Луиза-Франсуаза: другие произведения.

Звезда пленительного 47

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
Оценка: 8.61*21  Ваша оценка:

  Сиприано Торконис если и волновался, то совсем немного. Конечно, совсем не такой он представлял себе защиту диплома в институте, но жизнь иногда преподносит странные сюрпризы. Настолько странные, что приходится долго раздумывать: везенье это или, наоборот, проклятье. Но, похоже, в этот раз лотерея жизни одарила выигрышным билетиком.
  Две недели назад доцент с кафедры навесных орудий предложил троим дипломникам быстренько решить довольно несложную задачку: придумать передвижную лестницу, ступеньки которой должны быть горизонтальны при любом этой лестницы наклоне. И объявил, что успешное решение будет зачтено как дипломная работа.
  Уточнив, для каких целей эта лестница будет использоваться, Сиприано пошел к старшему брату. И вовсе не за подсказкой по конструкции: ведь даже первокурснику ясно, что для выполнения условия боковинки лестницы и ступеньки должны представлять простой параллелограмм. Но его больше интересовало, как часто ее придется использовать по назначению и в каких условиях она будет эксплуатироваться. Когда же все нужные ответы были получены, Сиприано засел в институтской мастерской.
  Не один - в работе активно ему помогали ребята из команды Ивана Кретова, чей работающий на мазуте трактор не прошел приемную комиссию: благодаря новым нефтеперерабатывающим заводам мазут стал чуть ли не дороже солярки и весь отправлялся для обеспечения потребностей флота. Но ведь трактор мог работать не только на мазуте - и у Кретова появился шанс.
  А теперь, с гордостью глядя на готовую машину, Сиприано этот шанс старался не упустить, поскольку речь шла не только о тракторе:
  - Да, сеньор, я осознанно выбрал именно этот трактор. Мой брат работает механиком на аэродроме, и он сказал, что ни солярки, ни автобензина там не используется. А если это топливо запасать, то есть риск случайно залить в самолет не то, что надо. Отработанного же масла на аэродромах много, и трактор с калоризационным мотором прекрасно на нем работает. Ну а так как работать ему приходится довольно редко, этого масла с самолетных моторов ему всегда хватит с избытком. Ну и цена машины получается почти впятеро ниже, чем при использовании любого другого трактора, к тому же все потребности в машинах сможет обеспечить даже мастерская института...
  - И сколько машина будет стоить? - пожилой сеньор - видимо, заказчик машины, с очевидным любопытством посмотрел на Сиприано.
  - Стоимость самого трактора, если его делать в институте, не превысит тысячи песо, а лестница с раздвижным тентом обойдется еще в четыреста пятьдесят - это с работой по установке на трактор уже. Если же ручные приводы подъема заменить на гидравлические, то цена возрастет примерно ещё на триста сорок песо...
  - Да, дешевле только даром - пробормотал сеньор, - и эксплуатация вообще бесплатно. Я принимаю машину, спасибо - и с этими словами он повернулся и быстро вышел из мастерской.
  - Ну что, сеньор Торконис, примите мои поздравления со званием инженера - доцент крепко пожал Сиприано руку.
  - Надеюсь... - несколько неуверенно ответил то ли еще студент, то ли уже инженер. - Надеюсь, что ваш отзыв будет благосклонно принят комиссией на моей кафедре.
  - Мой отзыв... да на него никто и не посмотрит. Зачем? Сеньор Волков лично принял вашу работу без замечаний! Так что можете считать себя инженером с полным основанием.
  - Сеньор Волков? Тот самый?
  Доцент с улыбкой посмотрен на остолбеневшего Сиприано, затем на стоящего чуть в отдалении и тоже замершего от неожиданности Кретова:
  - Ну что, сеньоры инженеры, не кажется ли вам, что самое время пропустить в таверне по стаканчику?
  
  В Маньчжурии с грамотным народом тоже получилось неплохо. Хотя Алексеев по ряду причин принимал исключительно "православных и дворян" (что автоматом "отправило" более чем сто тысяч "русских немцев" в Венесуэлу), более двадцати процентов иммигрантов за плечами имели хотя бы гимназию или реальное училище. Так что и в Маньчжурии набрать около сотни тысяч учителей (причем почти половину - с профильным образованием) в школы оказалось нетрудно. Университет был основан, правда, всего один, Хабаровский - зато "отраслевых" учебных институтов за два года появилось почти два десятка. Медицинский, Сельскохозяйственный, Химический, Энергетический, Станкостроительный, Путей сообщения, Судостроения, Судовождения, Автотракторный... даже Авиационный. А так же три военных академии: Артиллерийская, Военно-морская и Общевойсковая. Военно-воздушная уже была в Уругвае, и я предложил деньгами напрасно не разбрасываться.
