"На материале только манихейской доктрины не удаётся объяснить, почему именно это божество названо Первочеловеком. К сотворению или просвещению первого человека, т.е. Адама, Первочеловек никакого отношения не имеет, прототипом Адама тоже послужил не он". (Е.Б. Смагина, "Манихейство: по ранним источникам").
Интересный момент, однако в данной статье речь пойдёт не о манихействе напрямую, но лишь о некоторых косвенных параллелях с ним в том, что касается этого образа. Несмотря на некоторое созвучие и ассоциации в более поздних концепциях и интерпретациях, лингвистической связи у Адама с Адамантом нет - что общего у "глины" с "несокрушимым", особенно если учесть то, что эти слова не только из разных языков, но и из разных языковых групп? Похожесть, созвучие, а само понятие "Первочеловека" во всех культурах и традициях - нечто архетипическое. По той же причине нет этой связи даже у манихеев. С таким же успехом можно слово "варяг" сравнить с "веригами" или "варганом". Тем более показательно, что в тех же манихейских текстах Первочеловек отождествляется с Ормиздом/Ормуздом. Адамант в левой руке держит щит, а в правой - копьё. Это и Копьё Вотана, и Трезубец Посейдона/Нептуна, и Трезубец Шивы-Рудры в символическом смысле.
Образ Адаманта имеет общее и с Вотаном, который проявляет себя в том числе в Первочеловеке из германо-скандинавских представлений - в Аске (Askr - "ясень"): Вотан и является Аском-Асом (As, Aesir, Aisir) - это обычный аллегорический приём скальдической поэзии, поэтому характерно, что Аск есть и Ясень, Древо Миров, Irminsul, т.е. Вотан-Ас-Ирмин-Герман-Аск - это разные аспекты одной сути, проявляющейся через эти образы - и образ Первочеловека-Аска-Вотана, "распятого" на Древе Миров - оно же - Irminsul - оно же Аск-Ясень - это отождествление человека и Древа Миров по принципу подобия, в том числе и подобия в структуре - это и позвоночный столб, но это и Ось Мира - Axis Mundi, и Копьё Вотана-Адамаса/Адаманта, и Трезубец Шивы, как уже говорилось, где 3 "зубца" - это и руна Algiz, и Ида, Сушумна и Пингала, как 3 "ветви" Оси Мира, и жезл Меркурия - Кадуцей. Это и алмазное (либо рубиновое) тело, несокрушимая Красная Ваджра в концепции Серрано. Не исключено, что есть связь и с символом Анкх, символом достижения Бессмертия - есть находки этого символа из материала красного цвета, кстати.
Аск, как Ас-Вотан - это Первочеловек, но он же - Ясень, т.е. само Древо, Irminsul, "Солнце Ирмина-Вотана", как и Yggdrasil, "Скакун Игга-Вотана" дословно (Вотан, "распятый" на Древе = "Оседлавший" - такая же скальдическая аллегория) - именно поэтому Вотан "принесён в жертву себе же", он сам и есть это Древо в том числе. Так же, как и Шива - это и Чистый Разум, Высший Брахман, однако и Древо - Огненный столб без начала и конца - этот столб и есть Копьё-Трезубец - Ось Мира - Трансцендентальный Зелёный Луч Sieg, как сказал бы Серрано.
Адамант - это и алхимическое состояние, соответствующее стадии Rubedo, "Работе в Красном". Подобное состояние описывается, к примеру, в "Белом Доминиканце" Густава Майринка - в самом конце текста: "Всё тленное во мне выжжено и в таинстве смерти превращено в пламя жизни. Выпрямившись, я стою в пурпурной мантии огня, опоясанный мечом из красного железа - "кровавого камня". Я навсегда переплавил свой труп в меч". Это и тело, превращённое в Меч, в "оружие Духа" - да, тот самый Меч, который (Тайну которого) принёс Эон Христос. "- Как Дух явлен? - Как Меч явлен". Преодолевший в себе влияние "архонтов" обретает власть и над их условным "творением" - телом, т.е. становится сиддхом. Стоит вспомнить, как переводится в манихейских текстах "Адамант" - это "смиряющий материю", "тот, кто одолел материю" - и это алхимическое состояние стадии Rubedo.
Это и Марс-Арес, как A-res, т.е. "не-вещь", "невещественность", но и как Ars/Art - "Искусство" - Алхимия - Ars Regia - "Королевское Искусство" - и тут вспоминается Король Артур, как Art-Ur - "Пра-искусство", "Искусство Древних (Веков-Эонов)". Это всё тот же "язык птиц", воспринимаемый не "рацио" и логикой, а через восприятие Иного. В манихейских источниках Адамант побеждает морское чудовище, что имеет параллели и с Тором, как "сыном" (эманацией?) Вотана, являясь в некотором роде и "его частью". Серрано ассоциировал Артура в том числе и с Тором, и с Арктуром (Arcturus). В отдельных "гностических" текстах Саморождённый (аналог - Тиу-Туистон, Дьяус, Deus) произвёл Первочеловека-Адаманта (аналог - Манназ). Есть параллели и с Ману. Это напоминает множественное воплощение Архетипа, в том числе и как части Духа в потомках, т.е., например, каждый германец на уровне Духа есть Вотан (в сокрытом потенциале) - и далее у других народов - по аналогии. По женской линии - тот же принцип, но условно-"женский" - и через образ богини.
Адамант - это, вероятно, и Линга-Шарира, и то "тело света", в котором Христос явился ученикам после событий. Есть связь и с концепцией Платона, и с идеей о гармонии Сфер - не исключено, что речь идёт в том числе о достижении гармонии Сфер на микрокосмическом уровне, что косвенно связано с прохождением Гебдомады, 7 Сфер. Стоит сказать, что значения Адамаса у манихеев и "гностиков" имеют различия.
Посох Зевса по легенде - из адамантия, что тоже прекрасно соответствует смыслу того, о чём писалось выше. Стоит добавить к подобному египетский Джед, особенно совмещённый с Анкхом. Возможно после стадии Rubedo Линга-Шарира преобразует Стхула-Шариру по своему свойству, проявляясь и образуя "Единое Тело" - Адамас-Адамант - "Единую Вещь" - "Философский Камень". И это - Колесница Духа, Вимана, Орудие Духа.
"...это было в те времена, когда некоторые конунги владели камнем, у которого была такая сила, что каждый, кто владел им, одерживал победу, и чаще всего им пользовались воители, или кто был в беде, или кто считался витязем". (Сага о Тидреке из Берна, Прядь о кузнеце Веленте).