность администрации и рекламных служб.
   Мы все с давних пор привыкли в наших районных поликлиниках чувствовать себя бесправными просителями. Особенно явно это проявлялось в отношении к нам зубных врачей, выполнявших свой гуманный долг в антисанитарных условиях наших ротовых полостей. Чем мы на них только не дышали? Как только не выли и не орали от боли? Огромные очереди, отсутствие обезболивающих средств, долгий, нудный и многоэтапный лечебный процесс - это родовые признаки бесплатной стоматологии.
   Если же Вы, клюнув на рекламу, пришли в платный центр, то Вы просто обязаны получить быстрое безболезненное и качественное лечение. Врачи, в общем-то, те же. Улыбаются редко, называют пациентов капризными, экономят материалы, щадят оборудование и норовят погонять чаи в рабочее время. Пациенты тоже те же. Стесняются потребовать обезболивание, терпят получасовое снятие слепков, давясь слюной, стесняются кашлянуть и повернуть голову. Самое удивительное, что в дальнем зарубежье, откуда привалила к нам платная стоматология, - самым главным принято считать комфорт пациента во время всех этих вторжений в суверенную оральную зону. Оказывается, существует масса аэрозолей, капель, мазей, уколов, мастик и спецматериалов, благодаря применению которых все вмешательства становятся абсолютно безболезненными и даже приятными. Вас не должно тошнить, слюна не должна течь по губам, а съемка слепков производится за минуту. Совсем не обязательно, оказывается, десятки минут ждать отвердевания массы, сидя с открытым ртом и подавляя внутренние попытки организма выблевать все, что в рот натолкали. Минутка и все готово. Можно не испытывать боли и огорчений. Надо попросить за свои деньги то, что Вам хочется, а не то, что осталось в неликвидах. В тех, настоящих западных "евро" клиниках врач, назвавший вас капризным за жалобы на боль или рвотные позывы остался бы сам единственным собственным пациентом.
   Появились уже и у нас пациенты новой эпохи. Один из известных мне людей начинает взаимоотношения с любыми платными сервисами со скандала. Если не получается сразу, то он сам скандал порождает. Приезжает он, скажем, в отель. Все звезды на месте, придраться не к чему. В тот же вечер он оставляет чем-либо красящим пятно на простынке. Если после уборки в номере простыня не заменена, то следует вызов администратора, выговор ему в жесткой форме с размахиванием простыней, как флагом позора отеля. Дальнейшее пребывание его здесь проходит в режиме постоянной предупредительности и подчеркнутого внимания. Просто праздник какой-то. Или другой пример из смежной области. Когда он изредка посещает магазин для приобретения какой-либо мелочи, то завершается этот визит, обычно, построением всего личного состава торговой точки от администраторов и продавцов до уборщиц и грузчиков. Все умиленно улыбаются и униженно просят его принять какой-нибудь подарок в качестве компенсации за доставленные неудобства. Эти неудобства он сам, как правило, и синтезирует. Тут ему в изобретательности - нет равных. Когда ему ставили на зуб пломбу в местной элитной "супердентовке" типа "Микрохирургия зуба", то вся трехэтажная клиника стояла на рогах. Мне все это кажется несколько подловатым. Жить так и так себя вести не хочется. Тем не менее, надо признать, что у него капитал и крепкое здоровье, а у меня долги и болезни. Одна надежда на жизнь загробную. Там я, как мне кажется, имею фору изрядная. Если только в Новом Завете чего не напутано.
   Вернемся, однако, к нашим дантистам. Как мне представляется, врачи-лечебники (это те, которые сверлят, пломбы ставят и с кариесом борются) ближе к медицине, как таковой, чем врачи-протезисты. Я тут как-то намекнул одному из них про клятву Гиппократа. Он долго смеялся и сказал, что без протезов во рту жить можно. Никто от их отсутствия не умирает. Получается, что клятва действует только в зоне возможных летальных исходов. Исходя из такой модели, протезирование ближе к искусству. Где-то и что-то поблизости от античной реставрации в рамках индивидуальной ротовой полости. Не даром и при социализме зона зубного протезирования стояла особняком от общей медицины в перечне необязательных, но полуплатных (или полубесплатных) услуг. Это приводило к постоянной криминализации всей орто-деятельности и длительным срокам лишения свободы, особенно для зубных техников, склонных к преклонению перед одним из тяжелейших металлов - золотом. Думается, что было бы лучше, если бы протезисты из западных стран открыли у нас свою практику по всем цивилизованным канонам. Вот было бы счастье для беззубых клиентов. Такие осторожные попытки уже делаются, но надо помнить о собственных партизанах-протезистах, претендующих на место под солнцем и золотым дождем. Эти, закаленные в зонах и лишениях, отечественные кадры не отдадут нас на милость супостата. Что они с нами привыкли делать - мы знаем. Что они сделают с импортными конкурентами - страшно представить.
