Ляпота Елена: другие произведения.

Дневник писателя: Творческая ревность

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Peклaмa:


 Ваша оценка:

  В сети очень мало посвящено такой важной теме, как творческая ревность писателя. И почти в каждой найденной мною статье даётся шаблонный совет: мол, это хорошо, толчок к самосовершенствованию, нужно радоваться, потому что здоровая конкуренция не даёт "засохнуть" и служит стимулом.
  Я не собираюсь оспаривать эти высокопарные фразы, которые, на мой взгляд, больше похожи на выводы после сложной психологической работы над собой. Или на лозунги сродни "как, ты ещё не мазохист? Срочно иди к нам!"
  Я не специалист в этой области. Мой путь также тернист, как и ваш. И я попросту делюсь своим опытом, как я это вижу и преодолеваю. Мне в, своё время, это очень бы пригодилось.
  
  Итак, творческая ревность...
  Она бывает двух типов.
  
  Первая - это когда ты читаешь чужое произведение, оно тебе безумно нравится, но восхищение в итоге сменяется болью от осознания: я не смогу так. Этот автор пишет намного круче, жёстче, интереснее, искромётнее... и так до бесконечности.
  Равнодушие в данной ситуации свидетельствует о гигантском самолюбии, которому остаётся лишь позавидовать. Или посочувствовать, как знать.
  Реакция остальных может быть разнообразной. От зависти и мстительного желания "опустить" автора при любой возможности. До возведения в эталоны и водружения на пьедестал с маниакальной потребностью во всём всегда соответствовать. И предания анафеме каждого, кто "не дотягивает".
  И это совершенно нормально, когда не слишком уверенный в себе писатель так реагирует.
  А найдите в себе слишком уверенных, а?
  
  Вторая - это когда читаешь отзывы на произведения других авторов. И это полный "улёт" для трепетной психики. Потому как если отзывов два-три-пять-десять, то они воспринимаются спокойно. Но когда орда фанатов пишет целую поэму в куплетах, оперируя "шикарно", "восхитительно", "вы рождены, чтобы быть...", "я ещё такого не читала" или ещё круче "это моя настольная книга на все времена"... И автор понимает, что вот эта многочисленная группа поддержки совершенно настоящая, а ему, бедному "полковнику никто не пишет" или всего лишь два-три отзыва на уровне "прелестно, пишите есчо"... Или куча обидных комментариев.
  То тут даже не зависть... Ощущение беспомощности и ненужности того, что ты творишь...
  Потому что мы, писатели, на этом ничего не зарабатываем, ну, или сущие гроши. И эти отзывы, по сути, и есть награда...
  А печеньки сыплются в чужую корзинку.
  И твои бессонные ночи, и война с близкими за не уделённое им внимание... это все было... зря?
  
  Совершенно естественное первое желание - пойти почитать творца шедевра ВСЕЯ СЕТИ, восхититься и пасть ниц, моля небеса, чтобы послал тебе такое же вдохновение...
  Знакомо? ...
  Однако тут тоже есть подводные камни.
  Можно почитать, насладиться, понять, что привлекает людей и примерить "на себя". Вас это привлекает? Стать "копиркой успеха"? Если да, то вперёд - дерзайте, становитесь вторым пастухом. Лелейте мечту, что когда-нибудь будете гонять стадо фанатов между собой и конкурентом, по дороге срывая отзывы.
  Это тоже хороший путь. Он в тысячу раз лучше чёрной зависти и накопления негатива.
  Ведь может быть и другая реакция. Желание поставить "кол", обругать, вылить своё недовольство... Банально это называется зависть. Постыдная реакция. Но вполне обычная для тех, кто ещё не обрёл себя по-настоящему.
  И тут два варианта: желание может остаться внутри, а может выплеснуться наружу. Всё зависит от выдержки. И это вопрос зрелости человека, как личности.
  И это не значит, что если вчера вы злились и лепили колы, то завтра вам не будет за это стыдно. Ещё как будет. И это замечательно. Могу вас поздравить: вы растёте.
  
  Но что если шедевр ВСЕЯ СЕТИ тебе далёк, как солнце соседней галактики. И он тебе по-настоящему, без напускного выпендрёжа, не нравится. Или "не твоё"...
  Как тогда понять, что нужно людям?
  
  Может, забить на орды почитателей/ругателей и спокойно воспринимать как факт, что кого-то хвалят, а меня нет...? Ай-ай-ай какая ложь...
  Ну это, примерно, как воспринимать, что твою подругу норовят подцепить абсолютно все мужчины в округе, а тебя лишь изредка треплют по щеке. Можно сколь угодно твердить, что тебе всё равно...
  Не всё равно... Больно. Не оттого, что у неё есть. Оттого, что у ТЕБЯ нет.
  Можно, конечно, утешать себя, что когда-нибудь появятся. А если нет...?
  Чувство сомнения всегда присуще автору. И как с этим справляться?
  
