Луиза-Франсуаза : другие произведения.

Интерлюдия: Маленький опыт историко-биографического расследования

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отдельные читатели задают интересные отдельные вопросы... Поскольку быть обвиненной в убийстве некоего верноподданного мне не хочется (а алиби уже давно заготовлено), приведу - в качестве оправдания - кусочек из "режиссерской версии" одной из предыдущих книг. Кусочек про нефть на Охе...

  Официальную биографию отставного лейтенанта Зотова найти нетрудно. Она весьма кратка и исключительно выразительна, посему приведем ее полностью:
  Зотов Григорий Иванович (1851-1907) родился в семье чиновников, учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. По окончании корпуса был направлен служить в Кронштадт, а затем на Дальний Восток.
  В 1874 году в чине лейтенанта вышел в отставку и занялся предпринимательством. Был капитаном первого на Дальнем Востоке грузо-пассажирского судна "Батрак", занимался рыбным промыслом, в том числе у берегов Сахалина. Получив в наследство право на отвод участков с нефтеносными признаками на севере Сахалина, Григорий Иванович взялся за организацию нефтяного бизнеса. В 1889 году Г.И. Зотов с компаньонами создает товарищество "Г.И. Зотов и компания".
  Организатор нескольких нефтепоисковых экспедиций на Сахалин.
  Если данную биографию прочитать внимательно, то выражения так и стараются сорваться с языка, а если покопаться в Сети поглубже, то вдобавок к выражениям выяснится, что товарищ был к тому же "человек образованный, энергичный и предприимчивый" - с чем трудно не согласиться, поскольку успел за свою недолгую жизнь сделать столько, сколько мало кому удастся. По крайней мере, до сегодняшнего дня не удалось пока никому.
  Спрашивается вопрос: а почему? И для ответа займемся рутинным пролистыванием официальных документов - ну или по крайней мере, документов "прижизненных". Официальных - поскольку вышеприведенная биография имеет источником лишь письмо дочери героя, британскоподданной Зинаиды Гамильтон в редакцию всемирно известной газеты "Сахалинский нефтяник" от декабря 1967 года. Поскольку девяностолетняя старушка могла что-то неумышленно напутать в поисках мировой славы для родителя, некоторые вопросы стоит уточнить.
  Уточнения полезли прям с самого начала: родился наш герой 17 января 1852 года в Севастополе, в семье мелких чиновников. Что ни разу не криминал, однако случившееся с ним далее начинает навевать некоторое недоумение. В смысле, случившееся с ним по свидетельствам разных источников. Похоже, наш герой подобно Ю. Цезарю, легко делал по очень много дел одновременно, к тому же многие еще и о-очень тайно.
  Итак, с 1867 года и по 1871 он учился в Морском кадетском корпусе в славном городе-герое Санкт-Петербурге. Что, не был он тогда ГГ? То есть городом-героем? Так и Морского кадетского корпуса в Петербурге тоже не было, он возник только в 1891-м. Ну а то, что герой наш поступил в него аж в 15 лет... Морское училище (из которого одноименный корпус и вышел) принимало отроков 12-13 лет, причем "преимущество отдавалось детям морских офицеров". Настолько отдавалось, что за период с 61 по 91 год только они и принимались: офицеров много, а мест в столичном училище мало. Поэтому и неудивительно, что в списках воспитанников корпуса с 67 по 71 год никакого Зотова Г.И не нашлось - но это может мы плохо искали?
  Правда мы так же не смогли найти лейтенанта (ну или хотя бы мичмана) Зотова Г.И. в ежегодно издаваемых (и по сию пору свободно доставаемых) "Списках офицерам по старшинству" с 71 по 74 год - но ведь может же быть, что нерадивые наборщики эту фамилию по криворукости каждый раз пропускали? Или опять мы плохо искали...
  Конечно плохо: ведь герой наш в 71 его (корпус) окончил. И пошел служить гардемарином, ибо иных званий Морское училище выпускникам не присваивало. И служил он до производства в мичманы 2 (два) года: меньшая выслуга производство в мичманы (до 1891 года) не предполагала. То есть можно было произвестись "за отличие", но отечественный флот прецедентов не имеет. Вообще ни одного, отмеченного в документах, напротив, документы-то и утверждают, что мичманов "за отличие" ни одного не назначали.
  А затем через 3 (три) года службы мичманом можно было стать и лейтенантом. То есть уже к 1876 году...
