Ляхов Александр Федорович: другие произведения.

История - Марковский процесс

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:

   «Призрачно все в этом мире бушующем,
   Есть только миг, за него и держись.
   Есть только миг между прошлым и будущим,
   Именно он называется жизнь».
   Л. Дербенев
  
   Аристотель писал: «Даже боги не могут сделать бывшее не бывшим»
  
   «Историю пишут сегодня, а переписывают завтра, поэтому история - наука будущего». Константин Кушнер
  
   История похожа на спектакль, в котором обновляются костюмы, декорации, имена действующих лиц. Содержание остаётся неизменным.
   Э.А. Сервус
  
   Что такое история, как не ложь, с которой все согласны?
   Наполеон 1.
  
   Никто так не изменил историю человечества, как историки.
   Неизвестный автор.
   И т.д.
  
  В обществе существует ложное представление о том, что описание истории, то есть труды историков и есть реальная история. Существует множество капитальных, многотомных исторических трудов, псевдо мудрых фраз и афоризмов об истории и её значении.
  
  Но, на исторические процессы можно взглянуть с позиции современного естествознания.
  
  Говоря об истории, наверное, правильно всегда выделить объект, история которого рассматривается: человек, семья, страна, человечество в целом, биологические вид, Земля, вселенная и т. д. Исторический процесс это процесс изменения выбранного объекта во времени.
  
  Исторические процессы обладают качественно различными параметрами и различным временным интервалом существования. Но все эти процессы объединяет то, что они происходят в окружающей среде, влияние которой не может быть точно учтено. Внутренняя структура систем или объектов, история которых рассматривается то же во многом остаётся неизвестной. Все это приводит к тому, что наблюдаемые изменения объектов и происходящие с ними события носят внешне случайный характер.
  Наш мир устроен так, что все процессы носят диссипативный характер, то есть энергия любого воздействия со временем ослабевает.
  
  В начале двадцатого века для описания непрерывных случайных процессов А.А. Марков (старший) предложил использовать модель процесса в виде дискретной последовательности этапов изменения системы – цепи Маркова.
  
  Идея построения модели цепи Маркова в следующем. Пусть есть последовательность времён t1,t2,…tk,tk+1,….tn. Состояние системы в момент времени tk+1 полностью определяется её состоянием в момент времени tk. Все предыдущие этапы могут быть забыты, они влияли на то, как система перешла в состояние tk.
  
  В качестве простого примера поясняющего основную идею, заложенную в описание процессов с помощью цепи Маркова, рассмотрим процесс похода в магазин за хлебом. В момент времени tk, человек стоите перед дверью в магазин. Совершенно неважно, какой дорогой он шёл к магазину, какие при этом преодолел препятствия, встретили знакомых и т.д. Есть некоторое ваше состояние человека в этот момент времени. Именно это состояние с некоторой вероятностью Pk определяет его следующий шаг: он можете зайти в магазин, можете пойти в другой магазин, можете вернуться домой и т.д.
  
  Совершив следующий шаг tk+1, например он вошёл в магазин. Его состояние изменилось, и следующий шаг определяется теперь только этим состоянием. Вся предыстория не имеет значения и может быть забыта. Вероятность покупки хлеба на этом шаге Pk+1. Несколько упрощая, можно оценить вероятность покупки хлеба, начиная с первого шага. Она будет равна
  
   Р=P1*P2*...*Pk*Pk+1.
  
  При исследовании физических процессов выбор шага дискретизации наблюдений связан с характерными внутренними временными параметрами процесса. Этот шаг должен превышать время затухания случайных воздействий в несколько раз. Например, если случайное воздействие затухает в три раза за одну секунду, то если в качестве шага дискретизации взять три секунды, то влияние случайного воздействия уменьшится в девять раз.
  
  Как эта модель будет выглядеть в приложении к истории человека. Рассмотрим некоторые этапы обучение в школе. В качестве шага дискретизации можно взять учебный год. В семь лет человек находится перед поступлением в школу. Его состояние определяется его предыдущим физическим, интеллектуальным развитием, готовностью к обучению в школе, готовностью семьи обеспечить его материально. Совершенно неважно как он достиг этого состояния. Заметим, что к этому времени он уже фактически забыл, все, что с ним происходило до пяти лет.
  
  Отучившись, первый год он переходит в новое состояние. При этом не имеет значения, кто его поддерживал в процессе обучения: мама, бабушка, репетитор. В это время он уже почти полностью забыл все проблемы связанные когда-то с детским садом и поступлением в школу.
  
  Состояние ученика на выходе из школы после одиннадцатого класса определяется его подготовкой. Выпускник уже практически забыл все, что было в начальной школе. Надо заметить, что общее описание состояния ученика на каждом этапе учитывает сложившийся характер, морально-нравственные представления о жизни, предметные знания и т. д.
  
