Люшин Михаил Александрович : другие произведения.

Записка о некоторых особенностях подготовки к будущей войне

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это примечание номер один к пишущейся второй главе


Генеральному секретарю ЦК ВКП(б) Сталину И.В.

записка

О некоторых особенностях подготовки к будущей войне

   1. Более половины операций будущей Второй мировой войны будет носить маневренный характер. Мотомеханизированные войска приобретут особенное значение, как справедливо полагается на настоящий момент советской военной доктриной.
   Однако имеющиеся танковые корпуса и бригады к выполнению своих будущих задач не готовы. В них практически отсутствует полевая артиллерия. По штату на корпус приходится более пятисот танков и 60 буксируемых орудий калибром 76,2-мм и более, из них только 12 гаубиц (122-мм). Такая артиллерийская группировка способна обеспечить самостоятельный прорыв вражеской обороны мотомеханизированным соединением только на фронте не более одного километра, что мало даже для стрелковой дивизии. Тем более такой размер участка прорыва мал для корпуса, имеющего больше 100 танков, то есть значительно больше того количества бронетехники, которое можно ввести в бой при такой ширине фронта.
   Невелика при существующих штатах группировка противотанковой артиллерии мотомеханизированных войск. Существует общее мнение, что с вражескими танками будут бороться наши танки. Однако такая тактика неизбежно ведёт к снижению темпов наступления наших танковых корпусов и бригад. Уменьшается также прочность их противотанковой обороны. Затрудняется маскировка противотанковых средств, поскольку пушку замаскировать проще, нежели танк.
   В глубине вражеской обороны мотомеханизированному соединению потребуется разминировать местность, штурмовать вражеские инженерные сооружения, наводить переправы и мосты, ремонтировать повреждённые мосты и дороги, минировать танкоопасные направления, узости, переправы, подрывать мосты, строить укрытия и укрепления для своих войск. В существующих танковых корпусах и бригадах для выполнения этих задач штат сапёров и инженеров недостаточен. Всё это значительно снижает скорость движения мотомеханизированных соединений в своём и во вражеском тылу, ослабляет их ударную силу.
   Пехота представлена исключительно четырьмя батальонами стрелково-пулемётной бригады и. Таким образом, соотношение мотопехоты к танкам по батальонам получается 4 на 8 или 0, 5, что значительно меньше соотношения , выведенного по опыту будущей Второй мировой войны - 1,25 - 2 мотострелковых батальона на один танковый батальон. Считая же по стрелкам, получается 2 - 3 бойца и младших командира на танк вместо стрелкового отделения (6 - 11 человек), требующегося для постоянного взаимодействия с боевой машиной.
   Ремонтно-восстановительные мощности существующих мотомеханизированных соединений мизерны. Из-за этого в начале войны с фашистской Германией Красная Армия будет массово терять автобронетанковую технику по техническим, а не по боевым причинам. Более того, для пополнения наших мотомеханизированных соединений потребуется произвести почти 90 тысяч танков и самоходных артиллерийских орудий, то есть значительно сократить производство другой необходимой для Красной Армии и всего Советского Союза промышленной продукции.
   Вывод: существующие мотомеханизированные войска перегружены бронетехникой (не обеспеченной, к тому же, ремонтно-восстановительными мощностями), атака которой без взаимодействия с достаточным количеством пехоты, артиллерии, сапёров и т.д. неизбежно будет приводить к тяжёлым потерям наших войск и к срыву выполнения приказов командования.
   Предложение: в течение 1939 - 1940 годов переформировать мотомеханизированные войска так, чтобы их соединения были в состоянии самостоятельно вести современный общевойсковой бой с сильным противником. Примерный штат прилагается (смотри приложение N 1).
   2. Ведение Второй мировой войны потребует использования как никогда ранее большого количества автотранспорта. Уже в настоящий момент будущую войну верно называют "войной моторов".
