Вологда : другие произведения.

Призрак болотного зверя (забытая тайна череповецкого болота)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:



  
  ПРИЗРАК БОЛОТНОГО ЗВЕРЯ
  
  (это не фантастика, это просто не похоже на правду)
  
  Первые сообщения о страшном череповецком болоте появились в грамотах Белозерского князя Михаила Андреевича. Серьезно этими странными местами занимался 125 лет назад петербургский ученый и врач Павел Грязнов, который первым предоставил тогдашнему ученому миру образцы и пробы странного череповецкого торфа. В 1992 году группа московских уфологов вновь изучала остатки болота под городом Череповцом, но до сих пор не опубликовала результаты трех экспедиций. В 1994 году череповецкое болото взяли на учет в немецком международном центре изучения аномальных явлений...
  Сегодня болото почти умерло? Оно высохло, и на его ближнем краю нынче расположились обыкновенные дачи' территории металлургических и химических комбинатов и других промышленных объектов. За последние полвека на бывшем болоте появились ягоды, стали расселяться птицы и мелкие животные. Все вроде бы в порядке...
  Но оно, вероятно, продолжает преследовать тех, кто по-настоящему пытается изучить старого Болотного Зверя: три года назад выбросился из окна своей московской квартиры Александр Пшеницин, руководитель экспедиции 1992 года по болотам Череповецкого района...
  ЗАБЫТАЯ ТАЙНА ЧЕРЕПОВЕЦКОГО БОЛОТА:
  
