Лукьянов Павел Александрович : другие произведения.

Нестайко В.З. Тореадоры из Васюковки главы 1-3

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 2.96*24  Ваша оценка:


   Нестайко Всеволод
   Тореадоры из Васюковки
   трилогия о приключениях двух друзей
  
   Новая авторская редакция с новыми эпизодами
  
  
   Часть I
   (которую рассказывает Павлуша Завгородний)
  
  
  
   Глава первая
   Метро под свинарником. Тореадоры из Васюковки. Собакевич.
  
   - Вот авантюрист сопливый! Ванька-а-а! Вылазь сейчас же! А то так всыплю - неделю не сядешь! Вылазь, слышишь!
   Мы лежим в густом бурьяне за ригой, уткнувшись носами в землю, и не дышим.
   - Вылазь, непутевый, а то хуже будет! Ты меня знаешь!
   - Знаю, знаю, - едва слышно выдыхает мой друг и наконец отваживается подать голос.
   - Дедушка! - жалобно отзывается он.
   - Давай-давай!
   - Дедушка, - еще жалобнее повторяет мой друг, - вы отойдите за хату, мы вылезем. Ведь вы же бить будете.
   - Они еще мне условия ставить будут, вышкварки! А ну, вылезайте!
   - Да мы же не хотели. Мы же хотели метро. Такое, как в Киеве.
   - Я вам дам метро! Я вам такое метро дам, что...
   - Мы же не знали. Мы сейчас все закидаем - ничего видно не будет. отойдите, дедушка.
   Долго еще ведутся переговоры. Наконец дед в последний раз ругнулся, закашлялся, плюнул и поплёлся за хату.
   Мы вылезаем из бурьяна.
   У свинарника нас встречает гундосым хрюканьем пятипудовая свинья Манюня, противная и пятнистая, как географическая карта.
   - У-у, скотина! Чтоб ты...
   Это из-з неё мы попади в переплет.
   У нас была прекрасная, благородная идея - провести под свинарником метро. Это должно было стать сюрпризом. Первая линия метро в Васюковке! Станция "Рига" - станция "Кривая груша". Три копейки в один конец. Родственники - бесплатно. С учительницы математики - пять копеек.
   Мы уже прокопали почти до половины свинарника, и вдруг - непредвиденная катастрофа! - проклятая свинья Манюня провалилась в наше метро. Провалиться она сумела, а вот вылезти - дудки! И подняла такой крик, что приплелся дед. Ну и...
   Горько вздыхая мы засыпаем метро. Изредка опасливо озираемся - не застанет врасплох нас дед. чтобы надрать уши. Хотя и обещал нам, что не тронет, пока не закончим, но кто его знает... Вы бы послушали, как он ругался, когда вытаскивал свинью! И где он таких слов набрался.
   Но деда не видно. И пока мы работаем (а дело это долгое и нудное), я вас познакомлю с моим другом.
   Вы, конечно, знаете, что есть такой остров - Ява. В индийском океане. То, что Ява, Суматра, Борнео, Целебес - Большие Зондские острова.
   Но Ява - это не остров.
   Ява - это мой лучший друг и напарник. Ява Рень.
   Наверно, вам удивительно, что это за имя такое - Ява? Это он сам себя так назвал, когда ему только полтора года было. То ли он, пискля малая, хотел сказать:"Я - ваня", а вышло "Ява", то ли "Иван" у него так прозвучало (потому что по правде его Иваном зовут), но прицепилось это "Ява" к нему, как репей к собачьему хвосту. Даже милиционер Валигура, что живет в нашем селе, так его зовёт.
   У них вообще вся семья интересная.
   Отец на скрипке играет. Корова - Контрибуция называется. А дед (вы уже с ним знакомы) - охотник завзятый, на охоте, когда стреляет, левый глаз тряпочкой завязывает. Потому что у него левый глаз без правого не прищуривается. Как левый прищурит - правый сам закрывается. Но уж и бьёт дед Варава с этой тряпочкой, ох же и бьёт!
   Городские охотники, что на "Волгах" из Киева приезжают, только охают.
   "Вы, дедушка, абсолютный чемпион" , - говорят.
   В честь старого Реня даже озеро, что возле нашего села, люди Реневым назвали.
   Мать же Явы - депутат райсовета, звеньевая кукурузоводов.
   Как-то Ява с Яришкою, сестричкой младшей, поссорился и при всех шлепков ей надавал. Но она вместо того чтобы заплакать, вдруг как закричит:
   - Опозогил! - Она букву "р" не выговаривает. - Маму-депутата на всё село опозогил. Загаза чегтова!
   Такого шороха наделала - Ява не знал, куда и глаза деть. Стоял-стоял, красный как рак, а потом как дал дёру - только пятки засверкали.
   Но это только один раз было. А вообще характер у Явы ого-го! Сталь, а не характер. Таких на миллион лишь один рождается.
   Ява сам говорил:
   - Мы, - говорил, - с тобою, Павлуша, ребята незаурядные. Правда, без вранья, мы всё же ребята с фантазией. Скажи:
   - С фантазией, поддакнул я.
   - Ты слышал, как дед Салимон вчера у сельмага говорил:" Вон, - говорит, - Ява и Павлуша пошли. Вот мальчишки! Орлы! Соколы! Гангстеры, а не мальчишки! Нет на них арестанской.
   - Слышал. Вправду.
   - Нужно, чтобы все про нас говорили так. Нужно, чтобы слава о нас гремела на всю Васюковку, как радио на первомайские праздники.
   - Нужно, - согласился я.
   И Ява всё время придумывал разные штуки-выкаблуки ради нашей славы. Как-то раз мы с ним поймали в лесу сыча и выпустили в клубе во время лекции на тему "Воспитание детей в семье" Лектор упал с трибуны и вылил себе на голову графин воды.
   А старые дедовы подштанники на телевизионную антенну над клубом, думаете, кто повесил? Мы, конечно.
   А то как-то летом Ява сказал:
   - Давай устроим бой быков.
   - А? - не сразу понял я.
   - Ты помнишь, мы в клубе заграничное кино смотрели "Тореадор"?
   - Ага... Ну и что?
   - Помнишь, на арене разъяренный бык, а дядька в шляпе, со шпагой, перед ним танцует.
   - Да-да-да...
   - А потом -рраз! Бык - брык! И аплодисменты.
   - Ага. Классно... Но это же убивать надо. Кто же нам позволит убивать поголовье?
   - Ну, дурной! Убивать! Что это тебе - мясозаготовка, что ли? Это же зрелище. Как на стадионе. Как футбол. Главное тут - красиво размахивать красной тряпкой и ловко уворачиваться, чтобы рогом не зацепило. Ты же видел. Тореадоры - это самые ловкие и смелые герои. Главное - тренировка и ловкость. Понимаешь? Впервые в истории Васюковки - бой быков. Тореадор Иван Рень и тореадор Павел Завгородний! Гости съезжаются со всей Украины. Трансляция по радио и по телевизору. Даже в Жмеринке видно будет.
   Я улыбнулся. Это было классно. По радио, по телевизору и вообще...
   Мы уселись поудобнее и начали обговаривать детали. Прежде всего - бык. Кандидатура колхозного бугая Петьки была отклонена сразу. Это такое страшное мурло, что его даже сам зоотехник Иван Свиридович боится. Глаза - как тракторные фары. Землю гребет ногами, как экскаватор.
   Этим летом один дачник чуть не умер от страха. Лежал на выгоне голый - загорал. Голова под зонтиком, всё остальное на солнце. И вдруг - Петька. Дачник как рванет. Бугай за ним. Дачник толстый, с брюшком. Видит - не убежит. А тут телеграфный столб на дороге. как этот дачник на столб вскарабкался - до сих пор не понятно. Но факт - полдня загорал на изоляторах, держась за провода, пока не подъехал комбайнер Коля на комбайне и не снял его. Дачник штаны надел и сразу на станцию: домой ехать.
   Не, пусть с бугаем Петькой враги наши бьются.
   Другой кандидатурой был козел Жора. Это я его кандидатуру выдвинул, чтобы отомстить. Очень мне противен был козел Жора, потому что съел мою рубашку, когда я купался.
   Но Ява меня не поддержал.
   - Нет, сказал он. - Жора очень болтливый. Всё время мекает. Мы и оваций не услышим. И речь идет о бое быков, а не козлов. Нужно что-то бычачье, коровье - большое и круторогое.
   - Коровье? - говорю. - Слушай, а, может, взять просто корову? Потому, что кроме Петьки, настоящих быков у нас нет, а коров сколько хочешь. И вообще нигде не сказано, что обязательно должен быть бык.
   Ява задумался:
   - Кто знает, может, и так.
   - Тогда, - говорю, - лучшей кандидатуры, чем ваша Контрибуция, и не придумаешь.
   - А почему Контрибуция? Почему не ваша Манька?
   - Потому что у нашей Маньки теленок и один рог сломан. Ты хочешь, чтобы над нами смеялись? Тореадоры с однорогой коровой! Карикатура. Такого еще никогда в мире не было.
   - Можно, конечно, и Контрибуцию. Но она немного психическая.
   - Что значит "психическая"! Скажи лучше, что ты просто мамы боишься.
   - Я - боюсь? Вот я дам сейчас тебе в ухо, и ты увидишь, как я боюсь. А ну забери свои слова назад!
   - Я забираю, но ты всё равно боишься.
   - Боюсь?
   - Боишься...
   - Боюсь?
   - Боишься...
   Я схватился рукой рукой за ухо, в свою очередь, заехал Яве кулаком в живот. Мы покатились по траве и выкатились на дорогу. Всю грязь, что была на дороге, мы, катаясь, собрали на свои штаны и рубашки. первым опомнился я.
   - Стой, - говорю, - хватит. А то вместо боя быков у нас вышел бой дураков.
   - Это же ты виноват. Ну, хорошо, попробуем Контрибуцию. Завтра погоним пастись и попробуем. Ведь твоя Манька и вправду для телевизора не подходит. Люди еще подумают, что это не корова, а собака.
   Мне уже надоело драться, и я сделал вид, что не понял, как жестоко он оскорбил нашу Маньку.
   Следующим утром мы встретились на дороге, что вела на выгон. Я гнал Маньку. - Ява - Контрибуцию. Коровы плелись, легкомысленно мотая хвостом, и не подозревали, какой это исторический день.
   У Явы на голове была широкополая дамская шляпа, которая досталась нам в наследство от одной дачницы, которая отдыхала у нас в позапрошлом году. Шляпа Яве была велика и спадала на глаза. Что хоть что-нибудь видеть и не упасть, Ява всё время дергал головой, поправляя её. Казалось, что он кому-то кланяется.
   У меня подмышкой был коврик. Это был знаменитый коврик. Я его помню столько, сколько вообще что-нибудь помню. Он висел над моей кроватью. Коврик был красный, и на нём вышиты три смешных щенка, которые сидели вместе, прижавшись головами. Это были Цуца, Гава и Рева, о которых мне мама рассказывала разные истории, пока я не засыпал. Последние два года, поскольку я уже вырос, коврик лежал в сундуке, и теперь от Цуцы, Гавы и Ревы очень воняло нафталином.
   Коврик и шляпа - это был наш тореадорский инвентарь. По дороге мы еще вырезали из лещины две прекрасные шпаги. Мы были в полной боевой готовности.
   Мы шли и пели арию Хозе из оперы Бизе "Кармен", которую много раз слышали по радио:
   - Торе-адор, сме-е-лее в бой, торе-адор, торе-адор,
   Там ждет тебя любовь, там ждет тебя любовь.
  
