Аннотация: Обращаю внимание - это всего лишь текст! Учебником можнео пользоваться ТОЛЬКО в формате ЕХЕ или PDF, которые с удовольствием вышлю. Обращайтесь - anlukjanov@mail.ru
Љ гос. регистрации - 0431512762
Автор посвящает написанный им учебник
"Всемирная история для школьников"
памяти своей матери Валерии Ивановны Лукьяновой
Данный учебник - модуль единого цикла "Всемирная история для школьников". Он служит органическим продолже-нием учебника "Первобытность" для первого года изучения ис-тории, но рассчитан и на самостоятельное использование его учащимися школ и гимназий, стремящимися углубить свои зна-ния.
Внимание! В связи с участившимися недоразумениями автор вынужден подчеркнуть, что учебник применяется на вто-ром-третьем годах обучения истории.
Учебник может быть также применен и для самообра-зования. Однако, автор настоятельно просит преподава-телей не использовать фрагменты учебника в "усечен-ном" виде, не пытаться "усовершенствовать" его, не применять для обучения школьников более младшего или старшего возрастов. Тщательно отлаженный именно для второго-третьего годов изучения истории в школе, методиче-ский аппарат учебника совершенно исключает такого рода "но-ваторство" и не только не даст запланированного роста уровня знаний, но и приведет к его падению.
Автор просит учителей по всем вопросам обращаться за консультацией лично к нему и готов оказать любую помощь .
Автор дает разрешение издательствам и частным ли-цам на свободное тиражирование и распространение настоя-щего учебника как в печатной так и в электронной форме, как на коммерческой так и на некоммерческой основе. Письменное уведомление об этом владельца авторских прав является обя-зательным. Никакое нарушение целостности и неизменности учебника, без ведома и прямого согласия автора не допуска-ется.
С откликами, вопросами и замечаниями автору, а так же по вопросам использования данного учебника обращайтесь непосредственно к автору: anlukjanov@mail.ru или 644077, Омск-77, Омский государственный университет, пр.Мира 55а, корп. 2, ист.фак-т.
А.Н. Лукьянов
ОГЛАВЛЕНИЕ
ј 1 Природа стран Востока 6
ј 2 Жизнь и труд населения в странах Востока 9
ј 3 Появление первых государств в Междуречье 13
ј 4 Государства Шумера в 4-3 тыс. до н.э. 18
ј 5 Возникновение Вавилона 22
ј 6 Великая держава ассирийцев 25
ј 7 Упадок и новое возвышение Вавилона 31
јј 8-9 Культура Междуречья 36
ј 10 Религия Междуречья 41
ј 11 Возникновение классов в Египте 44
ј 12 Первые царства в долине Нила 48
ј 13 Власть фараонов в 3 тысячелетии до н.э. 51
ј 14 Египет в 20-10 вв. до н.э. 55
ј 15 Завоевания Египетского царства в середине второго тысячелетия до нашей эры 58
ј 16-17 Господство жрецов и упадок Египта 62
ј 18 Искусство Египта. Знания египтян о природе. 71
јј19-20 Древние Палестина и Сирия 75
ј 21 Финикия 83
ј 22 Малая Азия в древности 87
ј 23 Государство Урарту 91
ј 24 Персидское царство 93
ј 25 Природа и население древнейшей Индии 98
ј 26 Завоевание Индии ариями 102
јј 27-28 Индия в 6 в.до н.э - 6 в.н.э. 105
јј 29-30 Великая индийская культура 111
ј 31 Природные условия и первые государства Китая 117
ј 32 Царство Цинь 121
ј 33 Государство Хань 125
ј 34 Китай в 4-9 вв. 130
јј 35-36 Культура Китая 133
ј 37 Восточно-Римская империя в 4-6 вв. 141
ј 38 Борьба Ромейской империи с варварами 149
ј 39 Временное укрепление и новый упадок Романии 154
ј 40 Византийская культура 160
ј 41 Арабские племена в 1-7 вв. Возникновение ислама 164
јј 42-43 Образование и распад Арабской державы 168
ј 44 Культура захваченных арабами стран 175
ј 45 Тюркские народы в 6-11 вв. 179
јј 46-47 Средняя Азия, Иран, Закавказье в 10-11 веках 183
