Аннотация: Современная массовая художественная литература подчиняясь всем рыночным законам, выполняет важные функции по управлению обществом. Литературные произведения создаются с привлечением современных методов нейро-лингвистического программирования.
Современная массовая художественная литература подчиняясь всем рыночным законам, выполняет важные функции по управлению обществом. Литературные произведения создаются с привлечением современных методов нейро-лингвистического программирования.
Основная цель такого произведения создать виртуальную модель общества и сформировать нужные поведенческие мотивы улюдей.. Ярко выраженным произведением такого вида являются романы Вероники Рот «Дивергент» и «Инсургент». Эти романы создавались для воздействия на подростков с основным упором на девушек.
Следует заметить, что существующие в молодёжной среде множество деструктивных течений во многом формируются такими «художественными» произведениями.
На рекламную компанию романов Вероника Рот «Дивергент» и «Инсургент» были потрачены гигантские суммы. По этим романам сняты четыре полнометражные фильмы. Например, на съёмки фильма «Дивергент» потрачено 85 миллионов долларов, фильм «Инсургент» -100 миллионов долларов. Сюжет романа «Дивергент» в приложении 3.
Нейро-лингвистическое программирование
Нейро-лингвистическое программирование – это комплекс психотехник, а также вербальных и невербальных приёмов, которые способны «вносить» в мозг человека определённую информацию с целью изменения его мышления и поведения. В основе нейро-лингвистического программирования лежит работа с сознанием человека.
Эти техники широко используются для манипуляцией, как отдельными личностями, так целыми сообществами людей. НЛП широко применяется в рекламном бизнесе, в избирательных политических компаниях.
Один из основных лозунгов НЛП может быть сформулирован следующим образом «Способность изменять процесс восприятия реальности полезнее чем изменения содержания реальности».
В НЛП выделяется четыре типа воздействия на субъект, которым осуществляется манипуляция.
1. Визуальное воздействие позволяет структурировать и создавать некоторый новый опыт как последовательность визуальных изображений, «картинок», возникающих в сознании человека.
2. Аудиальное воздействие, в рамках которого опыт структурируется как последовательности звуков различного типа, музыки, шумов и т.п.
3. Кинестетическое воздействие, танцевальные движения в определённом ритме, которые позволяют осмыслять опыт как смену ощущений тела.
4. Обаятельное вкусовое воздействие, как последовательность запахов и вкусовых ощущений.
Базовые предположения НЛП
При реализации НЛП основывается на структурном анализе восприятия мира человеком. Для этого вводится базовый термины.
1. Карта – содержит в себе полное представление о мире субъекта. Она состоит из визуальных, аудиальных (слуховых), телесных, обонятельных (запаховых) и густа торных (вкусовых) переживаний.
Манипулятор может создавать новую карту.
2. Разум и тело являются неделимыми частями одной (кибернетической) системы. Деление на разум и тело условно и служит средством для концентрации внимания в поиске решений.
При манипуляции необходимо учитывать эту связь.
3. Весь опыт субъекта (успешный и неуспешный) закодирован в нервной системе.
Манипулятор может создавать иллюзию позитивного опыта созданной им карте.
4. У субъекта есть все ресурсы для его изменения. Задача манипулятора состоит в том, чтобы специфицировать необходимые ресурсы и воспользоваться ими в нужный момент для изменения личности.
5. Создаётся образ позитивного поведения и намерений привязанное к «карте».
6. Предлагается абсолютная позитивная ценность человека (субъекта, которым манипулируют), а ценность и внутренних переживаний и внешнего поведения может быть подвергнута сомнению.
7. Обратная связь состоит в том, что все неудачи в реальном мире представляются как достижения в в виртуальном мире «карты».
С помощью методик НЛП создаётся молодёжная художественная литература прямого действия.
1. Проводится разделение поколений. Старшее поколение отрицается, как поколение неудачников.
2. В этих произведениях предлагается разрушить общество. Положительной программы нет.
3. В произведениях предлагаются методы и инструкции по разрушению общества.
4. Положительный герой выполняет функции разрушения. В своих действиях он нарушает моральные, этические и уголовные нормы.
Романы Вероники Рот и методы НЛП
Методы НЛП используется при создании современных литературных произведений и кинофильмов.
