Убийство на Лазурном береге
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: Продолжение расследований молодой следовательницы. Восьмое дело Агаты Мержановой, которая приехала во Францию по приглашению Пьера де Сен-Лари, сына убитого в Москве Антуана де Сен-Лари. Помощь в расследовании убийства в Ницце греческого миллиардера. Агата находит убийцу.
|
Детектив Убийство на Лазурном береге
(восьмое дело Агаты Мержановой)
Глава 1
Агата проснулась в 10 утра, потянулась, дёрнулась, но вспомнила, что она теперь может никуда не торопиться. Она позвонила с нового телефона родителям и сказала, что ей дали отпуск.
- Так приезжай домой, мы так хотим тебя увидеть, - запричитала Лариса Андреевна.
- Отец с ума сходит. Всё вспоминает, как отговаривал тебя быть следователем. А теперь тебя хотят убить. Это ж надо, сергиевопосадский Спрут.
- Это что за спрут такой, мама?
- В молодости сериал такой смотрела, итальянский. Там комиссар Каттани борется с сицилийской мафией, но безрезультатно и его убивают, в конце концов. Так что приезжай поскорее.
- Мама, я с удовольствием, я так хочу с вами повидаться, но...
- Опять работа что ли? - обиженно прервала её мать.
-Нет, мне приглашение прислал господин Пьер де Сен-Лари, помнишь, я рассказывала, что его отца убили в Москве из-за кубка старинного. И мы это дело расследовали. Он зовёт меня в гости, во Францию, посетить его замок.
- Езжай, конечно, Париж ещё дальше от Москвы, чем Ставрополь. Не думаю, что мафия будет за тобой во Франции охотится. Мы подождём тебя, дорогая наша, любимая девочка.
После долгого разговора с матерью Агата заказала билет в Париж на рейс DL 8292 в 6:50 из Шереметьево и позвонила Пьеру, чтобы сообщить о своём будущем визите. Благо его координаты были записаны у неё в ноутбуке.
Пьер: C'est bien que tu aies pris ton billet pour Paris. Je te retrouve l -bas. J'ai une maison Paris, et vous y habiterez d'abord, puis nous irons chez moi dans mon domaine, dans mon ch teau. (Это хорошо, что ты взяла билет на Париж. Я тебя встречу там. У меня есть дом в Париже, и ты поживёшь сначала в нём, а потом поедем ко мне в поместье, в мой замок.)
Агата потихоньку начала собирать вещи. Брать или не брать свой старый чёрный брючный костюм и чёрные туфли, или обойтись джинсами. А если в гости куда пригласят, вот буду выглядеть деревенской дурой. Но не покупать же вечернее платье от Юдашкина. Я столько не зарабатываю. Один билет в Париж ползарплаты съел. Поеду как есть, решила она. Не буду нагружаться. Одной сумки хватит, и рюкзак с ноутом возьму.
Не забыть бы паспорт зарубежный и удостоверение на всякий случай. Визу мне дали на полгода 90 дней. Шенген. Сделали быстро благодаря Семёнову, у которого жена в МИД работает. А так бы шишь мне визу дали. Обошлось без документов о браке, которого нет, о квартире, которой нет, о любом другом имуществе, которого нет, и без выписки с банковского счёта, которого тоже нет. В общем, ничего у меня нет. Получается, что еду во Францию выходить замуж и жить за счёт мужа француза. Вот я, какая хитрая русская баба, оказывается.
Агата снова плюхнулась на кровать. И что ж я такая невезучая. С Павлом рассталась, Белого на длинном поводке держу, а Пьер, господи, бедный Пьер, il est amoureux de moi (он ведь влюблён в меня), а я, только руку для поцелуя протянула и всё. За Баха или Вивальди замуж не выйдешь, пора понять.
Ладно, пойду яичницу сделаю. Пора завтракать. Или сосиски отварить лучше. В любом случае кофе надо попить. Без кофе и ни туды, и ни сюды .
Съев две сосиски и выпив кружку крепкого кофе, Агата стала крутиться перед зеркалом гардероба. И что, говорила она про себя, поведёт Пьер меня на приём какой-нибудь, к герцогине N** и что, я буду в джинсах там щеголять. Надо обновку купить всё-таки. Недорогое вечернее платье. Хотя, разве бывают недорогие вечерние платья? Сейчас посмотрим. Вот, такое, например. Чёрное, длинное платье by Chris, размер L/XL, с открытыми плечами. И разрез приличный внизу. Неужели так дёшево? Синтетика, конечно. Ладно, закажу. Пусть привозят.
Вечером Агата крутилась в новом платье перед Натальей.
- И как я смотрюсь?
- Протяни ножку в разрез, - посоветовала Наталья. - Она у тебя, как у манекенщицы. И одно полностью обнажённое плечо - это шарман . Твой Пьер обалдеет.
- Я не для него купила. Для гостей, если будут.
- Скажи честно, что хочешь ему понравиться.
- Я и так ему нравлюсь, он сам мне сказал перед отъездом.
- И вернётся в Москву уже не Агата Мержанова, а баронесса де Сен-Лари.
- Фу, Наташка, не смейся.
- Я не смеюсь, я рада за тебя.
- Но я не собираюсь замуж. Тем более за иностранца.
- Ага, пахать следователем до пенсии. За гроши.
- Ну не совсем гроши.
- И есть яичницу по утрам.