ј 48 Монголы 188
ј 49 Народы Азии в борьбе с монгольским нашествием 191
јј 50-51 Походы монголов в Европу. 196
јј 52-53 Первый век ордынского ига 201
јј 54-55 Возвышение Москвы 210
ј 56 Державы наследников Чингисхана 221
ј 57 Нашествия турок-османов 227
ј 58 Османская держава в 16 в. 230
ј 59 Освободительная борьба покорённых турками наро-дов 234
ј 60 Укрепление Московского государства 236
ј 61 Русская культура в 15 в. 243
ј 62 Америка к началу 15 в. 247
ј 63 Китай в 15-17 вв. 253
ј 64 Индия в 13-16 вв. 258
ј 65 Япония в 3-8 вв. 261
јј 66-67 Япония в 9-16 вв. 264
Таблица дат
Наши имена и их значение
В прошлом году вы, узнали, как на Земле появились люди. Первые человеческие стада жили в Африке уже 2,5 млн. лет назад. А "люди разумные разумные", такие же, как мы, возникли только 40 тысяч лет назад. Вначале родовые общины людей разумных разумных занимались охотой и собирательством. Но 12-10 тысяч лет назад наши предки научились сеять зерно и раз-водить скот. Первые земледельцы и скотоводы поселились в лесостепи у озер, и рек. Постепен-но одни общины становились только земледель-ческими, другие - только скотоводческими. Пас-тухи уходили со стадами в степи. Пахари при-двигали свои поселки ближе к рекам.
Более всего земледельцев манили бога-тые земли Востока. Страны, которые мы называ-ем восточными, лежат в Южной Азии и Север-ной Африке, Это Япония, Китай, Индокитай, Индия, Центральная Азия, Средняя Азия, Иран, Междуречье, Закавказье, Аравия, Ближ-ний Восток, Малая Азия, Египет.
С появлением классов и государства че-ловечество перешло из первобытного состоя-ния к цивилизации.
Вспомните: цивилизация - это особый образ жизни большой части человечества, отличающийся от образа жизни прочих ча-стей.
От первобытности произошёл переход к трём цивилизациям, историю которых вы будете изучать в дальнейшем: восточной, античной и европейской.
О некоторых странах Востока вам рас-скажет этот учебник.
Автор учебника " Восточная цивилиза-ция "
ј 1 Природа стран Востока
Вопросы и задания:
1. Вспомните, что вы узнали о странах Востока, когда изучали историю перво-бытных времен в прошлом году?
2. Какие страны Востока вам известны? Найдите на картах атласа их названия, а также названия протекающих в странах Востока рек и надпишите на контурных картах рабочей тетради.
Природа Китая. Современная фото-графия.
1. Дальний Восток
Японские острова со всех сторон омываются Тихим океаном. Их берега извилисты. Япония - горная страна. Склоны гор покрыты ле-сами. Равнин с плодородной землей немного. Японские реки коротки, мелки, но очень быстры. Там часто происходят землетрясения, с океана налетают мощные ураганы (тайфуны) и обрушиваются великанские волны (цунами). Несмотря на это, природа Японии очень красива. Неда-ром японцы гордятся своей родиной и любят ее.
На востоке Азии лежит Китай. Природа Китая богата. В высо-ких горах имеются запасы превосходного камня, медные, серебряные и железные руды. Но в древности людей, конечно, привлекали не горы, а обширные речные долины. В Китае две великих реки -Хуанхэ и Янцзы. Они текут с запада на восток. Берега Хуанхэ были в первобытности за-болочены, однако, чем дальше от реки, тем суше была почва. Вдали от Хуанхэ степи часто страдали от жестоких засух. Янцзы - одна из широ-чайших и длиннейших рек мира. Она также течет по плодородной зем-ле, некогда в древности покрытой лесами.
Пустыня в Центральной Азии. Современная фотография.
Велик полуостров Индокитай. В древности он был полностью занят густыми лесами-джунглями и болотами. Там часто шли дожди. Климат был очень жарким и влажным. На юг текут крупные реки, самая длинная из них Меконг.