  Ой, нет: ведь герой уже в 1874 лейтенантом в отставку вышел, значит где-то он нагероичил втихушечку на два внеочередных звания и секретным постановлением Президиума Верховного Совета...
  В секретную часть мы не полезем, поскольку нас вообще нефть на Охе интересует. Которую нашел приказчик купца первой гильдии Иванова Алексея Егоровича Филипп Павлов. Целую бутылку, после чего Алексей Егорович (вместе с партнером, кстати) подал заявку на концессию. Каковую, причем на двадцать лет - спустя три года после подачи заявки - получили вдова внезапно скончавшегося 19 августа 1881 года Алексея Егоровича Анисья Гавриловна и (тут барабанная дробь!) партнер купца первой гильдии Иванова тоже купец первой гильдии (а заодно и родной отец безутешной вдовы) Зотов Гаврила Иванович. Вдова, как сообщают источники, от лицензии (за которую еще и платить надо было около 10 килорублей в год целых двадцать лет - ну или "по согласию наследницы меньшую сумму") отказалась. И пара источников (например, финотчетность Приамурского ген-губернаторства или передаточная надпись на Договоре о концессии) даже уточняют, что отказалась она в пользу родного отца и партнера усопшего супруга.
  Снова спрашивается вопрос: какое отношение к этому всему имеет Григорий Иванович (с которого расследование и пошло)? Почти прямое: в 1876 году он женился на падчерице Анисьи Гавриловны (и, соответственно, дочери Алексея Егоровича от первого брака). А сосватал дочь партнера (которая была сверстницей мачехи и явно в доме последней мешала) своему дальнему родственнику как раз Гаврила Иванович. Жених-то завидный: приказчик не где-нибудь, а в "ТокмаковЪ, ШевелевЪ и Ко." В самом деле, куда еще-то отставные лейтенанты идут? Токмо в приказчики, ясен пень...
  Приказчиком жених (в позже и муж) был действительно на зависть: не покидая места работы он стал владивостокским купцом первой гильдии! То есть должен был иметь свободный капитал в 50 килорублей (который опять таки имел тайно, как и звание купца первой гильдии, поскольку об этом тогдашние документы как-то умалчивают... то есть сообщают нечто иное) - но лишняя копеечка никогда не лишняя, и он продолжал работать (правда уже старшим приказчиком) у Токмакова и Шевелева за оклад жалования в сто двадцать рублей. И до 1879-го (пока ему не дали отставку) работал, минимум дважды скатавшись на принадлежащем компании пароходе "Батрак" в роли суперкарго. Крутые были кяхтинский купец И.Ф.Токмаков и владивостокский коммерции советник М.Г. Шевелев, если у них купцы первой гильдии в приказчиках служили! Ну да, я не знаю, кто в машине, но водителем у него...
  Тем временем Гаврила Иванович, сам керосин покупавший, старался сэкономить на домашнем освещении и готовился добывать его на Сахалине. Два года готовился, и в 1886 году отправился бурить скважину. С рабочими сам поставил сруб, именуемый в те годы "буровой вышкой", слегка даже забурился - примерно на пять саженей... Бур сломался, и до нефти (в том месте нефть лежала всего в 12 метрах, и ее там открыли уже в 50-х годах) чуток не добрался. А когда на следующий год с новым буром снова приехал - оказалось, что "буровая" за зиму просто развалилась...
  Тем временем экс-начальник Александров-Сахалинского округа Линденбаум попробовал оформить концессию на себя - но поскольку концессия Зотова (Николаевского) была выписала аж до 1903 года, обломался.
  А вот Зотов (владивостокский) поступил хитрее. Рассказав с три короба бывшим работадавцам и получив в распоряжение безумные деньги (аж почти десять тысяч рублей!) с группой нанятых или уговоренных товарищей он отправился добывать нефть на двести верст южнее Охи. То есть сам-то не отправился, всю команду финансировал Токмаков, а возглавлял (работая на удаленке) Шевелев - зато под это дело была организована компания с громким названием "Г.И.Зотов и Ко". Правда на это потребовалось еще три с лишним года - потому что для поисков пришлось, причем уже в Петербурге, испрашивать новое разрешение на поисковые работы, так как местная власть в лице Приамурского губернатора послала мелкого купчишку Григория Ивановича (ну не знала та власть о первогильдействе просителя!) в известном каждому русскому человеку направлении. Но зато когда разрешение было получено, компания всего лишь за одно лето провела все необходимые работы и получила заключение о том, что на выбранном участке нефти, доступной к добыче, нет.
