Анна Андреевна Ахматова растила свои стихи из сора, современные подражатели гениальному Иосифу Бродскому сделали СОР своей основной эстетической единицей. Современная поэзия в массе своей напоминает мусорную кучу, искать в которой жемчужное зерно труд неблагодарный. Но я попробую. Мой литературный опус ни в коей мере не претендует на лавры академической работы, просто за 12-летний творческий путь вопросы к разным моим литературным попутчикам , что называется, накопились. Помню, весной 2004 года я, выпускница литературного института, присутствовала на обсуждении стихов в рамках конкурса Иркутской области "Молодость, Творчество Современность" в доме писателей имени Марка Сергеева, где главенствовал тогда, ныне покойный, Анатолий Иванович Кобенков. Не выдержав его пространной хвалебной тирады по поводу очередных бессмысленных стихов одного участника, я воскликнула: "Ну, убейте меня, такое впечатление, что мне не досталось какого-то органа чувств, но в этих глупых строчках я не слышу поэзии, тем более творческой индивидуальности, неужели я слепа и глуха? Поэзия - это не цирковая арена и не бессмысленный эксперимент со звуком, все эти словесные орнаменты при желании могут служить лишь украшением собственно стихов, могут играть роль свиты, но не короля..."
Тогда я впервые задумалась, что же такое случилось с нашей поэзией в последние годы, какого сорного "героя нашего времени" мы создали. Приведу цитаты из стихов ключевых поэтов направления:
Сбылась мечта: теперь я стал писатель,
в журналах, пусть порядком отощавших,
печатаюсь, и даже иногда
свои портреты с мудрым выраженьем
лица - в газетах вижу. И другая
убогая мечта эпохи большевизма
сбылась - теперь я странствовать могу
по белу свету, где-нибудь в Стамбуле,
где спины лицемеров-половых
изогнуты, и девы из Ростова
зажиточным челночникам толкают
сомнительные прелести, взирать
с усмешкою бывалого туриста
на Мраморное море, на проливы,
мечту славянофилов, запивая
все это удовольствие араком -
анисовою водкой, что мутнеет,
когда в нее воды добавишь - будто <...>
Бахыт Кенжеев
Бастующего шахтера
вывели из забоя,
гвоздь - из забора,
меня - из запоя,
Солженицына - из отчизны,
Высоцкого - из жизни;
меня из себя выводит
вымыслы о свободе <...>
Анатолий Кобенков
Как видно, в стихах современных поэтов любимый знак препинания (или перепинывания) - запятая. Она позволяет закруглять смысл, накручивать, навинчивать все новые и новые уточнения, словно автор не может или не умеет поставить точку, прервать словесный поток:
чесотка воздуха: прыть комаров; склероз
свекольных листьев; в небе - не чело ли
грозы минувшей? ветер под стрекоз
изрыт шмелем и навощен пчелою;
пугливые бурундуки; с руки
кормящиеся сойки и синицы;
упавшие в озера рыбаки:
кто - по ключицы, кто - по ягодицы;
коровы - в травах, девки - в сапогах,
их попы в можжевеловых иголках
горят мужьям, блуждающим в лесах
с росой в паху и грудью - в перепелках<...>
Анатолий Кобенков
Стихи напоминают кокон, вроде бы в коконе должна поместиться гусеница, чтобы в финале стиха переродиться в бабочку. Но ни тут-то было, кокон мёртв, пелены распались, нет даже мумии, мумии героя:
Дождь над Батумом, две недели дождь,
а в номере так скучно, так уныло.
Надену плащ, открою плотный зонт
и выйду погуляю - не растаю.
Ноябрь над черноморьем, мутный вал
облизывает городские пляжи.
Безлюдно. Воскресенье. Я сижу
под скошенным брезентовым навесом,
курю и наблюдаю, как в порту
концы бросает знаменитый лайнер
"Абхазия", как яхта класса "звездный"
пытается поставить паруса.