2. Южная Азия
Природа Междуречья. Современная фотография.
Индия расположена на юге Азии, на полуострове, вдающемся в Индийский океан. Страна как бы отделена от остальной Азии непрохо-димыми горами. В Индии протекают две великие реки - Ганг и Инд. По-чти во всей Индии жаркий и засушливый климат. Из-за засух даже хо-рошие и плодородные почвы превращаются в полупустыни. Зато в до-линах рек воды слишком много. Берега широкого Ганга были в древно-сти сплошным топким болотом. Там кишели ядовитые змеи и насеко-мые, водились свирепые хищники.
3. Центральная Азия, Средняя Азия, Иран
Центральная Азия - это пустыни и высокие скалистые горы. Вершины гор уходят в облака. Природа там сурова и люди до сих пор не освоили тех мест. Так же неохотно люди проникали в безжизненные пустыни Средней Азии.
Иран находится между Каспийским морем и Персидским зали-вом. Это горная страна Склоны гор покрыты скудной растительностью. Иранские речки и ручьи летом исчезали, степи пересыхали. Крупных рек в Иране нет.
4. Междуречье, Закавказье, Аравия.
Междуречье (на карте обозначено буквой М.)так названо оттого, что страна лежит между реками Тигр и Евфрат, Южное Междуречье окружено сухими степями, пустынями и горами. В первобытную пору эта равнина была сплошным болотом, густо поросшим тростником. Каждое лето обе реки широко разливались и болота становились совсем непроходимыми.
Пустыня в Аравии. Современная фотография.
Страны Закавказья (на карте обозначено буквой З.) - крохотные клочки ровных долин, зажатые высокими горами. Природа там сурова и неприветлива. Летом бывает жарко и сухо, а зимы случаются холодны-ми, со снегом.
Аравия - сплошная песчаная и каменистая пустыня. Ее кое-где рассекают овраги - следы давно высохших рек. Воды там почти нет, хо-рошей земли мало.
5. Малая Азия, Ближний Восток и Египет
Природа Малой Азии. Современная фотография.
Полуостров Малая Азия (на карте обозначен буквами М.А.) омывается тремя морями. Эта страна очень богата. В широких долинах - плодородные почвы. В горах - залежи свинца, меди, железа, серебра, золота и мрамора. В древности на склонах гор росли обширные кедро-вые и сосновые леса.
Природа Египта. Современная фотография.
По побережью Средиземного моря тянутся страны Ближнего Востока(на карте обозначен буквами Б.В.). Там нет крупных рек. Кли-мат довольно жаркий. Среди сухих степей и пустынь разбросаны ма-ленькие живописные долины. Встречаются поросшие травой, кустарни-ком, деревьями оазисы.
В Северо-Восточной Африке протекает могучая река Нил. Там, где она впадает в Средиземное море, находится Египет. Долина Нила тянется узкой зеленой полосой по бескрайней пустыне Сахаре. Дождей там не бывает, и единственная влага - нильская вода. В первобытные времена Египет был краем, полным хищников и змей.
6. Что же общего в природе стран Востока?
Вы очень кратко вспомнили то, что знаете о странах Востока. Есть ли в их природе что-то общее? Разумеется, есть! Запомните: во всех странах Востока довольно много хорошей земли, пригодной для земледелия. Теплый климат позволяет снимать по два урожая в год. Земледелие стало главным занятием для древнейших жителей Во-стока. Одни страны Востока в древности страдали от засух. Дожди там бывали редко. В других странах текли могучие, полноводные ре-ки, там влаги было чересчур много и даже появлялись болота. Много хороших земель лежало без пользы для людей.
ј 2 Жизнь и труд населения в странах Востока
Вопросы и задания:
1. Этот параграф - самый важный в учебнике. Прочтите его дважды! Если чего-то не поняли, вспомните объяснения учителя и прочтите еще раз.
2. Перепишите в рабочую тетрадь и обведите рамочкой строки, выделенные в учебнике жирным наклонным шрифтом и начинающиеся со слов "Запомните:"
1. Как люди заселили речные долины
Вы изучали в прошлом году историю первобытных времен. Узнали, как наши далекие предки жили на Земле в пору Великих Оледе-нений. Несколько раз ледники толстым слоем покрывали планету на юге и севере, отступали и вновь охватывали большие площади. (Мы живем во время одного из потеплений между четвертым и пятым Оледенения-ми.)