- Можно омлет сделать. Наташ, давай перекусим что-нибудь и спать. Мне вставать рано. В 4 утра уже в Шереметьево быть.
- Хорошо, ставь будильник. Такси можно сейчас заказать на 3 часа. Дороги пустые ночью.
Глава 2
Аэробус А320 Delta Air Lines мягко приземлился в аэропорту им. Шарля де Голля, который с высоты напоминал космический корабль инопланетян. Агата прошла контроль, ответила, что прилетела в гости по приглашению, получила свою сумку на колёсиках и вышла из аэропорта. Стояла прекрасная погода, светило яркое солнце, Агата глянула вокруг и увидела спешащего к ней Пьера де Сен-Лари. Разговор по-французски:
- Как я рад тебя видеть! Прошла целая вечность, как мы расстались, - радостно тараторил француз.
- Так между нами и не было отношений, с чего нам расставаться. Просто ты сделал все свои дела в России и уехал домой. - Агата ответила немного нервно и поняла, что по-глупому придралась к его словам. - Прости, прости, я не в настроении. Рано встала, плохо спала. А в самолёте какой сон. Отвези меня туда, где я смогу отдохнуть. Потом поговорим.
- Тогда поехали.
Пьер взял сумку Агаты и повёл её к белому BMW. Открыл дверь автомобиля перед ней. Затем положил её сумку в багажник и сел за руль.
- Странно, почему вы, французы, так любите немецкие машины. - ни к кому не обращаясь, произнесла Агата. - Хотя всё время воевали между собой.
- И что, теперь я не должен читать Гёте или слушать Бетховена? - в тон ответил ей Пьер.
- Да нет, Бетховена и мы слушали даже тогда, когда гитлеровцы топтали нашу землю. Великий немец не в ответе за зверства нацистов.
- Я вижу, что ты не в настроении, - нежно произнёс Пьер. - Сейчас приедем ко мне домой, ты поспишь, а потом решим, что делать дальше.
- И что, прямо в твой гасконский замок отправимся?
- Агата, я же сказал тебе, что у меня есть дом в Париже. Я - адвокат и не могу постоянно жить в своём поместье. У меня много дел здесь. И ещё в Тулузе.
- Я - следователь, ты - адвокат, - Агата нервно рассмеялась, - хорошая компания.
Пьер ехал молча, мимо пролетали поля и деревья, небольшие сельские дома. С основного шоссе он повернул машину налево и вскоре остановился около небольшой, стоящей среди цветущих деревьев виллы.
- Вот мой дом в Монтрёе. Недалеко от Парижа. Здесь нет городской суеты.
Агата прошла по дорожке мимо открытой невысокой веранды со столиком и четырьмя лёгкими летними стульями. Везде росли деревья и цвели разные растения в каменных низких вазонах.
Пьер открыл дверь и пригласил Агату войти. Прихожая была светлой, хотя потолок из искусственного полупрозрачного стекла не пропускал лучи яркого полуденного солнца. На первом этаже столовая, кухня, ванна, - рассказывал Пьер. А также мой кабинет и моя спальня. На втором этаже твоя спальня, комната для умывания с душем, комната для отдыха, где есть музыкальный центр, диваны, небольшая библиотека. Они поднялись по лестнице, Пьер открывал двери и показывал Агате все комнаты дома. - Размещайся, в спальне кроме кровати есть шкаф для одежды, тумбочка с постельным бельём. Комнаты светлые, сейчас лето. Тепло. Зимой я живу в квартире, которую снимаю в двухэтажном доме в районе Пасси. А здесь я живу с марта по октябрь. Ужин вечером в 19.00. Приходит готовить мадам Аньес. Она и экономка, и повариха, и горничная. Отдыхай, не буду мешать.
Агата разложила все свои вещи по полкам шкафа. Позвонила родителям, что устроилась хорошо. Жива-здорова. Потом через интернет связалась с ноутбуком Натальи:
- Я в доме у Пьера, фактически это вилла, красивая, светлая, зелёная. Это пригород Парижа, Монтрей. Сейчас лягу спать, не могу больше. Потом ещё поговорим. Всем привет.
Агата проснулась со свежей головой и ущипнула себя за щёку. Да, ей не снится, что она во Франции, на вилле у Пьера. Чудесный домик. А сколько времени сейчас? У-у-у, уже почти семь вечера. Сказали, что ужин будет в это время. Надо одеваться. Агата только успела натянуть джинсы, как в дверь постучали. Послышался мягкий голос Пьера:
- Агата, спускайся в столовую.
- Иду, одеваюсь.
На ходу застёгивая кофточку, Агата засеменила по деревянной лестнице. Столовую она вычислила наугад. Пьер встречал её у стола, как метрдотель, выдвигая стул из-под стола.
- Садись здесь, - сказал он, а я сяду напротив. Вино предлагаю Chateau Montreuil-Bellay Saumur, красное, производят из здешнего винограда. Ты как?
- Я не против, принимаю любой твой выбор, - Агата не хотела казаться капризной, тем более перед домоправительницей Пьера.
- На антре я приготовила салат Нисуаз , - почтительно произнесла мадам Аньес, - но если мадемуазель хочет, могу принести яйцо под майонезом. Потом будет мясо по-бургундски, на десерт есть мороженое или сыр. Если хотите, могу сварить кофе.
- Аньес, благодарю Вас, всё замечательно, несите всё, что приготовили, - наливая бокалы, произнёс Пьер.
