Лукьянов Павел Александрович : другие произведения.

Нестайко В.З. Загадка старого клоуна главы 19-21

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


   глава 19
  
   Таинственное поведение Сурена. Куда мы идём? "Айда с нами!".
   Творческая встреча. "Ну, Монькин! Ну, молодец!"
  
  
   Вчера у Сурена был последний съёмочный день. Завтра вечером он летит домой, в свой Ереван. А сегодня...
   Сегодня на большой перемене он неожиданно подошёл ко мне, воровато оглянулся и таинственно прошептал:
   _ Степанян! Слушай! После уроков не убегай. Слышишь? Есть дело. - Что такое? - шепотом спросил я.
   - Тс-с-с! - снова оглянулся он. - Тайна! Потом узнаешь. Сделаешь вид, будто идешь домой, а сам - на спортплощадку. Только чтобы никто тебя не увидел. Особенно девчонки. Ясно? - Ясно.
   Толком я, конечно, ничего не понял. Разве - что Сурен собирает зачем-то мальчишек, но и то, видно, не всех, и что в число избранных попал и я. Сердце моё радостно затрепетало. И сразу же сжалось. Завтра он уезжает. Как жаль, что он уедет. Я уже так привык к нему. Благодаря ему меня перестали дразнить...
   Два последних урока я был невнимателен. Я сидел и то и дело поглядывал на Сурена. Иногда он перехватывал мой взгляд и чуть улыбался мне. И я едва заметно улыбался ему. Что он задумал? Что?
   Чтобы он не задумал, я рад, что буду сегодня с ним, в этот последний его день перед отъездом. Завтра, может, я его уже и не увижу. Он, наверно, будет собираться. Я знаю, что это за день - день отъезда. Я хорошо помню:"Ой, не забудьте то!", "Ой, а куда подевалось это?!", "А куда ты положил то самое?","Да не крутись ты под ногами, а делай то, что я тебе сказала!". С Васей и Андрейкой я в последний день даже поговорить не смог.
   "Эх, Сурен, Сурен, дорогой Сурен Григорян! И ничего же ты, ничего не знаешь о моих удивительных путешествиях с таинственным дедом Чаком! Если бы знал, ты бы с большим, я уверен, интересом относился ко мне. Ты же любишь всё необычное. Да и сам же ты такой необычный. Но вряд ли, вряд ли узнаешь ты когда-нибудь о моей необычной тайне. Да и никто, наверно, не узнает никогда..." И так мне стало тоскливо от этой мысли1 И так захотелось хоть на минутку увидеть Чака...
   Когда прозвенел звонок с последнего урока, я начал ковыряться в портфеле, что-то в нем перекладывая, вынимая и засовывая назад. Я хотел, чтобы все разошлись и, главное, чтобы ушла Туся. Чтобы я мог спокойно, не привлекая ничьего внимания, побежать на спортплощадку. Но Туся, как на зло, тоже возилась с портфелем и не уходила. Наконец класс опустел, остались только мы вдвоём.
   Тогда Туся вдруг повернулась ко мне и, смотря мне прямо в глаза, спросила: - Вы что - куда-то собираетесь? Итак она это спросила: - Кто? Что? Куда? - совсем растерялся я.
   - Эх, ты!.. Конспиратор! А я думала, что ты... меня... - Она вдруг покраснела, резко поднялась и выбежала из класса. Кровь ударила мне в голову. Что она хотела сказать? "... Ты... меня..." О чём это она? Сладостное смущение охватило меня. Несколько секунд я не мог сдвинуться с места. Я почувствовал себя предателем.
   Но что я мог сделать?.. Сурен же сказал:"Чтобы никто не видел, особенно девочки..." Разве я виноват?
   На спортплощадке под одним из баскетбольных щитов стояли Сурен, Игорь Дмитруха, Лёня Монькин, Спасокукоцкий и Кукуевицкий.
   - Где ты застрял? Вот ещё? Ждать его нужно! - буркнул Монькин.
   - Ну, хорошо, идём! - сказал Сурен и решительно рванул вперед. Мы вышли со школьного двора и направились в сторону Печерского моста.
   - А куда мы идём? - спросил Монькин.
   - Ага! - сказал Спасокукоцкий.
   - Да-да! - подхватил Кукуевицкий. Сурен не ответил.
