Локсина Марина : другие произведения.

Тайна Кощея Бессмертного

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    То, что Кощей бессмертен - это знает каждый. А вот почему у него такое прозвище, где находится его смерть, кто может его победить?

  Тайна Кощея Бессмертного.
  
  
  
  Называют Кощея Бессмертным не потому, что он не может умереть, а потому, что Смерть его слишком далеко спрятана. Давайте посмотрим, что говорят об этом сказки.
  
  В русской народной сказке "Кощей Бессмертный" Пошел сын искать свою мать, которую Кощей утащил. Нашел ее, конечно, и просит, чтобы мать выспросила у Кощея, где смерть его находится. На что Кощей ей отвечает:
  
  - У меня смерть,- говорит он,- в таком-то месте; там стоит дуб, под дубом ящик, в ящике заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце моя смерть.
  
  Тогда пошел Иван искать смерть Кощееву. По дороге не убил Волка, Ворона и Щуку. Они ему помогли добраться до дуба, поймать зайца, утку, и достать оброненное им в море яйцо.
  
  В то время прилетел Кош Бессмертный и говорит:
  
  - Фу, фу! Русской коски слыхом не слыхать, видом не видать, а здесь Русью несет!
  
  - Что ты, Кош? У меня никого нет,- отвечала мать Ивана-царевича.
  
  Кош опять и говорит:
  
  - Я что-то немогу!
  
  А Иван-царевич пожимал яичко: Коша Бессмертного от того коробило. Наконец Иван-царевич вышел, кажет яйцо и говорит:
  
  - Вот, Кош Бессмертный, твоя смерть! Тот на коленки против него и говорит:
  
  - Не бей меня, Иван-царевич, станем жить дружно; нам весь мир будет покорен.
  
  Иван-царевич не обольстился его словами, раздавил яичко-и Кош Бессмертный умер".
  
  
  
  А в сказке "Марья Моревна" Иван убивает Кощея совсем другим способом.
  
  Долго ли, коротко ли - нагнал он (Кощей) Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею; в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей.
  
  После того наклал царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру.
  
  То есть Кощей гибнет от удара копытом волшебного коня, родственником которого является его собственный конь.
  
  А есть, оказывается еще один вариант этой сказки, в котором говорится о смерти Кощея так:
  
  Полетели Сокол, Орел и Ворон к Бабе-Яге, у которой был табун волшебных коней, да и угнали одного - того, что быстрее ветра. Привели его к Ивану-царевичу. Поблагодарил он братьев - и снова поехал в каменные горы.
  
  Добрался до Марьи Моревны, та ну его целовать-миловать, слезами обливать:
  
  - Я уж и не чаяла тебя увидеть. Но лучше уезжай подобру-поздорову, не то догонит нас Кощей - быть тебе снова изрублену, а мне это хуже своей смерти.
  
  - Не догонит.
  
  Посадил ее на своего коня - тот полетел быстрее ветра. Ну а Кощей Бессмертный домой воротился, обнаружил пропажу и ринулся в погоню. Гнался, гнался за Иваном, да и задохся в полете. Упал в сине море и утонул. А Иван-царевич с Марьей Моревной воротились в свое царство, но не прежде чем заехали к каждой из сестер Ивана-царевича и еще раз поблагодарили Сокола, Орла и Ворона.
  
  
  
  Кощей хитрый, и в одной сказке, которая тоже называется "Кощей Бессмертный", несколько раз обманывает Ивана и его невесту, называя неправильные места своей смерти.
  
  "...за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: "Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?" - "На что тебе, глупая баба? Моя смерть в венике завязана".
  
  Но не оказалось его смерти в венике. Вторая попытка.
  
  "Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну заделана".
  
  И только на третий раз поведал Кощей где смерть его на самом деле.
  
  "... говорит он Ненаглядной Красоте: "Ах ты, глупая баба! То я пошутил; моя смерть в яйце, то яйцо в утке, та утка в кокоре, та кокора в море плавает".
  
  А когда нашел Иван то яйцо заветное, положил его за пазуху и пошел к Кощею Бессмертному.
  
