Логинов Александр Анатольевич : другие произведения.

Средневековые корабли: Xiv и Xv вв

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Корабли средневековья: XIV и XV вв. Это только начало. Буду добавлять материал.


   Баржа - парусно-весельный корабль клинкерного типа, имевший мачту, прямой парус и 30, 38, 40, 50, 54, 80 весел. Часто баржи имели укрепленные "замки" на корме и баке.
   Королевская инструкция в 1372 году предусматривала строительство барж для короля длиной в киле - 80 футов, и бимс - 20 футов.
   Команда: сорок восемь моряков, двадцать шесть человек men at arms, двадцать шесть лучников. Баржа из Саутгемптона имела на борту 92 моряка, двадцать человек men at arms, двадцать лучников. В среднем моряков на баржах было от 36 до 92 человек.
   Баржа из порта Хит (Хит (Hythe) - небольшой приморский город в графстве Кент, Англия.) в 1375 году имела экипаж 55 матросов и 47 солдат.
   Баржа "Horseman" груженая рожью имела экипаж 32 матроса и 91 солдат.
   Четыре большие баржи и два balingers, в январе 1443 года, помимо груза (250 quarters пшеницы, 500 quarters солода, 100 pipes пива, 10 quarters соли, и 12 barrels меда) были способны вместить 120 человек латников и 480 лучников и матросов.
   Кстати, порт Хит - самый короткий путь в Англию из Франции.
   Вооружение: восьмидесяти весельная баржа "Paul of London" построенная зимой 1372-73 годов имела на борту пластинчатые брони (30), копья (30), луки (60), тетивы (500) и пучки стрел (400), кроме того 4000 стрел для арбалетов (хотя сами арбалеты отсутствовали в комплекте поставки).
   Тоннаж: 40, 45, 50, 51, 60, 62, 110, 150, 200, 240, 300 тонн.
   Применение: патрулирование побережья, абордаж, рейды по рекам в глубь территории противника, перевозка товаров, транспортировка солдат.
   Пример, в 1387 году баржа из Дартмута имела на борту 80 бочек (бочка - 252 галлона, имела объем в 35 кубических футов) вина из Гаскони.
   La barge de Saint John везла 8400 шкур.
  

  Клинкерный корабль, образец тех, что использовались Генрихом V для перевозки войск. Некоторые из них были водоизмещением до 1000 тонн и были специально переоборудованы для транспортировки лошадей
  
  
  
   BALINGERS - парусно-весельный корабль клинкерного типа, без крытого бака, имевший 1-2 мачты, прямой парус и до 62 весел. Балингер был специально сконструирован англичанами, как бы в ответ на невозможность использования галер. В документах зафиксированы балингеры в 28, 36, 38, 40, 44, 48, 50, 62 весла. Зимой 1377-1378 годов все построенные балингеры имели от 34 до 50 весел и по одной мачте. В Англии двух-мачтовые балингеры стали строить с 1416 года в Саутгемптоне. Тогда в течении ряда лет по заказу короля построили несколько судов подобного типа. Первый двухмачтовый балингер носил имя "Anne". Лишь в 1430 году первый английский балингер был перестроен в трехмачтовое судно.
   Команда: сорок моряков, десять человек men at arms, и десять лучников.
   Тоннаж: 16, 20, 25, 30, 50 тонн. (Примечание: balingers - это маленькие баржи, большие суда могли проходить в документах, и как balingers и как баржи. Например, в 1378 году 100 тонный balinger назван по имени - "Cog Джон" из Ярмута, что является еще одним свидетельством отсутствия у современников точности в определении различных типов судов, ког был типичным vessels.)
   Применение: разведка, патрулирование, абордаж, рейды по рекам в глубь территории противника, рыбалка, перевозка товаров (вина), транспортировка солдат.
  
  
   Краер - небольшой торговый корабль, уменьшенная копия балингера. Корабль в 20-30 тон (1341 год), иногда в 60 тонн (1376 год). Так, краер "Джеймс" из Gillingham в шестьдесят тон, и с грузом на £180, был захвачен испанцами в 1376 году. Экипаж 16 человек. Crayers, вероятно, имели палубу с надстройкой.
  
   Пикар (Pickards) - впервые упоминается в 1320 году, он был одно мачтовым судном в 10-40 т, не имел палубы, использовался в основном в качестве вспомогательных судов для рыбодобывающего флота, перевозил на берег товары с кораблей, стоящих на якоре, развозил товары по мелким рекам и ручьям. Широко использовался но побережье Шотландии, Англии и по всей Ирландии.
  