И никого на километры пляжа,
ни одного прогульщика, бродяги,
какого-нибудь гостя на курорте <...>
Евгений Рейн
Я бы дерзнула назвать эти строчки стихами графомана, не могущего остановиться, освоившего гладкую версификацию, но не могу. Евгений Рейн, уважаемый литератор, и такие стихи сейчас именуют "новой эстетикой", хотя подобных плетеных словес можно накопать за день блуждания по интернету ведра два... страниц 180, влёгкую...
Кончается наркоз, и - музыка потом,
орудует скрипач ножовкой по металлу.
Май гонит самогон и варит суп c котом,
и липнет языком: алло, аллея, алла!
Мы выследим его по пузырькам следов -
дождю невмоготу дышать через тростинку.
Вспорхнувшим мотыльком от сердца отлегло -
но свечка, как часы, страдает нервным тиком.
Татарки мертвецу, грузинки от трусов -
имеет смысл извне, когда возникнет между...
Кустурица - в кустах, забился в люк Бессон,
запущенный стрелой из плечиков одежды.
Летит под стол второй бутылки пустячок<...>
Алексей Остудин
Очередной литературный каламбурный пустячок, неплохая звукопись, но... но...
Когда бы знал я, из какой грязи
Растут стихи о добром, вечном, чистом,
На горе нам, завзятым пародистам,
Вовек бы не избрал такой стези!
О, если бы услышать только смог,
Сколькиэтажно буду я обруган
Молчком... творцам и музам, их подругам,
Не посвятил бы в жизни пары строк!
И не ломал бы голову, рифмуя
В стихах не раз избитые слова,
(Вот зарекаюсь, но сдержусь едва)
Не подражал бы вовсе никому я!
Но коль язык мой гнусный не отсох<...>
О. Бедный-Горький
Складывается ощущение, что поэтам просто не о чем писать. Социальный заказ исчез, редакции многих журналов сократились до двух человек, тиражи со 100 000 до 3000 экземпляров, гонорары от нуля до 200 рублей. В таком случае, нужно искать другие источники дохода. А фонды типа СОРоса спонсируют только СОРную поэзию. Значит, нужно освоить новый творческий метод:
так вы говорите что это платаны?
быть может хоть я и подумал что клены
что наши поступки скорее спонтанны
затем что и помыслы неопределенны
так вы говорите что трансперсонален
абсентиализм мультимедиа-арта?
быть может хоть я и подумал что сталин
не станет пирожным как буонапарте
так вы говорите что нет кривошеи
в таком IBM-совместимом санскрите? <...>
Евгений Бунимович
Количество рекламы в стране прямо пропорционально увеличению мусора на свалках-полигонах. Новые яркие коробочки, запахи, привычки - мусор, мусор, мусор.... В Мировом океане плавают уже искусственные мусорные острова размером с четыре Франции. Мусор особый, неразлагающийся, вечный... Мусорные стихи в свою очередь разлагают наши души:
Толпа подростков под окном в четыре ночи
Играет в салочки говном, домой не хочет.
Лови, Колян! Ха-ха! Бабах! Води, давай-ка!
Печать восторга на щеках, штанах и майках.
И весь Чертановский район не спит покорно -
Игре веселой внемлет он в печали черной.
А мне так хочется во двор, чтоб с ними рядом
Визжать, бежать, кидать в упор говном и взглядом!
Чтоб тусоваться до утра, до дрожи в теле!
Чтоб у машин всего двора сигналки пели!
Чтоб отдохнул как человек, весь двор закакал!
Чтоб утром дворник наш узбек стоял и плакал!
Я б лучше всех сыграл в игру, я всех бы вынес!
Но мне же в офис поутру... у нас же бизнес...
Шофер заедет в семь утра в костюме сером...
Студенты ждут, директора, акционеры...
И я вздохну, откину плед, поглажу кошку,
Включу в квартире яркий свет, шагну к окошку
И что есть силы прореву ребятам в пятнах:
Я ЩАС МЕНТОВ БЛЯТЬ ПОЗОВУ БЛЯТЬ ЛЮДИ СПЯТ НАХ!!!