- Мадам Аньес готовит просто изумительно, - сказал он, начиная трапезу.
- Согласна, салат бесподобный.
- Давай выпьем за твой приезд, я так ждал, так надеялся, и вот чудо произошло. Расскажи о своей жизни, что нового у тебя.
- Ничего особенного, если не считать, что меня пытались два раза отправить на тот свет. - грустно улыбаясь, сказала Агата. - Сначала взорвали мою машину, но не со мной, погиб другой человек, потом киллер стрелял, сначала в убийцу священника, которого мы задержали, потом в меня. Первый выстрел достиг цели, убийца получил пулю в лоб, а меня спас Белый, спрятал за машину. Начальство меня выгоняло из Москвы, и вот твоё приглашение подвернулось.
- Так ты спасаешься таким образом, - немного обиделся Пьер.
- Я ничего не боюсь, - твёрдо произнесла Агата. - Но я очень хотела увидеть тебя. И вспоминала наш концерт музыки французского барокко.
Пьер тонко чувствовал быстро меняющееся настроение Агаты.
После ужина Пьер пригласил Агату подняться в комнату отдыха:
- Поговорим, послушаем музыку, - сказал он. - У меня хорошая дискотека. Классика, джаз, шансон.
Агата утонула в мягком кресле, стоящем напротив больших чёрных колонок.
- Поставь сюиты Арлезианки , - попросила Агата Пьера - Это одна из моих любимых вещей.
- Несчастливая любовь, - прокомментировал Пьер суть этой музыки Бизе. - Всё как в жизни, как всегда.
Пьер сидел на диване немного поодаль и любовался напряжённым выражением лица Агаты, её стройным телом, тонкими пальцами рук, лежащими на подлокотниках кресла.
- Что будем делать завтра? - спросил Пьер. - Хочешь, поедем в Лувр.
- Нет, не хочу галопом по европам, Лувру надо посвятить не один день, а мне уезжать скоро. Заглянем лучше в музей д'Орсэ. Полюбуюсь импрессионистами. Из ГМИИ Пушкина я не вылезала в юности, когда училась. Щукинская коллекция там - самая лучшая в мире.
- А ты куда торопишься? - удивился Пьер. - Я хочу тебе наш замок показать, коллекции моего отца. Потом запланировал отдохнуть на Лазурном береге. Там будет в июле Джазовый фестиваль. Заказал номера в Palais Saleya Boutique h tel в центре Ниццы. Ты от меня не отвяжешься так скоро.
- И кто будет на этом фестивале?
- Программы ещё нет, но говорят, что приедет сам Кенни Бэррон. Будет и Джеральд Клейтон.
- Согласна. А сейчас снова спать пойду. Ты извини.
Глава 3
Агата проснулась от трескотни синиц на деревьях, вышла из комнаты на балкон, с которого лестница вела вниз в палисадник, сделала небольшую зарядку.
- И чего я такая правильная, - снова про себя сказала Агата, почувствовав, что её тянет к этому умному, понимающему её мужчине, с такой привлекательной эспаньолкой и гордым взглядом гасконца.
Когда она оделась, в дверь осторожно постучали.
- Доброе утро, мадемуазель будет завтракать? - спросила, входя в комнату, мадам Аньес. - Есть кофе с круассанами.
- А можно ещё что-нибудь? - попросила Агата. - Сыр, к примеру, и тосты.
- Как прикажет мадемуазель, - кратко ответила мадам Аньес.
В дверь заглянул Пьер.
- Привет, как спалось на новом месте.
- Как дома, - радостно откликнулась Агата.
- Считай, что этот дом твой. Идём завтракать и потом едем в Париж.
Минут через 20 Пьер и Агата по Рю де Пари доехали до площади де ла Порт де Монтрёй . Агата всю дорогу смотрела в окно автомобиля на дома и широкие улицы столицы мира . Такие как авеню Ледрю Ролен. Затем они через мост д'Остерлит повернули на набережную Сен-Бернар, и, проехав почти по всему левому берегу Сены, остановились у музея д'Орсе. Пьер заранее купил билеты и забронировал место на парковке около музея. Агата увидела большую очередь где-то на час и благодарно посмотрела на Пьера.
- Я не буду искать здесь всем известные шедевры, что рекламируют для туристов.- призналась Агата. - Хочу посмотреть Ренуара: Бал в Мулен де ла Галетт и Качели - это шедевры изображения солнечных бликов и пятен, света и тени. Обнажённые девицы его не очень мне нравятся. Ещё обожаю его Завтрак лодочников, что в Вашингтоне. Идём.
Импрессионисты - они разные в течение своей жизни. - продолжала говорить Агата. - И не все картины их я воспринимаю. Я не искусствовед, чтобы раскладывать по полочкам каждый мазок. Задевает мои чувства или не задевает, вот и всё, что я могу сказать. Пейзажи Клода Моне люблю в период 1870-х годов, до и после уже меньше. Олимпию Эдуарда Мане, о которой столько говорят и так восхищаются, совсем не воспринимаю. Как и его Завтрак на траве. А вот и они. Несколько надуманные картины. Композиции взяты у Тициана и Джорджоне, но там миф и аллегория, с нашей современностью не сочетающиеся. Зато его лондонский Бар в Фоли-Бержер - просто гениален.
- Мне кажется, ты немного похожа на эту барменшу Сюзон, - заметил Пьер, - такая же одинокая, красивая и печальная, как бы с небес смотрящая на веселящуюся внизу толпу.