   Birlinn - парусно-гребная лодка, использовавшаяся на побережье Шотландии и архипелага Гебриды. Судно имело от 12 до 18 весел, одну мачту с квадратным парусом. Использовалась для рыбной ловли и торговых перевозок между Англией и Шотландией. Пираты использовали данный тип судов для нападений на побережье Англии, так как конструкция кораблей позволяла подниматься в верховья рек. К сожалению, схожесть судов со скандинавской традицией строительства подобных судов остается лишь только предположением, так как до сих пор ни одно судно не было найдено и о внешнем виде кораблей можно судить только по дошедшим до нас изображениям.
  

  birlinn
  
  Lymphad - парусно-гребная лодка использовавшаяся на побережье Шотландии по типу birlinn, но меньших размеров.

  Lymphad
  
   Хой (hoy) - возник во Фландрии в 15-м. веке. Одномачтовые судно обычно в 25-80 тонн. Использовали на коротких морских путях.
  
   SPYNES или SPINACES, или иначе PINNACES (иногда их называют Fusts или Foists) - кажется, это были большие лодки, вмещающее двадцать пять мужчин, и, вероятно, были использованы для скоростного сообщения.
  
  Playtes, farecroft - суда, на которые в октябре 1443 года сэр Джон Фастольф получил от короля лицензию на перевозку строительных материалов из Ярмута в Caister для строительства своего замка в родовом поместье доставшемся ему в наследство от матери.
  
  Pessoners, или poissoners были рыболовецкие суда. Упоминаются под 1341 годом, когда адмирал повелел обеспечить сто кораблей: pessoners, или poissoners, и crayers и других малых судов, тоннажем менее тридцати тонн.
  
  Lynes, кажется, были небольшие галеры, Walsingham говорит о двух больших галерах и другого рода кораблях под названием line, баржи, и balingers. В речи канцлера, в парламенте, в 1371 году, говориться, что французы имели многочисленный флот галер, flutes, lynes, и vessels.
  
  Lique был маленьким, легким, быстрым судном. Фруассар говорит, что дон Альфонсо из Испании бежал от английской эскадры в 1342 году на lique.
  
  Pinnaces упоминаются неоднократно. В 1339 году два espinaces были отданы под командованием сэра Ричарда Talbot, для защиты Саутгемптона. "Маргарет spinace" была одним из английских судов в битве при Sluys, и имела экипаж из тридцати пяти человек. Pinnaces также входили в состав английской эскадры в "Espagnols sur Mer". В мае 1350 года, плотникам и другим рабочим было приказано работать на кораблях короля, pinnaces и баржах.
  
  Shutes и Schnigge - большие быстроходные плоскодонные парусные лодки (последние могли при необходимости быть с веслами), грузоподъемностью в в 10-25 ластов (ласт равен 2 метрическим тоннам). Они упоминаются в 1376 году, как портовые и речные лодки на берегу Темзы. Использовались для транспортировки по рекам товаров как соль и древесина. Shutes и Schnigge были также использованы для посадки и погрузки лошадей в экспедициях короля. В 1370 году сорок шиллингов были выплачены за одиннадцать shutes, по договоренности, для транспортировки восьми тысяч четыреста шестьдесят четырех лошадей на корабли в Rye, отправляющихся с сэром Робертом Ноллис в Бретань.
  
  Tarics были большие корабли, в основном используемые в Средиземном море, хотя Minot говорит, что были два tarettes во французском флоте в 1338 году. Их размеры можно представить из того, что в 1281 году десять tarics погрузили на борт триста латников и триста лошадей, с их esquires и обслугой. Генуэзцы жаловались в 1370 году, что корабль и два 'cogs, или taritse" из Генуи, нагруженные товарами, был несправедливо захвачены в море у берегов Англии.
  
  Lighter. Упоминается единожды, в 1372 году, когда был нанят за 3 шиллинга и 4 пенса для перевозки бочек с берега на корабль.
  
  Hakebot, Hocboats, hokebos - распространенное во Фландрии судно, по видимому, эволюционировавшее из рыбацкой лодки.они были впоследствии использованы в перевозке товаров и в некоторых случаях во время войны. Часто упоминается среди судов в порту Ипсвича.Фруассар, описывая французский флот в Sluys, говорит, судов было более чем сто сорок кораблей, кроме "hokebos". Hocboats, кажется, были аналог современных " hooker" - рыбацких лодок на западном побережье Ирландии. Эти лодки хорошо подходили для мелких вод залива Голуэй.

  
  Keels и Segboats. Keels в 14 и 15 веках, были плоскодонные лодки с низкими бортами, как правило, использовались для перевозки товаров с берега на суда. Упоминаются под 1337 годом, когда 18 января было приказано 8 таких лодок названных "Keels и segboats" доставить в Линн и Кембридж для переделки в баржи.
  