   Мы пели и не знали, что нас ждет.
   Небо было синее-синее - настоящее испанское небо.
   Погода - самая подходящая для боя быков.
   Мы погнали коров аж на самый край выгона, туда, где пруд - подальше от людских глаз.
   - Отгони свою Маньку в сторону, чтобы не мешала, - сказал Ява, - и давай начинать.
   Я не стал спорить. Тем более, что Манька у нас очень нервная, ей лучше не видеть боя быков.
   Ява поправил на голове шляпу, подтянул штаны, взял мой коврик и, пританцовывая, на цыпочках стал подходить к Контрибуции. Подошёл к самой морде и начал размахивать ковриком перед глазами. Я затаил дыхание - сейчас начнется...
   Ява замахал ковриком еще сильнее. Контрибуция - ноль внимания! Спокойненько щиплет травку.
   Ява мазнул ковриком по ноздрям. Контрибуция лишь отвернула морду. Ява раздраженно заверещал и изо всех сил хлестнул её ковриком. Контрибуция, лениво переступая ногами, повернулась к Яве хвостом.
   Ява снова обежал корову и начал вытанцовывать...
   Через полчаса он сказал:
   - Она ко мне просто привыкла, она меня любит и поэтому не хочет... А ну давай ты!
   Через час, запыхавшись, я сказал:
   - Бревно какое-то, а не корова. Жалко, что у Маньки нет рога, я бы тебе показал, что такое настоящая тореадорская корова.
   Ява снова сменил меня. Он то и дело менял тактику: то подходил к корове потихоньку и неожиданно бил ковриком, то подскакивал с разгона, то забегал сбоку. Контрибуция не принимала боя. Чубы у нас взмокли, коврик нервно подрагивал в руках, - казалось, что Цуца, Гава и Рева вот-вот загавкают. А Контрибуция - хоть бы что, не обращала внимания на на ну никакого внимания.
   Один раз, когда Ява схватил Контрибуцию за ухо, она с укором глянула на него своими печальными глазами и сказала:
   - Му-у!
   В переводе с коровьего это, наверно, означало:"Идите, мальчики, отсюда. Не трогайте меня".
   Но мы вовремя не поняли предупреждения.
   Тяжело дыша, мы прыгали вокруг неё, вызывая на бой. Яве было стыдно передо мной за свою Контрибуцию - я это видел.
   Наконец разозленный Ява крикнул:
   - А ну ударь, а ну ударь её, Павлуша, хорошенько! Что - боишься?.. Ну тогда я сам.
   Он размахнулся и стукнул Контрибуцию ногою по губе.
   И вдруг... Вдруг я увидел Яву где-то высоко в небе. И оттуда, с неба, услышал его отчаянно пронзительный крик:
   - Ой-ой!
   Бежать он начал, по-моему, еще в небе. Потому что когда ноги его коснулись земли, он уже что духу мчался к пруду. Я рванул за ним. Это было нашим единственным спасением. Мы с разгону влетели в пруд, поднимая целые гейзеры воды и грязи. Остановились уже на середине. То, куда мы влетели, честно говоря, прудом назвать можно лишь условно. Когда-то и вправду тут был большой пруд-копанка. Но он давно пересох, заилился и превратился в обыкновенную лужу. В самом глубоком месте нам было по шею. Именно в этом месте мы сейчас и стояли, переводя дух.
   Контрибуция была около лужи и мычала в наш адрес какие-то свои коровьи проклятья. В лужу она лезть не хотела. Она была брезгливая, чистоплотная корова. Мы это знали.
   Мы стояли и молчали.
   Дно лужи было вязкое, илистое. Мы по самый пуп стояли в противной, скользкой грязи . Только от пупа до шеи была вода - грязная, мутная и вонючая. Настоящие помои. Долго мы стояли с Явою в этих помоях. Полчаса, не меньше. До тех пор пока Контрибуция не успокоилась и не отошла. Она же была очень гуманная и благородная корова, это Контрибуция. Потому что она подкинула тореадора Яву не рогами, а просто мордою. И когда мы наконец вылезли из лужи, несчастные и грязные, как поросята (не мы, а сама - грязь), она и словом не напомнила нам нашего к ней [отношения?], Мы остались с ней друзьями. Ява после этого не только никогда её больше не ударил, а всегда угощал конфетами, которые давала ему мать.
   И теперь, когда мы мы, сокрушенно вздыхали, засыпаем наше неудавшееся метро, Контрибуция выглядывает из коровника и сочувственно смотрит на нас. И нам даже кажется, что на глазах у неё слёзы. Дорогая Контрибуция! Какое у тебя большое и нежное сердце! Ты единственная понимаешь и жалеешь нас. Благодарим тебя, корова!
   - Еще не закончили, черти болотные? - так неожиданно громыхнул сзади дед Варава, что мы даже присели. Мы утратили бдительность и услыхали, что у нас за спиной делается. Попались всё-таки.
   Впереди стенка свинарника, по сторонам густой бурьян, сзади дед Варава. Бежать некуда. Так мы и застыли, присев, как цыплята перед коршуном.
   - Не бойтесь, не трону!
   Эти слова выпрямили нас, разогнули нам ноги. И словно велосипедным насосом кто-то качнул - это мы вздохнули. И дрожащие губы наши сами собою растянулись в противную льстивую улыбку. Но дед на улыбку нашу не ответил. Не любил дед таких улыбок. Суровым был дед Варава.
   Лицо у него было серое и пятнистое, как прошлогодние листья. Губы тонкие и так сжаты, словно во рту вода. Глаза без ресниц, круглые и неподвижные, как у петуха. Из-за этих глаз казалось будто дед навек чем-то удивлен. Но это лишь казалось. Наверно, не было в мире уже ничего, что могло бы удивить деда Вараву. Восемьдесят третий год ему пошел.
   - Кончайте, шминдрики, и идите учить уроки, экзамен на носу.
   Мы поморщились. Мы это знали. Но нам не хотелось думать об этом. И кто выдумал эти экзамены! Да еще весной, когда воздух пахнет футболом и "чижиком", когда птицы галдят, как бабы на базаре, и когда так солнечно и тепло, что мы с Явою уже трижды купались. Как хорошо было еще в том году в четвертом классе! Никаких тебе экзаменов. Лучше было бы и не переходить в пятый. Никогда в жизни мы С Явой еще не сдавали экзаменов. Это было впервые. И хотя мы ершимся и говорим :"Наплевать!", но у каждого из нас при напоминании об экзаменах ёкает в животе. Лучше двадцать "метро" засыпать, чем один экзамен.
   - Кажется, дедушка, всё. Так. как и было Правда же? - неуверенно спрашивает Ява, притаптывая ногами свежую землю.
   Дед косо смотрит на нашу работу - видно, что он не доволен. Но говорит:
   - Идите, идите уже. Но знайте, что еще раз что-нибудь такое - уши пообрываю и свиньям выкину.
   Прижимаясь спинами к бурьяну, мы боком идем мимо дед и, только его обходим, изо всех сил бежим.
   И очень вовремя: еще миг и - жесткая дедова рука с размаху впечаталась бы в наши штаны...
   Я живу по соседству с Явою. И через минуту мы уже переводим дух в нашем саду.
   Мы сиди в картошке под вишнею. Сидим и горюем, что такая досадная неудача постигла нас с этим "метро". Но долго горевать мы не умеем.
   - Слушай, - вдруг говорит Ява, - а давай сделаем... подводную лодку.
   - Давай, - не задумываясь говорю я. И только потом спрашиваю: А из чего?
   - Из старой плоскодонки. Той, что возле вербы... полузатоплена.
   - А как?
   - Воду вычерпать, дырки позатыкать, просмолить, верх забить досками. Вот тут перископ. Вот тут люк. На дно балласт.
   - А двигатель?
   - На веслах будет. Нам же не нужно, чтобы очень быстроходная. Лишь бы подводная.
   - А дышать.
   - Через перископ.
   - А на поверхность как всплывать.
   - Балласт выкинем и всплывем.
   - А как водой зальет и затопит?
   - Ты что - плавать не умеешь? Вот еще! "Как? Как?". Фиг с маслом с тобой сделаешь!
   - Сам ты фиг с маслом! какой умный!
   - Да ну тебя, - сказал Ява уже примирительно. А я совсем ничего не ответил - сегодня ругаться не хотелось.
   Мы проходили мимо старого скособоченного колодца с журавлём, из которого уже давно воду не брали - так заилился. Я перегнулся и громко крикнул в душную, пропахшую плесенью и болотом темноту:"О!" Я люблю кричать в колодец: такое "о" нигде не услышишь, как в колодце. Красота, а не "о". Вот и сейчас.
   - О!
   - О!
   - О!
   Только эхо раздается - словно аж до центра земли.
   И вдруг в эти крики влилось жалобное тонкое скуление. Я навострил уши.
   - Ява! - говорю. - Там кто-то есть.
   - Врешь!
   - А ну крикни и послушай.
   Я перегнулся через край колодца и крикнул. Мы прислушались. И отчетливо услыхали из глубины плаксивое щенячье скуление.
   Мы переглянулись.
   - Какая-то свинья бросила туда щенка, - сказал Ява.
   - Точно, сказал я.
   - Ну что? - спросил Ява.
   - Нужно вытащить, - сказал я. Хоть мог это этого и не говорить. Потому что он таким тоном сказал, в котором уже был ответ.
   - Значит так, - сказал Ява. - Я сажусь в ведро и спускаюсь. А ты меня держишь.
   - За что? Разве я тебя так удержу?
   - Ты и вправду слабак. Не удержишь.
   - Значит, я спускаюсь, а ты меня держишь, если ты такой могучий.
   - Нет, спускаться буду я. Я первый сказал. И... и у тебя была ангина неделю назад. Тебе нельзя в колодец. И вообще у тебя носоглотка... Мы знаешь что, веревку привяжем вон к тому брусу-противовесу. И ты вытянешь. Очень удобно.
   - А где взять веревку?
   - Да вон она.
   - Да на ней же коза! Вместе с козой привяжем что ли?
   - Коза так погуляет, никуда не денется.
   - Ну что же - давай!
   - Мме-е-е! - радостно запела отвязанная коза и немедленно побежала проказничать. Но нам некогда было её воспитывать.
   Ява сел в ведро, я взялся за веревку, привязанную к брусу-противовесу на коротком плече журавля.
   - Опускай! Опускай понемногу! - скомандовал Ява.
   Операция началась.
   Спуск прошел нормально. Мне было совсем не тяжело опускать веревку, и уже через полминуты послышалось глухое, как из бочки, явино :"Стоп! Хорош!"
   Я бросился к срубу:
   - Аллё! Колодценавт Ява? Как себя чувствуете?
   - Отлично! Пульс нормальный. Невесомости нет. Давление триста атмосфер. принял на борт потерпевшего товарища Собакевича. Ой-ой-йой! Что же ты отпустил! Тут такая грязь! Засасывает! Тяни быстрее!
   Я ойкнул и бросился назад к веревке. Вцепился двумя руками и начал тянуть.
   Ого-го! Ох! Эх! Ух! Ну и тяжело! Тяну, даже приседаю. Изо всех сил, всей тяжестью своего тела тяну за веревку вниз. И вдруг чувствую, что ноги мои отрываются от земли. Ой, мамочка! Это же я сейчас поднимусь и повисну над землей, как жаба на крючке, только ногами дрыгать буду. перевешивают меня Ява со щенком. Ой-ой-йой!
   - Ява! - кричу в отчаяние. - Ява! Хватайся за сруб, помогай, а то я в небо взлетаю!
   Понял, видно, Ява ситуацию, послушал меня, потому что пятки мои снова коснулись земли. А тут я еще и ногой зацепился за корень, который как раз возле меня из земли высовывался. Закряхтел я изо всех сил - вот-вот жилы, как струны, со звоном полопаются, - и из колодца, словно пузырь из носа, медленно появились явина голова.
   Первым на землю ступил "товарищ Собакевич" - кудлатый, вислоухий рыжий щенок, а потом уже Ява.
   Я сразу увидел, что щенок - не из нашего конца села. У себя мы всех собак до одной знали - от Гривка, здоровенной овчарки деда Салимона до позавчера рожденных, еще слепых щенят Жучки бабы Маланьи.
   - Вот хотел бы я знать, кто его туда кинул, - сердито проскрипел Ява. - Ноги бы повыдёргивал!
   - Какой-то фашист хотел избавиться, - сказал я. Щенок, наклонив голову набок, посмотрел сперва на Яву, потом, наклонив голову в другую сторону, посмотрел на меня и завилял хвостиком, очевидно, благодаря за спасение. Знакомство состоялось. Мы сразу понравились друг другу.
   - Айда на речку! - сказал Ява. - Надо помыть Собакевича - видишь, какой!
   То, что он Собакевич, а не Шарик, Полкан или Жучка, уже не вызывало никакого сомнения. Имя, в шутку данное ему Явой в вонючей темноте колодце, пристало к нему сразу и навсегда.
   Мы побежали на речку.
   Подводная лодка из плоскодонки навечно потонула в забвении...
  
