Во времена, предшествующие христианским "гностикам", начинало формироваться представление в отдельных группах философов и религиозных мыслителей, что всё зло в мире связано с наличием у людей тех или иных желаний. Они замечали, смотря вокруг, что все войны, ссоры, конфликты, трагедии и т.п. так или иначе связаны с желанием кем-либо чего-либо - желание власти, достатка, любви, величия, знания и даже еды прямо или косвенно в их представлении на всех уровнях виделось источником "Зла", потому что приводило к последствиям всегда в древние времена. Уже тогда тело начали воспринимать, как "гробницу Духа", пользуясь игрой слов в греческом языке.
Позже "создателя тела" в конкретной культурной среде и стали воспринимать, как "тюремщика", "связавшего Дух оковами плоти" и цепями желаний - эти-то желания и начали именовать "архонтами" христианские "гностики". Аскетические практики стали в воззрениях "гностиков" способом избавления от желаний, то есть от "власти архонтов", тех "сил", которые стоят за появлением у человека этих желаний, природных сил, в сущности. Надо заметить, что умение властвовать над своими желаниями, контролировать их, являлось положительным качеством и в более ранний период у разных философских и религиозных школ - в этом у "гностиков" видно лишь доведение более ранней идеи до метафизического абсурда. Сами аскетические практики, конечно, существовали и раньше во многих культурах.
Они, кроме того, считали, что настоящее Божественное и Единое не имеет каких-либо желаний (что скорее верно), поэтому и старались уподобляться ему во всём, во всех свойствах в идеале, в том числе не только через самоотождествление, но и через практики избавления от желаний, то есть "власти архонтов" для того, чтобы "слиться с Богом", став максимально подобными ему, насколько это возможно, по типу "восприятия", если так можно выразиться.
Саму силу желания чего-либо, которая "преобразует мир" и выводит всё из состояния "покоя", то есть движущую силу (как Сатана у сатанистов) они и назвали Демиургом-Протоархонтом, Ялдаваофом (7-я Сфера Сатурна). Их Идеал - абсолютный покой, отсутствие целей, желаний, устремлений и, как следствие, развития. В этом смысле Демиург действительно сопоставим с Сатаной, более того, весьма вероятно, что поздний образ Сатаны в христианстве имеет своё происхождение от "гностического" Демиурга, нежели от "ветхозаветного" ангела.
И именно в этом противопоставлении заключается "дуализм" "гностиков", потому что ни у "монотеистов", ни у "язычников" таких расслоений в мировоззрении просто не возникало: у первых Бог является источником всего - как покоя, так и преобразования, а у вторых с покоем порой ассоциируется верховное божество, тогда как преобразованием занимаются более младшие боги и даймоны в иерархии (либо более древние хтонические силы, кроме прочих), а в отдельных случаях - вообще все, то есть условный "покой", как таковой, лишь иллюзорен - всё всегда пребывает в движении, в Хаосе, несмотря на крошечный "островок Порядка" в безграничном Океане Изначального - в этом смысле адепты Храма Чёрного Света, например, ближе именно к "языческим" представлениям, чем к христианским "гностикам", несмотря на некоторые схожие понятия в их мировоззрении.
По той же причине Демиурга-Протоархонта "гностики" именовали "Сыном Хаоса" или "Владыкой Хаоса", подразумевая то, что именно Хаос есть источник движения и преобразования, "нарушающий метафизический покой Абсолюта".
Концепцию прохождения Сфер они взяли из других учений, но интерпретировали это на свой лад, как постепенное избавление от желаний, когда божеству каждой Сферы отдаётся то, что (в человеке) принадлежит ему - Сфере Венеры - любовь и сексуальное желание, Сфере Юпитера - желание власти и богатства, Сфере Марса - желание борьбы, конкуренции, состязания, противостояния, победы - и т.д. В этом для них и заключался смысл фразы "Богу - богово, кесарю - кесарево" - и именно поэтому "архонтов" они ещё называли "мытарями", "сборщиками налогов", считая, что все побуждения человека исходят от них, а потому и принадлежат им от начала создания телесности - им они и должны быть возвращены - это те "одежды", которые "делили между собой после распятия Христа". Есть предположение, что нечто подобное было в некоторых мистериях, где в качестве таких вот "сборщиков налогов" выступали Титаны. Прохождение Сфер в этом смысле затрагивается, например, в "гностическом" тексте "Апокалипсис Павла", где в образе седого старика Седьмой Сферы угадываются черты Сатурна, а владыка Сферы Марса держит железный жезл. Подобная концепция, вероятно, была и в Египте, но не совсем в том ключе и без "дуализма".
Считалось, что если какое-то желание у практика всё-таки осталось, то божество Сферы, "архонт", связанный с этим желанием архетипически, "по роду и виду", схватит душу и кинет обратно в новое тело, в новое перерождение - нечто подобное было и в египетских мистериях, как уже говорилось выше.
Однако стоит отметить, что концепции самих "гностиков" между собой всё-таки порой отличались - иногда и существенно, судя по имеющимся текстам. У некоторых, например, не было идеи полной утраты личности после прохождения Сфер в их интерпретации - и это те, чья концепция была ближе к "языческим" представлениям - ведь саму концепцию Сфер они взяли именно у "язычников" - у пифагорейцев, митраистов и орфиков, а у них какого-либо "растворения в питательном бульоне" в концепции не существовало, напротив - это был переход на новый, акаузальный уровень существования в новом теле, теле Иного, поскольку в "языческих" концепциях развитие бесконечно, а мир многообразен, многомерен.
Всё лучшее в "гностицизме" восходит именно к "языческим" учениям (напомню, что в иудаизме, к примеру, не существовало идеи бессмертия души вообще, да и под душой подразумевалось нечто скорее материально-личностное). Именно поэтому я не вижу смысла разбирать далее христианский "гностицизм" более подробно, кроме, разве что, отдельных моментов.