Я тоже хорошо отношусь к импрессионистам, но женскую красоту лучше них выразили
Кабанель и Бугро, и, конечно, Энгр.
- Не спорю, я не ценитель женской красоты, - немного съехидничала Агата. - Да и мужскую тоже как-то не особо ценю.
- Но вот что мне нравится в Ван-Гоге, - она быстро перевела разговор на живопись, остановившись у картины Звёздная ночь над Роной - так это энергетика его работ. У него на полотнах всё полно жизненных соков, он хочет показать то, что внутри предмета или растения, или человека. Самую суть.
- Ты лучше всякого гида, - восхищённо произнёс Пьер, когда они вышли из здания музея и направились к своему автомобилю. - Столько знаешь о французской живописи и так искренне влюблена в неё.
Агата, улыбаясь, кивала ему, и потом спросила:
- Обедать где будем? Дома или в кафе пойдём.
- Я хотел бы предложить домашнюю кухню мадам Аньес, потому что у меня есть предложение на вечер.
- Интересно какое?
- Не хочешь сходить в гости? Госпожа Мари де Ларошфуко-Монбёль устраивает приём. Она дочь Доминика, принца и графа де Ларошфуко-Монбёль. Не замужем. У неё собираются интереснейшие люди. Будут: историк Ожье де Мусак, потомок маркиза де Мусак, графа Френо и самой Софии Растопчиной, графини де Сегюр, мэр Парижа Анн Идальго, писательница Аньес Мартен-Люган, художница Фанни Моро. Мне прислали приглашение на двоих.
- И кого же ты собирался взять с собой, если бы я не приехала?- чуть ревниво спросила Агата.
- Кого-нибудь да пригласил, знакомых женщин у меня много.
- Как и любовниц! - Агата продолжала играть ревнивицу.
Она сделала вид, что обиделась и стала снова смотреть в боковое окошко.
- Как хороши всё же османовские бульвары, - перевела она разговор в архитектурное русло.- Но однообразны. У тебя в таком же доме квартира? - вопрос уже относился к Пьеру.
- Нет. У меня обычная квартира в двухэтажном старинном доме.
- С туалетом на этаже?
- Нет. Туалет на этаже только османовских многоэтажках. Ты хорошо осведомлена об этом.
- Читала. Не только о Нотр-Дам и Сакре-Кёр.
Так они пикировали до самого Монтрёя. Обед прошёл в полной тишине, изредка прерываемой похвалой в адрес кулинарным способностям мадам Аньес.
- Я пойду в свою комнату, - устало произнесла Агата. - Немного передохну.
- Не забывай, нам надо придти к госпоже Мари де Ларошфуко-Монбёль между 6-ю и 7-ю вечера. Опаздывать не принято. Ты привезла с собой платье для таких встреч? - как бы небрежно спросил Пьер.
- Конечно, - воодушевлённо бросила Агата, желая похвалиться своей обновой,- могу продемонстрировать даже.
- Я подойду, только позвоню по делам. У меня завтра защита в суде.
Агата взяла из гардероба своё новое платье by Chris, одела его и немного повертелась перед висящем на стене зеркалом. Зашёл Пьер.
- Ну как? - Агата ждала хоть какой-то похвалы, но Пьер презрительно ухмыльнулся.
- Ты хочешь пойти в этой китайской поделке? Это ужас! Дешёвка!
- Значит, дешёвка, - закричала Агата. Тогда я пойду в костюме Евы.
Она сорвала платье с плеч и стала рвать его с неожиданно нахлынувшей злостью. Она бросила разорванное платье на пол и стала его топтать. Её небольшие округлые груди вздымались от напряжения. Агата не замечала, что стоит перед Пьером в одних стрингах. От обиды она зарыдала, глядя на изорванное платье. Пьер подошёл к ней и нежно обнял. Агата уткнулась ему в плечо, но Пьер наклонился и стал поцелуями осушать её глаза. Их губы нашли сами себя, а потом и тела их слились в одном порыве.
- У тебя нос с горбинкой, как у д'Артаньяна, - умиротворённая Агата водила пальцем по лицу Пьера.
- Неудивительно, я же гасконец, как и он. Знаешь, моя милая, давай, одевайся, и поедем покупать тебе новое платье. Фасон можешь выбрать такой же, как у твоего китайского, раз тебе нравится, только Haute couture.
Через полчаса они зашли в салон вечернего платья Pearl-In Paris Robes Soir e Mariage Cocktail. Агата выбрала платье Patrizia Pepe из эластичного атласа с открытым одним плечом.
- Теперь можем ехать на приём к герцогине, - вопросительно-утвердительно произнесла Агата. Пьер понял, что эта гордая амазонка наконец-то стала его пленницей.
- Она не герцогиня, но отец у неё самый настоящий принц. У неё особняк не в самом Париже, а в Фонтенбло, недалеко от бывшей королевской резиденции. Посмотри, мы уже приехали.
Агата увидела прелестный шато в стиле Людовика XIII, из красного кирпича с белыми рустами на углах здания и с высокими, уже святящимися окнами. Их встретил лакей, который отогнал их автомобиль Пьера на стоянку, расположенную за домом. Пьер был в смокинге и белой рубашке. Чёрная шевелюра его стояла волнами, но волосы не были длинными, как у мушкетёра. Они поднялись на крыльцо и через открытую лакеем дверь вошли в прихожую, в которой на резных столиках стояли вазы с цветами. На стене висело огромное, в золочёной раме зеркало. Гостей встречала сама хозяйка.