  1879 год. Загадка лекаря Грязнова. Зверь появился давно. Непонятно: болота ли породили "томный дух" или сам дух породил для себя эти болота? Об этом уже никто знать никогда не сможет.
  Еще в забытом веке по южной дороге от Белоозера стали пропадать купеческие люди. По одному' по двое, а то и целыми обозами выезжали они из северного города и не возвращались назад. Грешили на людей лихих, на зверя болотного или лесного. Только зря грешили. Вооруженные люди прочесали окрестные места, и только однажды удалось найти брошенную телегу на краю большого болота. Ни лошадей, ни всадника рядом не было, а телега та осталась с не разграбленным добром, просто брошена. А следы живых ушли в болото. На этом бы и дело кончить, но нажива заставляла северных купцов иногда ходить по лихим местам, и много страшных сказок о Большом Драконе сложили в Белоозере...
  А однажды вернулся один. Десять лет не давал о себе знать, а когда пришел, рассказал столько небылиц, что на много лет прослыл бы чудаком из чудаков. Но он привел неверующих к краю огромного болота, где по всему берегу валялись останки телег и возов. Ужас взял тех людей неверующих, и разбрелись они в панике. (Местная череповецкая сказка, записанная Грязновым в 1879 году).
  Болото то' по моим расчетам' в сорока километрах к северу от города Череповца. Я попробовал взять анализы торфа с этого странного места - два дня болела голова, жить не хотелось. А послал в Петербург образцы торфа тамошнего, так в столице переполошил своих коллег. Кроме растительных остатков в образцах были следы более высокоразвитой жизни. Отписали' что редкое болото мое, и нет таких боле.
  И соседи' хозяева здешние мои' поучают, чтобы не ходил я на старую дорогу' не искал бы себе погибели. Странный народ' темный народ. Два года живу в этом захолустье, диссертация продвинулась лишь на треть. А болеют здесь странно. Диаграммы такой не начертишь. Такого числа полоумных людей, наверно, нигде больше не сыскать. А самоубийства - это просто городской кошмар. В прошлом году четверо повесились, а трое совсем ушли, пропали. Лучшие парни пропали. И так испокон здесь. Дохнет все чистое или пропадает.
  Какой-то здешний учитель лет двадцать или тридцать назад опыты какие-то ставил, так записки его полиция похоронила. Да и меня полицейский чин уже дважды предупреждал не ходить на болота те' ересь это...
  1850-е годы. Версия полоумного учителя. Он воет' этот дух. Стоит однажды сходить туда, чтобы он навсегда остался с тобой. Он высасывает мозг. Он думает и заставляет молчать. Мой отец сошел с ума до моего рождения, а перед самой смертью он признался, что двадцать лет прожил в родстве с этим болотом, которое отнимало его силу' его мысли, заставляло совершать нечто невероятное. Отец гнал меня из Череповца...
  Я получил образование и вернулся. Отныне уже нельзя было уехать. Эти болота найдут везде?! Как можно бороться с такой махиной вонючего торфа. А как прекрасно это болото' когда находишь его впервые! И ягоды почти нет' и птицы мало. Не болото это вовсе.
  А как слышно болото в городе, я уже знаю троих, которые его слышат. Этому болоту тысячи лет. И в Череповце всегда будут жить люди, которые станут ему служить.
  Отказаться нельзя' отказаться поздно.
  1880 год. Диссертация Павла Грязнова.
  Из грамоты Белозерского князя Михаила Андреевича: "Не быти пути санному' не стопнику' а велел есми всем ездити с тарою дорогою пошлою' мимо их слободку на лес Череповси".
  Площадь болота - 80 квадратных верст. Среди болота располагаются несколько озер, из которых главные - Ивачевское и Пустынное. Поверхность самого болота состоит из упругого слоя' имеющего волнообразный вид' местами прорванного от напора более жидкого слоя, отчего и образуются так называемые плави или окнища. Глубина болота достигает всего две с половиной сажени' чуть больше пяти метров' дно его плотное' глинистое...
  "Поющие" болота к северу от города - это не только предание' такое название родилось в результате многолетних наблюдений очень многих людей...
  Удивительно происхождение очень глубоких мест в этом неглубоком болоте с твердым глинистым дном. Мне случалось находить участки без дна...
  Полное замерзание местных болот способствовало быстрейшему выздоровлению людей - именно зимой, как будто источник заразы происходил из болот...
  ('Опыт сравнительного изучения гигиенических условий крестьянского быта и медико-топография Череповецкого уезда'. Докторская диссертация лекаря Павла Грязнова. С.-Петербург, 1880 г.).
  1905 год. Из дневника череповчанина Перфильева. В Москве мне не поверили. Я двадцать лет опрашивал округу об этом явлении, но никто так и не смог подтвердить версию петербургского врача. Все лучшие люди действительно уезжают из Череповца или погибают здесь. А процент самоубийств уже не выше общегосударственного уровня, но полоумных намного больше. Это не душевная болезнь - это какая-то другая болезнь. Человек перестает ждать лучшего, становится молчаливым и если не пьет водку, то начинает рассказывать невероятные истории. Будто бы слышит по утрам, как где-то на севере вздыхает Озеро (болото). И живет та вода чужой жизнью. Она подчиняет себе людей, которые выполняют ее волю.
  Озеро не может жить одно, в городе всегда есть два-три человека, которые его слушаются. Они связаны с ним какими-то узами. Если это уже сумасшедшие, то их уже бесполезно выспрашивать. А как выглядят те, которые только что познакомились с Водой' Озером' Болотом? Как распознать их? (дом Перфильевых' ул. Источницкая' Череповец).
  1990 год. Комментарии местного уфолога. Три плохо связанных между собой рассказа сводят все к одному: плохой воздух череповецких болот имел такое огромное влияние на людей, что они одухотворяли и само это болото. Все три исследователя находили, что самые умные люди спешили покинуть родной Череповец или с их мозгом происходили странные вещи. Они слышали по утрам протяжные звуки с севера.
  Во многом они правы: из Череповца вышел только один известный человек - художник Верещагин, который' как мы знаем, покинул родной город очень молодым человеком и не торопился в него вернуться...
  Батюшков посещал свое череповецкое имение уже больным человеком, причем душевнобольным человеком...
  Пять лет прожил в Череповце необыкновенный мальчик - будущий поэт Игорь Северянин. И чуткая душа почувствовала здесь что-то неладное. Позднее он проклял наш мрачный город...
  1907 год. Из дневника череповчанина Перфильева. Я болен... По утрам шумит голова. Ужас в том' что шум не в самой голове' а вне ее - звук идет с севера... Я видел однажды это болото. Оно мало чем отличается от другого, но я тут же его узнал. С тех пор я ни разу не покидал города. Даже мысль о переезде вызывает животный страх. Я не боюсь умереть, но это не смерть, - это потеря самого себя...
  Вначале все было хорошо, потом навалилась усталость. Не хотелось писать' читать' думать... И сейчас' мне кажется, ОНО мешает писать эти строки. ОНО живое, потому что я - уже мертвый...
  