  В данном случае я могу дать несколько советов:
  
  1. Помните, что те, кто сейчас "на гребне волны" тоже начинали с её отметины на песке. Их обуревали те же чувства. Не бывает охотника с первого же выстрела. И это только со стороны кажется, будто другие хватанули звезду с неба. На самом деле успешному писателю пришлось построить целый звездолёт.
  
  2. Вступите в клуб писателей. Нормальный адекватный клуб, где все люди, готовые помочь друг другу. Варясь в таком кругу, участвуя в конкурсах, вы постепенно смекнёте, где "провисаете". К тому же обретёте круг моральной поддержки. Это очень важно.
  
  3. Выбирайте критику осознанно. Ту, которая даётся с явным желанием не сильно задеть автора, а мягко указать на его недочёты. Потому что именно так себя ведут умные люди - критикуют мягко, намекая, что может быть ещё что-то между строк. И они обычно что-то да понимают.
  
  4. Категорически избегайте пиратских сайтов, где всё стянутое с авторских страничек выкладывается бесплатно. Там вы не найдёте большой аудитории, за исключением редких случаев. Не спорю, что там есть отличные люди, которые с удовольствием вас прочитают и даже похвалят.
  Но моя печальная история показывает, что можно легко напороться на тех, кто там "зависает" не вас почитать, а себя показать. В ход идут откровенные издевки, переходы на личности, безапелляционные диагнозы и вполне отработанные приёмы навязывания своего негативного мнения, после которых "ваши" читатели обходят вас стороной. И, как правило, это завсягдатаи со звучными логинами, которые имеют немалый вес, статус и огромное количество комментариев. Большинство из которых, увы, имеют цель опустить не понравившегося автора и покрасоваться.
  Это как спорт: "я пришла сюда с единственной целью - прочитать то, что мне предлагают, и рассказать автору, чего он стоит". Это, к слову, цитата комментатора с одного из таких сайтов. Сами понимаете - если идти с намерением придираться...
   Я не говорю, что такого не будет на авторских и официальных сайтах. Но, как правило, там крутится больше профессионалов, которые не испытывают проблем с самоутверждением. Другие авторы, ведущие себя подобным образом, довольно быстро обламываются не менее зубастыми борцами за справедливость. Ну а люди, готовые платить за книги или указывающие свои конкретные данные (к примеру, странички в Фейсбуке или ВК)... они большей частью приходят почитать, а не повыпендриваться, испытывая слабую авторскую психику.
  
  Помните: люди, которые пришли насладиться чтением, дорожат своим временем, и не станут читать то, что им не нравится. Тем более, придумывать затейливые фразы, чтобы показать своё "фэ". Они не будут спойлерить фразами типа "концовка меня убила". А если им что-то не понравится - они напишут об этом спокойно, без желания задеть. Или вообще промолчат...
  
  5. Пишите дальше. Выкладывайте следующие книги. Если они чего-то действительно стоят, вы зацепите читателя, и он вернётся к тем, которые ещё не читал.
  Я заметила, что у автора одной книги намного меньше читателей, чем у автора трёх. Проблема может быть и в этом.
  
  6. Самиздат. Как ни странно, книга, которую выложило в Сеть издательство, имеет больше шансов на успех. Почему? Да потому, что очень многих отталкивает Самиздат, и ничего удивительного в этом нет. Сколько людей покупает торты в магазине, а сколько - на рынке, с рук? Банальный пример, а суть та же. Достаточно одного "косяка", чтобы вашу книгу захлопнули и больше не открыли - просто из-за предвзятости. А круг "своих" читателей может оказаться ничтожно мал.
  
  7. Аннотации. Как автор многочисленных аннотаций (а вот тут я, уж, извините, не смогу открыть секрет, каких именно, так как связана "коммерческой тайной"), я авторитетно заявляю: аннотация - это МЕГАВАЖНО. Она может убить интерес на корню, она может зарядить читателя неоправданными ожиданиями, она может исказить суть, она может показать автора не с лучшей стороны, она может спасти произведение...
  
  8. Не читайте слишком много шедевров ВСЕЯ СЕТИ, горя написать такие же, а то и лучше. Странный совет, ведь большинство утверждает, как раз наоборот. Но я вам говорю - если фанатично поглощать яркие книги, гаснет собственная звезда, забиваясь чужим эфиром. Вы неосознанно начинаете копировать чужие повороты сюжета, вворачивать нехарактерные для вас литературные приёмы и рисовать шаблонные образы. Потому что ваш собственный вдруг покажется неоправданно блеклым. И вы начнёте выливать на него тонны акварели.
  Но самое худшее - читатели сразу поймут, откуда вы передрали. Пусть неосознанно. И не надейтесь, что вам скажут "вы круче". Читатели намного преданнее, чем принято думать. И если кто-то умудрится так написать, то следующая волна фанатов вас попросту "смоет".
  Ну, или вы погрязнете в общей массе однотипных копирок. Тут блеснёте, там утонете.
  