  "Приходит к нему во двор, и встречает его Ненаглядная Красота, в уста целует, к плечу припадает. Кощей Бессмертный сидит у окна да ругается: "А, Иван-царевич! Хочешь ты отнять у меня Ненаглядную Красоту, так тебе живому не быть". - "Ты сам у меня ее отнял! - отвечал Иван-царевич, вынул из-за пазухи яйцо и кажет Кощею: - А это что?" У Кощея свет в глазах помутился, тотчас он присмирел-покорился. Иван-царевич переложил яйцо с руки на руку - Кощея Бессмертного из угла в угол бросило. Любо показалось это царевичу, давай чаще с руки на руку перекладывать; перекладывал, перекладывал и смял совсем - тут Кощей свалился и помер"
  
  
  
  А про смерть Кощееву, которая на конце иглы находится, рассказала Ивану-царевичу Баба-Яга в сказке "Царевна-Лягушка". И в том, как Иван переломил иголку, видны отзвуки древней магии, когда предметы могли, по поверьям, содержать души людей. И уничтожить их можно было только через этот, особый, только им принадлежащий предмет.
  
  "Баба-яга в бане его выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.
  
  - Знаю, знаю, - говорит ему баба-яга, - твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно ее будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный как свой глаз бережет.
  
  Иван-царевич у бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошел туда Иван-царевич, видит - стоит, шумит высокий дуб, на нем каменный сундук, а достать его трудно.
  
  Вдруг откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц - и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на нее селезень кинулся; как ударит ее - утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море...
  
  Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти!
  
  Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у нее конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею умереть.
  
  Иван-царевич пошел в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.
  
  
  
  Про смерть Кощея мы теперь узнали многое. В разных сказках он умирает по-разному, но это не меняет смысла его гибели. Зло наказано. А если считать, что Кощей - олицетворение Зимы, скованности Земли, то после его смерти холода отступили, всех ждет Весна, яркое солнышко, и чудесные деньки. Не настала ли пора поближе познакомиться с самим Кощеем Бессмертным? Что про него говорят сказки, и мифы? Каков он на вид, по характеру, что любит покушать, и почему так любит красть молоденьких девушек?
  
  Помните ли вы хоть одну сказку, где бы было описание внешности Кощея? И, хоть его никто не знает "в лицо", он узнаваем, как самим Героем (Иваном), так и нами (читателями).
  
  В Энциклопедии "Мифы народов мира" сказано, что Кощей - это значит "пленник", "раб". Слово заимствовано из тюркского языка, и связано, скорее, с рабством не самого Кощея, а девушек и юношей, которых он похищал. То есть, первоначально, кащеями назывались пленники злого колдуна или божества, а потом имя нарицательное стало именем собственным. И теперь мы знаем только одного Кощея - Бессмертного. А формы слова Кащей и Кощей, обе имеют право на существование
  
  В восточнославянской мифологии он злой чародей, смерть которого находится на конце иглы, а та игла в яйце, и т.д. Об этом мы уже знаем.
  
  Иногда Кощея называют Кошь (или Кош), что значит корзина, короб, а с другой стороны - жребий, судьба. Сравните наши слова "кошелек", "кошелка", они тоже являются емкостями для хранения чего-то (в том числе и денег, которые очень влияют на нашу судьбу).
  
  Есть еще один вариант. На средневековом русском языке кощей - тот, кто ведает лошадьми в дружине князя, кто ведёт запасную лошадь для князя (Словарь русского языка XI-ХII вв.) Как это определение связать с Кощеем Бессмертным, я не знаю. Но вариант этот даю для общего развития.
  
  Мне кажется, что ближе всего к образу Кощея Бессмертного, который мы знаем по сказкам, подходит следующее определение, в котором говорится, что в старославянских памятниках слово "кощь" ("кошть") попадается исключительно в значении сухой, тощий, худой телом и, очевидно, состоит в ближайшем родстве со словом "кость", как прилагательное к существительному. Глагол же "окостенеть" употребляется в смысле "застыть", "оцепенеть", "сделаться твердым", как кость или камень, от сильного холода.
  
  До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаенным сокровищем, во многом благодаря Пушкину и его строкам:
  
  "Там Царь Кощей над златом чахнет..."
  
