Луиза-Франсуаза : другие произведения.

Интерлюдия No2: Краткий курс кастрюлестроения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.98*7  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В связи с повышенным интересом к предмету делюсь обретенными знаниями...

  Кастрюлестроение - важнейшая отрасль народного хозяйства. Именно поэтому кастрюлестроение стало локомотивом развития инженерной мысли: многие машины и механизмы, разработанные для изготовления кастрюль, впоследствии нашли широкое применение и в других областях промышленности. Но тем не менее именно в кастрюлестроении сконцентрированы высшие достижения современных технологий. Особенно высока концентрация высочайших технологий в производстве кастрюль эмалированных - изделий, появившихся в эпоху промышленной революции.
  Современные кастрюли (мы говорим далее исключительно об эмалированных изделиях) изготавливают из высокотехнологичного материала, в народе получившего ласковое название "гвоздевая сталь". А конкретно - из сталей СТ1кп и, иногда, из сталей СТ2кп. Эти материалы обладают высокой прочностью при одновременной высокой пластичности (при холодной вытяжке изделие из СТ1 можно растянуть до 40% до того, как оно порвется нафиг). Пластичность - это для кастрюлестроения хорошо, это позволять кастрюлю целиком вытянуть из плоского листа металла. А вот прочность - это гораздо хуже: для вытяжки просто кастрюли диаметром в двадцать два с половиной сантиметра требуется гидравлический пресс, развивающий усилие в тысячу триста тонн. При этом - чтобы не разорвать стенку кастрюли, за один цикл вытяжки допускается делать загиб не более чем на четверть диаметра заготовки днища, а зазоры между пуансоном и матрицей должны не более чем на 15 микрон (и не менее чем на семь микрон) превышать толщину используемого листа.
  Из-за этого, поскольку обычно кастрюля отличается по форме от того, что в народе именуют словом "сковородка", для изготовления самого популярного изделия объемом в три литра необходимо применение семи проходов вытяжки, или (в массовом производстве) семи гидравлических прессов с усилиями от 1300 до 3800 тонн: ведь простой гвоздь-сотка начинает "ползти" под воздействием силы от 9 до 16 тонн, а кастрюлестроителю требуется растягивать и сминать металл на площади в 150-400 раз больше. И при этом необходимо устанавливать заготовки на матрицу с точностью до вышеупомянутых 15 микрон!
  Удивительно точные и мощные машины - поэтому не удивительно, что цена одного кастрюльного пресса в Европе как правило превышает четыреста тысяч евр (это не считая комплектов матриц с пуансонами, каждый из которых стоит больше двадцати пяти тысяч тех же евр). В советские времена, правда, евр еще не было, поэтому цена прессов колебалась в районе сотни тысяч советских же рублей. Но это - уже сильно после войны, а до войны сколько стоили такие машины - неизвестно. Однако и до войны они были совершенно уникальными, настолько уникальными, что старейший в России Лысьвенский завод металлопосуды оказался единственным, способным изготавливать столь нужные на войне солдатские каски - на нем был тоже единственный на всю страну гидравлический пресс, способный такое сотворить. И, понятно, кастрюли на этом прессе на штамповались (так как он был всего один, а нужно минимум пять-семь). Тогда возникает вопрос: а как же наши предки вытягивали кастрюльные заготовки, таких прессов не имея?
  Ответ на этот вопрос будет очень простой: а никак. Для прояснения углубимся в историю эмалированного кастрюлестроения.
  Первая эмалированная посуда (а конкретно - эмалированные кружки) были изобретены в Чехии в районе 1883 года. Известный чех по имени Сильвестр Крнка (да, тот самый) получил в начале 1883 года заказ на изготовление грузовых повозок для перевозки снарядов к пушкам. Сильвестр тележку разработал и даже сделал, но оказалось, что используемая при изготовлении изделия высокотехнологичная гвоздевая сталь быстро ржавеет, а существующие краски особо ржавчине не мешают. Для зашиты от коррозии Крнка попробовал применить на металлических деталях повозки защиту из т.наз. "греческой глазури" (черного цвета), но без особого успеха: стеклянная эмаль крайне хреново реагировала на клепку, с помощью которой эти детали впоследствии соединялись друг с другом. Крнка на технологию плюнул, но один из его мастеров обратил внимание, что в местах, где по детали кувалдой не колотили, эмаль держится довольно прочно. Он уволился, организовал свою мастерскую и вскоре предложил австро-венгерской армии дешевые железные эмалированные миски.
  Армия изделие отвергла: во-первых, черный цвет - некрасиво, а во-вторых, солдатикам важнее кружки. Мастер (к сожалению, русская история его имени не сохранила, а на чешском мы плохо понимаем) поднапрягся сам и поднапряг друзей и знакомых - и в 1885 году на свет появилась эмалированная кружка. Коричневая снаружи и серо-голубая изнутри: друзья (или знакомые) придумали фритты цветов, отличных от черного. Правда при налаживании производства чех понял, что цветные эмали к железу почему-то не липнут, так что изделие эмалью стало покрываться в два слоя. Край, кстати, так и остался черным: цветные эмали на краю кружки отлетали даже без ударов, просто если в кружку кипяток налить.
  В результате эмалированная кружка стала символом чешского прогресса и сейчас она считается (там, в Чехии) самым "чешским" сувениром для иностранцев. Хотя большинство этих самых иностранцев этого и не понимают...
  Сам же мастер (он по металлу мастером был) славен тем, что придумал как сделать саму кружку. Миску-то жестяную сделать несложно и с помощью парового (или пневматического) молота (см. фильм "Талант", 1 серия), а вот из кружечной заготовки молот тупо вырубит дно - для нее нужен именно пресс. Прикинув, что пятисоттонного пресса, необходимого для вытяжки кружки, еще долго не придумают, он начал кружки делать сварными. А поскольку в те времена газовой сварки еще не было, а электрическая из дикой России до просвещенной Европы еще не добралась, сварка использовалась кузнечная. И поэтому на первых кружках вокруг дна имелось кольцевое углубление - как раз место этой самой сварки. А под ручкой - полоска, где сваривалась стенка кружки. Конечно, кузнечная сварка сваривала иногда лишь "местами", но щели заливались эмалью и дно не отваливалось...
  По этой же технологии начали выпуск эмалированной металлопосуды и немцы, причем именно немцы первыми сделали эмалированную кастрюлю. Поначалу у них тоже имелось кольцевое углубление вокруг днища, но вскоре оно пропало: первым применением изобретенной Бенардосом электросварки в Европе стало именно кастрюлестроение: в 1888 году Николай Николаевич шовную контактную сварку придумал как раз по заказу германских кастрюлестроителей и с тех пор сварные эмалированные кастрюли начали свое триумфальное шествие по миру. И шагают они там до сих пор: поскольку для производства всего лишь десятилитровой кастрюли "нормальных пропорций" требуется 11-12 прессов с усилиями от 9 до 22 килотонн и больше (и ценой от миллиона до двух с половиной и больше евр), нормальные кастрюлестроители не выпендриваются, а применяют старый проверенный поколениями дедовский способ при выпуске изделий емкостью более двух галлонов.
  Вот такая история, причем история совсем практически "новейшая": ведь еще сейчас на Земле немало людей, чьи родители родились во времена, когда не то что эмалированных кастрюль - эмалированных кружек человечество еще не знало!
Оценка: 8.98*7  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"