  
  
   глава вторая
   "Вермахт!.. Двадцать железных!.."
  
   - Рень и Завгородний! Выйдите из класса! Скоро вы корову на урок приведете! Нарушители дисциплины! Нарушаете мне учебный процесс! Я на вас директору жаловаться буду! - Галина Сидоровна вся аж кипела (казалось, что у неё даже пар изо рта идет).
   Мы покорно поплелись за двери.
   В коридоре Ява расстегнул рубашку, наклонился, и Собакевич выскочил у него из-за пазухи на пол и завилял хвостом, словно ничего не случилось.
   - Тоже мне еще! - укоряюще сказал ему Ява. - Не мог помолчать. Не тебя же спрашивали, а Павлушу. Чего выскочил, как заяц из кустов.
   Собакевич виновато наклонил голову набок. Наверно, он понял, что подвёл нас.
   Галина Сидоровна спросила меня урок. Я встал, вспоминая, знаю я его или нет. И по привычке пихнул Яву - подсказывай, давай. И тут Собакевич, что сидел у Явы за пазухой, высунул голову в расстегнутый воротник и на весь класс:"Гав!". В классе - хохот.
   И Галина Сидоровна, конечно, обиделась - кому приятно, чтобы на него гавкали? Она очень суровая и очень любит нас воспитывать.
   - Ничего, переживем, - сказал Ява. - Не могли же мы его оставить без надзора. Чтобы снова кто-то в колодец бросил.
   Уже выходя на двор, я увидел на табурете возле дверей школьный колокольчик. Бабы Маруси, что руководила звонком, звоня нам с уроков и на уроки, не было видно. Решение пришло молниеносно. Я воровато оглянулся - цап! - и звонок уже у меня под рубашкой.
   - Пусть учатся, если такие умные! - подмигнул Яве. - Не нужны им перемены. Обойдутся.
   - Молодчина! - похвалил меня Ява. И словно кто-то кружку теплого молока вылили за пазуху - это радость теплом разлилась в груди: не часто меня Ява хвалит.
   Мы - быстро-быстро - и в кусты сирени за школой. В самую гущу забрались, под самую стену сарая. Темно тут, тихо - надежное место.
   - Пусть теперь поищут! Вот паника будет! Не кончатся сегодня уроки. До завтра учится будут! Хи-хи! Без звонка они как без рук. В учебном процессе звонок - основная вещь, - сказал я, вынимая из-под рубашки школьный колокольчик.
   - Это ты хорошо придумал! Молоточек! - сказал Ява и взял у меня из рук звонок (я чувствовал, что ему было немного обидно, что это не он придумал, - он привык всё сам придумывать).
   - Знаешь что! - встрепенулся он вдруг. - Мы его Собакевичу на шею повесим. А?
   - Классно! - сказал я. Хотя и не понял, зачем это нужно. Но я был бы последней свиньей, если бы не сказал, что это классно (он же меня хвалил!).
   - У тебя нет никакой веревочки? - спросил Ява.
   Я поискал в карманах:
   - Нет.
   - Вот чёрт! И у меня нет. Слушай, а давай ремень.
   - Да... А штаны?
   - Так не на совсем. Рукой подержишь. Если бы у меня были на ремне, а не на шлейке, я бы разве...
   Поскольку я был сегодня "молоток", то отказываться просто не имел права. Вздохнув, я снял ремень, и Ява ловко начал прилаживать звонок Собакевичу на шею.
   - Классно! Вот классно мы придумали! - повторял он.
   И вдруг... Вдруг за стеной сарая мы услышали такое, что мигом заставило нас забыть о звонке, о Собакевиче и обо всём на свете. Сарай этот был уже не школьный. Просто он задней стеной выходит в школьный сад, в эти заросли сирени.
   Сарай принадлежал дядьке Бурмиле, заядлому рыбаку, что жил одиноко и почти всё время пропадал в плавнях на рыбалке. Мы прилипли к стенке сарая, прижавшись ушами к шероховатым не струганным доскам. Разговаривали Бурмило и Кныш, колхозный шофер, который жил по соседству с Явою.
   Вот что мы услышали (до нас долетали обрывки разговора):
   Бурмило: Ги-ги!
   Кныш: ... Вермахт щедрый...
   Бурмило: А что же, конечно...
   Кныш: Должно быть двадцать зеленых... Точно... А качество... Бронебойная... Р-раз и нету... Будем!
   Слышен звон стаканов, наверно, Кныш и Бурмило выпивают.
   Кныш: Купим в Киеве, что нужно и за дело!
   Бурмило: Сам не можешь?
   Кныш: Если бы у меня было время, и если бы плавал так, как ты, я бы вообще без тебя обошелся.
   Бурмило что-то пробормотал, мы не разобрали ни слова.
   Кныш (раздраженно): А... крест-накрест. Нужно ловить момент, а ты!.. Это же удача, что меня посылают с этой школьной экскурсией...
   Бурмило: Ну, хорошо! Завербовал.
   Кныш: Только никому-никому! Ни одной живой душе. А то если узнают...
   Бурмило: Чтобы я света белого не видел. Что я - маленький! Это же такое дело...
   Кныш: Ну, до завтра!
   И всё. Наступила тишина. Наверно, Кныш и Бурмило вышли из сарая. Мы переглянулись.
   Не знаю какие глаза были у меня. Но явины глаза горели и светились, как у борзой собаки. А что! Хотел бы я посмотреть на ваши глаза, если бы вы услышали такой разговор.
   - А? - раскрыл рот я.
   - А? - раскрыл рот Ява.
   Но ничего больше произнести мы не успели. Потому что в это время послышался заливистый голос школьного колокольчика. Мы и так и замерли с раскрытыми ртами. Увлекшись таинственным разговором, мы совсем не заметили, что Собакевич куда-то исчез. и вот... На четвереньках, по-собачьи, мы быстро продрались сквозь гущу и выставили из кустов головы.
   Под окнами школы, гоняясь за курицей, носился по двору Собакевич. Болтаясь у него на шее, звонок заливался звонок. Думая, что уже перемена, горохом высыпались из классов ученики. Из окон, удивленно глядя на часы, выглядывали учителя. На крыльце появилась Галина Сидоровна.
   - Хулиганство! Безобразие! Нарушение учебного процесса! - закричала она.
   Из-за угла выбежала баба Маруся. Увидев Собакевича, ударила руками по коленям, кинулась за ним - отбирать звонок. Собакевич - наутёк. И куда же вы думаете - к нам, в кусты.
   Мы с Явою вмиг развернулись и так же на четвереньках помчались назад, в гущу, к сараю. Причем, если Ява полз нормально, то я - на трех, как собака с перебитою лапою, - мне же приходилось одной рукою поддерживать штаны.
   Мы прижались к стене сарая - дальше бежать было некуда. Звонок всё ближе, и вот уже Собакевич с разгона ткнулся носом Яве в щеку. Что же, он не виноват - у кого же ему искать защиту, как не у нас - своих друзей и спасителей. Через мгновение кусты над нами раздвинулись и мы увидели раскрасневшуюся бабу Марусю.
   - Ага! - победно выкрикнула она. - Вот кто это всё устроил!
   Из-за головы бабы Маруси появилась голова Галины Сидоровны. Ледяным голосом Галина Сидоровна говорит, как секачем рубит.
   - Так!.. Ясно!.. На экскурсию в Киев завтра они не едут!
  