- Дорогой Пьер, я так рада Вас видеть, - защебетала она. Хотя Вы чуточку запоздали, все уже в гостиной. Ты меня не познакомишь со своей прелестной спутницей.
- Дорогая Мари, познакомься, это Агата, она из Москвы, следователь Следственного комитета России. Агата, перед тобой - принцесса Мари де Ларошфуко-Монбёль, дочь принца и графа Доминика де Ларошфуко-Монбёль, Великого госпитальера Мальтийского ордена.
- Очень приятно, Ваше Высочество, - Агата немного присела.
- Пойдёмте в гостиную, больше никого не ждём, вы - последние, - вежливо, но без тепла сказала принцесса Мари.
Войдя в большую, светлую залу, Пьер снова представил присутствующим Агату, как следователя из России, которая нашла убийцу его отца Антуана де Сен-Лари.
Все с любопытством посмотрели на Агату, мужчины даже оглядели её сверху донизу. К Пьеру подбежала какая-то немолодая уже девица с тёмно-каштановой косой и лисьей мордочкой, поцеловала его в обе щёки.
- Привет, Нушка, рад тебя видеть, - искренне произнёс Пьер.
- Ты давно у меня не был, - заворковала она. - Это твоя новая. Симпатичная. Я хочу её написать. Именно в этом платье, именно здесь.
- Агата, познакомься, это Фанни Моро, необыкновенная художница и мой самый лучший друг. Она живёт, в основном, в Марселе, но на лето приезжает в Париж.
-Пойдём, я порисую тебя, - Фанни потащила Агату в дальний угол гостиной и усадила на диван.- Сядь вполоборота, и протяни ногу из-под платья, - попросила она Агату.
Откуда-то в её руках появился альбом и коробка с пастелью. Фанни работала быстро, уверенно.
- В мастерской я напишу тебя маслом, ты очень чувственна, но сама не понимаешь этого. Потому и завладела вниманием Пьера к себе. Не красней, я всё понимаю.
В другом конце гостиной велись словесные баталии, раздавался смех. Пожилой лакей привёз тележку с шампанским в ведёрке со льдом и тарталетками с чёрной и красной икрой.
От основной группы отделились двое мужчин. Один из них с двумя бокалами шампанского подсел к Агате, другой - это был Пьер, увёл Фанни Моро.
- Будем знакомы, я - Ожье де Мусак, историк, преподаю в Сорбонне, - приятным баритоном обратился к Агате первый мужчина, передавая ей бокал с шампанским.
- А Вы, как сказал Пьер, следователь из России. Хм...Позвольте поинтересоваться, Вы приехали по делу, или, как турист?
- Меня пригласил погостить Пьер де Сен-Лари, видимо, в благодарность, что мы нашли убийцу его отца, Антуана де Сен-Лари, и вернули ему похищенный византийский кубок.
- О да, я знаю эту трагическую историю, Пьер рассказывал нам. Я знаю, что отец Пьера собирался издавать мемуары его предка, капитана Франсуа де Сен-Лари, который смог выжить в этом ужасном московском походе. Многие участники этой войны оставили свои воспоминания. К примеру, Воспоминания уцелевшего из арьергарда Великой армии Раймона де Монтескье-Фезансака, потомка знаменитого рода. Может, Пьер сможет издать мемуары своего предка. Но самые интересные и точные воспоминания оставил граф Филипп де Сегюр Поход в Россию , кстати, мой предок. Господин Мороз погубил Великую Армию. А ведь две самые значимые битвы: при Бородине и при Березине Наполеон выиграл. После Бородина Кутузов отвёл свои войска, не желая сражаться. А при Березине полузамёрзшие и голодные солдаты корпусов Сен Сира и Виктора сумели отбросить свежие русские армии Чичагова и Витгенштейна и дать возможность главным силам Наполеона переправиться через реку.
- Но русские войска тоже мёрзли, и тоже голодали, - ответила Агата. - Зима была одинаково плоха для всех. Ваши историки всё время делают упор на тактических успехах французской армии, никто не отрицает полководческого искусства и самого императора и его маршалов. Но забывают о стратегической победе русского оружия. Мы прогнали вас с русской земли, и это главное. Мало того, император Александр ввёл свои войска в Париж, столицу Франции и всей наполеоновской империи. И скажите, разве кто-нибудь из русских генералов пытался взорвать собор Нотр-Дам или дворец Тюильри, как Наполеон собирался взорвать Кремль. В конце концов, русские снова полюбили Францию, её моды, её поэтов, её вино, её театр, её мужчин и женщин. Вот Вы сами, месье Ожье, потомок Софьи Растопчиной, ставшей супругой, насколько я помню, Эжена, графа де Сегюр, внучатого племянника наполеоновского генерала.
- И Вы тоже любите Францию, я вижу, или француза, - загадочно улыбнулся Ожье де Мусак.
- Я не меняю свои предпочтения из-за политических игр или массового психоза в СМИ. В отличие от многих европейцев.
- Вы имеете в виду войну на Украине. Я понимаю Вас, Вы русская и следователь, Вы поддерживаете политику властей своей страны. Но согласитесь, русские войска первый раз сражаются на Украине не с внешним врагом. Когда-то они на той территории боролись с Польшей, потом разбили шведа Карла XII под Полтавой, сражались с войсками Третьего рейха. А теперь воюете со своими братьями.