   В период перехода общей инициативы операций в руки Красной Армии, в нашей действующей армии насчитывалось постоянно в среднем от 370 до 400 тысяч автомобилей, по преимуществу грузовых 3-тонных. Грузовые автомобили требовались для организации снабжения и обеспечения всех войск действующей армии, прежде всего - наших мотомеханизированных частей и соединений. Однако в начальный период войны, в период стратегической обороны Красной Армии обеспечить её таким количеством грузовых автомобилей не представлялось возможным, что привело к значительному ослаблению Действующей армии, к невозможности для нас проводить требовавшиеся боевой обстановкой маневренные операции. Из-за этого незаменимой оказалась кавалерия РККА, которая нуждалась в автотранспорте в гораздо меньшей степени.
   И хотя советский кавалерийский корпус по своей огневой и ударной мощи соответствовал только фашистской мотопехотной дивизии, но именно красная конница оказалась самым устойчивым родом войск в период стратегической обороны. На других этапах войны кавалерийские корпуса также успешно били противника как самостоятельно, так и в составе конно-механизированных групп (армейского уровня).
   Вывод: кавалерия РККА нуждается в сохранении существующей численности мирного и военного времени. Переформирование кавалерийских корпусов в механизированные целесообразно только в случае наличия у Красной Армии уже в мирное время достаточного количества грузового автотранспорта.
   Предложение: приказ народного комиссара обороны N ... от ... ... 193.. года отменить, продолжить кадровое и техническое укрепление кавалерии РККА, для формирования новых мотомеханизированных частей и соединений использовать штабы и кадры имеющихся танковых корпусов, бригад, полков, частично - формировать с ноля. Автомобильную промышленность усилить рабочими и инженерно-технологическими кадрами, производственным оборудованием за счёт танковой промышленности. После чего обязать а) ЗиС увеличить выпуск грузовых автомобилей ЗиС-5 и 6, б) ГАЗ разработать и не позднее 1 января 1941 года поставить на поточно-позиционное производство грузовой автомобиль с колёсной формулой 4х4 и грузоподъёмностью 2 тонны.
   3. В будущей войне Военно-Воздушные Силы РККА обязаны тесно взаимодействовать с наземными войсками. Это теоретическое положение общепринято в нашей стране в целом, личным составом Красной Армии в частности.
   Однако существующая система организации ВВС РККА не позволяет надёжно организовать такое взаимодействие. Радиосвязь в воздухе практически отсутствует. Формально боевые самолёты (в истребительной авиации - самолёты командиров звеньев, эскадрилий и выше) оснащены радиоприёмопередатчиками, позволяющими вести радиотелефонную (на ближних) и радиотелеграфную (на дальних расстояниях) передачу. Однако слышимость и устойчивость этих радиопередач часто недостаточна для уверенного приёма. Из-за этого затруднено наведение самолётов на наземные и воздушные цели, управление ими в бою.
   При этом сама система управления действиями нашей авиации громоздка и слаба одновременно. Она строится на заявках штабов наземных частей и соединений, передаваемых наземной сетью связи (в основном проводной) в авиационные штабы. Наведение боевых машин на передовой осуществляется фактически простыми безлошадными лётчиками, слабо разбирающимися в наземной и воздушной тактике. При этом, во время Второй мировой войны, время прохождения указанным способом заявок наземных войск составляло не менее 2 часов, а иногда - до 8 часов, что не приемлемо для современного, скоротечного боя.
   Слаборазвиты современные средства обнаружения и сопровождения воздушных целей, в первую очередь радиолокация. Поэтому посты ВНОС способны давать лишь эпизодическую картину боевой обстановки в воздухе, из-за чего наша истребительная авиация вынуждена охранять свои войска путём постоянного воздушного патрулирования (вместо наземного ожидания дежурных звеньев и эскадрилий), расходуя ресурсы авиационных моторов и ГСМ.
   Система ВНОС Красной Армии громоздка. В отличие от противовоздушной охраны Москвы, Баку, Ленинграда, единое командование истребительной авиацией, зенитной артиллерией и различными вспомогательными частями отсутствует. При этом уровень связи затрудняет даже осуществление правильного наведения истребителей-перехватчиков на воздушные цели, а не то, что организацию взаимодействия между различными родами и видами войск.
