Довольно необычное дело - писать рецензию на рассказ, который следует защищать. Хотя, скорее всего, правильнее будет выразиться, представлять на суде (что, в общем-то, по сути одно и тоже, если верить американским фильмам). И вот, я кладу за пазуху амулет красноречия, делаю хитрый и умный взгляд, натягиваю защитное средство - широкую улыбку (а не то, что вы подумали), и...
Как в лучших традициях забугорного кино, начинаю длинную монотонную речь.
Итак, наш многоуважаемый судья предложил совместить птицу, плавающую на воде, предположительно под проезжающим по мосту поездом, со стоянкой и углём, приправив всю эту кашу густым ароматным кетчупом преступления. Взрывоопасную смесь мы и засыпаем в пистолет, тем самым нарушая одно из главных условий классической дуэли - лишаем себя права на выбор оружия.
Итак, наш бедный, лишённый права выбора дуэлянт шагает навстречу сопернику, держа заряженный пистолет дулом вверх и ждёт, пока судья торжественно-холодным тоном объявит отсчёт шагов, и думает - лихорадочно гоняет мысли по черепушке - "а что я сделал так или не так? Выстрелит ли моя смесь пулей - или остывшей жижей стечёт по рукам и ногам дуэлянта, оставшись в архивах творчества лишь приятным воспоминанием?"
Ну, и я вместе с ним. Целюсь. Стреляю. Смотрю.
История полёта Марины Вольф.
Интерес читателя к сюжетной линии.
Сюжетная линия сама по себе незатейлива - убийство ради наживы (опять виноваты хрусткотелые тезки дядюшки Сэма), так что читатель не ждёт открытия вселенских тайн или семейных заговоров или чёрной мести. Да и автор не ставит таковой задачи - поводить читателя за нос относительно мотивов преступления. Всё на виду: вертел убитый денежками, как малое дитя - мыльными пузырями, ну и довертелся.
Но вот, кто рискнул убить его - в поезде, в вагоне, где вероятность обрасти нежелательными свидетелями составляет 95 процентов из ста, - эта смелость вызывает интерес.
Интерес читателя к персонажам.
В такую коротенькую историю сумели влезть достаточно персонажей, чтобы сказать: "ей-ей, автор, попридержи дверь". Однако по-настоящему интересных только три.
Первый, как ни странно, убитый. И хоть роль его весьма коротка, сам по себе он представляет загадку - богач, со стволом и загадочным содержимым кошелька жизни, - он становится центром истории, но так и неразгаданной тайной.
Второй - это Катя, проводница, девушка мечтательная и амбициозная. Хочет быть центром вселенной и демонстрирует довольно результативное рвение заправского следователя. Она интересна, несмотря на то, что юношеский эгоцентризм и желание "всегда на коне" облегают её сущность второй кожей. Один только вопрос - и куда ж её в проводницы понесло?
Третий - несомненно, Ларин. Эдакий вор в законе с замашками неправильного супергероя, пожалуй, самый многообещающий персонаж. Очень хочется узнать о его прошлом, да и настящее тоже весьма загадочно. Персонаж определённо с тяжёлой судьбой, но знанием порядков жизни, о чём говорит финальный аккорд с жертвованием денег больному сыну проводника.
Интерес читателя к авторскому подходу.
Как ни крути, а ставший уже привычным сарказм Марины Вольф в этом рассказе проявился слабо. Много гротескных нот, однако по-настоящему ни один персонаж не высмеян в присущей автору манере. Очень мягкий, я бы сказала, рассказ. Мораль плавно вплетается между строк, заставляя задуматься о своих тайных чувствах и мыслях: как бы я поступил, если бы увидел много денег. Смог бы нажать на курок? Смог бы взвалить свою вину на другого человека? Читатель с праведной яростью воскликнет: нет! Нет! Да никогда в жизни! С авторской позиции таких мыслей не возникает - очень прямолинейный подход, тем более, что в глубине души восемь из десяти человек ответили бы себе: да, смог бы. И совесть тут не при чём.
Честное слово секунданта.
Увы, в рассказе имеются и недостатки. На мой взгляд не так-то просто замаскировать звук выстрела, даже под стук колёс. Тем более, подгадать, когда стрелять, чтобы в коридоре никого не было, и в купе случайно никто не зашёл.
Диалог с поваром вышел чересчур навязчивым: сплошной обмен цветастыми выражениями, демонстрирующими любовь к пафосу и авторским метафорам.
Однако в общем и целом - на мой взгляд условия соблюдены, тема раскрыта, рассказ интересен, и судья может быть вполне доволен: пистолет выстрелит, не размазав жижу по рукавам. Заденет ли противника? Вполне может быть. Я верю в эту возможность.