Литвиненко Евгения : другие произведения.

Пишем любовную сцену

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А давайте немного о любви? Точнее о том, как эту самую любовь описать. Статья написана для сообщества "Первый класс для писателей" (https://vk.com/1klass_pisatel).

  Статья написана для сообщества "Первый класс для писателей" (https://vk.com/1klass_pisatel). Когда-то там мы проводили конкурс по написанию любовных сцен, а перед конкурсом искали теоретический материал для авторов и столкнулись с глобальной проблемой: материала нет, не было и не предвидится. Худо-бедно освещена тема секса в литературе, но ведь любовь этим не ограничивается. Даже более того, эротические сцены в идеале должны быть каплей в море сцен о любви.
  
  Посудите сами: предложение руки и сердца, первый поцелуй, расставание, свидание, свадьба, романтический ужин, даже первая встреча - все это любовные сцены, все это приходится время от времени описывать, и хотелось бы делать это красиво, ярко и уместно. Однако автор сталкивается с тем, что его готовы учить писать только о сексе. Не раз наблюдала ситуации на форумах, когда человек просит подсказать куда и как лучше вставить любовную сцену, именно в такой формулировке, а ему советую сначала подумать. Нужен ли ему секс в произведении. И лишь пару раз находился человек, который уточнял, какая именно сцена имеется в виду.
  
  У этой ситуации два очень неприятных следствия. Во-первых, авторы могут учиться только на практике, да по сценам в чужих книгах, тоже, кстати, не всегда совершенным, а во-вторых, неокрепший автор проникается идеей о том, что любовная сцена и постельная сцена - это почти одно и то же.
  Собрали мы все, что смогли, выложили и начали конкурс. И поняли, что того материала, который мы смогли им предоставить, катастрофически мало. Не понимали люди, как и что делать, чтобы любовная сцена получилась. Конечно, работы были очень разные, и сказать, что конкурс не получился, ни в коем разе нельзя. Но и необходимость в осмыслении материала была очевидна.
  По следам этого конкурса и была написана эта статья. В ней разобраны в основном те моменты, с которыми были проблемы в работах, которые нам прислали на конкурс.
  
  Итак, пишем любовную сцену. С чего стоит начать? Напрашиваются разные решения: выбрать место действие, героев, повод... Но это все не то. Сначала нужно решить, насколько вообще необходима любовная сцена? А в этом конкретном месте? Какие цели она преследует? Конечно, многие жанры просто требуют наличия таких сцен, и авторы щедро рассыпают их по тексту, не задумываясь о том, что вставленная для красного словца сцена любви выглядит пустой и ненужной. Каждое слово в тексте, каждая сцена, в том числе и любовная, должны иметь своё назначение, а не просто подчёркивать жанр произведения или намекать на целевую аудиторию.
  
  Какие задачи может выполнять любовная сцена? Вариантов масса: раскрыть характер героев, отношения между ними, создать атмосферу, отвлечь читателя от более существенного происшествия для сохранения интриги, они могут быть началом или концом полноценных сюжетных линий или ключевыми точками их развития. Все зависит от фантазии автора и конкретного сюжета.
  
  Вполне логично, что расположение любовной сцены также определяется сюжетом и целями, которые преследует конкретная сцена. Универсальных правил здесь нет и быть не может. Единственное, что хочется сказать, совмещение боевых и любовных сцен, вроде венчания героев в ходе битвы на корабле в очередной части "Пиратов Карибского моря", уже примелькалось. Так что, если хочется чего-то яркого и оригинального, стоит придумать что-то своё.
  
  Кстати, об оригинальности. Эту проблему смело можно назвать второй по значимости в написании любовных сцен. Все-таки о любви пишут с начала времён, а значит, все уже сказано и пересказано. Однако необходимость написать сцену ярко и самобытно, так, чтобы она привлекала внимание и отличалась от сотен и тысяч других любовных сцен, никто не отменял. Вот и стараются авторы, пишут, ищут, придумывают. И иногда, к сожалению, в ущерб правдоподобности сцены. Тут очень важно увидеть эту грань, понять, с какого момента происходящее становится слишком вычурным, наигранным, искусственными. Нарочитость портит впечатление гораздо больше, чем обыденность. К тому же от старых добрых слов "Я люблю тебя" вам все равно не уйти.
  
  Отдельная тема - это поведения героев в рамках любовных сцен. Именно оно, чаще всего, первым падает жертвой стремления к оригинальности. В общем, это неплохо ни в литературе, ни в реальной жизни. Самое главное, как всегда, знать меру.
  
  Сложнее всего в этом плане приходится молодым писателям, которые не имеют достаточного жизненного опыта. В итоге даже взрослые герои в их исполнении ведут себя также как подростки, и на примере любовных сцен это особенно заметно, так как подросток, переживая свою первую любовь, ведёт себя несколько иначе, чем сформировавшаяся личность, к тому же имеющая опыт любовных отношений. Совет тут можно дать только один: наблюдать. За родителями, соседями и прохожими, героями фильмов и книг.
  
  Что ещё можно сказать о поведение героев? Все мы знаем, что любовь часто меняет мироощущение, взгляды на мир и окружающих людей, на события и вещи. Часто поступки таких людей выглядят преувеличенными, временами, даже избыточными. Если смотреть с точки зрения человека, этого чувства не испытывающего.
  
  Человек может совершать абсурдные поступки, но это не значит, что в этих поступках совсем нет логики. Просто логика эта несколько извращена, изменена, но она есть. И, конечно же, должна прослеживаться. Необязательно сразу, это вполне может быть дополнительной интригой, особенностью сюжетной линии. Но рано или поздно читатель должен увидеть мотивацию всех участников.
  
  Не меньшего внимания достойны детали. Строго говоря, детали важны всегда, как и все, о чем шла речь в этой статье, однако, любовная сцена и здесь имеет свои особенности. И заключаются они в том, что для героев сцены детали не особо важны, и лучший способ продемонстрировать это - снизить детализацию до необходимого минимума. Что может заметить влюблённая пара на свидании? Милующихся кошек, лужу в форме сердечка, два дереве, переплетающиеся ветвями: то есть, все то, что может напоминать им об их чувстве. В остальном на внешний мир влюблённые вряд ли обратят внимание.
  
  Избыточная детализация будет сбивать читателя с нужного настроения, разрушит атмосферу уединённости, которая характерна для любовной сцены. Впрочем, не стоит забывать, что именно таким образом можно раскрыть некоторые особенности именно вашего произведения. Например, если речь идёт о невзаимном чувстве, то обилие деталей может удачно продемонстрировать эту особенность отношений: пока один герой находится во власти своих чувств, второй активно взаимодействует с миром. Такой контраст покажет читателям чувства каждого героя лучше, чем любые слова автора.
  Ну и последнее, что хочется сказать это соотношения действий и эмоций. Ядром любовной сцены должны быть именно эмоции. В некоторых случаях любовная сцена может в принципе состоять из описания мыслей и эмоций героя, например, если он просто издалека любуется предметом страсти или смотрит на фотографию. Но это, конечно, частный случай, и даже тут важно не перестараться. Излишняя приторность и розовые сопли в шоколаде уместны далеко не везде.
  Обратные случаи, когда абсолютное первенство держат события и действия, нежелательны. Любовь - это в любом случае эмоции, чувства. Другое дело, что этих самых эмоций может быть совсем немного, порой хватает одного слова или жеста, чтобы читатель понял, что речь идёт о сильном чувстве. Так что вам снова придётся ловить баланс, мифическую и вечную золотую середину между тем и другим: между действием и эмоциями.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"