Локсина Марина : другие произведения.

Давайте рассказывать друг другу сказки!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как же не хватает многим детям, да и взрослым тоже, устного сказочного творчества. Не у всех, кто пишет сказки есть дар рассказчика. Но так приятно закрыть глаза и прослушать любимую сказку...

  
  
  "Расскажи мне сказку", - просит ребенок маму перед сном. "Я жду принца на белом коне", - мечтает девушка о высокой и чистой любви. Многие сказки, их персонажи, идеи, сюжеты, крепко вошли в нашу повседневную жизнь. Со сказкой мы можем, умеем и хотим верить в чудо, в волшебную палочку, в прекрасную и добрую фею, которая придет и подарит нам Счастье, Любовь, Удачу, Благополучие. Конечно, всего этого мы можем достичь и без влияния сказки. Да так оно и происходит на самом деле - никакие чудеса не вмешиваются в нашу жизнь. Но как бы стало скучно и неинтересно существовать без надежды на то, что прекрасный принц все же приедет, и увезет в свою чудесную страну, даже если не тебя, то кого-то обязательно увезет...
  О сказках написано много интересных и полезных научных книг. Исследователи, литературоведы, лингвисты, фольклористы и многие другие ученые занимаются проблемами и вопросами изучения сказок, их сюжетов, морфологии, исторических корней, характеристикой героев, связью с мифологией и древними обычаями.
  Я начала интересоваться "сказочными" вопросами еще в студенческие годы. Мною была написана курсовая работа по культорологии на тему "Сказка как явление культуры". При подготовке я прочитала массу научной и околонаучной "сказочной" литературы. Открыла для себя имена великих Ученых, таких как В.Я Пропп, Е.М. Мелетинский, Э.В. Померанцева, Е.С. Новик, А.И. Никифоров, А.Н. Афанасьев, В.П. Аникин и многие другие. Никогда не думала, что существует так много людей, которых интересует исследование, изучение сказки. Для меня всегда сказка, в общем смысле слова, была как эмоциональный заряд. До сих пор помню, как в детстве я пугалась, когда мама рассказывала про Бабу Ягу, или Госпожу Метелицу. Как жалко мне было Ивана, который достал Живую Воду для своего отца, а братья его усыпили, отобрали воду, невесту, и убили беднягу, в конце концов. Хорошо, что нашлись добрые помощники, которые его оживили и доставили в последний момент к Невесте.
  Мне кажется, что сказка, как жанр народного творчества, для того и создана, чтобы влиять на чувства и эмоции людей. Ведь все знают, что сказка веселит, развлекает, учит сопереживать, вдохновлять, мотивировать и предупреждать, имеет психологическое воздействие на слушающего. Все остальные "разбирания по косточкам", по-моему, имеют вторичный характер. Прочитав множество сказок разных народов, можно поспорить об их функциональной идентичности. Хотя Пропп писал свой труд "Исторические корни волшебной сказки" на материале Русских волшебных сказок, но, как знаток мирового фольклора, учитывал содержание сказок народов Азии, Европы и Америки. Но и в них не во всех соблюдается тот ряд функций, которые он обозначил. Он сам говорит, что некоторые сказки не вписываются в его структуру, но они имеют "скрытые" функции, и все равно их можно "причесать под одну гребенку" со всеми остальными. Не знаю! Этот вопрос стоит у меня открытым.
  Как придумывались сказки раньше и как их сочиняют сегодня? Все зависело от личности самого придумывающего и рассказывающего. В основном, это были люди с большой фантазией, которые умели смотреть и видеть, слушать и слышать, а еще красиво говорить. Каждый раз, пересказывая одну и ту же сказку, рассказчик зависел от многих обстоятельств. Он должен был подстраиваться под аудиторию, под ее настроение. Также влияли погодные условия. Если шел дождь на улице, и вся деревня собралась в одном доме, чтобы послушать зашедшего к ним сказочника, вряд ли им понравилась бы сказка, в которой говорится о победе Воды, о потопе и т.п. Это скорее предрассудки, но их в те далекие и темные времена было предостаточно. Очень могла помочь сказочнику кое-какая информация, собранная о деревне, ее жителях, ее чаяниях. Можно было ее использовать, вставив в сказку как дополнительный штрих, как описание характера какого-то второстепенного героя, обыграть чью-нибудь привычку, о которой судят-рядят по всей деревне и т.д. И слушатели были связаны с рассказчиком невидимыми нитями его Фантазии. Они принимали правила его игры и включались в нее со всей страстью. Не только дети, но и взрослые, ведь они, в сущности, те же дети, только большого роста.
  Сейчас нам стало намного легче, так как сказки записаны, адаптированы, пересказаны известными писателями для лучшего нашего восприятия. Нам не надо искать того, кто бы рассказал нам сказку. Пойди в любой книжный магазин и купи любую понравившуюся тебе книгу. Хочешь - с картинками, хочешь - без картинок, просто с текстом. Принеси домой и прочитай сам, или попроси родителей, если ты еще не умеешь читать. Если закрыть глаза, то можно представить, как будто они тебе не читают сказку, а рассказывают.