  
  
   глава 3
   Приключения в Киеве. Наши подозрения растут. Старшина Паляничко.
  
   У школы шум и суета. Во дворе стоит грузовик, украшенный цветами и сосновыми лапами, словно свадебный поезд. На машине у кабины уже сидят самые нетерпеливые ученики. Среди них, как огородное пугало, торчит долговязый нескладный Бурмило. Расставляют последние стулья. Школьники выстроились цепочкой от крыльца до машины и передают друг другу стулья, которые выносит на крыльцо Галина Сидоровна. Все оживлены и радостны. Еще бы - эту экскурсию в Киев так долго ждали. Всё время все смеются, даже когда для этого нет причины. Все, кроме нас: меня и Явы.
   Мы стоим возле крыльца понурые, насупленные. И как только из дверей появляется с новым стулом Галина Сидоровна, мы тут же раскрываем рты и начинаем:
   - Мы не хотели... Мы не нарочно, - гундосит Ява.
   - Мы больше не будем... Честное слово, - гундошу я.
   Галина Сидоровна сначала не обращает внимания, молча исчезает в дверях, словно не слышит. Потом наконец говорит:
   - Было бы даже непедагогично, если бы я вас взяла.
   И мы чувствуем - ей уже жаль нас (она же добрая, только напускает на себя). Надо ковать, пока горячо.
   - Педагогично! - воскликнул я. - Мы же сказали, что больше не будем.
   - Ну да, педагогично! - подхватывает Ява. - Даже очень педагогично! Макаренко обязательно бы взял. Точно!
   Галина Сидоровна сразу нахмуривает брови и холодно говорит:
   - Нет.
   И мы понимаем: теперь уже всё. Переборщили. Учителя не любят, чтобы их учили.
   Я с тревогою поглядываю на Бурмилу и на Кныша, который прохаживается возле машины, время от время стуча сапогом по колесу (проверяя шины). "Неужели мы останемся и так и не узнаем, что они будут делать в Киеве?" - думаю я.
   И в голове моей снова звучат загадочные таинственные слова:"Зато подарочек будет от немцев... Вермахт щедрый... Двадцать железных... Качество бронебойное... Раз - и нету!.. Только никому-никому!".
   Вдруг Ява дергает меня за рукав:"Айда! Быстрее!" - и бросается к машине. Я - за ним. Нужно успеть спрятаться под стульями, пока Галина Сидоровна в помещении.
   Конечно, все видят это и могут выдать, но это уже на их совести.
   Шасть! Словно ящерки, юркнули мы под стулья к самой кабине и притаились.
   Через некоторое время услышали голос Галины Сидоровны:
   - Что, ушли? Ну и хорошо, что сами наконец поняли. Это будет наука всем, кто любит срывать уроки и нарушать дисциплину. Ну, поехали.
   Ученики, что еще были не на машине, с криками начали посадку. И вскоре мотор заурчал, машина поехала. Нас никто не выдал. Есть таки у людей совесть.
   Если вы хотите почувствовать все свое тело сразу, с ног до головы, как он реагирует на удары, то попробуйте поехать по ухабистой дороге на грузовой машине, лежа в кузове под стульями. Сравнить это нельзя ни с чем. Такое чувствует разве что "язычок" в школьном колокольчике, когда баба Маруся звонит на перемену или урок.
   "Раз - и нету!.. Качество бронебойное!.. Вермахт щедрый!" - билось в моей голове в такт с ударами.
   Затылком о стул - лбом о дно кузова...
   Затылком о стул - лбом о дно кузова...
   "Раз - и нету!..
   Качество бронебойное!
   Вермахт щедрый!..".
   И всё-таки чем больше нас молотило, чем больше швыряло вверх-вниз и из стороны в сторону, тем легче становилось у нас на душе - потому что всё дальше мы отъезжали от села. А значит, тем меньше шансов, что нас найдут и ссадят с машины. Мы лишь сжимали губы, стараясь не ойкать. Но вот беспутица прекратилась и весело заурчал мотор, набирая скорость, - мы выехали на асфальтовое шоссе (это в 3 километрах от села). И сразу, словно заведясь от стартера, зазвенела песня.
  
   Знов зозулi голос чути в лiсi, (Снова голос кукушки слышен в лесу
   Ластiвки гнiздечко звили в стрiсi, Ласточки гнездышко свили под стрехой
   А вiвчар жене отару плаєм, Овчар гонит отару тропой
   Тьохнув пiсню соловей за гаєм. Поёт песню соловей за лесом).
  
   Еще бы! Ну где вы видели, чтобы люди ехали компанией на машине и не пели? Так не бывает. Когда от скорости ветер свистит в ушах, когда дорога с шуршанием наматывается на колеса и встречные машины мимо только - Ух! Ух! Ух! - песня сама вырывается из груди.
   В хоре выделялся звонкий, соловьиный голос Галины Сидоровны. Мы представляли себе, как она стоит, опершись на кабину, лицом к ученикам, и дирижирует. И ветер треплет её черные, как вороново крыло, локоны, а она белозубо улыбается и поёт. А девчонки в восхищении смотрят на нею, потому что считают что она очень красивая, "ну просто красавица"...
  
   Всюду буйно квiтне черемшина, (Всюду буйно цветет черемуха
   Мов до щлюбу вбралась калина... Словно под венец собралась калина...)
  
   Разве вытерпишь, когда все поют. И мы с Явою ("А, всё равно не услышат в таком хоре!") затянули во всё горло:
  
   Вiвчаря в садочку, (Овчара в садочке,
   В тихому куточку В тихом уголочке
   Жде дiвчина, жде. Ждет девушка, ждет).
  
   Эх, хорошо! Если поёшь в хоре, то кажется, будто только благодаря тебе так хорошо и слаженно выходит.
   И вдруг... Мы так увлеклись, что даже не заметили того момента, когда все вдруг перестали петь. Как потом выяснилось, в этот момент машина проезжала под вербой, свесившей свои ветви над шоссе. Все в кузове нагнулись, и песня прервалась. А мы же были под стульями и не знали этого... И продолжали тянуть, как два барана:
  
   Жде--е-е дiвчина, жде-е-е... (жде-е-ет девушка, жде-е-ет...)
  