   - Много будете знать - скоро состаритесь! - сказал Игорь Дмитруха, но видно было, что и он не знает, куда мы идём. Сурен, загадочно улыбаясь, молчал. Конечно, если бы это был не Сурен, который завтра возвращается в Армению, никто бы, наверно, так не шел, наугад, вслепую, не зная куда, послушно как отара овец. Но это был Сурен.
   И мы шли, ничего больше не спрашивая, только изредка переглядывались и пожимая плечами.
   - У меня талоны, везу всех! - поднял руку Сурен и, не дав нам опомниться, пробил талоны. И тут Монькин вдруг зашипел: - Ой! Смотрите, смотрите!
   Мы посмотрели - на передней площадке, у дверей вагоновожатого, Стояла Туся Мороз. Зайдя в трамвай в средние двери, мы даже не заметили, что она вошла в передние двери.
   - Это вот этот, вот этот... - Монькин показал глазами на меня, видимо, не отваживаясь назвать Мухой, но и не желая называть меня Степаняном, - "хвоста" за собой привёл! Даму сердца! Точно!
   Я почувствовал, что покраснел.
   - Спокуха! - цыкнул на него Игорь (видно было, что лёнькина болтовня его раздражает).
   Сурен, Спасокукоцкий и Кукуевицкий промолчали.
   "Неужели она шла за нами следом: - с волнением думал я. - Как я не заметил её - Почему она шла: Зачем?".
   Когда трамвай остановился у станции метро "Арсенальная", Сурен сказал: - Выходим!
   И мы высыпались из трамвая. Высыпались и остановились все, как по команде, обернулись в сторону передних дверей. Туся вышла из трамвая и тоже остановилась.
   Она стояла, двумя руками держа перед собой портфель. И растерянно улыбалась нам. Мне было так жаль её, что даже в горле щипало.
   Сурен бросил на меня молниеносный взгляд и сразу решительно подошел к Тусе.
   - Туся-джан! Айда с нами!
   - А... а куда? - тихо спросила она и зарделась.
   - Вах-вах! - поднял вверх руки Сурен. - Какие все нетерпеливые! Все хотят сразу узнать куда! Подожди немного и будешь знать. Хорошо!..
   Когда мы зашли в метро, Сурен остановился, вынул из кармана несколько пятаков и первый вручил Тусе: - На! - Ой! Что ты! Не нужно. У меня есть.
   - Слушай! Кто вас ведет? Я веду! Без разговоров мне! - категорично сказал он. И Туся вынуждена была взять пятак. И мы все тоже взяли. Видно, он всё продумал заранее. Он был артистом. Он снимался в кино, зарабатывал деньги. Ему хотелось, как это говорят, быть широкой натурой. "А-а! - вдруг догадался я. - Он ведет нас на киностудию". Мы спускались длинным эскалатором. Туся стояла передо мной, ниже на одну ступеньку.
   Я смотрел на её тоненькую шейку с двумя смешными вьющимися завитушками (прическа у неё была короткая, почти мальчишеская) и страшно боялся, чтобы кто-нибудь из мальчишек что-нибудь ей не сказал. Но никто ничего не сказал.
   В таинственном торжественном молчании мы съехали вниз и сели в поезд.
   Раз наш Сурен решил молчать, молчали и мы. Ну, что же, он завтра уезжает, ему так хочется, нужно подождать.
   Но зачем он делает из этого секрет? Ну, сказал бы сразу - хочет повезти нас на киностудию, показать... Разве было бы менее интересно?..
   - Внимание! - поднял руку Сурен. - Приготовьтесь! На Крещатике выходим!
   - Как?! А ты не ошибаешься? - удивленно спросил Игорь Дмитруха. - Разве нам не до "Большевика": Киностудия же по-моему... "О! Значит, Дмитруха тоже догадался..."
   - Нет! - отрубил Сурен. - На киностудию завтра. А сейчас - на Оболонь.
   - Тю-у! - разочарованно протянул Монькин. Сурен, словно и не слышал этого.
   Дмитруха пожал плечами. Мы переглянулись и тоже пожали плечами.
   Мы вышли на Крещатике, прошли через переход, спустились по экскалатору, и снова сели в поезд. Почтовая площадь. Красная площадь. Тараса Шевченко. Петровка.
   Проспект Корнейчука. Оболонь...
   Какое всё-таки чудо это киевское метро!.. Я уже не говорю о красоте подземных дворцов-станций, о чудесных лестницах-эскалаторах... Быстрота! Главное - быстрота!
   Каких-нибудь десять-пятнадцать минут - из Печерска мы уже на Оболони, за десятки километров.
