Эта тема мучает меня уже очень давно, но я все никак не решалась взяться за нее. То ли не знала, с какой стороны к ней подойти, то ли не до конца понимала, как описать проблему, то ли... В общем, выскальзывала она у меня из рук, хоть убейся. Но вот сегодня я села за очередную вычитку, увидела знакомый хвост знакомой проблемы, руки судорожно сжались и... удача - тема выловлена. Теперь мы сидим друг напротив друга и думаем, а что же теперь делать?
Для меня вопрос очевиден: препарировать и описать. Вдруг, кому пригодится.
Расскажу немного о сегодняшней вычитке. Без имен, названий и подробностей. Сохраним тайну черновика, нам это не помешает.
В тексте я увидела описание поистине эпического сражения: попытка отвоевать уже захваченный врагами подземный город. Начинается она с того, что к городу возвращается отряд разведки. Им удается прорваться в город и навязать противнику бой на два фланга. Защитники, увидевшие, что к ним пришло подкрепление, воодушевились, и бросились в атаку, хотя до этого лишь вяло оборонялись. Захватчик вынужден отступать, но не намерен так просто сдаться.
За время, пока город был в руках агрессора, был подготовлен план по уничтожению города. Защитники перехватывают сообщение об этом, пытаются предотвратить, но выясняется, что сделать уже ничего нельзя и нужно эвакуироваться. Красиво, скажете вы?
А вот и нет. Все описание этого сражения в тексте занимает всего чуть больше двух тысяч знаков. Всего в четыре раза больше, чем у меня. Причем я-то намеренно старалась максимально сократить описание, чтобы не разглашать конкретной информации.
Так как сражение описал автор, его могли бы описать в учебнике постфактум: сухо изложенные факты, только количества погибших и раненных с каждой стороны не хватает для полного сходства.
К сожалению, такой стиль подачи ключевых, по сути, моментов, не редкость. Я не знаю, что это. Лень автора или неумение подать информацию, но... Вместо того чтобы описать событие, читателю сообщают сам факт: свершилось. А что? Как? Почему?
Такие описания больше похожи на краткий пересказ или подробный план того, как должна выглядеть сцена.
Тут надо оговориться: иногда такая подача информации оправдана. Например, если событие совсем уж второстепенно, или неважно, как именно оно произошло. Да и если его уже когда-то описывали подробно, но по тексту нужно еще раз о нем упомянуть: один герой, лично присутствовавший во время события, рассказывает о нем тому, кого там не было.
Но согласитесь: эпическая битва, защита города, в которой главный герой участвует лично, рискуя жизнью, достойна того, чтобы раскрыть ее подробно. Дорогие авторы, позвольте своим читателям вместе с героями пережить событие. Ведь именно ради этого чувства сопереживания, ради возможности заглянуть в иной мир и рассмотреть его в деталях, мы читаем книги. Не лишайте нас этого удовольствия!