Умница Люська : другие произведения.

Великий реформатор Мартин Лютер и его суровая жена

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В 1517 году немецкий священник Мартин Люґтер вывесил на всеобґщее обозрение 95 тезисов, критикующих католическую церковь. Это выступление поґложило начало Реформации в Германии. А в христианстве поґявилось новое направление - лютеранство, по сути своей протестантское (от лат. protes-tans - "публично доказываюґщий").
  
  
  Что же публично докаґзывал Мартин Лютер? Он считал, что надо отказаться от сложной церковной иерарґхии, не противопоставлять дуґховенство мирянам, отменить монашество и целибат (обет безбрачия), упростить церковґное богослужение. Особый протест вызывало у Лютера платное отпущение грехов (инґдульгенция), которое в его вреґмя превратилось в средство обогащения духовенства.
  
  Лютеране и сейчас придержиґваются тех же принципов, разґделяя их с другими протестанґтами - кальвинистами, представителями англикансґкой церкви, методистами, бапґтистами. Особенно распростґранено лютеранство в Гермаґнии, США, скандинавских странах, Эстонии, Латвии.
  
  
  Через три года после того, как Лютер вывесил на дверях церкви в Виттенберге свои тезисы, он был отлучен от церкви папой римским. Опасаясь дальнейших репрессий, он вынужден был скрываться под чужим именем. Но времени зря не терял - занялся переводом Библии на немецкий язык.
  
  Тем временем новое христианское учение стало распространяться по всей Гермаґнии. Тезисы "виттенбергского соґловья" (так называли Лютера совреґменники) передавались из уст в усґта, переписывались, их иллюстриґровал друг Лютера, один из лучших художников той поры Лукас Кранах.
  
  
  
  А Виттенберг принимал беглых монахов. После роспуска монастыґрей в 1521 году к Лютеру каждый день стекались беженцы. Чтобы прокормить себя, им предстояло начать новую жизнь. Мужчинам - найти работу, женщинам - вернутьґся к родителям или выйти замуж. Лютер брал на себя ответственґность за их судьбы, помогал приґспособиться к новой жизни.
  
  В числе прочих из Торгау прибыґли девять беглых монахинь. Восьмеґрых Лютеру удалось пристроить, а девятая, Катарина фон Бора, остаґлась без крова. Семья отказалась принять ее обратно, замуж выдать не удалось. И Лютер принял неорґдинарное решение - самому жениться на несчастной девушке. Наґдо было обладать незаурядной смеґлостью, чтобы нарушить целибат - обязательное безбрачие духовенґства, узаконенное папой в XI веке (в католической церкви оно сохраняґется и сейчас).
  
  
  Мартин Лютер. Работа Лукаса Кранаха
  Это было первое в истории вступление в брак евангеґлического священника. Оно послуґжило примером для многочисленґных последователей лютеранства.
  
  Лютеру такое решение далось нелегко. Он понимал, что рискует жизнью. "Мне не чужды желания, испытываемые мужчиной, я не каґменный, - честно признавался он.
  
  - Но я сознаю, что в любой день моґгу быть сожжен на костре как ереґтик".
  
  В чем же состояла ересь Лютеґра? В том, что он осмелился проґчесть Священное писание иначе, чем диктовала католическая церґковь. Он принял как должное завет Бога людям жить в любви и продолґжать свой род. "Богу было угодно, чтобы я сжалился над несчастной девушкой, - писал Лютер позже. - В конце концов все вышло как нельґзя лучше. Я получил верную и преґданную жену". А Катарина фон Бора - верного и преданного мужа, моґгут добавить биографы великого реґформатора.
  
  Катарина фон Бора, как и многие ее сверстницы, еще ребенком была отправлена в монастырь. Так ее роґдители, обедневшие дворяне, реґшили сразу две задачи: девочка поґлучила образование, а в семье стаґло одним ртом меньше. В восемь лет Катарина дала обет жить в посґлушании и хранить целомудрие. Асґкетическое воспитание, конечно, наложило отпечаток на всю жизнь Катарины. Многие биографы Лютеґра находили ее нрав излишне суроґвым, говорили даже, что она извоґдила мужа и детей непомерной строгостью. Такой ее изображали биографы Мартина Лютера, высоко чтившие его. Но мало кому приходиґло в голову посмотреть на все глазаґми его жены.
  