Люди разумные разумные в ту пору добывали пищу охотой и со-бирательством. Чтобы прикормиться, им были нужны большие участки леса или степи, богатые съедобными растениями, дичью и свежей во-дой.
В странах Востока текли могучие реки, лежали топкие болота. В болотах водились ядовитые и хищные животные, оттуда приносились заразные болезни. Ясно, что люди ненавидели те места, считали, что там живут злые духи. Охотники и собиратели старались не подходить к болотам и речным зарослям.
Поселок медного века на Кавказе. Восстановлен археологами. Вспомните, где вы уже видели рисунок?
Однако около 12-10 тысяч лет назад ледники отступали на север. Уже не дули прохладные ветры и не приходили дождевые тучи. Климат в странах Востока стал гораздо суше и жарче. Степи превращались в пустыни. Леса исчезали.
Дичи и съедобных растений становилось все меньше. Люди по-гибли бы, если бы не научились добывать пищу по-другому: сеять зерно и пасти скот. Поневоле они переселялись туда, где была вода для поли-ва полей, то есть ближе к долинам рек. Это происходило в 5-4 тыс. лет до н. э.
2. Борьба первобытных земледельцев с природой
Большие реки Востока берут начало в горах. Весной таяли гор-ные снега, реки разливались и затапливали берега. Поля скрывались под водой. Когда вода спадала, наступала летняя жара и посевы выгорали под лучами солнца. Дикие быки и бегемоты могли сломать ограды и вы-топтать поля. Львы и волки нападали на домашний скот. Первобытным земледельцам Востока приходилось упорным трудом побеждать враж-дебную им природу.
Если в речной долине росли густые кустарники или джунгли, их истребляли. Заросли выжигали и вырубали каменными орудиями труда. Выбирали удобное место для поселка, чтобы его не заливали весенние наводнения. Строили хижины из того, что было под руками: из глины, тростника. Ставили загоны для скота.
Общины первобытных земледельцев насыпали из камня и глины высокие и прочные плотины. Плотины защищали поля от наводнений. Чтобы подвести влагу к засушливым местам, или, наоборот, отвести лишнюю воду из болот, рыли каналы. Требовалось где-то запасти воду для полива на жаркое лето - и выкапывали огромнейшие ямы-водохранилища. Туда напускали речную воду во время весеннего раз-лива, а потом летом вычерпывали ее.
Поливное земледелие. Рисунок современного художника.
Вначале первые земледельцы Востока укротили небольшие реч-ки, справились с их течением. Потом были открыты металлы - медь и олово. Люди научились сплавлять их в крепкую бронзу. Из бронзы де-лали новые орудия труда, какие невозможно сделать из камня, дерева и кости. Бронзовыми мотыгами, топорами начали строить каналы, плоти-ны, водохранилища на великих реках. Запомните: земледелием в странах Востока было можно заниматься, только поливая землю речной водой. Для полива требовалось построить много каналов, пло-тин, водохранилищ и заботливо ухаживать за ними.
Поселок медного века в Малой Азии. Археологические раскопки.
Жители Востока упорным трудом улучшали жизнь. Они приду-мали соху и плуг, запрягали в них прирученных ослов и быков. Урожаи увеличились в 10 раз! Некоторые общинники переставали заниматься земледелием. Они строили большие мастерские и делали для всей об-щины нужные изделия. Гончары лепили из глины посуду, ткачи созда-вали ткани, кузнецы выплавляли и ковали орудия труда. Так возникли ремесла. Ремесленников за их труд кормила вся община.
За свои продукты и ремесленные изделия жители Востока выме-нивали вещи, которых не было в их странах. Товары возили на обмен в лодках по рекам или через степи на спинах ослов.