  Народная сказка приписывает ему и обладание гуслями-самогудами, которые так искусно играют, что всякий невольно заслушивается их до смерти - метафора песни, какую заводят суровые осенние вихри, погружающие в долгий сон и оцепенение всю природу.
  
  В русском языке сохранилось много слов, родственных имени злого сказочного героя. Старинное русское "кощуны творить" означает совершать действия, приличные колдунам и дьяволу (кощунствовать), а в областных говорах "костить" - ругать, бранить.
  
  Демон зимы в народных преданиях нередко представляется старым колдуном, волею которого сказочные герои и героини, вместе с их царствами, подвергаются злому очарованию или заклятию.
  
  ***
  
  Теперь давайте попробуем представить себе, как выглядел, или мог выглядеть Кощей Бессмертный. В этом нам помогут сказки и рисунки к ним, сделанные художниками. Именно они создают тот образ, портрет героя, про которого мы читаем в книге или в сказке.
  
  Я провела небольшой опрос среди своих друзей. В нем приняло участие 10 человек (для статистики). Я спросила, каким вы представляете Кощея Бессмертного, и получила примерно один и тот же ответ. Все видят старого, очень худого, скорее тощего и костлявого человека, который напоминает скелет, обтянутый кожей. Но он не немощный старик, а очень сильный, можно сказать, жилистый. Ну а характер у него вредный, злой, сластолюбивый, жадный (скорее даже скупой), и он совершенно не вежливый, грубый и неблагодарный. Многие сразу вспоминали кино-Кощеев - образы, созданные А.Филиппенко, Н.Боярским (у него еще зуб болел), и совсем необычного Кощея, которого изобразил О.Табаков. Так же, в памяти возникает картина В.Васнецова. Злобный, остроносый старик, держащий в руке изогнутый, окровавленный меч, хищно склонился к молодой царевне, словно спрашивая, "пойдешь за меня замуж, или зарежу..."
  
  Портрет Кощея мы примерно нарисовали, но соответствует ли он действительности? Этого мы, конечно, никогда не узнаем, поскольку он всего лишь игра нашего воображения. Но попробуем обратиться к текстам сказок. Что в них сказано про Кощея. Из весьма отрывочных сведений мы можем узнать следующее:
  
  Кощей ездит на коне и свободно держится в седле, значит он совсем не слабый, не хилый, а достаточно сильный и ловкий.
  
  Кощей ходит каждый день на войну, как на работу, оставляя красавицу, которую украл, дома у себя горевать, жениха своего поджидать. А когда возвращается вечером, начинает ругаться, что, мол, русским духом у него в доме пахнет, ревнует, значит. А девица ему и отвечает: "Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался - от тебя русским духом и пахнет". Следовательно, Кощей еще и летать умеет, как Змей Горыныч, или птица какая диковинная.
  
  Кощей умеет шутить. По-своему, конечно, но, видно, чувство юмора у него все же есть. Он неправильно говорит Красавице о месте нахождения своей смерти, обманывает, то есть, а потом и говорит: "Глупая баба! То я пошутил...", ну и потом другое место называет. Здесь еще видна его грубость и неуважение к женщине, зачем же обзываться!..
  
  Был в его биографии еще такой случай. Пас он как-то кобылиц у Бабы-Яги. Да не простые те кобылицы были, ветра сильные, неугомонные. Три дня он пас их, и не одна не убежала от него. За это получил он от Бабы-Яги своего верного Коня. Не помогал Кощею никто в его деле. Сам справился. Тогда, как Иван, за три дня не смог ни разу их без помощников своих собрать, да и коня, в общем-то, украл он у Яги.
  
  В чулане у Марьи Моревны Кощей сгорает от нестерпимой жажды. Многие аскеты, уничтожающие свою плоть поступают таким же способом. Но, выпив три ведра воды, он приобретает непомерную силу, рвет цепи и вылетает прочь из своей темницы. Он быстро "трансформируется", меняет свою жизнь, как бы у нас сказали, "легкий на подъем".
  