   По опыту воздушных боёв выяснилось, что звено из трёх самолётов в истребительной и штурмовой авиации не даёт возможности для горизонтального и вертикального маневра. Эскадрилья из пяти звеньев оказалась чересчур громоздкой для руководства ею в воздушном бою. Полк в шестьдесят боевых самолётов не вмещался на один полевой аэродром. Этим затруднялось административное и боевое руководство данной авиационной частью. Ещё больше затруднялось руководство смешанными авиационными соединениями - бригадами и дивизиями. В целом же структура ВВС РККА (разделение на армейскую и фронтовую авиацию, отсутствие воздушных объединений) в начале войны сама по себе, не учитывая низкий уровень развития радиосвязи, не позволяла наносить концентрированные удары по врагу на земле и в небе.
   Вывод: система ВВС РККА в нынешнем состоянии потребует коренной перестройки в годы войны. Это повлечёт за собой рост жертв мирного населения СССР, наших войск, рабочих и крестьян других стран, что явно недопустимо.
   Предложение: в течение 1939 - 1940 годов переформировать имеющиеся части и соединения ВВС РККА и РККФ, оснастить боевые и прочие воздушные машины необходимым оборудованием связи и навигации (в бомбардировочной авиации), перестроить имеющуюся систему ПВО. Примерные штаты боевых авиационных объединений, соединений и частей указаны в приложении N 2.
   4. Пехота в Красной Армии именуется "царицей полей", то есть силой, единственно могущей занять ту или иную территорию. Это показывает здравость общего взгляда на будущие бои.
   Однако в настоящий момент вооружение советской пехоты плохо приспособлено для общевойскового боя. Индивидуальное оружие стрелка-красноармейца разработано под винтовочный патрон образца 1908 года (с закраиной) мощностью более 3 тысяч Джоулей. Подразумевается, что дистанция прицельного огня стрелка составляет порядка 800 метров и более. Ход Второй мировой войны показал, что эта дистанция, как и мощь винтовочных патронов, чрезмерна. Стрелок-пехотинец Второй мировой войны вёл прицельный огонь на дистанции от 400 метров и ближе. На большие дистанции вели огонь станковые пулемёты и особо подготовленные стрелки-снайперы. Кроме того, от пехотинцев потребовалось ведение плотного автоматического огня на дистанциях от 200 до 0 метров, из-за чего нашли широкое применение (до 1/3 в штатном составе стрелковых частей РККА) пистолеты-пулемёты.
   Однако пистолет-пулемёт, даже в своих лучших образцах, не даёт требуемой точности на дистанциях от 400 до 100 метров. Таким образом, пехотинцы, вооружённые пистолетом-пулемётом, исключаются из общевойскового боя, ослабляют свои подразделения, части, всю армию.
   В то же время, имеющееся автоматическое оружие под винтовочный патрон из-за чрезмерной мощности боеприпаса оказывается сложным для освоения широкими массами призывников, особенно новобранцев из колхозного крестьянства всех союзных республик.
   Вывод: необходимо перейти к менее мощному винтовочному патрону (2 тысячи или немногим больше Джоулей) без закраины (облегчение работы автоматики) ещё до войны. Данный переход поможет заранее подготовить перевооружение пехоты Красной Армии индивидуальным оружием, сочетающим в себе положительные черты винтовок/карабинов (высокая точность на дистанциях свыше 100 метров) и пистолетов-пулемётов (мощь автоматического огня).
   Предложение: обязать Наркомат боеприпасов не позднее лета 1939 года разработать винтовочный патрон с характеристиками, указанными в приложении N 3, и наладить его промышленный выпуск с тем, чтобы пехота Красной Армии могла перейти на массовое использование этого патрона не позднее 1 декабря 1941 года. Обязать Наркомат вооружения под новый ("промежуточный") патрон к 1 января 1940 года разработать самозарядный карабин, автоматический карабин ("автомат"), ручной пулемёт (смотри приложение N 3). Обязать Ижевский механический завод наладить выпуск карабинов под новый патрон не позднее 1 августа 1940 года с тем, чтобы в 1941 году их ежедневный выпуск составлял 5 тысяч штук, а с начала 1942 года - 10 тысяч штук. Обязать Тульский оружейный завод наладить в тот же срок выпуск нового ручного пулемёта с тем, чтобы их ежедневное производство в 1941 и 1942 годах составило бы соответственно 0,5 и 1 тысячу штук.