3. Отчего в странах Востока не исчезли общины
Повышались урожаи, накапливались запасы прибавочного про-дукта. Стало невыгодно работать вместе. Семьи хотели трудиться и жить раздельно. Прежние родовые общины распадались на семьи. Каж-дая семья присваивала в частную собственность хижину, скот и орудия труда, собранный урожай. Однако запомните: общины в странах Во-стока не исчезли полностью, потому что строить каналы, плотины и водохранилища было не под силу отдельной семье. Каждую весну крестьяне совместно ремонтировали старые постройки и создавали но-вые. Пашня также не перешла полностью в частную собственность. Она считалась общинной (божьей). После разлива рек вода смывала границы между наделами крестьянских семей. Поля приходилось каждый год делить заново. Каждая семья ежегодно получала весной в пользование свой надел на общинном поле.
Летом крестьяне сообща распределяли воду по своим наделам и поливали их. Осенью собирали урожай. Хотя земля считалась общин-ной (божьей), собранный с надела урожай был частной собственностью семьи.
Конечно, там, где есть прибавочный продукт, где он попадает в частную собственность, там возникает неравенство. Племенами Востока правили старейшины, военные вожди и жрецы. Вожди богатели за счет военной добычи. Жрецам приносили богатства их знания, хитрость и обман соседей. Старейшины наживались, используя свою власть. По-степенно в странах Востока знатные люди начали присваивать труд кре-стьян-общинников, эксплуатировать их. Но знать понимала, что разо-рять и разгонять общину нельзя.
Ведь тогда не хватит сил, чтобы ухаживать за каналами, плоти-нами и водохранилищами. Поэтому знатные старались подчинить себе и заставить работать на себя не отдельных людей, а всю общину.
Запомните: в странах Востока, как и везде, возникли неравен-ство и появлялись знатные люди. Однако община сохранялась! Знать порабощала и эксплуатировала не отдельных крестьян, а всю общину в целом.
ј 3 Появление первых государств в Междуречье
Вопросы и задания:
1..Внимание: дополнительное задание для самых трудолюбивых, любознатель-ных и сообразительных: прочтите в хрестоматии отрывок из "Истории" Геродота с описанием природы Междуречья.
2. Что такое классы? Если забыли, загляните в рабочую тетрадь по истории за прошлый год.
3. Для чего классу эксплуататоров нужно государство? Что такое государство?
4. Что вы узнали о первых государствах Междуречья?
1. Природа и древнейшее население Междуречья
Объясните таблицу
Междуречьем называется страна древнего Востока, лежащая в долине рек Тигра и Евфрата. Это широкая равнина, окруженная с юго-запада пустыней, а с северо-востока горами. Тигр и Евфрат берут нача-ло в горах, а впадают в Персидский залив.
Тигр короче и уже Евфрата, но его течение быстрее. Каждой вес-ной в древности реки разливались и Южное Междуречье превращалось в сплошное озеро. Над водой поднимались лишь верхушки тростника. Когда вода спадала, оставались непроходимые болота. В тростниках не было ни дичи, ни съедобных растений, поэтому охотники и собиратели не заходили в Междуречье. К тому же люди опасались заболеть лихо-радкой в тех нездоровых местах. Вдобавок в Междуречье почти не было никаких природных богатств: ни лесов, ни строительного камня, ни медной руды. Единственное, чего хватало, была отличная глина. В изобилии рос крепкий тростник.
В 6 тыс. до и. э. (8 тысяч лет назад) в Междуречье поселились племена шумеров и семитов. Шумеры были темнокожими и черново-лосыми, кареглазыми, невысокого роста и хрупкого телосложения. Они, вероятно, пришли в Междуречье с юго-восточных гор. Смуглокожие семиты имели черные волнистые волосы, носы с горбинкой и отлича-лись довольно высоким ростом. Они переселились в Северное и Сред-нее Междуречье из южных степей. Семиты и шумеры мирно, без враж-ды, поделили страну.
Начав заниматься земледелием, люди по-другому взглянули на невиданные по плодородию почвы Междуречья. Древние писатели вос-торгались: зерно, посеянное в той стране, дает урожай в сто зерен!
2. Появление неравенства
Общины древних земледельцев осушили болота, начали поли-вать засушливые земли. Были вырыты длинные каналы, глубокие водо-хранилища, насыпаны крепкие плотины. Поля засеяли овсом, ячменем и пшеницей. Высадили фруктовые сады и рощи финиковых пальм. Росли урожаи, появились запасы прибавочного продукта, возникла частная собственность.
