Ляхов Александр Федорович: другие произведения.

В Чистилище чисто

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    «Земную жизнь, пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу…» Данте Алигьери. Как-то очень уже избито и банально. Более близко к моей реальности звучит: «Земную жизнь, пройдя почти, что до конца, Я очутился в «Красной зоне, Ковид открыл заветные врата…..»

  Возникновение человеческого общества, его формирование как единого социума, определялось развитие коммуникационных связей индивидуальных личностей обладающих сознанием, то есть личностями, оперирующими в пространстве абстрактных понятий. Возникновение этих коммуникационных связей, создавала новые абстрактные понятия более высокого уровня и накладывало дополнительные ограничения на уже имеющиеся. При этом происходило преобразование личностного сознания и формировалось некоторое единое коллективное надсознание - Коллективное бессознательное. (К. Юнг 1916 год).
  
  Коллективное бессознательное — часть психики человека, которая является строго индивидуальной, именно коллективное бессознательное создаёт условия для индивидуализации человека.
  
  Коллективное бессознательное состоит из архетипов (общечеловеческих первообразов). Его структура определяется групповым, семейным, национальным, расовым и общечеловеческим бессознательным, а ещё глубже, основа всего — бессознательное, общее для человека и животных. Исторический процесс, определяется Юнгом, как естественный процесс развития «массовой души», массовых психологических, нравственных, морально-этических норм. Заметим, что духовные ценности устойчивы и универсальны, так как они укоренены в архаических слоях души. Именно подсознательное обращение к этим слоям вызывает художественные, мифологические и сновиденческие образы.
  
  Архетипы обладают сложной взаимно проникающей, переплетающейся структурой. Некоторые из архетипов символизируются в образах социальной реальности, например, это органы государственной власти, религиозные структуры. Архетипы представляют собой точки зрения или позиции, управляющие нашим поведением и протеканием психического процесса, как индивидуального, так и коллективно-исторического.
  Говоря более простым бытовым языком все этические понятия добра и зла, моральные ценности, понятия стыда, совести, формируются и хранятся в этом коллективном бессознательном. Формируется множество запретов на поведение личности, на возможности даже чисто теоретических вариантов рассмотрения запретного поведения. Эти запреты носят абсолютный характер, и их нарушение предполагают наказания различной степени жёсткости.
  
  Поступки личности, носящие открытый публичный характер получают от общества соответствующие оценки. Если действия личности носят деструктивный характер разрушающие общество, то для них существует целая шкала наказаний. В идеальной модели считается, что любое преступление против общества наказуемо.
  Большая часть поступков и преступных намерений личности остаются неизвестными обществу. В этом случае личность, как бы избегает формального наказания. Но каждый человек знает о своих поступках нарушающих правила существования общества и это знание приходит из коллективного бессознательного. Человек сам является самым лучшим следователем и самым строгим прокурором оценивающим свои поступки. Именно здесь скрыт феномен ощущения существования некоторой «божественной силы», которая все знает и видит и которое решает вопрос о наказании.
  
  Нельзя не процитировать гениальные строки поэта. (М.Ю. Лермонтов Смерть поэта)
  «Но есть и божий суд, наперсники разврата!
  Есть грозный суд: он ждёт;
  Он не доступен звону злата,
  И мысли, и дела он знает наперёд.
  Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
  Оно вам не поможет вновь».
  
  На основе существования объединяющего человечества коллективного бессознательного возникают различные обряды, молитвы, жертвоприношения и т.д. Они отражают попытки личности вступить в контакт с коллективным бессознательным. По мере развития общества эти действия стали основой всех религиозных учений.
  Наличие коллективного бессознательного всегда накладывает ограничения на личность. Интересы личности вступают в конфликт с коллективными интересами общества, и личность вынуждена в реальных делах или в мыслях нарушать моральные, нравственные, этические ограничения. То есть имеет место первородный «грех» по самому факту возникновения индивидуального сознания личности. К этому первородному греху добавляются реальные «грехи» личности связанные с поступками совершаемые в течение жизни.
  