  Комментарии 1988 года ученого Александра Пшеницына, который спустя несколько лет тоже выбросится из окна своей московской квартиры:
  'Это очень страшно. Представьте, как версию' что возможен и такой контакт с подобным болотом. Вы начинаете чувствовать слабость' безразличие' полнейшую апатию. Потом замечаете за собой легкое отупение. Все это объясняете разочарованием в жизни' ленью и случайными неудачами. Но однажды начинаете осознавать, что частью вашего головного мозга уже распоряжается кто-то другой. Появляется резкое чувство "бредомании"' позднее - полное ощущение зависимости от чего-то властного и страшного. И в последней стадии вы неожиданно догадываетесь, откуда это идет, стараетесь убежать из города' от болота, но психически уже не можете. Тогда покорно идете на контакт-поклон с болотом. Ходите по нему днями и ночами' пока не решаетесь забраться на крышу самого высокого дома, откуда постараетесь упасть именно на голову, наслаждаясь желанием и предчувствием, что вместе со своими мозгами вы размажете по земле еще что-то там внутри... И это не самая страшная версия.
  Это типичное "растение" - болото. Таких четыре только в одной большой России, т.е. в сегодняшнем СНГ. И череповецкое болото страшнее самых страшных английских болот с "плохой родословной". Там болота населяют страшные вампиры, утопленные рыцари и прекрасные дамы. А все гораздо проще. Эволюция жизни на Земле не только шла по пути "вода - суша"' но и осталась частично в самой воде' как сгусток "живой воды". В угоду Дарвину и материализму официальная наука этим интересовалась слабо. Даже на Западе мало кто занимался расшифровкой старых преданий, как будто бы они на голом месте родились.
  Два месяца я и мои коллеги пытались доказать обратное, что это череповецкое болото - просто предание-сказка. Но даже поверхностное исследование новгородских и санкт-петербургских архивов' публичных библиотек и частных собраний убеждает в обратном. Странного больше, чем нужно. Мы стараемся собрать все воедино, а потом постараться понять механизм этой загадочной жизни. А документов много: от дневников' судебных сообщений' газетных заметок и пространных врачебных диагнозов до такого странного рода документов' как письма известного поэта Батюшкова и сюжетов картин художника Верещагина. Да' в стихах больного рассудком Батюшкова может содержаться зашифрованная информация о череповецком болоте. Я не удивлюсь, если он писал стихи с тайным подтекстом. Или' что еще страшнее' просто зашифровал для потомков что-то ужасное, что не могли понять его современники.
  Я рассуждаю об этом не на голом месте. В стихах умалишенного поэта один мой коллега уже нашел "хвост" какой-то криптограммы. Очень сложно в это поверить' пока весьма предположительно' но найти и доказать ключ хотя бы к одной зашифрованной строфе - и это станет сенсацией с мировым именем. К сожалению, не сохранился дом Батюшковых в Череповецком районе.
  И вообще там, где часто бессильна наука, что-то могут объяснить люди-души: священники' поэты' писатели' философы' художники... Помните: типичный образ умного человека в России прошедшего века - это врач-писатель. А типичная чисто русская хандра? Чем не клинические признаки отравления болотом? Скажу больше: только у самых известных писателей девятнадцатого века и начала нынешнего было более трехсот сюжетов и эпизодов, связанных с болотами. С нами соперничает только английская литература 17-18 веков...
  Кстати, в районах череповецкого болота частота самоубийств до революции в три-четыре раза превышала общероссийские показатели. В девять раз была выше преступность, что говорит о повышенной агрессивности. Это мы уже готовы доказать с документами в руках. Но это мелочи. А вот действительно странность: по всей России самой распространенной формой само лишения жизни было удушение, а в этих краях - членовредительство, а еще точнее - желание травмировать себе голову.
  Первый документалист болота - полоумный учитель - очень страшно оборвал свою жизнь в середине прошлого века. Я не нахожу возможным описать это. Третий исследователь - мещанин Перфильев или его однофамилец (точно не установлено) - бросился с крыши вниз головой. Мы до сих пор не знаем: один был Перфильев или два? В разных эпизодах они друг на друга не похожи.
  Старший лесник "отпраздновал" свое повышение зарядом дроби в голову. Его преемник позднее повторил это в точности. Оба выстрела в лобную часть головы. В центр. Были и другие попытки нанести своему мозгу наиболее страшное разрушение. Жертвы убивали себя зверски. Все такие случаи фиксировались как горячка' буйное помешательство' порча. С последним я бы, пожалуй, согласился...
  Само болото' возможно' не убивало. Такого случая нами еще не установлено. Хотя самостоятельность таких самоубийств так же спорно... Сам ли человек, пытаясь избавиться от болотной зависимости, заканчивал свою жизнь самоубийством? Или получал такой приказ? Еще нет ответа. Ведь ни одного свидетеля болото от себя раньше не отпускало.
  А самый жуткий случай, когда сын сапожника уже почти дошел до пристани и собирался уехать из города. И вдруг упал на мостовую и бился головой о камень в течение нескольких минут. Даже руки запустил в "выпрыгнувшие" мозги. По странно счастливой улыбке на его лице ему тогда поставили диагноз "буйное помешательство"...
  
  Алексей ВИНОГРАДОВ
  город Череповец, 1988 (черновик текста).
  
  Впервые было опубликовано в 1990 году московским агентством новостей ИМА-пресс.
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"