  Так же для нашего удобства, и лучшего восприятия, режиссеры снимают фильмы и мультфильмы по сказкам, актеры читают сказки по радио, записывают их на кассеты и диски, художники пишут картины на сказочные сюжеты. Это все не "заменители" сказки, а ее "родные братья". Ведь называем же мы великим сказочником Андерсена, хотя многие сказки он не придумал сам, а взял за основу народные и добавил что-то свое. Режиссер А. Роу, по-моему, тоже великий сказочник. Он создал такие замечательные фильмы-сказки, что даже по прошествии многих лет они не теряют своей актуальности и волшебности (в смысле, волшебной силы искусства).
  Еще в доисторические времена, когда люди только учились ходить по земле, и не умели писать и читать, они уже рассказывали сказки, мифы, легенды. Это были истории о создании своего рода, о Солнце и Луне, о Дне и Ночи, о людях, которые приходили из-за гор, и дали им огонь. Искусство рассказывания всегда было неотъемлемой частью человеческой природы. Животным не присуще это умение. Люди через сказки и мифы передавали точную информацию, ведь в те времена не было ни телевизора, ни радио, ни газет, ни тем более Интернета, а человек требовал знаний, которые можно было получить только от других людей. Из поколения в поколение передавались сокровенные и священные знания, несшие в себе мудрость и память предков. Их хранители были очень почитаемыми людьми. А чтобы им не забыть ту информацию, которую получили они сами, и которую они должны передать дальше, эта информация облекалась в необычную форму. Фантастические, вымышленные герои и события очень четко внедрялись в память и слушающего, и рассказывающего. Не нужно было специально, дословно заучивать устный текст, можно было просто представить себе образ, картинку, и сказка сама появлялась на свет.
  Есть такая игра на развитие фантазии и внимания. Играющим предлагается какой-либо текст. Он читается первому игроку, остальные ждут за дверью и не слышат первоисточник. Когда входит второй игрок, то первый ему должен рассказать эту историю, так, чтобы остался смысл. Можно что-то добавлять от себя (чтобы рассказ получился более красивым и эмоционально насыщенным). Второй игрок пересказывает все третьему и так далее. Когда доходит дело до последнего игрока, то от первоначального текста мало что остается. Каждый новый рассказчик привносит что-то свое, личное отношение к героям или событиям, что-то опуская, что-то, наоборот, добавляя, так как считает это важным.
  Приготовьте два разных текста. Один должен быть отрывком из сказки, или целой сказкой, если она небольшая. Лучше, если это будет не всем известная сказка, но событийная и многообразная. А второй текст можно взять из научной, газетной, или журнальной статьи. То есть образов здесь будет мало, только факты и размышления. Попробуйте поиграть с вашими друзьями или родственниками, сначала дав им пересказать научный текст, а потом сказочный. Вы увидите, что образы сказки будут лучше запоминаться, пробудят фантазию говорящих, поднимут настроение.
  Многие взрослые находят в сказке подсознательную опору в эмоциональных переживаниях, но более это заметно у детей. Они охотно слушают страшные волшебные сказки, в которых с героями происходят ужасные события, иногда даже смерть, но потом герой возвращается живой и невредимый, пройдя через все испытания и победив всех врагов. Они пугаются за героя, сопереживают ему и учатся в символической форме важным вещам, даже не замечая этого. То, чему они могут научиться в сказках, невозможно полностью заменить рациональным обучением, так как символический план непосредственно обращается к бессознательному.
  Например, одна молодая мама заботилась о том, чтобы ее дочка выросла доброй девочкой и не знала о царящих в мире несправедливости и зле. Поэтому мама, рассказывая девочке сказки, всегда выбрасывала "страшные" эпизоды, например, девочка в Красной Шапочке не была съедена волком, а убежала. Когда девочке исполнилось пять лет, ее пришлось вести на консультацию к психологу - девочка была чрезвычайно пугливой и не могла общаться с детьми и взрослыми.
  Оказалось, что, убирая из сказок "страшные" эпизоды, заботливая мама убрала нечто полезное: конфликт и способность ему противостоять, способность противодействовать внешнему миру, страх за героя и ожидание развязки, опыт смерти и возрождения... Сказка после таких изменений не смогла выполнять свою психотерапевтическую функцию.
  Слушая или читая сказки, мы переживаем ее, переносим на себя чувства, характеры, поступки героев. Мы набираемся опыта, как будто это мы сами проделали долгий путь и вернулись с победой.
  В последнее время повысился интерес к сказке, к ее психологическому влиянию на человека. Сказкотерапия, как вид психотерапии, аккуратно и бережно обращается к душам, ищущим ответы на свои вопросы. Многие сами пытаются писать сказки, чтобы в них передать свои чувства, взгляды, переживания. На написание романа или повести не у всех есть достаточно опыта и образования, а сказку может сочинить даже малыш.
  Сказка вошла в нашу культуру. С самого детства мы учимся воспринимать мир, благодаря сказкам. Замечено, что в тех семьях, где родители рассказывают детям сказки, вырастает больше социально адаптированных, приспособленных к жизни людей. Мамина ласка, забота, нежность, любовь передаются ребенку через сказки, через фантастические образы, через плавную, напевную речь. Так давайте не будем забывать, что у нас еще есть сказки, которые мы можем слушать, читать, придумывать и рассказывать друг другу.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"