  Ну как "предложил" - просто денег не дал на воздушную Академию. И не потому что было жалко, а потому, что на нее потребовались не только и не столько деньги, сколько специалисты. Которых с трудом и на одну набрать удалось. Даже самому пришлось туда "профессором" устроиться...
  Академия - это ведь не летное училище, в ней предполагалось готовить высший командный состав. А это - и разработка методик применения авиации, и планы эксплуатации, снабжение... "Моя" специальность именовалась "логистическое обеспечение боевых действий". Все же за плечами больше сорока лет опыта в этом деле - почему бы накопленным с молодым поколением не поделиться?
  Хотя, откровенно говоря, профессором-то я был больше почетным - в основном "ставил задачи", а не решал их. А по нечетным "развлекался" в исследовательском центре Автотракторного института. Ага, в Усть-Карони.
  Потому что в декабре двадцать третьего года были завершены испытания сразу двух пассажирских самолетов "дальнего следования". Так как из России выехало немало народу и с моих авиазаводов, я, чтобы люди от безделья дурью не маялись, нарисовал на бумажке два самолетика. Один напоминал (мне) знаменитый "Дуглас ДС-3", а другой - малоизвестную машинку Бе-30. Очень давно, еще в "первой жизни", на даче у бабушки собрались ее одноклассники - ну, кто дожил - и активно делились "воспоминаниями школьной юности". И из этих воспоминаний я с огромным удивлением узнал, что первой советской рекламой, показанной по телевизору, была как раз реклама этого самолета. То есть собравшиеся просто заспорили, что вышло на экраны раньше - реклама никому еще неведомого блюда "селедка под шубой" со слоганом "сделать несложно и есть... приятно", или же все-таки реклама Бе-30. Ну я и заинтересовался: что же за самолет-то такой, что его по телевизору в СССР рекламировали?
  А тут про него вспомнил - и предложил конструкторам над картинками подумать. Поскольку в мелкую серию уже пошел довольно неплохой мотор мощностью в девятьсот пятьдесят сил, конструктора думали не очень долго - за год справились. Первый вышел под маркой "Симуран" - то есть "крылатый волк", и этот "волк" со скоростью под триста километров в час летал с двумя дюжинами пассажиров на две с лишним тысячи километров... мог летать, но из Монтевидео до Каракаса (или до Усть-Карони) все равно летал с двумя промежуточными посадками. А второй - названный "Соколом" (и латинскими буквами тоже Sokol назывался) летал уже со скоростью за четыреста километров с дюжиной пассажиров на полторы тысячи. И летал как раз уже из Сьюдад Электрико по маршруту Асунсьон - Корумба - Куяба - Белен - Кайенна - Джорджтаун - Усть-Карони. Долго летал, рейс длился больше десяти часов - но всяко быстрее, чем десять суток пароходом. А если чередовать в институтах не дни, а недели - то выходило терпимо.
  "Соколы" делались на заводе в Росарио, в Уругвае - и в этом, выросшем как на дрожжах, городе почти половина из стотысячного населения трудилась либо на авиазаводе, либо на примыкающем к нему авиамоторном. Но самолетов там делалось относительно немного - по штуке в неделю, главным образом потому, что большая часть производства занималась изготовлением разных приборов для самолетов - и не только для "Соколов". Например, все приборы для "Симурана" тоже делались в Росарио, хотя сами "Симураны" строились в Усть-Карони.
  И строилось их гораздо больше: авиаперевозки стали очень востребованы в огромных США и по три-четыре самолета в неделю закупались американскими авиакомпаниями. Янки тоже строили в больших количествах пассажирские самолеты - но в основном это были трехмоторные клоны самолета Антона Фоккера на восемь-десять пассажиров и летавшие со скоростью до двухсот километров в час. То есть - хороши для "местных авиалиний", а "Симуран" фактически "открыл" трансконтинентальное авиасообщение. Впрочем, покупали янки и "Sokol D" - модификацию на шестерых пассажиров и дальностью полета до трех тысяч километров, но их требовалось немного: в основном это были "личные самолеты" крупных бизнесменов.
  Ну а я пользовался рейсовыми машинами. При посадке, случавшейся через каждые пару часов, можно было и ноги размять, а от маршрута отклоняться и сэкономить пару часов все равно было нельзя: по базовому маршруту через каждые километров двадцать были на всякий случай подготовлены "резервные аэродромы" в виде ровных полян, пригодных для посадки - а просто в джунглях садиться было негде. Да и народ на "рейсовых" все же был в основном не случайным, так что и многие вопросы получалось если не решить, то хотя бы обсудить по дороге.