  9. Работайте над собственным стилем. Постоянно. Не думайте о сюжете. Важен стиль. Вернее, тот момент, когда он сложится и начнёт отлетать от зубов с таким же автоматизмом, как рефлекс почесаться там, где чешется.
  Когда такой момент наступит, можно работать над сюжетом. Тогда такие важные мелочи, как удачное построение фраз, не будут отвлекать от главного: поймать и удержать вдохновение.
  
  10. Проанализируйте своих любимых авторов. Я сейчас не противоречу пункту Љ8. Я говорю о той литературе, которая реально по сердцу. Которую читаешь, несмотря на рейтинг, отзывы и т.п.
  Ведь вы на 70% будете писать в том же духе. Потому что это ваша "волна".
  Вы не копируете авторов - вы учитесь. Совершенствуете или вычленяете свою дорожку.
  Сравните себя с ними. Объективно. И если вы пасётесь на том же лугу, тогда вам вполне по силам оценить свою аудиторию. Ведь и вы сами из этого "клана".
  Посмотрите на количество скачиваний. Посмотрите, насколько часто автора издают. Есть ли отзывы, какие они. Посмотрите рейтинг...
  Если это всё в наличии - значит, автор популярен в определённой читательской среде.
  Потому что если автора никто не читает... кто вообще будет с ним возиться. Да и вы бы в таком случае о нём не узнали.
  
  11. Отзывы. Больная тема. Что делать, если их всё-таки нет? Рекомендую вернуться к предыдущему пункту. Какие отзывы у тех, кто близок вам по писательскому духу? Если их полно, а у вас нет, то остро становится вопрос пиара, раскручиваемости, нахождения пути к аудитории.
  А если у автора почти нет отзывов. Но много читателей. То возможно этот стиль привлекает именно такую молчаливую аудиторию?
  Вы сами-то насколько часто комментируете или ставите оценки? Ага-ага, так я вам и поверила...
  У меня была знакомая - грубая, властная женщина. Квартира её была забита книгами. С десяток шкафов в человеческий рост. Все книги любовно расставлены по авторам. В твёрдом красивом переплёте. И вот она, поверьте, не оставила за свою жизнь ни единого отзыва. Но понравившегося автора выкупала полностью, иногда даже в разных изданиях. Ну, и что, что уже есть - там картинка больше понравилась .
  
  Есть восторженные люди, которые бурно выплёскивают свой восторг.
  Они обычно фанаты лёгких юмористических или нежно-любовных книг. "Гарри Поттер" тоже относится к данной категории 
  Есть те, которые пишут "никогда не оставляла комментариев, но это!!!"... через один комментарий 
  Есть те, кому лень комментировать.
  Есть те, кто боится писать банальности.
  А есть те, кто просто запомнит автора и впредь будет заглядывать на его страничку.
  Но мы, сидя перед монитором, этого никогда не узнаем...
  Так есть ли над чем заморачиваться?
  
  Творческая ревность губительна. Она отравляет жизнь, коверкает оригинальные задумки, а то и вовсе отбивает охоту писать.
  И, как ни странно, закаляет авторскую шкуру. Тех, кто сумел с ней справиться.
  И это хорошо... потому что если бы мы все, разноплановые, вдруг уйдём, обидевшись, а останутся лишь те, кто купается в озёрах обожания, то у читателя наступит передоз.
  Или к этим авторам за неимением выбора перекочуют читатели, которые "не на той волне".
  К примеру, фанаты Ника Перумова (а их немало) к "Сумеркам" Стефании Майер 
  И будет картина "роза в навозе", писаная читательскими разношёрстными отзывами...
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на Lit-Era.com  
  А.Мур "Мой ненастоящий муж" (Женский роман) | | М.Эльденберт "Поющая для дракона. Книга 3" (Любовная фантастика) | | А.Субботина "Сказочник" (Романтическая проза) | | Жасмин "Дракон в моей постели" (Современный любовный роман) | | Ю.Ханевская "Витморт. Играя со смертью" (Юмористическое фэнтези) | | М.Леванова "Давным-давно...3 Обыграть судьбу" (Любовное фэнтези) | | В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2" (Боевая фантастика) | | С.Волкова "Невеста Кристального Дракона" (Любовное фэнтези) | | А.Емельянов "Мир Карика 4. Настоящая магия" (ЛитРПГ) | | О.Герр "Предназначенная" (Попаданцы в другие миры) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Атрион. Влюблен и опасен" Е.Шепельский "Пропаданец" Е.Сафонова "Риджийский гамбит. Интегрировать свет" В.Карелова "Академия Истины" С.Бакшеев "Композитор" А.Медведева "Как не везет попаданкам!" Н.Сапункова "Невеста без места" И.Котова "Королевская кровь. Медвежье солнце"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"