Самыми уважаемыми людьми в племени были жрецы. Ведь они были грамотнее всех. Жрецы вели календарь, вычисляли даты посева и уборки урожая. Они руководили постройкой каналов. Запомните: жре-цы и храмы организовали в Междуречье все важнейшие работы.
Положение Междуречья на карте Востока
Природа Нижнего Междуречья (Шумера)
Кроме того, жрецы лечили больных, обучали детей. Жрецов боя-лись за то, что они в храмах умели "разговаривать" с богами, молились и приносили жертвы. Неудивительно, что они скоро оказались владель-цами полей и стад, просторных хижин, красивой одежды и ценных ве-щей. Причем все это считалось принадлежащим не им лично, а богам. Старейшины племен и военные вожди помогали жрецам и поддержива-ли их власть.
3. Возникновение классов
Знатные люди, захватив власть и накопив богатства, стали осо-бой группой, классом эксплуататоров. Они сами уже не работали, были полностью свободны в своих поступках и имели много прав.
Статуэтки шумерских жрецов. Находки археологов
Храмы Междуречья Рисунки археологов
Самая грязная и тяжелая работа досталась рабам. Ими станови-лись и военнопленные, и свои же сородичи.
Храм в центре шумерского города Рисунок учёного
Но очень скоро эксплуататоры в Междуречье поняли, что, ока-зывается, невыгодно иметь много рабов. Ведь рабы не заинтересованы в своем труде. Как бы много и добросовестно они ни работали, хозяин все равно отнимал у них весь созданный ими продукт. Из этого госпо-дин оставлял себе прибавочный продукт, а рабам выдавал ровно столь-ко, чтобы они не погибли и могли дальше работать (необходимый про-дукт). Рабы трудились лишь из страха перед наказанием.
Если бы рабов было много и им приказали постоянно работать на полях, то очень скоро из-за их небрежности разрушились бы все ка-налы, плотины и водохранилища. Все хозяйство неминуемо погибло бы. Вот почему знатные эксплуататоры старались не губить общину и не превращать большинство своих соседей - свободных общинников - в рабов. Вы, конечно, поняли, что доброта тут не при чем. Просто экс-плуататоры опасались развала хозяйства из-за нерадивости рабов. За-помните: рабам в Междуречье не могли поручить самых важных ра-бот в земледелии.
Конечно, было какое-то количество невольников. Им достава-лось строительство, уход за скотом, переноска тяжестей. Они прислу-живали хозяевам, трудились в их домах. Таких рабов в Междуречье было немного, они не стали основным классом.
Раскопки археологов в Междуречье. Современные фотографии.
Свободные крестьяне-общинники жили за счет собственного труда, никого не эксплуатируя. У крестьян было гораздо меньше прав, чем у знати. Некоторые из крестьян могли разбогатеть и стать рабовла-дельцами. Но таких находилось очень мало. Другие разорялись, проси-ли взаймы у знатных и не могли отдать долг. Знатные отбирали за долги скот и имущество, но не могли отобрать землю, пока она считалась собственностью общины. Знатные были не прочь превратить должника в своего раба, но это было непросто. Вся община осуждала жестоких поработителей. Выгоднее было не ссориться с общиной. Запомните: крестьяне стали основным населением в Междуречье. На свободных тружениках держалось хозяйство, их эксплуатировала знать.
4. Первые государства Междуречья
Конечно, же крестьяне не хотели, чтобы их угнетала знать и со-противлялись классу эксплуататоров. Рабы еще сильнее чем крестьяне ненавидели знатных. Класс эксплуататоров искал такую силу, которая могла бы удержать в повиновении рабов и крестьян. Кроме того, эта си-ла была должна управлять обществом - ведь старые первобытные по-рядки и обычаи уходили в прошлое. Такой управляющей и подчиняю-щей силой стало государство.