  Костя Забелин - главный инженер авиамоторного - именно "по дороге" сообщил мне "интересную новость": большевики прислали специальную делегацию в Росарио, чтобы договориться о закупке двенадцати самолетов. Причем и Костю, и меня вслед за ним, удивило то, что заказывать они приехали именно модификацию "D" - то есть явно не "для использования в народном хозяйстве". А ведь такой самолетик стоил почти семьдесят тысяч долларов - в то время как обычный пассажирский продавался почти вдвое дешевле. Но, видимо, большевистское правительство было не настолько богато, чтобы покупать дешевые вещи...
  - Слава, - поинтересовался я у Станистава Густавовича после того, как вернулся домой - тут, оказывается, советское правительство возжелало Соколы в варианте "для самых богатых буржуев", причем, с учетом запасных моторов, контракт они притащили на миллион долларов. Интересно, откуда у них деньги?
  - Известно откуда: Россия сейчас снова становится крупным экспортером зерна, да вдобавок некоторые химические производства твои восстановили. Серной кислотой, например, они всю Европу теперь обеспечивают, масла нефтяные, керосин с бензином. Самим-то им много не нужно, вот экспорт и растет - а кто откажется-то, если цены копеечные?
  - Почему самим не нужно? Только на гидролизные заводы кислоты нужно...
  - Все твои бывшие химзаводы теперь в концессии у "Фарбен", а немцам гидролизные заводы в России не нужны. Баку и Грозный теперь у французских Ротшильдов, медь и свинец - у англичан. Они, конечно, платят - кто пять процентов от добытого или произведенного, кто семь - и правительству хватает. А русских рабочих и крестьян кормить - им-то зачем? Поэтому жрать в России особо тоже нечего...
  - Не понял: жрать, говоришь, нечего, а экспорт зерна растет?
  - Хлеба-то у них пока хватает: все же их "пролетариат" крестьян зажал так, что те и пикнуть не смеют. А вот чего-то еще - нету. Мяса нет, с рыбой тоже все грустно стало. Сейчас, по расчетам, у них уровень жизни примерно такой, как был в середине девяностых. Но на этот уровень очень сильно давит пятимиллионная армия, так что грустно всё.
  - И народ не бунтует? - усмехнулся я.
  - Ну, во-первых, пятимилионная армия, причем армия территориальная - не побунтуешь особо. А во-вторых, у большевиков, к моему удивлению, очень грамотно поставлено дело пропаганды. Так что в основном народ это правительство поддерживает, в городах - так абсолютное большинство за большевиков.
  - Непонятно: ведь если мне, скажем, жрать нечего, то вряд ли я буду поддерживать правительство, которое оставило меня без еды.
  - Ну так это ты знаешь, кто тебя без еды оставил. А народ в России "знает", что без еды его оставили происки империалистов, недобитые буржуазные элементы, кулаки. Кругом одни враги - но скоро наступит мировая революция и сразу жизнь станет раем. А пока - запрет на забастовки на предприятиях концессионеров эту мировую революцию приближает.
  - И кто же у них такой умный пропагандой руководит?
  - Как кто? Ульянов, то есть Ленин. Демагог, конечно, пробы ставить некуда - но когда никому другому слова не дают, то люди верят ему. В армии, конечно, Троцкий заправляет, но это, мне кажется, недолго продлится.
  - И почему?
  - Троцкий слишком много власти загреб. Сейчас он уже живет при этом самом коммунизме - но только он лично и его семья. Так что завистников - и, соответственно, врагов, он уже нажил немало, и его скоро начнут убирать "обездоленные". А Ленин тут все очень ловко народу объяснит... кстати, его, похоже, руководители этой революции так и не просчитали. Ему-то роль ширмы была назначена, а он себя очень ловко превратил в знамя. Все, что в стране хорошего - это лично товарищ Ленин сделал. А все плохое - это товарищи из синагоги не досмотрели. Ты списочек-то свежерасстрелянных за последние года три-четыре глянь: все, как один, "не отреклись от старых заблуждений, внушенных им еще в Бунде". Ну, для разнообразия парочку нацменов прихватили - но мелочь всякую, а так... Икону из себя лепит, скоро молиться на него будут.
  - И как скоро?