Романы Вероники Рот создавались для воздействия на подростков. Поэтому базовая карта НЛП строилась на основе школьной жизни подростков. В романах описывается некое сообщество людей выживших после катастрофы и живущих в изолированном мире за стеной. Этот город по своей сути является мрачной моделью обычной школы вырванной из реальной жизни.
Все современные школы находятся за забором и под наблюдением видеокамер. В этом городе, как и в школе, нет маленьких детей. Взрослых очень мало, это, как правило, воспитатели секций и глава города Джанин Мэтьюсс – директор школы. В городе практически нет пожилых людей.
Все жители города разделены на пять фракций: эрудиция, дружелюбия, искренность, отречение и бесстрашия. Эти фракции соответствуют делению учеников школе: отличники, дружелюбные середнячки, хулиганы и грубо говоря, неудачники, которые с одной стороны и не хулиганы и не могут вписаться в класс.
В романе между фракциями нет никакого социального конфликта, то есть никакого реального противостояния фракций нет.
Основной смысл жизни в реальной школе подготовка к будущей взрослой жизни. В виртуальном городе-школе будущего нет. Именно такое ложное деструктивное виденье школы навязывается читателю.
Основная идея романа основывается на призыве разрушить это общество – школу, поскольку она не нравится подросткам. Ни какой позитивной цели не предлагается.
Главная героиня романа Беатрис Прайор красивая с ярко выраженными женственными чертами девушка. Она не спортивна и никогда не занималась спортом. Авторы показывают, что по своим психологическим качествам она может войти в любую из групп. Это и есть свойство дивергентности. Беатрис не определилась со своими способностями и в соответствии с принципами НЛП об абсолютной ценности желаний человека предлагается осуществить фактически капризный выбор вопреки своим реальным возможностям.
Беатрис выбирает фракцию эпатажных «бесстрашных» с их жестоким безнравственным кодексом поведения. Проецирую это действия на обычную школу, можно сказать, что она выбирает самый плохой вариант поведения. Обычно такой выбор приводит к личностной катастрофе во будущей взрослой жизни. В соответствии с методами НЛП, неудачи в реальном мире представляются как достижения в виртуальном мире.
Перейдя в секцию бесстрашных Беатрис должна измениться и физически и психологически. Реальные физические изменения возможны при длительных, утомительных тренировках. Авторы книги и фильмов естественно пропускают этот момент.
Психологические изменения происходят во время беспощадных, кровавых драк без всяких правил. В результате этих боев травмируются она психологически и физически, травмирует своих спарринг партнёров. Подростки доводятся до такого состояния, что по приказу старших в группах готовы убивать своих товарищей по команде. Если поступит приказ убивать людей вне фракции, то у них даже не возникнет сомнения в выполнении такого приказа.
В романе фактически легализуются уголовные преступления. Они преподносятся в позитивном свете. Важнейший принцип НЛП состоит в убеждении личности , которой манипулируют, в её абсолютной ценности. То есть личность имеет право на любые поступки для достижения своей цели.
Переход героини в фракцию «бесстрашных» и фактически совершенные для этого преступления преподносится как главное достижение героини и приветствуется авторами и читателями сочувствующими Беатрис.
Во второй книге « Инсургент» главная героиня вступает в борьбу с существующей организацией общества. Ей противостоит (директор школы) Джанин. Смысл борьбы в том, что Джанин хочет ввести строгий порядок в городе-школе, а Беатрис и её друзьям это не нравится. Ни какой позитивной программы нет ни у тех ни у других. В результате борьбы структура, организованная жизнь общества разрушена, а мать Беатрис становится новой главой города.
Поскольку на первые два фильма были выделены большие средства, то сценаристы пытаясь заработать начинают развивать третью серию «Эллегент». В этой серии утрачены все разумные логические связи. Оказывается за разрушенной стеной города выжженая радиоактивная земля. Читателей подростков подводят к аналогии, что за стенами реальной школы нет жизни. Появляются ещё какие-то герои, выжившие в ядерной войне и они пытаются захватить город и т.д. Последние серии все дольше отходят от модели школы и частично утрачивают свою манипуляторную эффективность.