  Конец 1889 года, но не конец истории. Не конец истории вообще, и не конец истории расследуемой.
  Потому что нанятый Шевелевым горный инженер Л.Ф. Бацевич уже был командирован сюда еще в 1881 году канцелярией Приамурского губернаторства для разрешения вопроса отвода земель Зотову (Николаевскому) на севере Сахалина и уже нашел выходы нефти на Охе. Правда, он же нашел их (точнее, следы нефти) и на новом участке поиска, поэтому-то компаньоны Зотова (владивостокского) экспедицию и затеяли. Но, обломавшись, компанию закрыли - и все завяло аж до 1902 года. То есть на "новом" участке завяло, а на Охе (поскольку за лицензию Гаврила Иванович деньги заплатил сразу за 20 лет - ну, не очень бедный купец первой гильдии попался, изыскал почти 100 килорублей на освещение родного дома родным же керосином) все продолжалось. Не очень быстро: Гаврила Иванович несколько лет потратил на получение разрешения на устройство нефтеперегонного завода (которое и получил в 1896 году), затем начал закупать передовое бурильное оборудование. Да, статью в Адресный календарь Сахалина в 1895 году именно он написал, а не "родственник", но вот нужного оборудования он не дождался: помер. В 1898 году и помер.
  А вот дочь его Анисья Гавриловна то ли в отечественный керосин не верила, то ли с торговлей пушниной дела у нее не очень задались - но дальнейшие телодвижения на Охе прекратила. Более того, концессию выставила на продажу - но после краха компании "Зотов (владивостокский) и Ко" желающих ее купить не нашлось...
  В 1902 же году народ задергался - после того, как немецкий инженер Клейе после шести лет поисков нашел убедительные доказательства наличие легко добываемой нефти (но все же не на Охе, а у Ноглинки) и британцы под это дело тут же организовали британскую же компанию по добыче нефти на Сахалине с капиталом в сто тысяч фунтов. Однако концессия Зотова (Николаевского) уже закончилась и ее купить не получалось. Для получения хоть каких-то прав на добычу нефти дочку Зотова (владивостокского) немедленно выдали замуж за сына президента этой компании Гамильтона - но тут война началась и британцам на Сахалине стало ловить просто нечего.
  Некоторое время нечего: все же в 1908 году компания, срочно переименованная в "Наследники Г.И.Зотова и Ко" получила, наконец, лицензию (не концессию!) на добычу нефти и в 1909 году британцы на Сахалине смогли добыть первую нефть. Правда столько, что не окупились затраты даже на бурение этой скважины - ну а потом англичан японцы просто выгнали.
  Да, З.Г. Гамильтон в своей версии биографии отца пишет, что Нобели предлагали тому еще в 1906 году четверть миллиона за концессию, но тут старушка слегка ошибается: в 1906 году ее отец вообще никаких прав ни на что на Сахалине не имел. Единственное, чем он на острове владел, был (в период с 1898 по 1902 год) рыбный промысел, оцениваемый в 20 тысяч рублей (то есть по минимуму для купца второй гильдии, каковым он в адресных календарях Владивостока и значился, поскольку иных активов не имел - официально, мы же про секретные указы уже в курсе - вовсе). Сама же г-жа Гамильтон после смерти отца попыталась продать русско-китайскому банку (то есть Русско-Китайскому банку) хотя бы "лицензию на промысел", но так как в банках все же не последние лохи сидели... В общем, не нашлось у банка денег на выгодный промысел, сообщает нам престарелая госпожа...
  Но вот к концессии Гаврилы Ивановича вся эта история отношения не имеет. Концессии, в котором "особым условием" стояло право на продление этой концессии до 50 лет в случае, если добыча нефти начнется. И право концессионеров на продажу этой концессии "подданным Российской Империи"...
  Ну а уж раз так удачно карты легли, то было бы просто странно Герою моего романа этим не воспользоваться.
  
  ЗЫ. Все (то есть все вообще) факты, приведенные в данном расследовании, взяты из документов, доступных в Сети. На всякий случай уточню: документов, а не их пересказов средствами массовой информации.
  
  ЗЗЫ. А если кому интересно, то японцам сахалинскую нефть продал лично Железный Феликс. Выгодно продал: с этой концессии японцы Советской России вообще ничего не платили. Зато советским специалистам разрешалось смотреть, как нефть добывают японцы и самим так же пробовать делать. Но это уже про других героев...
Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"