Странник Стелла: другие произведения.

Конец света, который никогда не заканчивается

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия на роман Константина Бояндина "Этап". Конец света - это катастрофа. А как быть, если он происходит каждое новолуние?

  Буквально несколько лет назад "мудрые" прорицатели обсуждали самую популярную тему - конец света 12.12.2112 года. Средства массовой информации пестрели заголовками о приближающейся неизбежности, которую напророчили нам и древние, и современные, но достаточно авторитетные, ясновидцы. Не удивительно, что эта тема легла в основу и художественного произведения - романа Константина Бояндина "Этап".
  Каждый раз в полнолуние начинается конец света. И перед героями стоит одна задача: дожить до полудня по Гринвичу. И в двенадцать часов двенадцать минут и двенадцать секунд происходит нечто удивительное: этот мир исчезает, а неведомая сила подхватывет героев и переносит их в другую местность...
  С 21.12.2012 года по календарю майя начинается новый жизненный цикл. Но дело не только в этом. Несколько слов о магии числа 12.12.2012 с другого ракурса. Действительно, почему именно это число "выбрано" для "конца света"?
  Астрологи считают, что самой пагубной планетой, за что ее и называют Великим несчастьем, является Сатурн. Именно он во всех религиях наделен полномочиями Владыки Ссудного Дня, а потому исполняет приговоры, которые выносят человеку другие правители. Порчи, сглазы, привороты и даже проклятия до седьмого колена, - все это на совести Сатурна. Так вот, период обращения этой планеты - 29, 5 лет. И если поделить окружность Зодиака на это число, мы и получим 12.12.12: 360:29,5=12.12.12. Половину этого числа египетские маги использовали для выделения особых зон Зодиака, получивших название термы. Величина одной термы равна 6.6.6, то есть, числу зверя.
  И что же происходит с героями романа "Этап"? Оказываясь в другом городе, с определенным и всегда одним и тем же набором личных вещей, среди которых далеко не все, что хотелось бы взять с собой, они вынуждены каждый раз заново, с нуля, обживаться и зарабатывать себе на жизнь. "С нуля" - звучит в полном смысле слова, потому что каждый раз при них оказываются паспорта, выписанные на другую фамилию. Никто из героев не знает, какое время суток будет "там" и какое время года. Даже год может выпасть как по раскладу карт: то 60-е, а то - 90-е.
  Не пора ли познакомиться с этими необычными героями поближе? Кто же они?
  Можно уже и догадаться, что речь идет о людях, которых нет. То есть, о тех, кто ушел из этой жизни. Совершенно разные и совсем не знакомые "там", "здесь" они сколачивают коллектив, который так походит на крепкую семью. Главный герой - Сергей Васильевич Николаев (с эпизода о том, как он попал "сюда", и начинается роман) - новичок в этом коллективе. А вот дядя Гоша - тот "прожил" "здесь" уже сорок лет, Мария - пятнадцатый год, а Дарья, так и оставшаяся в теле десятилетней девочки, считает свое время по другой шкале: по количеству концов света, их у нее было двести одиннадцать.
  Автор продолжает "раскручивать" магию числа двенадцать. В коллективе погибших (разве можно назвать их мертвецами?) должно собраться двенадцать человек, и только тогда с помощью магического ритуала смогут они вырваться из этого "запредельного" мира. Но их пока одиннадцать... Одиннадцать людей и кошка, случайно оказавшаяся среди них. И каждый раз, с полнолунием, наступает новый конец света, а их превеликое множество, и все они разные: "Птицы", "Рассвет мертвецов", "Зубастики", "Кукловоды", "Сеятель", "Дрожь земли", "Дети Дракулы"... И не вырваться из этого круга... Даже если еще раз умереть - покончить самоубийством, как бы парадоксально это не звучало, - будет еще хуже: снова окажешься в "нулевой точке", но конец света наступит и здесь, добавив людям еще больше страданий.