   И сердитое учительское:" А ну, вылезайте!" - было для нас как гром среди ясного неба.
   Взъерошенные и помятые, вылезли мы из-под стульев.
   - Эх, вы! - презрительно сказала Галина Сидоровна. - Я думала, что вы хоть благородные мальчики. А вы "зайцами", обманув меня... Как... шпионы какие-то. Фу!
   Я увидел, как дернулся, даже подскочил Ява. Да и у меня всё внутри перевернулось вверх тормашками. Нас! Нас назвать шпионами! Нас, которые... Эх!
   - Да, нехорошо, ученики. Обманывать нельзя, - сказал Бурмило.
   "Подарочек от немцев... Качество бронебойное!.."
   Мы с Явою так взглянули на него, что если бы взглядом можно было сжечь человека, то от Бурмилы осталось бы только горстка пепла.
   - Вас надо было бы немедленно отвезти домой или же высадить прямо тут, в поле, - сказала Галина Сидоровна. - Я не сделаю этого только потому что проехали уже тридцать километров и не имеем права задерживаться. Вы поедете с нами. Но знайте - весь коллектив презирает и осуждает вас за недостойное поведение.
   Мы подняли глаза - коллектив смотрел на нас весело и улыбался. У коллектива было хорошее настроение.
   Коллектив хотел петь.
   Мы опустили головы и сказали:
   - Мы больше не будем...
   Коллектив подвинулся, и мы сели. И сразу, как по команде, в небо снова взлетела песня:
  
   Йшла вона в садок повз осокори-и, (Шла она в сад мимо осокоря
   Задивилась на високi гори-и... Засмотрелась на высокие горы-ы...)
  