   Хочу предостеречь сограждан от ошибки, которую я сам постоянно совершаю, относясь к стоматологам по-дружески. Дело в том, что изрядную часть своей жизни я прослужил на кораблях Военно-Морского Флота, где корабельный врач - свой брат офицер. В случае возникновения у кого-либо из экипажа зубной боли или аппендицита, что составляет довольно большую часть медицинских проблем в автономном плавании, вопрос решается быстро, радикально, с товарищеским теплом и заботой. Больное место удаляется. Удаляется раз и навсегда, что может и не радовать своими отдаленными последствиями, но приносит мгновенное облегчение. На берегу же отношения совсем другие. Стоматолог-протезист в московском кабинете Вам не друг, не сват и не брат. Более того, стараясь снизить финансовые затраты на протезирование Вы, по его мнению, залезаете в его карман, уменьшая гонорар. Ответ на вопрос об отношении врача к шепелявому скряге - клиенту, взгляд, в рот которого испугает даже патологоанатома, кажется очевидным. Поэтому не пытайтесь с протезистом дружить и ему понравиться, а покажите, что знаете свою цель и пути ее достижения. Вы хотите за скромные деньги стать белозубым красавцем, а Ваш врач готов вывернуть наизнанку Ваш кошелек, оставив Вас уродом с железной штамповкой во рту. Истина и реальность лежат где-то посередине.
   Вообще-то, точка зрения на человека через его рот имеет весьма выраженную специфику. Я, например, как-то услышал о себе через неплотно прикрытую дверь стоматологического кабинета: - "Гляди-ка, он еще и острить пытается. С его-то зубами!". Дескать: нет зубов - нет личности. Что может интересного представлять собой гражданин, не способный толком укусить и откусить? Так-то, дорогие клиенты. Руководитель одной из клиник на полном серьезе заявил мне, что врач лучше меня знает, что и как для меня полезнее и целесообразнее. Вопрос о том, что все это оплачивается мною и я имею право обсуждать возможные сроки, вид, объем работ и их стоимость повис в воздухе. Мы друг друга так и не поняли.
   Вышесказанное настраивает на не слишком оптимистический лад. Тем не менее, следует заметить, что все не так уж и плохо. Спасает конкуренция. Присев на телефон и вооружившись несколькими прайс-листами на стоматологические услуги, скачанными из Интернета, Вы в течение парочки часов овладеете терминологией и выясните массу полезных нюансов. Не забывайте в разговоре с фирмой "А" намекнуть о скидках, действующих в фирме "Б", формовочных материалах фирмы "Ц" и пломбировочных массах фирмы "Д". Вам расскажут в диалоговом режиме все самое- самое не лучшее о конкурентах. Слушайте, делайте заметки. Ваши знания - это снижение цен за лечение для Вас и повышение его качества. Как ни странно, некоторые клиники уже начали дорожить добрым именем и хорошими отзывами о своей деятельности. Это не может не радовать. Ведь срабатывает все чаще угроза оповестить Мир через Интернет и Прессу об особенностях реализации заявленного данными медиками лозунга: "ДАДИМ ВСЕМ ПО ЗУБАМ!".
   Если в платной стоматологии:
  -- при первом оформлении медкарточки Вам суют на подпись договор с незаполненными строчками о гарантиях и ответственности исполнителя,
  -- не интересуются у Вас наличием аллергических реакций на какие-либо лекарственные средства,
  -- заставляют ждать запланированного приема более четверти часа без извинений и аргументированных объяснений задержки,
  -- врач на приеме работает без ассистентки,
   то будет лучше сразу покинуть это заведение и поискать другое. Впрочем, отсутствие таких характерных признаков еще не дает оснований для признания клиники удовлетворительной, но вселяет некоторую робкую надежду.
   Мне представляется еще, что надо избегать центров, клиник и кабинетов, имеющих договоры на обслуживание солидных газо-нефте-энергетических фирм и организаций или им подобных. Если, конечно, Вы не имеете трудовых или иных теплых отношений с указанными организациями, а являетесь "человеком с улицы". Ваша трудовая копейка (рубль, сотня и штука) там не нужна, и, как показывает опыт, Ваша просительская роль никак не поменяется на достойный клиентский статус. По некоторым причинам юридического и налогового свойства стоматологи не могут избавиться от функций обслуживания сторонних "приходимцев", но всячески их игнорируют, обладая стабильным и неиссякаемым финансовым потоком за профилактику ртов руководящего и прочего состава элитного трудового коллектива.
   Такие вот заметки получились у меня в процессе очередного брожения по стоматологическим кабинетам в поисках добросовестного и не слишком дорогого зубного протезиста, которому я хотел бы поручить монтаж моей будущей кусательной арматуры.
   С этими вставными и съемными челюстями я смогу, наконец, без акробатических фокусов кусать свои локти, что приходится делать все чаще и чаще в нашей, богатой на потери, действительности. В конце-то концов, - научились же мы снимать ботинки перед сном и надевать их каждое утро перед выдвижением на работу или прогулку. Главное, - чтобы обувь не давила, не терла и хорошо сидела. С зубными протезами все то же самое, но только во рту. Важно еще иметь в наличии продукты для непременного их пережевывания и сберечь средства для постоянного возобновления продовольственных запасов.
   * * *
   Вам говорят: - "Откройте пошире рот". Открыв рот, держитесь за карман. Деньги вылетают оттуда с частотой посадок в стоматологическое кресло. Большие, огромные такие деньжищи....
  
   http://www.litovkin.ru - "На флоте бабочек не ловят" - иронические рассказы о морской службе, сухопутные истории и стихи деструктивного периода - авторский проект Сергея Литовкина
litovkins@au.ru

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"