   5. Советская артиллерия до войны расценивается как "бог войны", и она действительно является таковой. Однако участие Красной Армии во Второй мировой войне выявило ряд недостатков материальной части и организации артиллерии РККА. Это привело к росту потерь наших военнослужащих и мирных граждан в ходе войны.
   Оказалось, что полковая артиллерия РККА не имеет орудия 150-мм калибра, то есть стрелковые полки не могли самостоятельно бороться с долговременными огневыми точками противника полевого типа (кирпичные и каменные строения, бетон малой толщины), чем задерживали общевойсковой манёвр. Более того, имевшиеся орудия большого калибра с трудом маневрировали на поле боя, им было сложно вести огонь прямой наводкой.
   Основное дивизионное орудие - 76,2-мм пушка (Ф-22, Ф-22 УСВ, ещё не разработанная ЗиС-3) - было неспособно бороться с полевыми укреплениями противника, с обороной врага в складках местности, на обратных скатах. Разрыв фугасного 76,2-мм снаряда был незаметен на дальности более 5 - 6 км. В то же время лёгкая дивизионная 122-мм гаубица (М-30) при одинаковой грузоподъёмности артиллерийского обоза имела меньший боекомплект, чем лёгкие 105-мм гаубицы Вермахта (leFH 18 и другие).
   Мотомеханизированная тяга артиллерии привели к потере значительного количества материальной части артиллерийских частей и соединений в начале войны Советского Союза с фашистской Германией из-за сложности обеспечения войск во время внезапного нападения противника. Вермахт, в то же время, использовал для буксировки 75-мм и 150-мм полковых орудий, 105-мм и 150-мм дивизионных гаубиц конную тягу, чем значительно облегчал манёвр общевойсковых соединений (меньшая нагрузка на транспорт).
   Инструментальная разведка и артиллерийская связь оказались не на высоте, особенно в начале войны с фашистской Германией. Не хватало карт, оптических приборов (даже биноклей). Отсутствовал специализированный самолёт - артиллерийский разведчик-корректировщик. Всё это вело к понижению точности огня нашей артиллерии, большому расходу боеприпасов, задержке подготовки к открытию огня.
   Вывод: артиллерия РККА в существующем виде менее эффективна по сравнению с артиллерией немецко-фашистского Вермахта. Она способна сокрушить своим мощным огнём противника, однако это потребует большего, по сравнению с Германией, расхода государственных средств и сил советского народа. Требуется усовершенствование нашего "бога войны", насколько это будет возможно в современных условиях.
   Предложения: обязать Наркомат авиационной промышленности разработать специальный самолёт - артиллерийский разведчик-корректировщик не позднее 1 июля 1940 года и начать его мелкосерийный выпуск не позднее 1 октября 1940 года. Обязать командование ВВС РККА подготовить для каждой общевойсковой армии не менее одной разведывательно-корректировочной эскадрильи к 1 июня 1941 года. Обязать Наркомат боеприпасов разработать осколочно-фугасный, бетонобойный, осветительный и дымовой снаряды массой от 13 до 15 килограммов с количеством взрывчатого вещества, эквивалентным 1,25 - 2,5 килограммам тротила, к 1 января 1940 года. Обязать Наркомат вооружения (персонально - конструкторов Ф.Ф. Петрова и В.Д. Грабина на соревновательной основе) разработать к 1 июня 1940 года под эти снаряды гаубицу калибром не более 107-мм, с массой в боевом положении не более 2 тонн, пригодную для буксировки конной тягой. Обязать Наркомат вооружения восстановить в производстве 152-мм мортиру [конкретный тип?], причём выпустить не менее 1 500 орудий к 1 июня 1941 года. Усилить инструментальную разведку, топографическую службу, систему целеуказания и корректировки дивизионной, корпусной, армейской артиллерии и артиллерии Резерва Главного Командования. Ускорить (если таковые ведутся) работы В. Красовского и выпуск на основе этих работ топографических карт (в другом мире этот выпуск был осуществлён под руководством начальника "Метростроя" А. Баранова).
   6. Теоретически в нашей стране признаётся важная роль связи для достижения победы в бою, в операции, в войне в целом. Однако перед и во время войны с фашистской Германией командованием Красной Армии не было сделано всё возможное для максимального совершенствования организации войск связи и их материальной части.