  Поскольку религия является социализированным отражением коллективного бессознательного, то именно во всех религиозных учениях фактически разработан некоторый «уголовный» кодекс оценивающий грехи и определяющие наказания.
  Христианские религии строятся на том, что первородный «грех» рождения человека был искуплен жертвой Иисуса Христа. Все остальные грехи это личная заслуга каждого человека и он должен ответить за них.
  
  Начиная с эпохи формирования государственной власти и её идеологической опоры в виде религии, страх жестокого неминуемого наказания за противодействия им сознательно нагнетался в обществе. Это осуществлялось через публичные, несоизмеримые с проступками пытки и казни. Фактически терроризируя население, власть заставляет его подчинятся. Эти же ужасные муки и пытки усиленные фантазией переносились в представления о загробной жизни. Население должно было находиться в состояния «страха Божьего» перед наказанием и полностью подчинятся властям.
  
  Утверждалось, что после смерти душа человека ответит за все свои преступления и грехи как совершенные, так и даже за греховные мысли. Некоторое смягчение наказания было возможно при чистосердечном признании и раскаянье, перед лицами, уполномоченными для общения с богом, то есть священниками. Утверждалось, что пройдя через муки Чистилища душа, вновь становилась невинной и могла претендовать на переход в райский сад.
  
  Заметим, что в современном обществе функции терроризирования населения взяли на себя СМИ и современные информационные сети. Именно они постоянно сообщают о « криминальных» преступлениях, причём IT технологии позволяет сделать их визуально публичными, это созданная целая индустрия фильмов ужасов и т.д.
  Из «греховного» человечества исключались только дети до некоторого возраста, то есть считалось и считается в настоящее время, что они невинны и безгрешны. Очевидно, что это связано с тем, что ребёнок не является сознательно полноценной личностью, то есть он как личность не включён в жизнь общества. У него нет сформировавшейся психики учитывающей существования коллективного бессознательного.
  
  Процесс очищения души человека от совершенных «грехов» и возможность её возрождения важная составляющая коллективного бессознательного. Психологические проблемы падения и возрождения личности посвящена большая часть художественных произведений всех жанров. Произведения Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого описывают эти процессы с гениальной глубиной и искренностью.
  Особое значение для личности имеет последнее финальное изменение личности. Физическая картина умирания тела достаточно ясна. Но сознание не хочет мириться с этим, оно жаждет возрождения. Это возрождение требует полного перерождения, очищения от всех предыдущих грехов.
  
  Как же происходит процесс очищения?
  
  Некоторые практические наблюдения из Красной зоны.
  
  «Красная зона» представляла собой больничный коридор. Больным, разрешалось прогуливаться в этом коридоре в свободном режиме, не выходя в соседние отделения. Весь медперсонал был одет в специальные костюмы и маски.
  
  Длинный больничный коридор (сто семьдесят два шага) начинался грузовым лифтом на одном конце и заканчивался таким же грузовым лифтом на другом конце. Коридор был главной артерией больницы, по которому день и ночь происходило движение. Непрерывно двигались каталки с больными, одних везли на какое-то исследование, других в операционную, третьих в реанимацию, развозили обеды, коробки с лекарствами, с инструментами и т.д.
  
  Ночью движение стихало, но никогда не прекращалось полностью. Обычно ночью происходила транспортировка тяжелобольных при ухудшении их состояния в реанимации или умерших. Эти каталки можно было определить по тому, что лицо перевозимого человека было прикрыто простынею, а в ногах лежали его вещи.
  
  Гуляя вечером по пустому коридору можно было войти в лифт, закрыть дверь и спуститься в то самое «Чистилище». И я проделал этот путь….
  
  Чистилище оказалось пустым светлым залом очень большого размера. Ровный тёплый свет пронизывал все пространство. Было светло, чисто и пусто. Оценить размеры зала я не мог. Войти внутрь в глубину не решился, а ни каких масштабных элементов, по которым можно было определить расстояния, не было.
  