   Busses - судно для промысла сельди, использовалось голландцами с 1416 года.
  
  leños - парусно-гребное судно, имеющее две мачты и от 6 до двадцати весел, использующееся арагонскими королями и марокканскими эмирами для патрулирования побережья.Думаю, что все-таки это было торговое судно, типа "НАО". Правда, есть упоминание корабля в сорок весел и даже в восемьжесят весел, но это скорее исключение, чем правило.Иногда в источниках есть уточняющие сведения о типе корабля, например: leños de bandas, leños gruesos. Упоминаются часто в конце 12 - начале 13 веков и середине 14 века в испанских источниках.
  
  Трешкот - небольшое грузовое судно, которое обычно тянут бичевой. Штральзундский мир. Ст 12. Далее, вышеупомянутые бюргеры и. купцы могут иметь в Сконии свои трешкоты и рыбачьи лодки и беспрепятственно заниматься рыбной ловлей: за каждый трешкот они должны платить торговую пошлину не более одного большого шиллинга, независимо от своего местонахождения. F. Keutgen "Urkunden zur stadischen Verfassungsgeschichte", ? 437, s. 529-534.
  
  Skute - плоскодонное судно, обычно называемое шкут. Курсировало между Данцигом и городои Швец, что в миле от Кульма.
  
  nascella - термин nascella, кажется, был использован, как синоним Navicula,navisole, по смыслу - это небольшое судно, и нет ничего, чтобы показать, что они были своеобразной конструкции, или различны, за исключением размера.В "Roman de Perceval" nascella - маленькое судно с парусом, но без руля и весел. Несмотря на общий запрет на доставку в 1226 году, два "nascellas" получили разрешение отправиться из Lynn с грузом из шкур.
  
  sorneks - судно класса " lighter" или "billyboy" (каботажное парусное судно). В 1225 году была выдана лицензия приору Lewes для sorneck (буквально Unam sorneccam) пойти в Caen, за камнем для строительства своей церкви.
  
  galiots - Minot говорит о galiots как о судах входивших в состав французского флота в 1338 году. Можно предположить, что они были своего рода небольшими галерами.
  
  hulk - Несмотря на то, что у англичан были суда под названием "hulks", и хотя этот термин часто встречается в пятнадцатом веке, он редко встречается в царствование Эдуарда Третьего. Фруассар упоминает "Hus" среди судов короля Франции в Средиземном море в 1336 году, и одно из судов переданых в распоряжение вновь назначенному хранителю Военно-морского флота короля в 1338 году, был "hulk" "Christopher of the Tower".
  
  Doggers и Lodeships - одномачтовая лодка, используется в Северном море для ловли трески. Они были в целом около 15 метров, с максимальной шириной 4,5 метра, а осадка около 1,5 метров. По уставу 1357, который содержит некоторые любопытные правила рыболовства, было принято, что все корабли под названием "Doggers" и "lodeships", принадлежащих к определенным портам Норфолка должны выполнять свою рыбу только в Блэкни. Экипаж Doggers иногда достигал тридцать человек, в мае 1373, такое число моряков было на "Мэри, Dogger of Clay', на службе короля.

  
  Бригантины (Bergantini) немного меньше, чем галеры, но той же формы, они имеют от 8 до 16 банок с одним гребцом на банке. Корпус бригантины довольно длинный и тонкий, что делает их простыми в управлении. Бригантины имели закрытую палубу, один или два паруса, часто один из них пыл прямой (квадратный). Они очень быстрые, удобны еще тем, что занимают мало места, и весьма приспособлены для гонки, за что их любили пираты. Турки использовали их больше, чем христиане.
Бригантина []
  
  Фрегаты меньше, чем бригантины, корма ниже и палуба ниже чем у бригантины. Они имели от шести до двенадцати весел, по одному гребцу на весло. Отличались легкостью хода и высокой маневренностью. Фрегаты несли один очень яркий парус и были очень скоростными, особенно то, на которых плавали пираты. Торговцы активно использовали фрегаты для каботажного плавания.
  
  Barbotae - так крестоносцы называли легкие суда сарацин, буквально обтянутые кожей суда. Именно на таких легких судах сарацины захватили корабль тамплиеров когда его подхватило силой шторма и вынесло на городской берег Нила к врагам.
  
  Брисес (brices), мн.ч. от брика (brica) - как сказано в примечании "Хроника Хайме I", (перевод Форстера и Гайангоса), представляют собой плоскодонные суда, предназначенные для транспортировки лошадей и боевых механизмов.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"