- Здесь всё сложно. Вы же историк, должны понимать проблемы борьбы народов за суверенитет, за создание своего государства. Новые власти Украины пошли по пути возвеличивания нацизма и военного уничтожения русскоязычного населения на востоке страны. России пришлось вмешаться и защитить жителей Донбасса. Но ваши СМИ стали изображать эту помощь как агрессию России против Украины. Вы не поняли суть конфликта и дошли до того, что перестали печатать романы Толстого и Достоевского, ставить пьесы Чехова, исполнять музыку Чайковского и Рахманинова. Какое-то массовое помешательство по всей Европе. И оно коснулось не только простых людей, жующих безальтернативную жвачку своих газет и своего телевидения.
- Вы умная женщина, и понимаете, что наш спор бессмыслен. Время рассудит, как всегда.
А пока давайте пить шампанское и веселиться, - месье Ожье стукнул осторожно своим бокалом по бокалу Агаты. - Лучше посмотрите на своего Пьера, который что-то долго общается с Фанни. Или у них ничего не закончилось? Хотя у неё есть муж моряк и дочка в Марселе.
Агата ревниво поднялась с дивана и подошла к мило беседующему с художницей Пьеру.
- Мне Фанни обещала подарить твой портрет, - как бы оправдываясь, заговорил Пьер, - на котором не будет твоего лица, но только твоё тело, чувственная фигура с размытыми очертаниями, в которой видна будет вся твоя суть, вся твоя красота.
- Агата, Вы замечательная женщина, и я желаю Вам счастья. - Фанни Моро погладила своими тонкими пальцами открытое плечо Агаты.
-Извините, - сказал Пьер, - я отойду, мне нужно пообщаться с мадам Идальго. Ей требуется консультация адвоката.
- Когда он отошёл, Агата спросила у Фанни:
-.Пьер спит с Вами?
- Милая девушка, - Фанни Моро по-матерински посмотрела на Агату, - не важно, спит ли мужчина с какой-либо женщиной или нет. Важно, что он любит её или не любит. Я думаю, что Вам досталось всё: и любовь Пьера, и его тело.
- А теперь, господа, - громко объявила хозяйка дома, - прошу в столовую. Ужин готов.
- Что ещё и ужин будет? - удивлённо прошептала Агата Пьеру.
- Не хочешь, не ешь, только будет много вкусностей. У Мари один из лучших шеф-поваров Парижа.
- Ну вы, французы, горазды есть, хотя все худенькие на вид. Но завтра едем в твой замок.
-Завтра не могу, у меня последнее заседание суда. Мой подзащитный надеется на смягчение приговора. У меня есть все доказательства его частичной невиновности.
- Ты защищаешь преступников, - с удивлением произнесла Агата.
- Преступление может быть совершено по-разному, преднамеренное, непреднамеренное, в состоянии аффекта и т.д. Кроме того, я слежу за соблюдением законных прав моего подзащитного.
- Хорошо, а мне что делать?
- Можешь послушать музыку, почитать книгу, поухаживать за цветами, пообщаться с родителями.
- Ладно. Но сразу домой.
- Ревнуешь?
- Есть немного.
После изысканного ужина у принцессы Мари де Ларошфуко-Монбёль, Пьер и Агата долго целовались в машине, потом поехали в Монтрёй, ведь у них была впереди целая ночь.
Утром Агата проснулась в шикарной двуспальной кровати с резным изголовьем под шёлковым покрывалом и без своей любимой пижамы.
- Вот и новые отношения, - подумала она, - и зачем они тебе, да ещё с французом, аристократом. Так, и что мне одеть. О, вот мой халатик! Платье и стринги я сняла, помню, в своей комнате, затем приняла душ, надела халатик и, наверное, пришла в спальню Пьера. Распутница, ах, самая настоящая прелюбодейка.
Агата надела халатик, осторожно выглянула из двери спальни, и быстро пошлёпала голыми ногами по деревянным ступеням. Вбежала в свою комнату и стала одеваться к завтраку. Жарко. Лучи утреннего солнца, проникая сквозь занавески, пятнали стены и её нетронутую постель. Вот это простенькое платье в цветочек сойдёт. Агата спустилась вниз и позвала:
- Мадам Аньес, Вы где?
- Доброе утро, мадемуазель Агата, - раздался голос экономки из кухни. - Месье Пьер уже позавтракал и уехал по делам. Поручил мне позаботиться о Вас. Сварить Вам кофе и приготовить тосты с маслом и сыром?
- Я буду Вам признательна, мадам Аньес, - радостно ответила Агата.
- Кофе с молоком будете?
- Нет, спасибо, чёрный, без молока, сахар я сама положу.
Агата зашла на небольшую кухоньку.
- Масло и сыр я сама отнесу в столовую. - Она поставила на поднос красивую фарфоровую маслёнку с изображением молодой девушки, доящей корову, тарелку с нарезанным ломтиками сыром бри из Иль-де-Франс. Хлеб ещё жарился в тостере.
- Вот и кофе готово, а тосты поджарились. - через три минуты мадам Аньес поставила всё это перед Агатой. - Приятного аппетита.
- Спасибо огромное, мадам Аньес. У Вас здесь столько обязанностей, как я вижу. Вы не устаёте.
- Это не имеет никакого значения. За то, что сделал месье Пьер, я буду благодарна ему всю жизнь.
- Не расскажите, - с интересом попросила Агата.