  Стояла абсолютная тишина. Произнести, что-нибудь вслух, для того чтобы послушать эхо я то же не решился. Если присмотреться, то можно было увидеть, что в воздухе есть некая очень мелкая очень разряженная пыльцы. Откуда-то пришло понимание, что мельчайшие частицы это полностью разрушенные до нулевого уровня энтропии вещество.
  
  Главное чувство, которое я испытывал - было удивление.
  
  Где толпы душ умерших людей, которые должны проходить очищение?
  
  Ответ был найден в больничной палате. Беседуя с пожилыми соседями по палате, я вдруг понял, что они фактически уже прошли очищение.
  
  Первого такого собеседника я назову Николаем Александровичем. Он переболел короновирусом в лёгкой форме дома. Его привезли ночью с остаточными признаками.
  Самое его появление имеет некоторый мистический ореол. В этой же больнице в реанимации, которая была расположена на нашем этаже, лежала его жена. Они прожили вместе сорок один год. В ночь появления в нашей палате Николая Алексеевича она умерла.
  
  Николай Александрович физически крепкий мужчина семидесяти двух лет. Социально полностью обеспечен: есть квартира, дача, сад, работает радиоинженер на одном из заводов. Есть сын, который работает в Москве дипломатом, работает в штате Лаврова.
  
  Беседуя с этим человеком, я вдруг понял, что он, прожив длинную жизнь, уже практически прошёл очищение.
  
  Личность это во многом это то, что человек знает о себе.
  
  Николаем Александрович практически забыл подробности свой жизни, и они ему были даже не интересны. Замечу, что это не было болезненным проявлением какого-то склероза. Если говорить в современных компьютерно-информационных терминах, то память была просто почищена. Остались только имена каталогов, содержание которых стёрто.
  
  Николай Александрович практически не имел воспоминаний о школе. Да была школа, но он забыл учителей, забыл друзей и главное он забыл, что делал в школе. Конечно, он учился. Но как? Какие предметы его интересовали? Какие проблемы возникали? Он не помнил, а знал, что был пионером, но ни одного воспоминания связанного с пионерией не было.
  
  Следующий этап, связанный с комсомолом, Николай Александрович забыл, когда вступил в комсомол, то ли в школе, то ли в институте и даже был ли в комсомоле.
  
  После школы он поступил учиться в политехнический институт на физико-технический факультет. Поступление на такой сложный факультет требует личной заинтересованности человека. Он должен был сознательно готовиться по физике, по математике. При поступлении в те времена необходимо было пройти достаточно большой конкурсный отбор. Все это вызывало большие эмоциональные напряжения, связанные с тем этим. В своём настоящем состоянии Николай Александрович не смог сказать, зачем он поступал в институт. Как учился? Как и куда распределялся?
  
  Николай Александрович знал, что служил в армии. Он служил в ракетных войсках рядовым, но в чем состояли его обязанности, он сказать не мог. Так же ничего не мог сказать конкретного о самой службе, о товарищах. Возникало удивительное впечатление, что он даже забыл в какой армии служил. Для него вся информация об это периоде, в настоящее время, была не интересна.
  
  Проработав много лет в НИИ, он с гордостью заявлял, что у него более двухсот патентов на изобретения. Небольшое пояснение. Созданию новой техники всегда сопровождается защитой его через патентование. В СССР, как правило, в соавторы патента включались все участники разработки.
  
  Николай Александрович не смог сказать ни слова о своей какой-то разработке, в которой была использована его оригинальные идеи. Я уверен, что такие идеи, имевшие определяющее значение были, но он забыл их и забыл эмоции связанные с ними.
  
  В первое утро, когда его поместили в палату, часов около десяти, ему сообщили о том, что его жена умерла в реанимации. Его реакция была какой-то, спокойно-заторможённой без эмоционального всплеска. Они прожили вместе сорок лет. О совместной жизни он рассказывал совершенно обыденно, по бытовому, спокойно, ни разу не вспомним о каком-то ярком событии. Например, рождение сына, его воспитание, какие-то другие жизненно важные моменты.
  
  Николаю Александровичу разрешили выйти из «красной зоны» на вынос закрытого гроба жены из больничного морга. Он вернулся внешне совершенно спокойный.
  
