Любимов Пётр : другие произведения.

Искусство сегодня: рассудок или вдохновение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Каждый творческий человек, наверное, задумывался над тем, что же такое вдохновение - что это такое и откуда оно берётся. При этом, конечно, вовсе не обязательно быть поэтом или художником, ведь творчество так или иначе пронизывает всю нашу жизнь...

ИСКУССТВО СЕГОДНЯ: РАССУДОК ИЛИ ВДОХНОВЕНИЕ






"Искусство - единственное уцелевшее доныне порождение духа живого, непосредственного ощущения. Оно одно возникло из естественного, то есть нормального и здорового источника, и таков же процесс его становления. Дух, однако же, проявляет себя не в рассудочной деятельности, но в ощущениях, то есть лишь в том, что привыкли называть общими словами "состояние души". Именно в том, что так любит презирать и высмеивать нынешний рассудочный человек, столь безмерно гордящийся собой. Тем самым он глумится над самым ценным в человеке, более того, над тем, что только и делает человека человеком!"
Абд-ру-шин, "В Свете Истины", Послание Грааля, доклад "Это было однажды..."

*



Каждый творческий человек, наверное, задумывался над тем, что же такое вдохновение - что это такое и откуда оно берётся. При этом, конечно, вовсе не обязательно быть поэтом или художником, ведь творчество так или иначе пронизывает всю нашу жизнь, или, по крайней мере, должно пронизывать. "Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии." - эту мысль Александра Сергеевича Пушкина можно продолжить расширительно на многие, если не все, сферы деятельности человека: на воспитание и бизнес, изобретательство и законотворчество, медицину и так далее.

Но, конечно же, о вдохновении говорят главным образом люди искусства - поэты и композиторы, живописцы и актёры. И это понятно, ведь без вдохновения искусство как таковое в принципе невозможно. Можно сказать, что вдохновение - это тот воздух, которым искусство живо, без которого оно перестаёт существовать. Так должно быть в идеале. И если сегодня говорят о глубоком кризисе искусства, то необходимо, следовательно, говорить и о кризисе вдохновения, даже - об его отсутствии. Именно это и происходит с искусством сегодня, когда вдохновение вообще поставлено под вопрос. Вдохновения не существует! - такая точка зрения уже была высказана людьми искусства, и причём не рядовыми и малоизвестными художниками, а теми, к чьим словам принято прислушиваются, чьи имена имеют вес в мире искусства.

Но что же тогда остаётся? - возникает встречный вопрос. Если вдохновение - это пережиток прошлого, что же эти люди искусства ставят вместо него? Эрудицию, работоспособность, интеллект... что ещё? - Вот так и поселяется смута в душах людей, особенно - неоперившейся ещё молодёжи, ощущающей внутри себя порыв к творчеству, но в поисках ответов на волнующие душу вопросы о природе творчества сталкивающейся с подобными мнениями. Кто-то авторитетно рассуждает о том, что вдохновения как такового не существует, что оно - пережиток романтизма или, например, идеализма, а кто-то советует искать его в угаре страстей: в повышенной чувственности, в алкоголе и даже в употреблении наркотических веществ. Так история искусств новейшего времени указывает множество путей, подкрепляя их эффективность образчиками произведений: картинами, книгами, фильмами и так далее, окутанными при этом туманом мировой славы. И не мудрено, что многие не находят выхода из сложившейся ситуации, если вообще кто-то и пытается его искать, ведь ситуация эта способствует пышному разрастанию человеческого тщеславия - добиться известности любой ценой, любыми средствами, а красивые слова и оригинальные теории для оправдания этого маскарада всегда найдутся.

Но выход из смут современности был всегда, и наша современность, конечно же, не исключение. Тот, кто несёт в своей душе твердое желание преодолеть все соблазны и найти единственный путь к Истине - тот преодолеет и найдёт. Пусть эти соблазны как никогда велики, пусть смуты нашего времени не чета смутам прошедших веков, когда не существовало мирового общественного единства, достигнутого в результате технического прогресса. Велики смуты, но велика и помощь, оказываемая человечеству в наши дни!

Решить проблему вдохновения можно, если решить проблему творчества. А проблему творчества, в свой черёд, можно решить, только решая проблему человека - источника этого творчества.

"Всё, однако, к сожалению, безоговорочно подчинилось рассудку, и только ему, пребывая тем самым в тяжких цепях ограниченности земной способности к постижению, что не могло не повлечь и ещё повлечёт за собой бедственные последствия во всех областях человеческой деятельности, что бы при этом ни происходило.

На всей этой Земле мы встречаемся лишь с одним-единственным исключением. Исключение это являет нам, однако же, вовсе не церковь, как думается многим и как и должно было бы быть, а искусство! В нём рассудок неизбежно играет подчиненную роль. Там, однако же, где господствует рассудок, искусство тут же низводится до ремесла; его глубокое падение стремительно и неоспоримо. При этом наблюдается простая и естественная закономерность, и иначе просто не может быть. Правило это не знает исключений.

Однако, та же самая закономерность наблюдается, разумеется, и в любой другой области! Неужели же людям не над чем тут призадуматься?"

- так говорит Абд-ру-шин в своём произведении "В Свете Истины", Послание Грааля, приводя неопровержимые доказательства своих выводов о проблеме человека. Эти доказательства опираются на точное знание Законов, заложенных в Творение Божьей Волей и действующих в нём с неподкупной строгостью. В свете действия этих Законов в Послании Грааля раскрыта и природа вдохновения:

"Если ты, к примеру, всерьёз погружён в раздумья о чём бы то ни было, то силою безмолвия это помышление обретает в тебе магнетизм, притягивает всё себе подобное и тем самым оплодотворяется. Оно созревает, выходя за рамки обыденного, и в силу этого даже проникает в иные сферы, получая оттуда приток высших помышлений... так рождается вдохновение! А посему - при вдохновении основное помышление должно исходить от тебя самого".

Если теперь обратиться к художникам, которые смогли пройти через смуты времени, утверждая своим творчеством высокие идеалы искусства, то окажется, что описанный в Послании Грааля механизм вдохновения является для них чем-то само собой разумеющимся. Достаточно вспомнить, например, удивительное стихотворение "Осень" А.С. Пушкина, который много размышлял о природе вдохновения и оставил нам свои наблюдения не только в стихах, но и в прозе:

"Вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений и соображению понятий, следственно, и объяснению оных."

Можно вспомнить другого Александра, уже нашего современника, Александра Исаевича Солженицына, который не раз в своих воспоминаниях говорит о так называемых "лавинных днях", когда "по неизвестной причине в какой-то день, прямо с утра, вдруг начинают прикатывать мысли, мысли, догадки, да какие обещательные, да как повелительно! - только успевай, пока не ускользнула, записывать, записывать, одну, другую, третью, и так возбуждаешься, за столом не усидеть, начинаешь ходить, ходить, а мысли, картины, сцены всё прикатывают и прикатывают - ох, успеть бы хоть бегло, не дописывая слов, занести на бумагу."* Из этих же воспоминаний можно сделать вывод, что 'лавинным дням' предшествовало многолетнее размышление писателя над волнующей проблемой, то есть им обязательно предшествовала сила безмолвия, о которой говорит Абд-ру-шин как о необходимой предпосылке вдохновения!

_________________
* А. Солженицын "Угодило зёрнышко промеж двух жерновов"

_______________________




(C) Пётр Любимов


 Ваша оценка:


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"