   Когда-то какому-нибудь козаку Ивану Пушкаренко или Лукьяну Хардизу даже на самом лучшем коне этим путём скакать часа полтора, а то и два, а нв волах тащиться - то и все четыре. А мы на метро - за десять минут. Сказка! Вышли мы из метро. И сразу головы позадирали.
   Прямо у входа стремиться в небо высоченный двадцатипятиэтажный удивительный дом - круглый, словно башня, сверху донизу весь небольшими круглыми балкончиками облепленный. Отдельно окон, как в других домах, просто нет, одни только балкончики с дверьми стеклянными. Ин-тересн-ный дом!
   Не только я, а и никто из наших на Облони, кажется, еще не был. Потому что все как один зачаровано позадирали головы на этот дом.
   Рядом с этим домом здоровенный универсам, похожий на причудливый корабль с несколькими палубами. И эту схожесть еще больше подчеркивал огромный возле него фонтан с нагроможденными друг на друга глыбами гранита. А за фонтаном - клумбы, клумбы. клумб - десятка два засаженных всеми, кажется, что есть в природе, цветами клумб.
   За круглым домом, далеко на горизонте, слева на солнце играют золотые купола Софии, справа протыкает небо телевизионная вышка. Это там старый Киев спрятался.
   А напротив, через дорогу, словно начинается новый город, выплывая из-за Днепра тремя белыми небоскребами, словно великанскими парусами.
   - Ну, вот что, мальчики, - Сурен на миг запнулся, глянув на Тусю и добавил: - И девочка!.. Можете меня ругать. Можете меня бить. Можете меня проклинать. Но я веду вас на стройку, где работают мои родители... Мы переглянулись.
   Я взглянул на Монькина. У него уже крутилось на языке "тю", но он не отважился его произнести.
   - Ой! Это же очень интересно! Я еще никогда не была стройке близко... - сказала Туся и покраснела.
   - И я! - сказал я и почувствовал, что тоже краснею.
   - Правильно! - как-то не очень уверенно кивнул Дмитруха. Спасокукоцкий и Кукуевицкий еще раз переглянулись и кивнули молча.
   Всех нас охватило чувство той неловкости, когда и правду говорить не хочется, и врать трудно.
   - Понимаете, - Сурен опустил глаза и начал колупать носком ботинка землю. - Понимаете, мы завтра уже уезжаем. А бригады родителей давно просили, чтобы я пришел. А.. то съёмки были, то школа, то вообще... - Он вдруг в отчаянии поднял руку вверх. - Вах!.. Они хотят, - говорит папа, - чтобы я.. чтобы я им рассказал о своём творчестве... Представляете? Что я - Джигарханян, что ли? Они меня Джигарханяном называют. Ну, как я пойду? Как? - он плаксиво скривился. И хотя это выглядело у него очень смешно, никто из нас даже не улыбнулся.
   Мы сразу все поняли его. Мы поняли, что он просто стесняется идти к незнакомым взрослым людям один на смотрины в качестве "кинозвезды" и поэтому пригласил нас. Что, несмотря на всю свою, казалось бы, живость и фатовость, он стеснительный, как все нормальные порядочные люди.
   - А больше откладывать уже некуда, сегодня последний день... Но я сказал папе, что я один не пойду. Только с друзьями."Только не приводи весь класс, - предупредил папа. - Это всё-таки строительство. Техника безопасности требует, чтобы вообще..." Поэтому я и ... особенно девочек... Техника безопасности. - Он виновато посмотрел на Туся, потом обвел взглядом нас всех: - вы меня презираете, так?
   - Да ты что! - преодолев наконец оцепенение, воскликнул Игорь Дмитруха.
   - Давай веди нас быстрее! Что мы стоим? - закричал я, размахивая руками. - Давай! Чего ты? Ну! Давай.
   Может, я суетился больше, чем нужно, но мне хотелось немедленно что-нибудь сделать для него, поддержать его... Я был так благодарен ему, да ты что он меня пригласил. И еще потом пригласил Тусю. - Идем! - решительно сказал Игорь. И мы пошли.
   Сурен почти вприпрыжку бежал впереди, всё время оглядываясь и улыбаясь нам.
   За универсамом располагался большой, поросший травой и исчерченный стёжками пустырь. А за ним начинался широченный проспект с красавцами домами по обеим сторонам.
   - Это где-то тут, совсем близко. Мне вот папа план нарисовал. - Сурен крутил головой во все стороны заглядывая в бумажку. - О! Вон он! Точно!
