О, Сан Саныч, любимый инструктор по вождению! Ты никогда не улыбался и шлепал меня по рукам, если я, держась за руль в третий или четвертый раз, делала что-то не так. Ты шипел "дави их", если пешеходы не замечали крупной буквы "У" на нашем несчастном Москвиче 2141, и советовал мне "избегать плотных контактов". Но вершиной философской мысли Сан Саныча для меня были слова о том, что "лужа - это тоже яма, иначе она не была бы лужей!"
В поисках интересных публикаций о новых технологиях PR, случилось мне как-то встретить интереснейшую брошюрку, которую можно было бы (с некоторыми купюрами) использовать в качестве пособия как для начинающих пиарщиков, которые знают что такое public и что такое relations, но с трудом представляют что такое PR, так и для опытных акул, которые прекрасно ориентируются в темных водах общественного мнения и могут "делать погоду", а не ждать ее у моря.
Речь идет не о гениальных трудах классиков PR, а о "Правилах дорожного движения" - хорошо известном в определенных кругах общества произведении, пережившим множество переизданий и являющееся одним из бестселлеров на протяжении многих лет с тех пор, когда технический прогресс дал возможность автомобилю стать достоянием ОБЩЕСТВЕННОСТИ.
При ближайшем рассмотрении эта книга является учебником для многих специалистов в области человеческих отношений.
О прелести стиля, лаконичности изложения, точности языка этой работы можно писать трактат, но мы остановимся только на некоторых нюансах, которые, однозначно, можно использовать не только на дорогах, но и в социальной сфере, которая и является "полем", где формируется, корректируется, живет и умирает его величество ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ.
Будучи одновременно и водителем и пиарщиком, автор особо остро почувствовал точность соответствия некоторых положений гласных и негласных дорожных правил определенным писаным и неписанным постулатам PR, что и побудило его поделиться своими наблюдениями:
Итак,
1. Лужа на дороге - это тоже яма, иначе, она не была бы лужей. Если пиарщик хорошо знает о том, что ямы на его дороге нужно или "объезжать" или прокатываться по ним медленно и осторожно, то ему неплохо было бы помнить и о том, что под невинной лужицей, которая встречается на его пути и которую он может не заметить (понадеяться проскочить) на самом деле может скрываться настоящая яма, глубину которой узнаешь только оказавшись в ней.
2. Разработка антикризисной PR-стратегии подобна страховке машины: сначала платишь и мучаешься - время и деньги уходят, прибыли никакой. И только после ДТП (в кризисной ситуации) начинаешь понимать, за что ты "платил".
3. Пиарщик! Действуй осторожно пока ситуация находится под контролем ("гром не грянул", "петух не клюнул", конфликт не разгорелся, участники движения более-менее соблюдают правила). В особо острых ситуациях - "поворачивай руль в сторону заноса" и "дави на газ".
4. Осторожно используй утверждение о том, что "разрешено все, что не запрещено". Другие ведь тоже его знают и применяют.
5. Чем скромнее твоя "машина", тем вежливее нужно вести себя "на дороге". Случается, что велосипед обгоняет Мерседес. Как правило, это бывает в тех случаях, когда водитель Мерседеса зазевался или "стаж вождения" велосипедиста в сотни раз превышает стаж водителя Мерседеса. Но, в любом случае, нужно помнить о совершенстве своего технического средства. Водители и владельцы Мерседесов (даже неопытные) активно не любят велосипедистов, чувствуя свою причастность к чему-то большому и сильному.
6. Пешеход, нарушивший правила, рискует собой. Водитель (пиарщик), нарушивший правила, рискует собой, пассажирами, машиной и другими участниками "движения". Ошибка водителя не всегда исправляется лишением прав. Ошибка пиарщика не всегда может быть исправлена его увольнением. Незадачливый специалист уйдет, а волна негатива, вызванная одним словом, сказанным не в том месте, не в то время и не с той интонацией, будет лихорадить компанию еще долго.