   Мы с Явой пытались перекричать всех - так старались.
   Долго мы ехали - все песни, какие знали, пропели по несколько раз. Дважды останавливались поесть.
   Но вот наконец длинный мост через широченный Днепр. А на той стороне - высокий берег, и колокольня на горе блестит золотым куполом, а рядом еще еще золотые купола теснятся - Лавра, а за нею торчит огромная телевизионная башня, и возвышаются, налезая друг на друга, дома - большие, многоэтажные... Киев! Приехали.
   Красивый город Киев! Красивее Пирятина, Крыжополя, Жмеринки - всех городов, которые я видел.
   Столица!
   - Вот, так, - говорит Галина Сидоровна. - Машину мы оставляем у Дворца пионеров и сразу на метро. Согласны?
   - Ура-а-а! - закричали все. Всю последнюю четверть в нашем пятом "Б" только и разговоров было что про метро. Почему-то из всех киевских чудес нас больше всего интересовало метро.
   И теперь все сразу возбужденно загомонили:""метро","метро", "на метро"...
   Все, кроме меня Явы. Мы озабоченно переглядывались. Ведь нам же нужно было обязательно проследить, что будут покупать в Киеве Кныш и Бурмило. Ради этого мы были готовы на любые жертвы. Но... неужели мы из-за них не увидим метро?
   Но когда мы подъехали к Дворцу пионеров, слезли с машины и Галина Сидоровна закудахтала, собирая нас вокруг себя:"Смотрите, чтобы никто не остался, чтобы никто не потерялся!" - Кныш, подойдя к ней, сказал:
   - Мы тоже с вами в метро. На Крещатик хотим съездить. Товара купить кое-кого...
   Я пихнул Яву локтем в бок - порядок!
   Гусиной стайкой побрели мы по улице.
   И вот - метро. Ну, я вам скажу, это шту-у-ка! Сказка! Научная фантастика!
   Голубые поезда мчатся в туннеле быстрее ветра. В подземных залах светлее, чем днем на выгоне. Каждая станция как театр.
   Но самое главное - эскалаторы, эти чудесные лестницы. А кстати, разве правильно говорить - лестницы. Обычная лестница стоит, а ты по ней движешься. А тут наоборот - ты стоишь, а лестница движется.
   Мы с Явою как ступили на эскалатор, так и замерли от восхищения. Вот это да! Поднимешься по лестнице вверх, опускаешься вниз и не одной ногой даже не двинешь. Даже можешь одну ногу поднять или сесть даже можешь - и все равно движешься.
   Нам бы такую лестницу на чердак, где мама сухофрукты хранит. Или на ту гору, с которой зимой на санках катаемся. Прекрасная штука эскалатор!
   Вот если бы всегда можно было следить за разными подозрительными шпионами в метро на эскалаторе! Очень удобно и приятно! Стоишь себе и только - зырк! - искоса. И никуда он, голубчик, не денется от тебя, никуда в сторону не шмыгнет, потому что внизу сидит тетенька и смотрит, и всё время говорит по радио: "Уважаемые пассажиры! Бежать по эскалатору не разрешается! Садиться не разрешается! Ставить вещи не разрешается!.."
   Доехали мы прекрасно донизу, сели в голубой поезд.
   "Следующая станция - "Крещатик"! - пробурчал кто-то по радио. Двери - клац.
   Поехали. Смотрим, Кныш и Бурмило возле дверей жмутся. Мы - к дверям, только к другим (для конспирации) Не успели опомниться - стоп! Двери раскрылись - станция "Крещатик". Мы в двери - шмыг! Двери за нами - клац! И все наши только мелькнули в окне. Никто и заметить не успел, как мы выскочили. Там это всё на остановках делается молниеносно - не то что в поезде или на пароходе.
   И вот мы уже следом, прячась среди людей, за Кнышем и Бурмилой. Выскочили они из метро на Крещатике, перешли на другую сторону, нырнули в подземный переход, вышли из перехода и прямо в магазин "Динамо". Мы - за ними. Спрятались, за здоровенный, аж до самого потолка, сноп бамбуковых удочек, притаились, смотрим.
   Подошли Кныш и Бурмило к прилавку. Топчутся нерешительно. Бурмило склонил голову и одним глазом, как ворона на косточку, глядит на полку.
   - Давай, - подталкивает Кныш локтем Бурмило.
   - Ты давай, - дергает плечом Бурмило.
   - Нет - ты! Для тебя же покупаем, - настаивает Кныш.
   - Вот, ей-богу! Какая разница! - снова пожал плечами Бурмило, хекнул, а потом обратился к продавщице, ткнув пальцем в какую-то полку: - Дайте мне, пожалуйста, вот то вот.
   - Что? - не поняла продавщица.
   Бурмило оглянулся нервно, как школьник, что впервые покупает сигареты:
   - Да вот это вот... ну.. с жабьими ногами.
   - А-а! Для подводного плавания, - улыбнулась продавщица.
   Бурмило мотнул головой и поморщился досадливо (словно продавщица выдала его).
   Продавщица взяла с полки ласты и маску с трубкой, подала Бурмило.
   У нас с Явой глаза стали(сделались) как колеса. Ты смотри!
   Пока Бурмило примерял маску, щупал ласты, Кныш уже выбивал в кассе чек.
   - Заверните!
   И снова, воровато оглядываясь, словно они не купили, а украли эти причиндалы для подводного плавания, Кныш и Бурмило вышли из магазина.
   Видя, что они так осторожно ведут себе, мы решили не сразу идти за ними, и немного посидеть за удилищами. Нечаянно навалились мы на сноп, тонкая веревочка, которой он был связан, порвалась и... Будто бомба разорвалась в магазине. Удилища с треском разлетелись во все стороны. Крики, ойкание, паника. Мы бросились прочь.
   - Держите! Ловите! Хулиганы! - зазвучало нам вслед.
   Хорошо, что на Крещатике людей - как на стадионе во время футбольного матча. Мы - раз-раз! - между ними. Потом меня Ява за рукав - дёрг:
   - Тссс- с! Не беги! Будто мы - это не мы!
   Правильно. Когда за тобой бегут, бежать - последнее дело. Всегда надо спокойно идти. Тогда тебя еще и спросят:" Не видел, тут такой не пробегал?". И ты спокойно можешь сказать:" Видел. Вот туда побежал".
   Неторопливо пройдя Крещатиком, мы шмыгнули в метро.
   Мы почему-то были уверены, что Кныш и Бурмило обязательно пошли в метро.
   По эскалатору мы уже бежали, не обращая внимания на призывы радиотёти. Выскочили на станцию: зырк-зырк!
   - Вон! - выкрикнул Ява. И правда - в дверях вагона мелькну вельветовый бурмилов "пинджак". Мы едва успели вскочить в соседние двери того же вагона. На крайнем диванчике было свободное место и лежала брошенная кем-то мятая газета. Мы схватили её, разорвали пополам, сели и каждый, прикрываясь газетой (как бы читая), начали посматривать одним глазом, следя за Бурмилой. Но у дверей, где тот стоял, людей было много, и мы видели только его вельветовое плечо. "А где же Кныш, почему не видно? - подумал я. - Неужели разделились, чтобы труднее было следить? В шпионских книжках и фильмах всегда так делают".