  Что объединяет их всех? Для чего автор собрал этих людей в одном месте? В чем, собственно, "соль", то есть, идея романа?
  В той, реальной жизни, у них не было ничего общего. Разве только то, что каждый из них в конечном итоге попал под машину? И не задумывались они о своих привязанностях и привычках, о своем образе жизни, о складе своего характера и спрятанных от посторонних глаз комплексах. Ну, жили себе и жили... И вот сейчас "здесь" увидели себя словно в кривых зеркалах: все, что искусно пряталось раньше, без стеснения вылезло на передний план, а все то, что казалось самым важным, значимым, оказалось иллюзорным, и даже - ненужным, и даже - губительным. Эти люди словно не умерли, а прозрели, обнаружив вот такую "особенность" потустороннего мира.
  Здесь же у героев появилась возможность осмыслить свою прошлую жизнь и серьезно ее "подкорректировать". Новый мир учит их безжалостно перекраивать себя, свое эго: отказываться от капризов, изживать недостатки и комплексы, овладевать новыми навыками, осваивать новые хобби. Даже так. Новый мир словно берет их за шкирку и стряхивает с них все ненужное, наносное, сдувает пенку и открывает суть. Дарью он отучает быть пай-девочкой, Марию - говорить о себе гадости и делать себе неприятности, Валеру - видеть в женщине только то, что есть ниже пояса, Жору - тратить деньги на пустяки. А вот Федор, представляя, что было бы, если бы он вернулся назад, рассуждает просто: "Я не буду обижаться, или злиться, или испытывать другое неприятное чувство по этому поводу. Отучился. Вот в этом я точно уверен".
  Простить тех, кто повинен в твоей смерти - это нужно обязательно, и у каждого этот процесс проходит не столь гладко и не так быстро. Но зато потом какое облегчение чувствуешь, когда приходят эти люди "сюда", и ты им говоришь слова прощения открыто. И они, словно искупив вину, очистившись от гнетущих мыслей, исчезают на глазах у тебя, возвращаясь в прежний мир. Ну, а ты пока еще остаешься...
  Да, время есть. Его даже много, и потому появляются новые увлечения: у Степы - музыка, у Валеры - электроника, у Смолина - фотография, у Николаева - спорт, как, впрочем, и у Марии с Дарьей, увлекшихся таэквон-до. Они учатся играть в покер, осваивают компьютер, познают азы бизнеса и прочее и прочее. То есть они, словно легкая губка, впитывают в себя все то, что раньше к себе и близко не подпускали. Они будто изголодались по жизни, по той самой жизни, в которой безмятежно жили когда-то...
  Еще они учатся видеть в окружающих то, чего раньше не замечали: простые человеческие качества, доведенные до уровня достоинств. Вот увидел же сейчас Николаев в Надежде ее повышенную впечатлительность, а ведь до этого казалась она агрессивной. А Дарья увидела в Марии чуткого собеседника, поэтому-то и дает такой простой и такой сложный совет представить ситуацию конца света таким образом: "Ты уехала в сказочную страну, далеко-далеко, и здесь нужно биться с чудовищами. Чтобы они к тебе туда, домой, не пришли".
  Только такое отношение к нападениям чудовищ и помогает героям выстоять в нелегких битвах с ними. Они словно получают силы с этой верой. "Мы мусорщики и спасатели в одном лице!" - вот их тезис, потому что они не столь наивны, чтобы верить в то, что вернутся прямиком на Землю. Нет, сначала - в чистилище! Сначала - очиститься от этой грязи! "Мы словно уборщики. Словно смотрим, что осталось в старом доме, прежде чем его снесут! Все ценное помогаем вынести и сохранить, остального не жалко. Потом дом ломают, а нас - в следующий дом. И сколько нам так трудиться, когда это кончится? Самое неприятное, что это может быть закон природы, - рассуждает дядя Миша. - Нет ничьей воли, никто нас не переносит ради испытания нас самих, просто так устроен мир. Чтобы сам мир мог жить и его не уничтожили наши собственные выдумки, происходит конец света, и мы выискиваем тех, кто заслуживает чего-то, кроме пустоты, забвения, спасаем людей, которые еще зачем-то для чего-то нужны..."