- Месье Пьер был адвокатом моего сына Андрэ. Сын был молод тогда и связался с дурной компанией: воровство, наркотики, драки. Однажды во время очередной драки на Андрэ с ножом набросился один из нападавших, но мой сын сумел выбить нож из его руки и оттолкнуть. Парень тот упал и, ударившись о каменный угол дома, умер. Моего сына сначала признали виновным, но мне посоветовали взять адвокатом месье Пьера, который приезжал летом в свою виллу. Мы жили с сыном неподалёку. У нас небольшой дом, остался от покойного мужа. Месье Пьер сам провёл дополнительное расследование. Опросил всех участников драки, нашёл даже свидетеля, старую женщину, целый день сидящую у окна и видевшую, как всё произошло. Сына обвинили в непреднамеренном убийстве и дали несколько лет условно. Сейчас Андрэ расстался с этой компанией и учится в колледже на автомеханика. А я пошла работать к месье Пьеру. Если бы не он... - Мадам Аньес смахнула слезы, потекшие по ещё морщинистой щеке, - месье Пьер добрейший человек, он защищает бедных бесплатно, но у него есть и богатые клиенты.
А Вы, правда, русская.
- Да, правда.
- Русских здесь много. Они богатые, покупают виллы, дома, но говорят по-французски плохо. И не очень вежливые.
- Я знаю. Это не цвет русской нации, скорее её сорная трава. Я по профессии следователь, потому и говорю так.
- А вот и месье Пьер подъехал, - засуетилась мадам Аньес, - надо покормить его. Суд все соки выжимает из него. Совсем похудел. Я приготовила сегодня бланкет из телятины l'ancienne.
- Уже обед что ли, - воскликнула Агата. - Как быстро время пролетело. - Пьер, привет! - Агата подбежала к нему и крепко поцеловала. - Как прошло заседание суда?
- Как и ожидал, суд учёл представленные мной доказательства, и бедняге скостили несколько лет. Прокурор призывал закатать его по полной, но обошлось. Я страшно голоден.
Пьер посмотрел на Агату и щёлкнул зубами. Она всё поняла.
- Сказку Перро хочешь сыграть. - Агата приняла испуганный вид.
Пьер зарычал, подхватил Агату на руки и понёс в спальню. Агата обняла его за шею.
- Бланкет из телятины не лучше будет съесть? - тихо сказала она.
- Ты моё самое любимое блюдо!
............................................................................
После сытного обеда с вином и десертом Пьер вызвал такси.
- Мы летим в Тулузу, - объявил он. А там до замка 80 км проедем на машине.
Глава 4
Время пролетело незаметно, как и сам аэробус А321, мягко севший в аэропорту Бланьяк.
- Я арендовал удобный Ситроен на всё время нашего путешествия. - сказал Пьер. Машина ожидала их на стоянке аэропорта.
- Признаюсь тебе, - обратился к Агате Пьер, когда они сели в автомобиль, - замок Сен-Лари он нежилой. Расположен в 15 км к северо-востоку от города Ош. Первым владельцем замка Сен-Лари ещё в XIII веке был Бартелеми де Биран. До конца 18-го века сеньория принадлежала семье Монлезан. Замок в течение веков разрушался, его перестраивали в 15-17-ом веках. В прошлом веке замок отреставрировали и фактически в нём уже никто не живёт. Он является историческим местом для туристов. После Революции владельцы замка эмигрировали, а Франсуа де Сен-Лари, наш предок, вернувшись из московского похода целым и невредимым, хотел сначала выкупить этот замок и сделать из него родовое гнездо, но состояние замка тогда было очень плохим. Восстановление обошлось бы в огромную сумму, потому было принято решение построить недалеко от исторического замка небольшой особняк в императорском стиле. Вот его я и назвал замком в приглашении тебе. Смотри, мы проезжаем мимо: вот он, старинный замок Сен-Лари. Внешний вид не очень красив.
- Я знаю, что замки строились как сооружения оборонительные. Прямоугольник с башней. Без всяких украшений. - ответила Агата.
- Мой особняк расположен на окраине очаровательной деревни Сен-Лари со всеми удобствами: пекарня, мясная лавка, кафе и супермаркет. Если будет интересно тебе, съездим в Ош, историческую столицу Гаскони. Там есть на что посмотреть.
- С удовольствием. Ты знаешь, что мне нравится бродить по историческим местам, музеям, заходить в старинные церкви и соборы.
Мимо красивых садов с зеленеющими деревьями и кустарниками, они подъехали к светлого цвета особняку. Затем Пьер, выйдя из машины, открыл металлические ворота с боковой стороны дома, и заехал под навес, который стоял рядом с гаражом.
- Гости обычно поднимаются по каменной лестнице, что у главного входа. - стал рассказывать Пьер. - В вестибюле есть гардероб для гостей. Затем они проходят в гостиную. Рядом с гостиной находится столовая и кухня. А мы зайдём в дом через заднюю дверь, и попадём сразу в кабинет моего отца. В каждой комнате есть камин, зимой тепло, а летом, как сейчас, прохладно. Деревянная лестница ведёт на второй этаж.
Агата погладила мальчика, вырезанного из дерева, выполняющего роль столба у одной стороны лестницы и поддерживающего перила. У другой стороны лестницы, что у самой стены перил не было. Лестница немного поскрипывала. Агате даже понравился этот тонкий, жужжащий звук, точно пчела бьётся в стеклянной банке.