   Впереди, обнесенный деревянным забором, высился огромный, с множеством подъездов, почти на весь квартал, дом. Часть его уже была построена, даже окна застеклены. Часть лишь возводилась. Два подъёмных крана гигантскими железными аистами озабоченно наклонились над этой не возведенной частью.
   Мы прошли детскую площадку с деревянными, под старину, башнями, по которым с криком карабкалась малышня. Около площадки росли маленькие, видимо, совсем недавно посаженные топольки. "Тополиные дошколята, - подумал я. - Как эта малышня на площадке. Сколько же времени пройдет, пока они станут взрослыми тополями?! Я уже и женатый тогда, может, буду". Невольно взглянул на Тусю и улыбнулся: вот бы услыхала мои мысли!.. Мы подошли к стройке.
   Наверно, можно было идти и сквозь ворота (раз, как бы сказать, официально приглашали), но Сурен нашел в заборе дырку, и мы по очереди пролезли сквозь эту дырку на строительную площадку. Как и на всех строительных площадках, на ней было много разных строительных материалов. Вон там доски, там бочки с известью, с мелом, с краскою, там трубы, там кучи песка, гравия, там бумажные мешки со смолою, а там какие-то железяки... Неподалеку от подъёмных кранов лежали большие бетонные панели - с двумя окнами, с окном и балконными дверьми, совсем глухие, без ничего.
   Дом был панельный. Даже та, построенная, часть выглядела еще не очень привлекательно - панели были грязно-серые, разных оттенков, швы между ними коряво, неровно чернели. И лишь подъезды возведенной части были красиво обложены разноцветной плиткой. По ним можно было представить, что и весь дом станет очень красивым, как те, что высились рядом с ним и напротив.
   - Значит, так! Внимание! - поднял руку Сурен. - Держаться вместе. Не разбегаться. Я отвечаю за вас головою. Туда, где краны, и близко не подходить. Техника безопасности. Нам... - он снова заглянул в бумажку, - сюда, в пятый подъезд. Девятый этаж. Спотыкаясь, мы двинулись к пятому подъезду.
   Так получилось, что по дороге нам никто из строителей не попался и ничего никому объяснять не пришлось. Без приключений зашли мы в подъезд. Лестницы были грязные, заляпанные, но уже с поручнями. Вверху кто-то пел.
   - И что я им говорить буду? - Сурен скривился, словно у него заболел зуб. - Вот! Он всё-таки переживал.
   - Мальчики! Ну, придумайте что-нибудь! Нужно его выручать. Придумайте! Ну! - Туся обвела нас умоляющим взглядом. - Думайте! Ну! Думайте! Скорее!
   Она сказала "думайте", но у меня в голове всё время крутилось совсем другое:"Эх! Слетела бы у неё сейчас с ноги туфелька и полетела бы вниз, а я бы бросился и, рискуя жизнью, на лету... Или споткнулась бы она, а я бросился бы и... Ну, почему, почему Игорь мог, а я... ЭХ!".
   Но туфелька с ноги у неё не слетала, и она сама не спотыкалась. Не толкать же её специально.
   - Нужно их как-то перебить, понимаете, - сказал Игорь Дмитруха.
   - Что перебить? - спросил Монькин.
   - Ну... чтобы они его не очень его расспрашивали.
   - Правильно! - воскликнула Туся.
   - Правильно! - подхватил я. Спасокукоцкий и Кукуевицкий отмолчались.
   Мы поднимались всё выше и выше, и песня звучала всё громче. Голоса были звонкие, женские.
   Я уже и слова разбирал. Я хорошо знал эту песню. У нас её любили петь. "Ой, дивчина, шумит гай". Известная украинская шуточная народная песня. Очень подходящая для строителей. В ней как раз затрагивается, как говорил дед Гриша, квартирный вопрос. Помните:
  
   Не пойду за тебя
   Нету хаты у тебя, тебя
   А он ей:
   Поедем, сердце, в чужую.
   Пока свою строю, строю.
   А она ему категорично
   Поставь хату из лебеды
   А в чужую не веди, не веди.
  
   Когда мы поднялись на девятый этаж, именно эти слова и пели.
   "Ничего себе хату из лебеды ставят" , - подумал я, поглядывая сквозь окно девятого этажа вниз, где подъёмный кран медленно поднимал с земли огромную бетонную панель с двумя окнами. Дверей в квартире, откуда звучала песня, еще не было, одни проёмы.
   Мы зашли следом за Суреном в коридор, а потом в большую комнату.