  Конечно, у Кощея много богатств, золота, серебра разного. Он копит эти богатства, чтобы потом, возможно, сделать подарок на свадьбу своей невесте. Но так как он ворует невест у других женихов, а сам не выглядит молодым и красивым, то невесты все от него сбегают, в конечном счете, со своими настоящими кавалерами - царевичами и королевичами. Но это не указывает на то, что Кощей - скуп. Просто он бережлив и копит денежки на что-то очень для него важное.
  
  А еще он жаждет власти, причем неограниченной. Может и для этого ему нужны все его богатства. Он знает мир, знает людей, и считает, что за деньги купит любого. Но что-то никто не покупается.
  
  Исследователь сказок Н.В. Новиков в своей книге "Образы восточнославянской волшебной сказки" отмечал также отсутствие у Кощея других отрицательных социальных качеств. Например, проанализировав фольклорный материал, он отмечал, что "в подавляющем большинстве вариантов сказки не говорится ни о богатстве, ни об эксплуататорской деятельности Кащея" . При этом, как ни странно, конечный вывод исследователя противоречит всему ходу его рассуждений: он заявил, что образ Кощея - это "олицетворение не только стихийных сил природы, но и в какой-то мере социальных сил общества, враждебных трудовому человеку".
  
  Интересно, чем вызвано такое враждебное отношение к сказочному Кощею? Можно вспомнить, что богач часто выступает как отрицательный персонаж сказок. Означает ли это, что Кощей стал "жертвой" отрицательного восприятия богачей вообще?
  
  Кощей безжалостен к своим врагам. Так как Иван-царевич оказывается его злейшим недругом, хоть и спас его от жажды, Кощей убивает его и разрубает на куски, то есть ведет себя жестоко и, в некотором роде, извращенно.
  
  Во всех сказках Кощей стремится украсть героиню, чтобы принудить ее к совместной жизни. О любви здесь не может идти речи. Он не уважает, даже презирает царевну. Что им движет? Может быть в молодой девушке он хочет найти жизненные соки и силы для дальнейшего своего существования, ведь он не ведает смерти, значит ему необходима определенная энергетическая "подпитка". Если смотреть на этот вопрос с мифологической точки зрения, то можно увидеть, что Кощей, олицетворяющий Зиму, Холод, Смерть, крадет в лице молодых девушек Любовь и Красоту, чтобы Весна не пришла, чтобы установилась вечная мерзлота и мрак. Но находится добрый молодец - Иван-царевич, символ Солнечного Света и Теплого весеннего Грома с Дождем. С помощью сил природы (волшебных зверей) он побеждает Смерть, и Весна приходит на Землю.
  
  В одной из версий сказки "Царевна-лягушка", Василиса была превращена в зеленую квакушку своим отцом, Кощеем Бессмертным за то, что мудрее и хитрее она его оказалась. Зависть и ненависть к родной дочери съедает злобного старика. И он не успокаивается на одном только превращении ее в лягушку, он потом еще крадет ее у мужа и запирает в своем замке.
  
  К сожалению, ни в одной сказке Кощей не изображается в виде скелета, как бы нам этого ни хотелось. Это уже наши догадки и предположения, а скорее тот стереотип, который нам привили некоторые виды изобразительного искусства.
  
  Но остается открытым вопрос, почему же Кощей такой злой? Просто потому, что ему таким суждено быть, или все же корни его злобы идут из детства? Кто все-таки были его родители, чем он любил заниматься? А вдруг, он был изначально хорошим ребенком, послушным, исполнительным, добрым, а потом вдруг раз, и превратился в злобного и противного старика. Вы, конечно, понимаете, что это лишь шутка, небольшое лирическое отступление от темы.
  