  Некоторые герои видели, как другие люди возвращались назад. Да, они были в числе двенадцати, но... Один из них, тот, что последний, должен остаться. И люди делали выбор, чтобы потом находить своих друзей по несчастью, заново формировать команду и... снова остаться, чтобы ушли другие.
  Образы героев выписаны автором словно штрих-пунктирной линией, словно легкими мазками. Оно и понятно: эти люди ушли в мир иной. С другой стороны, каждый из них индивидуален и самобытен, но эти черты характера - наработаны здесь. И судить о них можно и по рассуждениям героев, и по диалогам, где они откровенны как на исповеди. Но все же самое яркое проявление их характера - в поступках, и в поступках в экстремальных ситуациях! Таких ситуаций "здесь" предостаточно. И поэтому когда то вампиры выходят на охоту, то зомби, то странные люди в черном, а то и омерзительные жабы вырастают из земли, герои романа вступают с ними в смертельную схватку. Мария лихо размахивает дисками, Смолин орудует своим разводным ключом, дядя Гоша смотрит в хрустальный шар, а потом достает трубку, Надежда, будто шпагой, размахивает зонтиком, а дядя Миша играет на аккордеоне... У каждого есть свое оружие, которое превращает врагов в груды пепла.
  А вот теперь уже и можно ответить на вопрос о "соли". Да, автор собрал этих людей не для того, чтобы перевоспитывать их, а для того, чтобы они изменились сами. "Мы сами себя отучаем. Потому что никому мы тут не нужны - только себе и друг другу", - эти слова одного из героев можно вложить в уста всем остальным. "Не цепляйся за свои идеализации, - ненавязчиво наталкивает на эту мысль в подстрочном тексте автор, - будь самим собой. Ты сам можешь избавиться от внутренних негативных установок и комплексов. Изменись сам, и ты увидишь, как изменился вокруг тебя мир".
  Да, а что за мир окружает героев "там"? Есть ли он, вообще-то? Автор очень интересно его обрисовал. Во-первых, герои находятся не в совершенно новой, а немного знакомой местности: то в том городе, где кто-то из них родился, то там, где другой когда-то жил. Понятно, что так может быть только тогда, когда это пространство создано в воображении людей, это - всего-навсего иллюзия. Но так как местность похожа на реальную (Томск, Новосибирск), то и предстает перед глазами читателей самой что ни на есть реальной. Здесь стоят дома, по улицам ездят машины, а по тротуарам ходят люди (до того, как им всем исчезнуть). Здесь и светит солнце, и льет дождь, и падает снег. Но этот мир все же не столь прост. Он словно насыщен "картинками" там, где находятся герои, и разрежается, наполняется пустотой, если удаляться от него - от виртуального эпицентра мира, созданного их иллюзиями.
  А что с заголовком романа? Почему эти события в "потустороннем мире" автор назвал "Этапом"? Какой смысл вложен в него?
  У слова "этап" есть два значения: отдельный момент, стадия процесса, и - принудительная транспортировка заключенных или ссыльных к месту заключения или ссылки, или партия транспортируемых заключенных. Признаться, поначалу я и думала, что роман о заключенных. Если говорить о первом смысле слова, то можно было бы определить этот промежуток времени, когда герои находятся за гранью жизни, но еще на пути к чистилищу, промежуточным этапом. Если же иметь в виду второе значение слова, то почему бы не назвать путь следования к этому чистилищу этапом? Или же не назвать этапом эту группу из одиннадцати человек плюс кошка (засчитаем ее двенадцатой за заслуги в борьбе с чудовищами). Эти люди тоже находятся в заключении, они не свободны в выборе и вынуждены подчиниться обстоятельствам. Только переосмыслив прошлое, очистившись от всего наносного, они смогут вырваться из этого бесконечного "конца света". Конца света, который создан их воображением. Вот и Петрович подтверждает мои слова: "Каждый конец света будет этапом, каторгой, если сам считаешь это наказанием".