7. Даже если ты выучил наизусть все правила и тщательно соблюдаешь их, это еще не гарантия, что все окружающие их соблюдают так же неукоснительно как ты. Иногда нужно следовать народному правилу 3-х "Д": "Дай дураку дорогу". Он хотел тебя "подрезать"? Пусть. Даже не слишком опытные водители знают, чем часто заканчиваются "скачки на автострадах". Отвечать наглостью на наглость можно только в том случае, когда ты уверен, что твоя наглость наглее!!!
8. Безопасная скорость - это скорость, при которой водитель (пиарщик) имеет возможность безопасно управлять транспортным средством (мнением общественности) в конкретных дорожных (и социальных) условиях. Опытный водитель (пиарщик) в некоторых случаях может себе позволить движение на скорости, превышающей безопасную. Но это будет уже нарушением правил и нужно быть готовым к претензиям со стороны инспекционных органов.
9. Участники "дорожного" движения обязаны ... быть взаимно вежливыми. No comment.
10. Безопасная дистанция - расстояние до транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, которое в случае его внезапного торможения или остановки позволит водителю транспортного средства, движущегося сзади, предотвратить столкновение без выполнения какого-либо маневра. "Наступать на пятки" конкурентам можно, но при этом нужно помнить о безопасной дистанции.
11. Видимость в направлении движения - максимальное расстояние, на котором с места водителя можно распознать границы между элементами дороги, что позволяет водителю ориентироваться при управлении транспортным средством, в частности, для выбора безопасной скорости. Чем опытней пиарщик, тем дальше он видит и тем лучше он распознает границы, переходить которые не рекомендуется.
12. Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства в связи с его технической неисправностью или опасностью, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя либо появлением препятствия на дороге. Иногда приходится остановиться хотя бы для того, чтобы заправить пустой бак, спросить дорогу, попросить о помощи, принять решение о том, как объехать препятствие. Для пиарщика это значит - собраться с мыслями, "замолчать" на время, исправить неисправности, оглядеться вокруг.
13. Дорожная обстановка - совокупность факторов, характеризующих дорожные условия, наличие препятствий на определенном участке дороги, интенсивность и уровень организации дорожного движения, которые должен учитывать водитель (пиарщик) при выборе скорости, полосы движения и приемов управления транспортным средством. Вот это оно и есть - поле для формирования мнения. Оцени "дорожную обстановку" и действуй согласно ей.
14. Недостаточная видимость - видимость дороги в направлении движения в сумерках, в условиях тумана, дождя, снегопада и т.п. Если вокруг сгустились сумерки - будь внимательным вдвойне.
15. Обгон - опережение одного либо нескольких транспортных средств, связанное с выездом с занимаемой полосы движения и последующим возвращением на нее. Обгон он и есть обгон - что тут добавить! Не забудь о возвращении на свою полосу. Иначе будешь мчаться навстречу движению.
16. Регулировщик - работник милиции, военной автоинспекции, дорожно-эксплуатационной службы..., имеющий соответствующее удостоверение и экипировку (форменная одежда или отличительный знак...) и регулирующий дорожное движение. Увы, в PR регулировщик не всегда выделяется отличительными знаками. Учись читать по его лицу, голосу, интонации.
17. Тормозной путь - расстояние, которое проходит транспортное средство при экстренном торможении с начала нажатия на педаль до места его остановки. Запущенные кампании, сообщения, акции и т.д. не остановятся в один день. Подумай о том, как сделать так, чтобы, при необходимости, твой "тормозной путь" соответствовал твоим целям и задачам.
18. Для обеспечения безопасности движения водитель обязан... перед выездом проверить и обеспечить технически исправное состояние и комплектность транспортного средства... Прежде, чем выпускать информацию за пределы своей организации - проверь сто раз "техническое состояние" этой информации.
А теперь - пристегнулись и ... выезжаем на "автостраду". Ни гвоздя ни жезла! Ни слухов ни сплетен! Удачи на дорогах!