  - Саш, я все же планированием занимаюсь, а не предсказаниями. И живу не в Дельфах, так что вопрос твой явно не ко мне. А если смотреть с точки зрения чистой экономики, то первая же засуха приведет страну к абсолютному краху. Впрочем, если засухи еще года три не случится, то страна и без нее развалится. Ее уже чуть ли не в открытую "концессионеры" делят, причем вместе с населением. Уж полгода как большевики закон приняли, запрещающий самостоятельно увольняться с предприятий.
  - Может, все же воспользоваться предложением Малинина?
  - Ты о чем? Думаешь захватить Россию маньчжурской армией?
  - Это я с расстройства глубокого безумные мечты озвучиваю...
  - Лучше помечтай, как продвинуть в России наверх какого-нибудь приличного человека. Ты же их лучше меня знаешь: ну должен же быть среди большевиков хоть один нормальный патриот страны?
  - Патриотов много, но в верхнем эшелоне там разве что Красин на человека похож, а чтобы его в Кремль продвинуть, не одну сотню большевиков загасить придется... нет, это менее реально, чем из Маньчжурии до Пскова с Кишиневом дойти.
  - Тогда не морочь себе голову несбыточным и займись делом. Сейчас, по нашим расчетам, спрос на тяжелые самолеты будет только расти и через год одного "Симурана" в день будет даже только янки нехватать. Есть два варианта решения проблемы: один - в два с половиной раза увеличить завод в Усть-Карони раз, и два - ставить два новых завода. Первый вариант дешевле, встанет всего миллионов в двадцать пять и окупится за четыре года, но второй, хотя и вдвое более дорогой, при сохранении тенденции позволит к тридцатому году продавать по полторы-две тысячи машин в год и окупится меньше чем за три.
  - А меня зачем спрашиваешь, если ты сам лучше знаешь что делать?
  - Второй вариант сработает если самолет обеспечить рядом дополнительных удобств. Список будущих требований я тебе вечером пришлю, и за неделю постарайся ответить: реально это будет сделать или нет?
  - Сделать можно всё...
  - Саш, я знаю, что ты можешь сделать всё. Но я должен точно знать, во что это всё обойдется: я же деньги считаю.
  - Слав, если тебе вдруг не хватит, то сходи в хранилище, зачерпни пару ковшей золотых орлов... экскаватором. Какая тебе разница, во что доработка обойдется? Нам золота в хранилище лет на двадцать хватит если даже вообще больше ничего и никому не делать.
  - Золото - это еще не деньги. Оно станет деньгами, когда те, кто эту работу будет делать, смогут его потратить - и я должен знать, сколько для них завезти хлеба, мяса, персидских ковров и китайских шелков...
  - Сколько наложниц в гаремы... Ну а тогда зачем ты меня-то спрашиваешь? Есть у нас конструкторы, их и тряси, они тебе ответят - умножай сумму на три...
  - Ты список-то погляди сначала...
   Славин список был в обще-то и не очень большой. Но вот авиаконструкторы за поставленные Славой вопросы ответить точно не смогли бы. Потому что собственно к самолетам "дополнительные удобства" имели отношение самое косвенное: системы связи между аэродромами, машины для очистки этих аэродромов от снега, обеспечение служб наблюдения за воздушной обстановкой и аварийного спасения, наземное облуживание самолетов - и пассажиров тоже. Да, умение вникать в суть проблемы - это божий дар, думать о снегоочистителях сидя в Уругвае - это уже уровень гениальности. Ну и трудолюбие Славино на грани фанатизма - тоже.
  Зато решение всех этих задач - очень хороший способ отвлечься от скорби по гибнущей Родине. Жалко, конечно, что все эти задачи решаются очень далеко от нее - но в конце-то концов, если мне не изменила окончательно память, подъем экономики в СССР начался в тридцатых? Время еще немного осталось, а потом готовые наработки очень пригодятся в возрождающейся России. Точно пригодятся...
  За неделю я, конечно, с поставленной задачей не справился. Удалось лишь, напрягая изо всех сил память, поставить базовые задачи на разработку нескольких типов радиостанций - для Семена. Вспомнилось и про радары - но пока, думаю, рановато эту идею пускать в массы: война, результаты которой никого в целом не удовлетворили, наверняка продолжится лет так через десять, и для обеспечения превосходства в воздухе ее стоит пока придержать.