Во главе государств встали жрецы. Они получали наилучшие участки земли "для богов". На самом деле, конечно, большая доля до-хода с этих наделов попадала в кладовые жрецов. Жрецы давали храмо-вую землю в пользование самым бедным, разоренным крестьянам. Но за "доброту" отбирали часть того, что крестьяне создавали своим трудом. Жрецы на накопленные продукты выменивали в соседних странах мед-ные слитки, олово, древесину и другие товары. Из храмовых амбаров выдавали в мирное время пищу дружинникам вождя и страже.
Осколки посуды. Находки археологов.
Храм Междуречья Рисунок археологов
Государства Междуречья были совсем маленькими. За сутки пе-шеход мог пройти такое государство из конца в конец. В центре госу-дарства стоял большой храм. Рядом с ним жили жрецы-правители. Там же позднее построили склады, хижины и мастерские ремесленников. В хороших домах поселились знать и дружинники. Потом купцы начали ставить лавки. Возникли базары. Так рождались города. Границами кар-ликового государства были реки, овраги, холмы. Крестьян и ремеслен-ников обязали отдавать часть скота и зерна или сделанных ими вещей в пользу храма и жрецов. Это налоги. Крестьян заставляли отрабатывать на строительстве каналов, плотин, водохранилищ, крепостей, дворцов, храмов. Когда начиналась война, каждый свободный труженик был обя-зан купить оружие и прибыть в войско.
Запомните: государства Междуречья, как и в других странах Востока, выполняли три задачи:
- первая и самая главная - руководить хозяйственными рабо-тами, строительством каналов, плотин и водохранилищ, управлять обществом;
- вторая - удерживать в повиновении у знати эксплуатируе-мых крестьян и рабов;
- третья - защищать свои владения от врага и, если удастся, напасть на соседние народы и ограбить.
ј 4 Государства Шумера в 4-3 тыс. до н.э.
Вопросы и задания:
1...Вспомните, что вы узнали в прошлом году на уроках литературы о приключени-ях Гильгамеша? Есть ли в сказках о нем историческая правда?
2.Как был объединен Шумер? Кем и когда? Прочтите в хрестоматии легенду о по-ходе царя Шаррукена.
3.Чем закончились попытки эксплуататоров укрепить рабовладение в Шумере?
Боевая повозка шумеров. Рисунок современного учёного
Первые государства шумерского народа возникли в Южном Междуречье приблизительно в 3500-е годы до н. э. Самым известным из этих крохотных государств был город Урук. Урук вел долгие войны с соседними городами. Один из урукских жрецов по имени Гильгамеш присвоил военную власть вождя. Так Гильгамеш стал царем. Возглавив войско Урука, он разбил отряды врагов. Жители Урука уважали и боя-лись его, сочиняли о нем сказки. (Одну из легенд вы изучали на уроках "Всемирной литературы для школьников" в прошлом году.)
По примеру Гильгамеша и в других городах-государствах стали соединять власть вождей с властью жрецов в единое царское владыче-ство.
После смерти Гильгамеша три города соперничали за господство в Шумере: Урук, Ур, Лагаш. Около 2400 г. до н. э. там собрали отряды хорошо вооруженных воинов. Бойцов защищали плащи с нашивками, огромные квадратные щиты и войлочные панцири. Они сражались плот-ными рядами, ощетинившись длинными копьями. Войска имели боевые повозки, запряженные ослами. Войны в Южном Междуречье не прекра-щались.
2. Царь Шаррукен - первый объединитель Междуречья
В 2316-2261 гг. до н. э. в Шумере правил царь Шаррукен, что в переводе значит "истинный царь". Не случайно в имени упорно подчер-кивается "истинность". Ведь Шаррукен был сыном простого водоноса, стал воином, командиром отряда, потом захватил царскую власть.
Золотой кинжал военачальника
Народ поддержал Шаррукена. Труженики наивно считали, что он знает жизнь бедноты и, став царем, усмирит жадность знатных. Многие обедневшие крестьяне хотели стать его воинами. Кроме пехотинцев с копьями, Шаррукен набрал в войско лучников. Было изобретено страш-ное оружие - боевой лук, склеенный из дерева, рога и жил. Лучники имели по 50 стрел в колчане, стреляли 5-6 раз в минуту. Стрелы проле-тали 350 шагов, а на расстоянии 50 шагов пробивали любой деревянный щит.