  Подведем некоторые итоги. Мы выяснили, что в образе Кощея выражается мир насилия, человеконенавистничества. Несомненно, Кощей - представитель той социальной силы, которая нарушила древние родовые порядки равноправия и отняла у женщины её прежнюю социальную роль. Кощей всегда предстаёт в сказке как похититель женщин, превращающий их в своих рабынь. Кроме того, он предстаёт в сказках и обладателем несметных богатств. Сказки (точнее художники, оформляющие сказки) рисуют Кощея высохшим костлявым стариком с запавшими горящими глазами. По сказкам, он прибавляет и убавляет людям век, а сам бессмертен: его смерть скрыта в яйце, а яйцо в гнезде, а гнездо на дубе, а дуб на острове, а остров - в безбрежном море. В яйце как бы материализовано начало жизни, это то звено, которое делает возможным непрерывное размножение. Только раздавив яйцо, можно положить конец жизни. Сказка не мирилась с несправедливым социальным строем и губила бессмертного Кощея. Прибегая к воображаемым средствам расправы с Кощеем, сказочники прекращали жизнь этого существа вполне понятным и наивным способом - зародыш раздавливался. В эпизоде смерти Кощея мы сталкиваемся с парциальной магией (она основана на замене целого частью), характерной для волшебных сказок (вспомним кремень, огниво и т. п.). Герой преодолевает все препятствия, берёт в руки иглу, ломает кончик - и вот "сколько ни бился Кощей, сколько ни метался во все стороны, а пришлось ему помереть"
  
  Мы так же увидели, что образ Кощея Бессмертного занимает промежуточное положение между сказкой и мифом. Но скорее, он ближе к сказке. Персонаж этот появился намного раньше, чем в мире поселилось зло, в облике Сатаны и его приспешников, и со страниц эпических и религиозных произведений зазвучали голоса пророков, свидетельствующие о приближающемся конце света и гибели мира.
  
   В сказках других народов тоже есть свои персонажи, которые чем-то напоминают нашего Кощея. И у многих из них нет сердца, а находится оно или в яйце, или в утке (которая имеет два сердца, одно из которых ей не принадлежит), или в хрустальном шарике, уничтожающем власть колдуна. Дж. Фрэзер, в своей работе "Золотая ветвь", упоминает скандинавский рассказ о великане, в груди у которого не было сердца дает ключ к предполагаемому отношению между человеком и его тотемом. Приводится также ряд сказок разных народов, отражающих представление о пребывающей вне тела душе; среди них восточнославянская о Кощее Бессмертном, бенгальская о великанах, жизни которых заключены в одном лимоне, немецкая о великане по прозвищу Бездушный, держащем свою душу в ларце, стоящем на скале, что посреди Красного моря. Фрэзер утверждал, что тотем является не более как вместилищем, в котором человек хранит свою жизнь.
  
  Кощей и по сей день остается одним из колоритнейших персонажей сказок, про которых пишут стихи, придумывают анекдоты и новые сказочные истории, даже ставят памятники (как в Суздали, например).
  
  ЮЛИЙ КИМ
  
  Кощей Бессмертный.
  
  Сколько б люди ни болтали,
  
  Знаю я, как дважды два:
  
  Честь да совесть и так дале -
  
  Это все одни слова.
  
  У кого деньга да сила -
  
  Тому и честь.
  
  Может, это некрасиво,
  
  Но это есть.
  
  
  
  Дайте мне красу-девицу!
  
  Дайте царскую казну!
  
  Дайте рыбку!
  
  Дайте птицу!
  
  Не дадите - сам возьму!
  
  И не жадный, и не злой я,
  
  А вот такой:
  
  Как увижу что чужое,
  
  Так сам не свой!
  
  
  
  Брага пенится,
  
  Ножик точится!
  
  Уж я сколько пировал,
  
  А все хочется!
  
  
  
   Кощей Бессмертный
  
  Почему Кощей Бессмертный
  Прожил десять тысяч лет?
  Потому что был бездетный.
  И детей не любит... Нет!
  
  Эти дочки и сыночки -
  Хуже нету заморочки:
  То корми их, то играй...
  Хоть ложись и помирай!
  
  Почему Кощей Бессмертный
  Просто сказочно богат?
  Потому что он бездетный
  И к тому же - не женат.
  
  Эти дочки и сыночки
  Деньги вытащат из бочки:
  То конфеты, то наряд -
  Вмиг папашу разорят!
  
  Эти дочки и сыночки
  С сундука сорвут замочки:
  Доберутся до яйца -
  Чик иглу... И нет отца!
  
  Довести способны дети
  И Бессмертного до смерти.
  
  Почему Кощей Бессмертный -
  Всемогущий властелин?
  Сундучок его заветный
  Не найдут ни дочь, ни сын.
  
  Андрей Усачев
  
  (Из журнала "Ералаш")
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"