   Вдруг в вагоне стало светло - поезд вырвался из-под земли на поверхность. Станция "Днепр".
   Выскочили мы, прикрываясь газетами, следом за Бурмило на перрон. И глядь! А что ты был здоровый! Вельветовый "пинджак" обернулся - никакой это был не Бурмило, а какой-то неизвестный дядька вот с таким носом. Тьфу!
   - Упустили! - разочаровано сказал Ява. Стали мы на мосту у перил, не знаем, что делать. Встали мы на мосту у перил, не знаем, что делать. Стрелой промчалось метро через речку аж до самого горизонта, где тоненькой полоской лес чернеет. Мчат по мосту-красавцу голубые экспрессы, легковые машины, грузовики, автобусы... А под мостом по Днепру "Метеоры", "Ракеты" на подводных крыльях летят, едва касаясь воды. А по сторонам моста здоровенные фигуры - дядька руками взмахнул, спутник в небо запускает, и тетка - голубей подкидывает. Пейзаж - прямо тебе из научно-фантастического фильма. Красота!
   - Может, они этот мост хотят на воздух поднять, а мы.. - сказал Ява.
   - Ну да?! - недоверчиво воскликнул я.
   - А что же! Кино "Акваланги на дне" помнишь?
   Еще бы! Несколько дней назад видели. Вот такое шпионское кино! После него мне целую ночь шпионы в аквалангах под водой снились. Мама говорила, что я даже булькал во сне. И всё же..
   - Да нет, - сказал я, - навряд ли .
   - А зачем бы бы они акваланги купили? Тоже еще спортсмены нашлись!
   Тут я ничего сказать не мог. Правда с этим аквалангом было связано явно что-то таинственное. Ну для чего бы, скажите, пожалуйста, сдался акваланг немолодым сельским дядькам, которые даже зарядки сроду не делали?
   Да еще и как они покупали его! Будто что-то запрещенное, опасное.
   - И что же такое это двадцать железных... о которых они говорили? "Качество бронебойное..." - задумчиво сказал Ява. Я пожал плечами.
   - Оружие?.. Взрывчатка?.. - прищурившись посмотрел на меня Ява. - И какая тут связь - акваланг... двадцать железных.
   И вдруг - будто молния вспыхнула в мозгу.
   - Подожди! - говорю, а у самого аж мороз по коже. - Папа когда-то читал в журнале. Рассказывал... Где-то в Чехии в одном озере, Черном, что ли, шпионы ныряли в аквалангах. Пытались поднять со дна, чтобы тайно вывезти, двадцать железных ящиков. Это был архив гестапо, который фашисты затопили, отступая. Очень важные документы... Списки военных преступников. И в Австрии такая же самая петрушка была, тоже в озере, и тоже шпионы с аквалангами.
   - Точно! Это оно! Ух ты-ы! - загорелся Ява. - Ну да, "двадцать железных", и "вермахт", и акваланг, и...
   Он не договорил, потому что в это время из репродуктора громко, на всю станцию, зазвучало:
   - Ученики из села Васюковка, что приехали в Киев на экскурсию, Рень и Завгородний, вас ожидают на выходе со станции "Днепр"!
   Нас словно кто-то тяжелым чем-то сверху тюкнул, даже ноги подкосились. Так это было неожиданно. Нам показалось, что все эти сотни людей на станции и внизу на набережной толпятся, все сразу на нас посмотрели.
   И мы сразу сделались маленькие-маленькие и словно голые. Впервые в жизни наши фамилии назвали по радио.
   - Не бойся, - опомнился наконец Ява. - Это, наверно, Галина Сидоровна. Разыскивает нас. Айда!
   Мы засеменили к выходу. Зырк-зырк: ни Галины Сидоровны, ни наших - и духа нет. А стоит огромный усатый милиционер. Увидел нас и сразу:
   - Стоп! - поднял руку. - Из Васюковки? Рень и Завгородний? Вас мне и нужно. Пошли.
   Вот тебе и "не бойся"! Попались! За хулиганское наше поведение в "Динамо", за удилища проклятые!
   Мои ноги примерзли к земле и какими-то ватными сделались - вот-вот на пол сяду.
   - Ну пошли, что же вы, - обернулся милиционер. - На руках мне вас нести, что ли?
   Я с трудом сдвинулся с места.
   Вышли мы из метро, смотрим - стоит синяя машина с желтой полосой на боку, и на этой полосе написано "Милиция". И ведет нас милиционер к машине. Открыл дверцы, сказал:"Садитесь", а сам - возле шофера. Снял трубку(радиотелефонную) и говорит:
   - Товарищ лейтенант! Докладывает старшина Паляничко. Мальчишек нашел. Везу на оперативной машине куда надо.
   Мы так и обомлели. Ну всё! "Куда надо". То есть в тюрьму везет. Пропали мы.
   Нам бы сейчас плакать, говорить:"Мы больше не будем, отпустите", а мы - ни слова. Гордые мы.
   Друг к другу прижались, едем и сквозь зарешеченное оконце на Киев в последний раз смотрим. Украсился Киев флагами и праздничными транспарантами. Первомай же послезавтра. Везде люди веселые, улыбающиеся, свободные. А мы... в тюрьму едим. А настоящие шпионы на воле ходят. И так нам обидно стало - хоть плачь.
   - Эх, вы! - не выдержал Ява. - Не тех вы взяли, кого надо.
   - То есть? - обернулся старшина.
   - Вот вам и "то есть"! - надул губы Ява. - Может, мы за настоящими шпионами следили...
   - Ну?! - левая бровь старшины выгнулась в знак вопроса.
   - Вот вам и "Ну". Может, они только что акваланги... купили... для подводного плавания.
   - Ого!
   - Вот вам и "ого"! Может, они гестаповский архив со дна поднимать будут.
   - Ясно! "Акваланги на дне"? Видел. А кто они, шпионы ваши? Откуда взялись? Из-за океана?
   - Из нашего села.
   - Ага, местные то есть. Колхозники. Как фамилии?
   Ява растерянно глянул на меня. Он уже жалел, что начал этот разговор. Милиционер говорил насмешливо, видно, не верил ни одному слову.
   - Как же фамилии шпионов ваших? А? - улыбаясь, повторил старшина. - Или, может, это сам председатель колхоза? Или директор школы? Или колхозный сторож яблони трясти не позволяет? А? Что молчите.
   Вдруг машина остановилась.
   - Ну, приехали. Вылезайте, шерлоки холмсы, - сказал старшина Паляничко.
   Вылезли мы. Тюрьму глазами ищем. Что-то не видно. Справа - церковь, а прямо - большой серый дом с колоннами, на театр похожий. Неужели в Киеве такая тюрьма? Только успели мы об этом подумать, как милиционер и говорит:
   - Вот, мальчики, Исторический музей, где сейчас весь ваш класс вместе с учительницей. Пойдем поищем их. Потому что они же, наверно, волнуются, думают, что вы совсем потерялись.
   - Так вот оно что! - радостно подпрыгивали наши души. - Так вы, значит, не в тюрьму нас, товарищ Паляничко? А вы в музей, к Галине Сидоровне! Ох, какой же вы молодец, какой же хороший человек!".
   - И не переживайте, мальчики, - успокоил нас хороший человек. - Я вашей учительницы скажу, что вы следили за шпионами. Она не будет ругаться. Это же дело серьезное! Государственное!