  История каждого ученика индивидуальна. В течение десятилетнего процесса обучения могли происходить различные трагические случаи. Например, ученик перебегает дорогу на красный свет.
  
  Его состояние перед этим действием определено предыдущими состояниями, но оно могло возникнуть как следствие множества причин: опаздывает на урок, опаздывает на автобус, бежит за друзьями и т.д. С точки зрения перехода из одного состояния в другое это не имеет никакого значения.
  
  Развитие дальнейшее определяется окружающей средой: интенсивность движения автомобилей, реакцией водителей и т. д. Если рядом оказался взрослый человек, то он может изменить вероятность перехода на фатальный уровень состояния ребёнка.
  Аналогичным образом Марковские цепи могут быть использованы для описания любых исторических исторического процессов.
  
  Если рассматривать историю государства или всего человечества, то в качестве шага дискретизации время жизни двух поколений, например семьдесят лет. Очевидно, что третье поколение не использует в своих представлениях жизненный опыт прошедших событий и не имеет эмоциональной связи с ними.
  
  Для человека всегда интересна именно его жизни, и он всегда пытается строить прогнозы на будущее. Этот же эффект имеет место и для истории страны. Она наиболее интересна для своего народа.
  
  Покажем, как данный подход позволяет по новому взглянуть на историю России. Рассмотрение всей тысячелетней истории очень большой труд. Поэтому остановимся на нескольких этапах новой истории.
  
  В 1917 году произошла Великая Октябрьская революция. Россия оказалась в сложном катастрофическом состоянии. Революция произошла, как результат всех накопившихся кризисных противоречий в обществе. Совершенно не важно, как общество оказалось в этой положении. Переход в это состояние мог происходить самым различным образом. Например, вместо катастрофы Первой мировой войны, могла произойти климатическая катастрофа, засуха и неурожай в течение нескольких лет, эпидемия и т. д.
  Произошло, то, что произошло.
  
  Можно высказать гипотезы о том, что произошёл переход в наиболее вероятное состояние страны, переход в состояние с максимизации энтропии.
  
  Переход страны в новое состояние мог произойти многими способами. На это указывает многообразие различных политических партий, течений учавствовших в гражданской войне. Внешняя среда оказывала влияние это и интервенция и революции в пограничных с Россией странах.
  
  Реализовался наиболее вероятный исход событий. Интересно попытаться оценить роль управления в этом процессе, партии большевиков. Каковы бы были затраты страны при другом управлении при достижении состояния например в 1940 году.
  
  В 1941 году началась Великая Отечественная война. Её ход определялся состоянием СССР на момент начала войны. Заметим, что совершенно не важно, каким образом сложилась система управления, экономика, армия и т. д. Была некоторая данность. Надо признать, что основную тяжесть войны вынесли те поколения, которые формировались и родились после 1917 года.
  
  Победа, переход общества в новое состояние в 1945 году определялся состоянием СССР в 1941 и окружающей средой.
  
  Говоря о гибели СССР в 1991 году, можно утверждать, что эта трагедия определялась состоянием общества на момент развала. По какому пути шёл предыдущий процесс совершенно не важно, кто и когда был генсеком, что произошло в 1917 году, в годы ВОВ, в годы развитого социализма. Влияние этих факторов на процесс развития страны постоянно убывал. Выросли два поколения, которые не связаны с ВОВ.
  
  Сейчас прошло уже тридцать лет после переворота в 1991 году. Растёт уже второе поколение людей, которые не представляют, что такое социализм и Советский Союз. На это поколение фактически не влияет все предыдущие идеологические, морально-этические представления. Сменился уровень образования, сменилась окружающая среда, информационные потоки.
  
  При таком естественнонаучном представлении исторического процесса, естественно возникает вопрос, а чем занимаются профессиональные историки?
  
  Профессиональные историки на каждом этапе создают некоторое виртуальное фантазийное описание предыдущих этапов. Причём они не имеют даже минимального представления о том, какие реально были люди тогда. Каким они видели мир, какие были взаимоотношения, мораль, нравственность. Эти описания подчиняются требованиям настоящего момента. Конечно оно изменяет состояние общества и изменяет вероятность перехода в новое состояние.
  
  Историки невольно своё настоящее переносят на описание прошлого. Ярких примеров из сегодняшнего дня просто бесконечное множество. Переписывается история Западных стран. С чистого листа, создаются истории новых государств.
  
  Процесс постоянного переписывания истории это естественный процесс существования общества. Заметим, что переписыванием истории занимаются люди, которые, как правило, осознают аморальность своих действий.
   Становится понятно, почему у такой истории ничему нельзя научиться.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"