Леонид Каганов
Вызывающий цинизм порождает обилие мусорных мифов, в частности, о русском народе. Любое время живо для потомка в литературных образцах, о нас с вами будут судить, не дай Бог, по таким вот сорным стихам и не менее сорным фильмам. Где россияне беспросветно пьяны, тупы, необразованны, и Великая Победа нам досталась по ошибке, случайно. Нам доказывают, что эпоха случайностей кончилась, что всё сейчас можно удачно спланировать, смонтировать, и подготовить, что людьми можно и нужно манипулировать. Одни учёные активно доказывают, что в человеке нет души, что никакой ответственности после смерти нет, что религия, последняя удерживающая узда на краю безнаказанной вседозволенности ,не более, чем музейная архаика. Другие активно стимулируют потребление всё новых и новых продуктов, плодящих горы мусора...
Матерщинница, поздняя мать, за кавказца замуж.
Получился солнечный зайчик. Скачет, как мячик. Да уж!
Доходная торговка в теле.
Да, кто она в самом деле?
А она - разговорились - вдова чернобыльца, почернелая, как омела.
Пара выкидышей. Наконец сумела. <...>
----------------
Начальнику кладбища В. от гражданки Л.
Заявление. Дорогой товарищ начальник!
Прошу переоформить на имя мое один надел
В колумбарии, где густой ольшаник,
Пыльная дверца, сколотое стекло,
Уже и не видно, что там внутри, у входа
В потусторонний мир, урна или фуфло:
Ячейка заброшена с тридцать восьмого года.
Прилагаются документы. Я одна имею права.
Этот Хай был отчим моего покойного мужа
Бравого летчика Л., я сорок лет как вдова
И сама воевала к тому же. Ну же,
Перепишите на меня это место. В Москве
Некуда умереть, всё ушло под застройку.
Вот уж девятый десяток, а в голове
Мысли только про койку,
Но не так, как в молодости, когда я давала
Жару по всем курортам и закуткам.
Хочется, чтобы точно уже лежала
У вас, товарищ начальник, там<...
Мария Ватутина
<...>Сплотиться с местным населением,
Сдружившись с местной анашой,
Его простым увеселениям
Отдаться с легкою душой,
Принять однажды католичество,
От веры отрешась родной,
Зато слегка подняв количество
Его адептов под луной,
И радости ценить убогие
Без нареканий на судьбу...
И все бананотехнологии
Видать в одном большом гробу<...>
Игорь Иртеньев
К вопросу о "героях нашего времени": героев сейчас нет, такое впечатление, что героем стал поэт-иронист.
<...>на одном твоем "не подходи"
я бы мог повеситься раз сорок....
А сегодня - птичка из груди,
как строка Ахматовой - из сора...
А сегодня - я, как самолет
в небе крупнозвездного помеса:
вдруг на задыхание мое
ты решила трусики повесить<...>
Анатолий Кобенков
Иронист- высмеивающий всё и вся. Задача номер один- найти в героических страницах русской истории сокрытые тайны, и тогда нет у нас с вами истории, не о чем сожалеть. Ленин- сифилитик, Сталин - больной энурезом параноик, матросы Авроры- спирто-кокаинисты.
Постмодернисты каждую страничку истории старательно переписывают по-новому и получается, что Зою Космодемьянскую замучили русские крестьяне, "Тихий Дон" написал неизвестный белый офицер и т.д и т.п Такими темпами через 50 лет нашими учебниками по истории станут просто переведенные с американского языка учебники. И мы наконец-то узнаем "правду" о том, как антигитлеровская коалиция освободила от гитлеровского рабства дикую Московию.
На мне пальто из пестренького твидика -
хорошее, германское пальто.
Глобальная имперская политика
четыре года думала про то,
как мне урон недавний компенсировать.
Про то решали Рузвельт и Черчилль.
Как одарить меня, сиротку, сирого,
проект им наш Верховный начертил.
Четыре года бились танки вермахта,
люфтваффе разгорались в облаках,
правительств по одной Европе свергнуто
поболее, чем пальцев на руках<...>
Евгений Рейн
Давайте, писать дальше и сорить все-таки поменьше. Ведь рано или поздно за всё нами написанное придётся держать ответ перед русской литературой и историей!