   - Не на...
   - Не го... - одновременно выкрикнули мы. А что если... На всё село засмеют. И зачем Ява сказал!
   - Он.. по.. пошутил, - зыркнув на Яву, поспешно сказал я.
   - Угу! - понурившись, подтвердил Ява.
   - Мы просто хотели.. хотели... - Я никак не мог придумать, что же мы хотели.
   - В Днепре искупаться, - подхватил Ява. Поэтому и удрали. Потому что Галина Сидоровна не разрешает. А у нас же Днепра не. А Днепр же, знаете...
   - знаю, - улыбнулся старшина. - Ну, хватит. Вижу, ребята вы ловкие, изобретательные... Сам когда-то таким был. Только врать не надо. Пошли.
   Поднялись мы на лестницу на площадь перед музеем. На земле что-то камнем выложено - словно великанские "классы".
   - Это, - говорит старшина, - самое древнейшее в Киеве место. Тут почти тысячу лет тому назад Десятинная церковь стояла. Это её фундамент.
   На цыпочках прошли мы по этому фундаменту.
   А за фундаментов большая треугольная поляна, ровненькая обсаженная кустами , и посредине поляны - мы даже глазами не поверили - огромная копна сена. В центре Киева на самом древнем месте - копна сена, как на лугу. Это класс! И так нам эта копна мила, как привет из родной Васюковки. Смотрим, а за копной, около самого входа в музей, пушки стоят, пять пушек.
   - Что это? - осмелев, спросил я.
   - Это артиллерия, что быдла у нас на вооружении в сорок третьем, когда мы Киев от фашистов освобождали, - пояснил милиционер.
   - А вы того... вы тоже освобождали? - спросил и смутился Ява, из-за того что нескромно спросил.
   - Освобождали, мальчики. Что было, то было, - просто ответил старшина. - Даже ранило меня тут, в Киеве. В госпитале тут лежал. Киев для меня кровное, родное место.
   Мы как-то совсем по-новому взглянули на него. Вот он,видишь, какой - старшина Паляничко. Хотелось что-нибудь еще спросить, но старшина уже подводил нас к музею.
   Нужно было искать своих. Это было нелегко. Знаете, сколько там комнат! Первый этаж (доисторическое время) нам не очень понравился. Там не было ничего целого - всё кусочки какие-то, обломки, черепки битые. И самое почетное место занимал истлевший почерневший кусок долбленки. То же еще ценность! Я вам такого у нас на речке сколько хочешь найду...
   Но второй этаж... Это да! У нас аж глаза разбежались. Вон воз чумацкий настоящий. На таких возах наши предки когда-то в Крым за солью ездили. А вон карета золотая, в которой митрополитов киевских возили. Ничего себе карета. Ой, смотри, оружие козацкое, настоящее! Ого-го сабля! Дай такую в руки старшине Паляничко, он только - рраз!.. Мы представляем себе нашего милиционера с оселедцем, в козацких шароварах, с саблей в руке. Ничего. Подходяще выходит. А вот ружье. Ох же и длинное! А пистолет какой!
   Третий этаж. Вторая мировая война. Освобождение Украины от фашистских захватчиков. Тут от каждого стенда веет подвигами, геройской славою. Вот трофеи - полный сундук гитлеровских орденов, хоть лопатой греби. А вот личные вещи знаменитого разведчика, что действовал в тылу врага и выкрал немецкого генерала, Ой, не торопитесь, дайте посмотреть! Это же сейчас нам так нужно, так нужно. Мы же сейчас, может, сейчас настоящие разведчики (как долго бы вы, товарищ Паляничко, смеялись!) И все это нам так надо знать! О! О! О! Вон же разные секретные документы. Вон... навстречу нам спешит Галина Сидоровна, а за ней все наши. Лицо Галины Сидоровны аж пылает.
   - Вы меня до инфаркта доведете! Где вы были? Где?
   - Потерялись, - каится Ява.
   - Заблудились... - каюсь я.
   - Потерялись-заблудились! Двадцать девять учеников на экскурсии. И никто , кроме вас, не потерялся, не заблудился... Мучители! Меня паралич разобьёт из-за вас!
   Мы вздыхаем. Мы не хотим, чтобы Галину Сидоровну из-за нас разбил паралич. Пусть будет здорова.
   - Не ругайте их, очень прошу. Они больше не будут, - говорит старшина Паляничко, подкручивает ус, и глаза у него затуманиваются.
   - Ох, извините! Я даже поблагодарила вас. Спасибо! Спасибо! - сразу покраснев, говорит Сидоровна, делает губы бантиком, и глаза у неё тоже затуманиваются.
   - Не за что. Это наша обязанность.
   - Ну все же, всё-же... беспокоились, привозили... Спасибо большое! Не знаю, чтобы я делала.
   Говоря, старшина Паляничко не сводит как-то по-особенному улыбающихся глаз с Галины Сидоровны.
   А Галина Сидоровна, наоборот, то стрельнет глазами на него, то опустит их, то стрельнет, то опустит глаза. И говорит она с милиционером каким-то необычно мелодичным мягким голосом - совсем не таким, как с нами.
   - Вы зря так переживаете, нервы себе портите. Мальчики они сообразительные, никуда не денутся, - говорит старшина и смотрит на Галину Сидоровну по-орлиному.
   - Ох, знаете! С ними так тяжело, так тяжело... Я их люблю, но... - словно горлица, воркует Галина Сидоровна и гладит по голове сперва меня, потом Яву.
   Ява подмигивает мне. Я тихонько хмыкаю в ответ(я подмигивать не умею, у меня оба глаза моргают, как у деда Варавы).
   Молодец старшина! Спасибо! Геройская милиция в Киеве. Потом мы все выходим из музея и едем на Владимирскую горку. И старшина Паляничко вместе с нами.
   Потом мы идем во Дворец пионеров(Ух, классно! Это дворец! Сказка!). И старшина Паляничко вместе с нами.
   Потом мы садимся на машину (Кныш и Бурмило уже давно тут и ведут себя спокойно - будто совсем обычные люди) и отправляемся в путь.
   А старшина Паляничко торжественно прикладывает руку к козырьку и стоит так, отдавая честь, пока мы не исчезаем из вида. А Галина Сидоровна долго машет ему платком, даже тогда, когда его уже не видно.
   И снова сама собой полилась песня:
  
   Ось i вечiр, вiвцi бiля броду (Вот и вечер, овцы возле брода
   З Черемошу п'ють холодну воду, Из Черемоша пьют холодну воду,
   У садочку вiвчаря стрiчає В садике овчара встречает
   Дiвчинонька, що його кохає. Девушка, которая его любит).
  
   Мы с Явою лукаво переглядываемся и тянем во всё горло:
  
   У садочку старшину стрiчає (В садике старшину встречает
   Дiвчинонька, що його кохає. Девушка, которая его любит)
  
   И так нам весело, что мы даже падаем. Но Галина Сидоровна ничего не слышит и не видит - поёт, заливается... Прощай, Киев! Прощай, старшина Паляничко!
  
  
  
  
  
  --
  
  
  
  
  
  
  
  
Оценка: 2.96*24  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"