  Кстати, по поводу конца света. И в нынешнем, 2013-м, году, астрологи тоже предвещали "конец света". В декабре на небосклоне возникнет довольно интересная конфигурация планет, названная Перст судьбы. Его образуют Сатурн, Плутон и Юпитер. Между первыми двумя - гармоничный аспект секстиль, а к третьей - проблематичный квиконс, аспект "невыученного урока", который побуждает человека вновь и вновь возвращаться к проблеме, пока она не будет решена. Помните "День сурка"? Вот-вот! Это как раз и "поработал" квиконс - "заезженная пластинка"! В такое же положение "дня сурка" попали и герои "Этапа".
  Так вот, о конце света в 2013-м году. Сначала астрологи вроде бы и предрекли его, но потом хорошо разобрались и... отменили. Мол, с одной стороны, невозможно трем планетам договориться между собой: : Сатурн, как консерватор, хочет сохранять, Плутон - решительно менять, а Юпитер - расширять - сферу влияния, то есть - замкнутый круг. Но с другой стороны - есть гармоничный аспект секстиль, а "уроки" можно и выучить...
  О духовности. Идея самопожертвования и духовности идут рядом. А герои романа в каждом "конце света" попадают в ситуации, в которых есть место подвигу. Они готовы пожертвовать собой ради спасения других. Если бы они были живы, можно было бы сказать: они готовы отдать свою жизнь во имя спасения близких. Так что автор отлично справился с этой задачей, создав героев, которые могут быть примером для подражания.
  Несколько слов о языке романа. Написан он доступным для читателя языком, без ограничения на возраст, социальную принадлежность, то есть, для массового читателя. С одной стороны, это позволяет довольно сильно расширить читательскую аудиторию, а с другой - заставляет сузить возможности насыщения текста оригинальными выразительными средствами языка и новаторскими "стилистическими изысками" - игрой слов и игрой текста.
  Небольшие замечания по тексту вынесу за рамки этого обзора. Главное - произведение состоялось. Оно не просто легко читается, не только захватывает сюжетом, но и учит - "умному, доброму, вечному".
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  М.Гудвин "Осужденный на игру или Марио Брос два" (ЛитРПГ) | | A.Summers "Аламейк. Стрела Судьбы" (Антиутопия) | | Е.Флат "Невеста на одну ночь" (Любовное фэнтези) | | А.Демьянов "Долгая дорога домой. Книга Вторая" (Боевая фантастика) | | Н.Самсонова "Мой (не) властный демон" (Любовное фэнтези) | | Г.Ярцев "Хроники Каторги: Цой жив еще" (Постапокалипсис) | | О.Герр "Защитник" (Любовное фэнтези) | | Л.Ситникова "Книга третья. 1: Соглядатай - Демиург" (Киберпанк) | | Г.Александра "Пуля для блондинки" (Киберпанк) | | Е.Шторм "Плохая невеста" (Любовное фэнтези) | |

Хиты на ProdaMan.ru Аромат страсти. Кароль Елена / Эль СаннаСнежный тайфун. Александр МихайловскийПерерождение. Чередий ГалинаВ объятиях змея. Адика ОлефирЯ возвращаю долг. Екатерина ШварцВолчий лог. Сезон 1. Две судьбы. Делия РоссиТайны уездного города Крачск. Сезон 1. Нефелим (Антонова Лидия)Титул не помеха. Сезон 1. Olie-Любовь по-драконьи. Вероника ЯгушинскаяОфисные записки. Кьяза
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"