  Союз Лютера и Катарины не был следствием страстной любви. Фунґдаментом этого брака стал долг, стержнем - взаимное доверие, а главной целью - продолжение роґда, освященное Богом.
  
  Венчание состоялось 13 июня 1525 года. Лютеру было сорок два года, Катарине - двадцать шесть. Молодожены поселились в заброґшенном, обветшавшем монастыре августинцев, который стал их присґтанищем на всю жизнь. Никакого имущества у новобрачных не было, если не считать серебряного бокаґла, который им на свадьбу подарил курфюрст.
  
  Эту единственную ценную вещь Лютер не раз пытался подарить. "Я хотел передать тебе с посыльным на память небольшой серебряный боґкал, - писал он финскому реформаґтору Микаэлю Агриколе, - но Кете (так Лютер называл жену) выхватила его у меня и спрятала. Поґдожди, скоро у нее начнутся роды, и тогда уж я постараюсь найти его".
  
  Катарине чудом удалось спасти бокал, и со временем он стал осноґвой (а скорее, символом) благопоґлучия семьи. Во всяком случае, посґле смерти великого реформатора в описи его имущества фигурироваґли, в дополнение к серебряному боґкалу, дом, небольшой крестьянский двор, пять коров, девять телят, одна коза с двумя козлятами, восемь свиней и две свиноматки с тремя поросятами.
  
  Чтобы добиться отноґсительного материального благопоґлучия, Катарине приходилось быть не только экономной, хозяйственґной и трудолюбивой, но и суровой.
  
  Их дом называли "постоялым двором для бедных". Двери в нем были всегда открыты для любого, кто нуждался в помощи. За стол неґредко садились не только бедняки, но и высокие иностранные гости. То немногое, что было в доме, Лютер готов был раздать и раздарить.
  
  Чтобы в доме всегда была еда, Катарина вынуждена была завести хозяйство. Она не только выкармґливала скотину, но и выращивала пшеницу, разводила рыбу в пруду. Один современный экономист подсчитал расходы семьи Лютера. И пришел к выводу, что в доме траґтилось в три раза больше средств, чем зарабатывал глава семьи. Разґницу покрывало натуральное хозяйґство, которое вела Катарина.
  
  Люґтер, отдавая должное хозяйственґным способностям жены, в письмах обращался к ней: "Уважаемый госґподин Кете".
  
  Ровно через год после свадьбы у них родился первый ребенок. "Я счастливый человек, - писал Лютер друзьям. - Катарина, лучшая и люґбимейшая из жен, подарила мне сыґнишку, маленького Ганса Лютеґра". За девять лет у них родилось шестеро деґтей. Две дочери умерли. Особенно тяжело Лютер пеґреживал смерть своей любимиґцы - тринадцаґтилетней Магдаґлены, очень одаґренной девочки. А сыновья продолґжили род Лютера, в Германии и Швеции и сейчас живут их потомки.
  
  Это был настоящий протестанґтский брак, основанный не на любґви, а на долге. Он выдержал все исґпытания - и нищету, и гонения, и трудности. Строгая Катарина вполґне соответствовала библейскому идеалу жены. При всей суровости ей доставало доброты и душевных сил, чтобы заботиться обо всех в доме. Никогда не забывала она и о том, что в самое тяжелое время именно Лютер спас ее. Так может быть, разґделенное чувство долга, глубокое доверие и благодарность - лучшая основа для брака? Более прочная, чем страсть или романтическая люґбовь?
  
  При всей кажущейся прозаичґности жизнь Лютера и Катарины быґла наполнена высоким смыслом. Их окружали друзья и единомышленґники, за столом велись философсґкие беседы, в доме часто музицироґвали, пели, даже танцевали. И, коґнечно, большую радость приносили дети.
  
  Сохранилось несколько портґретов Катарины Лютер, написанґных другом семьи Лукасом Кранахом. Серьезное выражение лица, внимательный взгляд, плотно сжаґтые губы... Красавицей эту женґщину не назовешь, но есть в ней особое досґтоинство. Она оставґляет впечатление человека, для коґторого долг - не тяжелая ноша, а важная жизненґная задача.
   Трудно предсґтавить себе Марґтина Лютера без этой преданной, хотя и суровой спутницы жизни.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"