   Имеющиеся радиопередатчики, предназначенные для установки на самолёты, имеют избыточные массу и габариты и требуют постоянной настройки, что особенно затруднительно для лётчиков-истребителей. Плохое экранирование радиопередатчиков приводит к тому, что работа двигателей (главным образом на одномоторных самолётах) создаёт сильные помехи, которые слабосильные радиоприёмники ведомых машин устранить не могут. Радиус радиотелефонирования основных самолётных радиостанций невелик, что замедляет скорость радиообмена и расшифровки лётчиками полученных сведений.
   Бомбардировочная и минно-торпедная авиация практически не используют радионавигацию из-за отсутствия оборудования на самолётах и радионавигационной сети на земле. Соответственно лётчики этих видов авиации во время выгодных для них сложных метеоусловиях летают плохо. Всё это на порядки снижает эффективность ударов дальней авиации.
   Танковые радиостанции также тяжелы, громоздки, недостаточно дальнобойны (особенно при телефонной передаче), сложны в использовании и обслуживании. Дополнительную сложность добавляет то обстоятельство, что во время боя лампы быстро и легко выходят из строя. Тем самым командиры танков лишаются всякой, хотя бы и ненадёжной, связи с подчинёнными, соседями, командованием.
   Значительная часть советского командования в начале войны с Германией радиосвязью пользоваться не умела и не любила. Это объяснялось не только и не столько недостатками в подготовке самого командно-начальствующего состава, сколько состоянием батальонов и полков связи объединений и соединений Красной Армии. Дальнодействующих радиостанций было мало, как штатно, так и фактически, что облегчало противнику пеленгацию местоположения наших штабов. Шифровальная аппаратура у частей связи отсутствовала, что облегчало противнику прочтение перехваченных сообщений. Сами радиостанции монтировались на базе грузовиков и автобусов, что облегчало противнику поражение личного состава радиостанций и уничтожение самой материальной части.
   Отсутствует портативная радиотелефонная станция на уровне взвод - рота. Имеющиеся ротные и батальонные радиостанции работают ненадёжно, имеют избыточную массу, их использование во время боя слишком сложно, особенно для слабоподготовленного личного состава. В то же время практически не используются простые свето-цветные средства сигнализации.
   Вывод: войска связи в настоящее время не способны обеспечить достаточно оперативную связь штабов с войсками и между штабами различного уровня. На самом поле боя без радиосвязи и без простейшей беспроводной сигнализации войска Красной Армии окажутся малоуправляемыми.
   Предложения: в течение месяца через Наркомат внешней торговли определить лучшие образцы мировой радиотехники, после чего закупить соответствующую материальную часть из расчёта 100% обеспечения штата двадцати механизированных дивизий. При батальоне связи сверх штата сформировать радиомастерскую с возможностями экспериментального производства средств связи, главным инженером мастерской назначить Лосева Олега Владимировича. Трест радиопромышленности Наркомата связи всемерно усилить рабочими, инженерно-техническими кадрами, производственным оборудованием, обязав к 1 января 1940 года разработать, по меньшей мере, следующие образцы. Портативный (до 10 килограмм с элементами питания) радиотелефонный приёмопередатчик. Безламповый танковый радиоприёмопередатчик с дальностью радиотелефонной связи (во время стоянки) не менее 50 километров. Лёгкий экранированный авиационный радиоприёмопередатчик с дальностью радиотелефонной связи (при средней сложности прохождения волн и высоте полёта не более 5 километров) не менее 200 километров. Разработанные образцы не позднее 1 мая 1940 года поставить на массовое производство (поточно-позиционным методом) с тем, чтобы к 1 мая 1941 года было произведено радиостанций не менее чем на батальоны и полки связи армии прикрытия (150 расчётных дивизий, 3 тысячи линейных самолётов). Также радиопромышленность должна обеспечить каждый второй самолёт-истребителя (второй - только с приёмником) и каждый самолёт-бомбардировщик, штурмовик, разведчик надёжным авиационным радиоприёмопередатчиком. Кроме того, радиопромышленность должна обеспечить каждый четвёртый танк надёжным танковым радиоприёмопередатчиком (остальные три - только с приёмниками).