  А радиомаяки, постоянно передающие позывные каждой машины в воздухе, и следящие за ними пеленгаторы мне показались хорошей идеей - равно как и самолетные радиостанции "аварийного оповещения", так что Семену будет чем заняться. Не самому - но у него теперь под руками было целых три радиоинститута... должны справиться. Поставил задачи и по разработке снегоуборочных машин - вспомнив, как в одной из "прошлых реальностей" для армии шнековые снегоуборщики творил. Заодно уж и озаботился заданиями на автозаправщики, мобильные мастерские, аэродромные тягачи. Даже про самоходные трапы вспомнил - причем с крышей: в далеком прошлом пришлось раз из самолета под проливным дождем выходить. С последней машинкой я вообще пошел в Каракасский автотракторный институт: пусть какой-нибудь студент в качестве курсовой или дипломной работы сотворит. И ему польза, и бюджету экономия: Хуан этот институт уже несколько лет как озаботил разработками дешевых и надежных минитракторов для крестьян и задел там должен быть приличный.
  Вот только я не ожидал, насколько приличный: не проект, а готовую машинку мне продемонстрировали уже через две недели. Ну да, очень надежную машинку и более чем недорогую - но оторопь от увиденного меня не покидала до возвращения в Сьюдад Электрико. Все же наверное хорошо, когда люди еще не забыли, что они были бедными: из всех вариантов решения задачи они выбирают наиболее экономный. Надо будет тому студенту премию отвалить, например в размере годового оклада инженера... и позвать его на работу туда, где эти трапы (и многое другое) делать будут. Но это потом - сначала - все же закончить со Славой утверждение плана.
  - Картину я тебе обрисовал, ну а во что это выльется в деньгах - это тебе решать. И считать: я свои прикидки приложил, но ты же всегда находишь массу упущений, так что зачем мне зря стараться? Опять же, сам сказал, что золото не деньги. Кстати, похоже мы вернулись в наших обсуждениях лет на двадцать назад: что же такое деньги? Ты еще не выяснил?
  - Рикардо почитай: он пишет, что мера человеческого труда. И я, пожалуй, с ним в этом соглашусь.
  - Рикардо я читал, но у него все упрощённо изложено. Человек произвел мешок зерна и за это может выбрать либо овцу, либо ночной горшок, который произвели другие человеки. Но пока он не выбрал, что желает потребить, его труд представлен условном овцегоршком, именуемым "деньгой".
  - Верно излагаешь, - улыбнулся Слава.
  - Ага, верно. Только человек купил не горшок, а трактор - и сделал сто мешков зерна. Горшок же на рынке остался один, и овца одна. Спрашивается вопрос: если у него теперь сто денег, почем будут овцы с горшками, если их владельцы знают о сумме в кармане зернороба и отсутствии конкурентов? Я почему спрашиваю: ведь если в деньгах, то трактор купил один, а вот "производительность труда" в денежной форме выросла у овцедела и горшкотваря.
  - Ты некорректно ставишь вопрос!
  - Поставь корректно и ответь.
  Слава было открыл рот, собираясь ответить, но затем его закрыл, встал с кресла. Походил по комнате, держась руками за лацканы пиджака. Остановился, довольно долго глядел на меня исподлобья. Снова сел, начал что-то судорожно подсчитывать на бумажке, а затем, откинувшись, с довольной физиономией провозгласил:
  - Так, теперь, наконец, стало понятно, как ты делаешь свои миллиарды: все сходится. Ну что, доволен? Двадцать пять лет ты надо мной издевался, чтобы я, наконец, сообразил? Я догадался... признаю: ну тупой я! Но если бы ты мне все объяснил сразу, то мы бы... Впрочем, какая разница, все равно теперь все планы пересчитывать.
  - Это хорошо, что ты догадался. Будет еще лучше, если ты теперь мне все расскажешь, а то я до сих пор не знаю как. И, может, ты теперь сможешь мне сказать что такое деньги?
  - Теперь - смогу. Давай завтра с утра: нужно, чтобы в голове все по полочкам разложилось. В десять нормально будет? Это только про деньги, а как планы исправлять, я еще не придумал.
  - Не нормально, я утренним рейсом в Усть-Карони на пуск новой ГЭС улетаю. Давай в понедельник, договорились? А насчет планов - пока вот что почитай, там на странице с закладкой отмечено, откуда.
  - Но я же по-испански не читаю! - возмутился Слава, открыв томик на указанной странице.
  - Найди переводчика, а мне просто некогда. Вернусь - обсудим.
Оценка: 8.61*21  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Гаврилова "Не дразни дракона"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) И.Иванова "Большие ожидания"(Научная фантастика) О.Британчук "Да здравствует экология!"(Научная фантастика) В.С.Г. "Патол. Акт первый: Тень."(Уся (Wuxia)) М.Малиновская "Девочка с развалин"(Постапокалипсис) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"