На втором этаже 4 спальни со всеми удобствами. - продолжал Пьер. -Есть раковины для умывания и биде. Туалет на каждом этаже.
-Наши спальни будут рядом, ты не возражаешь? - Пьер любовно посмотрел на Агату.
- Куда от тебя денешься, - она прижалась к Пьеру. - А ты какой богач у нас. И вилла, и квартира в Париже, и особняк на Юге.
- Это всё отец. Он жил здесь постоянно, после того как вышел в отставку. Мать тоже жила с ним, пока не умерла. Её гробница здесь, на местном кладбище, в фамильном склепе Сен-Лари. В кабинете отца висит её портрет. А вот и твоя спальня. Располагайся. Комнаты прислуги ещё выше. Для них отдельная лестница есть. Но постоянно здесь находится только мадам Жослен, и то, когда я приезжаю. Прислугу нанимаю, когда приходят гости. Это обычно друзья из Оша, мэр коммуны Сен-Лари, адвокат из Тулузы, мой напарник. Мы ещё успеем познакомиться. Хотя пробудем здесь недолго. Отдыхай, переодевайся, скоро будет ужин. Я пойду, дам указания мадам Жослен.
- Какой ты хозяйственный, - Агата обняла и поцеловала Пьера. - У тебя всё чётко построено.
- Этому научил меня отец. Я проходил службу в Национальной гвардии, потом в жандармерии, оттуда поступил в тулузский университет на факультет права. Стал адвокатом, ныне довольно успешным.
- И сколько стоило у тебя такое образование? - задала вопрос Агата.
- Нисколько. Высшее образование во Франции бесплатное.
- Как? А вот за моё образование платил отец и немалые деньги, когда я училась в Юридической академии. Бесплатное образование было только в Советском Союзе. А теперь у вас полностью бесплатное образование есть, а в России нет. Я люблю свою страну, и хочу, чтобы власть больше думала о простых людях. Справедливость должна быть не только в суде, но и в социальной сфере, и в экономике.
- Конечно, и мы на своей работе эту справедливость осуществляем. Но давай немного развеемся от всех мировых проблем. Хорошая еда, плюс хорошее вино, плюс мягкая постель - что может быть лучше для нас в эти дни.
- Согласна, а эта постель на самом деле мягкая?
- Давай проверим, прямо сейчас.
На следующий день Пьер позвал Агату показать кабинет его отца Антуана де Сен-Лари.
Он открыл двустворчатые деревянные двери с бронзовыми ручками, Агата вошла и увидела довольно большую комнату с двумя высокими окнами с правой стороны. Между окнами находился мраморный камин с чугунной фигурной решёткой. На камине стояли два подсвечника и два бронзовых бюста: Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне.
У левой стены стоял ряд книжных шкафов из тёмного морёного дуба со стеклянными дверцами. Между шкафами висели старинные портреты представителей дома Сен-Лари.
Зорким глазом Агата на кожаных корешках прочла названия книг: Энциклопедия Дидро и Даламбера, сочинения Вольтера, Руссо, Монтескье, Мармонтеля, Опыты Монтеня, философские произведения Гольбаха, Ламетри, Гельвеция, теологии Жака д'Этапля и Кальвина, труды по истории Франции.
Первый портрет - это Жан I, сеньор де Сен-Лари, основатель нашего рода, - начал свой рассказ Пьер. Это XV век, Гасконь входит в состав королевства Франции.
Второй портрет: Роже I де Сен-Лари де Бельгард - фаворит короля Генриха III, маршал Франции. Пьер водит Агату под руку, тесно прижимая её к себе.
Третий портрет: Жан де Сен-Лари, барон де Терм. Маршал Франции.
Далее, Роже II де Сен-Лари де Бельгард, миньон короля Генриха III, известен как любовник Габриэли д'Эстре, знаменитой фаворитки короля Генриха IV, был пэром Франции, награждён королевским орденами. Один из его орденов есть в коллекции моего отца. И, наконец, брат Роже II, Сезар-Огюст де Сен-Лари, барон де Терм и де Монбар -был государственным деятелем, рыцарем многих орденов короля.
Вот портрет его дочери Анны-Марии де Сен-Лари, вышедшей замуж за Жана-Антуана де Пардайян, маркиза де Монтеспан. Рядом с Анной-Марией висит его портрет. Он стал полноправным владельцем сеньории де Сен-Лари и де Бельгард. Как известно, маркиза де Монтеспан была фавориткой короля Людовика XIV.
В XVIII веке мужская линия графов де Бельгард де Сен-Лари в основном переместилась в Италию. Титул графа получил Абель Мишель де Бельгард де Сен-Лари, а наш предок, его младший брат, без титула Франсуа Роже де Сен-Лари де Бельгард, участник московского похода Наполеона. Его портрет на самом видном месте висит, над письменным столом моего отца.
- Как интересно, - отозвалась Агата, - ты мне потом расскажешь подробнее о всех своих предках. Или дашь мне почитать что-нибудь о них.
- Обязательно. Вот смотри, у дальней стены на полках выставлены реликвии рода Сен-Лари: оружие (шпаги, пистолеты), ордена, посуда, портретные миниатюры, камеи, драгоценности, табакерки.
А это резной дубовый стол моего отца (теперь мой стол), за которым он работал, составлял каталоги наших реликвий для разных выставок, редактировал военные мемуары нашего предка о наполеоновских войнах. Когда-нибудь я издам их.