   7. Лозунг товарища Сталина: "Кадры решают всё!" - целиком и полностью относится к Красной Армии. Уровень боеспособности её соединений, частей и подразделений зависит в первую очередь от командно-начальствующего состава. С этим в нашей стране имеются определённые проблемы.
   К началу войны с Германией в РККА имелся значительный некомплект среднего, старшего и высшего командно-начальствующего состава - более 10% штата мирного времени, в абсолютном размере - более 50 тысяч человек (429 тысяч человек командно-начальствующего состава по списку). Такой некомплект в сочетании с малым стажем основной части командиров Красной Армии (менее 2 лет) ослаблял действующие войска и запасные части.
   Имеющиеся командиры и начальники к началу войны с Германией, в целом были недостаточно знакомы со своими прямыми обязанностями, как из-за нехватки опытных командных кадров военно-учебных заведений, готовивших средний командно-начальствующий состав, так и из-за недостаточного материально-финансового обеспечения военно-учебных заведений вообще.
   Немало военачальников в таких условиях окажутся недостаточно принципиальными и требовательными, будут не в состоянии резко повысить подготовку своих подчинённых - командиров, начальников, бойцов. В боевых условиях такие представители высшего командно-начальствующего состава Красной Армии покажут себя настоящими дезорганизаторами, воинами, склонными к панике и неспособными к обучению. При этом институт военных комиссаров эти проблемы сможет компенсировать лишь в небольшой степени, поскольку багаж их военных знаний будет слишком невелик.
   Вывод: в настоящее время кадры Красной Армии слабы и не могут обеспечить полного использования тех богатых возможностей, которые даёт нашим войскам могучее социалистическое народное хозяйство Советского Союза. Без повышения качественного и количественного уровня командиров и начальников РККА выполнение шести вышеприведённых пунктов даст лишь минимальный полезный эффект. На командно-начальствующих кадрах партия, правительство, весь советский народ должны обратить особое, чрезвычайное по своему значению, внимание.
   Предложения: сделать первоочерёдным финансирование и снабжение всех военно-учебных заведений, обеспечивать их полностью по штатам новейшим оружием, снаряжением, приборами. Переформировать все средние военно-учебные заведения в курсы среднего комсостава со сроком обучения не более 6 месяцев у пехоты и не более 9 месяцев у кавалерии и технических родов войск. Для курсов с переменным составом, имеющим образование не ниже 10 классов и отслужившим не менее трёх месяцев срочной службы в рядах Красной Армии срок обучения сократить до 3 и 6 месяцев соответственно. Передать все военно-учебные заведения в ведение соответствующих Главных Управлений родов войск, Главное Управление военно-учебных заведений переформировать в инспекцию. Командные курсы и курсы повышения квалификации в плане пополнения и выпуска переменного состава закрепить за конкретными соединениями, точно также закрепить выпуск военных академий за военными округами. Приравнять составление неверной характеристики на курсанта, командира или начальника к служебному подлогу. За пьянство, служебное несоответствие, непредумышленные убийства и другие преступления, не попадающие под статью пятьдесят восьмую Уголовного кодекса РСФСР командиров и начальников подвергать разжалованию в рядовые, для чего Наркомату обороны организовать не менее одного штрафного стрелкового батальона на каждый военный округ.
  
   "Устойчивость кадров дивизии, как командно-начальствующих, так и красноармейских, является важной частью боевой подготовки мотомеханизированного соединения.
   Устойчивость кадров должна обеспечиваться, во-первых, пополнением её в течение продолжительного периода (не менее пяти лет) из одних и тех же местностей. Руководство РККА и СССР выбирает район основного комплектования каждой механизированной дивизии, устойчивый политически и культурно развитый, в массу призывников которого в дивизии будут вкрапляться призывники из менее надёжных и развитых регионов.
   Во-вторых, устойчивость кадров должен обеспечивать особый способ учёта и распределения полностью восстановившихся раненых и больных воинов из состава мотомеханизированного соединения. Этот способ заключается в преимущественном возвращении раненых и больных в состав их прежнего соединения, по возможности - в состав их прежней части, их прежнего подразделения.
   По выполнении указанных выше требований можно рассчитывать поднять типичное мотомеханизированное соединение Красной Армии на уровень несколько выше танковой дивизии Вермахта".
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"