  Его сын, зная о болезни отца и матери в это время был в Нижнем Новгороде. Он организовал, похороны матери: отпевание, поминки и через несколько дней уехал в Москву.
  
  Николай Александрович заявлял, что он глубоко религиозный человек. Регулярно посещает церковь, соблюдает посты и молится. Действительно перед каждым завтраком, обедом и ужином он крестился и читал молитву. Но даже эту достаточно короткую молитву, он не помнил наизусть. Говоря языком, связанным с современными представлениями о функционировании мозга и памяти, можно сказать, что за годы жизни его память была так много раз использована, что новая информация записывалась с пробелами и ошибками.
  
  Общаясь с ним, я вдруг понял, а ведь этот человек уже прошёл обряд очищения. Его мысли, понимания и дела ни как не связаны с прошлым. Его мировосприятие очень близко к мировосприятию ребёнка. Он живёт только в настоящем, а будущее где-то там за стеной больницы и он даже не задумывается.
  
  В палате лежал ещё один пожилой человек и он производил точно такое же впечатление. Назовём его Сергеем Александровичем. Ему около семидесяти лет, он лежал с подозрением на короновирус, но в лёгкой форме.
  
  Сергей Александрович всю жизнь проработал шофёром. Его воспоминания о школе были чуть ярче, чем у Николая Александровича. Он помнил, что учился плохо по математике, и это вызывало у него определённые трудности, когда он учился на шофёра в школе ДОСААФ.
  
  Потом армия. Он служил шофёром, возил какого-то командира на уазике. Он не помнил, к каким войскам относилась часть, не помнил командиров, которых возил. Все воспоминание об армии у него свелись к тому, что он в свободные моменты времени спал под машиной. Со стороны это выглядело так, что он занят ремонтом.
  
  Самое яркое воспоминание в жизни связанно с туристической поездкой по Белоруссии и Украине в семидесятых годах. Он несколько раз рассказывал о ней. Что он был в Минске, во Львове, Киеве и Одессе. Он был женат на украинке и пытался рассказать, как родственники жены в последние годы превратились в ненавистников всего русского.
  
  Всю жизнь работал шофёром, но ездил в основном только по области. Последние годы дальше, чем на сто пятьдесят километров от города не отъезжал.
  
  Семья двое взрослых сыновей со своими семьями и проблемами, о которых он имел смутные представления. Его жена находилась в нашем же отделении. Её опека была очень навязчива, но он принимал её молча. Как мне показалось именно она, боясь оставить его дома одного, организовала его привоз скорой помощью в больницу с подозрением на короновирус.
  
  Он непрерывно слушал в интернете передачи Соловьёва, 60 минут и подобные ток шоу. Конечно, передать какой-то смысл передач, он не мог. Но и требовать этого, по-моему, нельзя. Все эти передачи с моей точки зрения напоминают птичий гам в курятнике. Все непрерывно кудахчут, никто никого не слушает и каждый говорящий смутно представляет, что же он хочет сказать.
  
  По свой сути этот человек тоже был наивен и чист как ребёнок.
  
  В отделении были мужчины можно сказать среднего старшего возраста – от пятидесяти до шестидесяти лет. К ним можно было предъявлять какие-то претензии по их греховности. Они сознательно нарушали этические запреты, добиваясь индивидуальных целей на работе, в семье и т.д. Но вся эта «греховность» становилось актуальной только после того как они выходили из критического болезненного состояния.
  
  Жизненный цикл в мире фауны и флоры всегда заканчивается процессом, который можно назвать очищением. Живое возрождается в новых поколениях, а оставшаяся материальная составляющая расщепляется и служит в дальнейшем для новых поколений.
  
  По-видимому, с сознанием личности происходит такой же процесс. Миропонимание, мировосприятие личности возрождается в новых поколениях, в детях, в учениках, в произведениях искусства, в произведённых материальных объектах, становится частью коллективном бессознательном всего человечества.
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) Т.Май "Светлая для тёмного 2"(Любовное фэнтези) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "99 мир — 2. Север"(Боевая фантастика) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"