   Несколько молодых женщин в спецовках, пели, штукатуря стены. Очень ловко накидывая кельмой на стену раствор, они ровняли его длинными досочками так ритмично, плавно, в такт песни, что мы засмотрелись. Но вот нас увидели и песня оборвалась.
   - Ой! Суренчик! - радостно воскликнула черноволосая остроглазая женщина и бросилась к Сурену. - Пришел-таки, милый мой! А я уже боялась... Это твои одноклассники?
   - Здравствуйте, здравствуйте, дорогие!- Женщины сразу обступили нас, приветливо смеясь. - Ой, какой симпатяга! - Герой! - Луковичка моя! - Артистик! - Рыбочка!
   Конечно, всё это адресовалось Сурену. Нам лишь мельком вежливо улыбались. Сурен покраснел, нахмурился и надул губы. Мы беспорядочно переглядывались. Ну, что, что мы могли тут поделать?
   - Ну, хватит, девчата, хватит! - властно сказала красивая стройная девушка с бровями, как птичьи крылья. - Совсем мальчика задёргали.
   - Да ты, бригадир, быстрее зови своего Бондаренко! - крикнула ей бойкая веснушчатая девушка. - Есть же хочется! - Она разлохматила Сурену чуб. - Из-за тебя, Джигарханянчик, даже обеденный перерыв перенесли.
   - Ну, давайте готовьтесь, а я... - бригадир вышла на балкон, а женщины начали распаковывать свои сумки, что стояли, накрытые брезентом, в коридоре. Мы вышли на балкон вслед за бригадиром.
   - Придется немного подождать, - повернулась она к нам. - Сейчас их беспокоить нельзя.
   Подъёмный кран уже поднял панель над домом, а теперь медленно отпускал её на стену еще не собранной секции. Там, куда опускалась панель, стояли двое монтажников в брезентовых робах и касках. Один высокий, крепкий, другой пониже, с держателем электродов в руке.
   Высокий поднятой рукой в большой брезентовой рукавице подавал крановщику сигналы:"Майна!","Вира!","Лево!", "Право!". И кран опускал панель на стену.
   Вот высокий монтажник схватил обеими руками панель, качнул изо всех сил, направляя, и панель точно встала на место.
   Второй монтажник сразу наклонился,и, словно новогодние бенгальские огни, посыпались из-за панели искры.
   Только что на этом месте была пустота, сквозь которую виднелось синее небо с белой тучкой и далекими птицами, что носились в высоте, и вмиг эта пустота перестала существовать, вместо неё был кусок стены с двумя окнами. Буквально на моих глазах дом вырос на два окна.
   И вдруг я подумал, что именно так, хот и не так, естественно, быстро строился весь Киев. Веками. Сначала деревянные срубы древних славян, потом первые каменные терема, потом София, Лавра, Золотые ворота, Подол, Печерск, Верхний город... Уничтожался врагами-захватчиками, разрушался непогодой, ветрами и временем. И снова строился, возрождался, разрастался. Чтобы стоять вечно и удивлять мир красотой своей. И все это делали обычные человеческие руки. Руки простых киевских строителей от древних времен до наших дней, до этих двух монтажников и крановщика, которые только что поставили панель с двумя окнами. Как он быстро вырастает сейчас, Киев!
   Еще совсем недавно, несколько лет назад, тут была низина, пойма луга с озёрами, пастбища и сенокосы. А теперь... Новый город - современный, с белыми небоскребами, с широченными проспектами (до другой стороны не докричишься!), с площадями и бульварами.
   - Василий! Гурген! - громко закричала женщина-бригадир. - Давайте сюда! Пришел!
   В окнах только что поставленной панели появились монтажники (в одном высокий, в другом тот, что пониже), замахали нам приветливо. - Го-го! - это высокий. - Вах-вах! - тот, что пониже.
   Бригадир зашла в комнату и присоединилась к женщинам, которые раскладывали на подоконниках бутерброды, огурцы, помидоры, яблоки, расставляли бутылки с кефиром, термосы с чаем и кофе. Мы остались на балконе.
   Сурен скривился так, словно съел зеленое яблоко. Он молчал, только иногда махал рукой.
   Мы сочувственно поглядывали на него - пока что придумать мы не смогли ничего.
   - Ого-го-го! - басовито зазвучало в комнате, которая наполнилась гомоном, смехом, голосами и сразу стала тесной. Монтажники в касках, брезентовых робах с широкими поясами, на которых звенели страховочные цепи, брали бутерброды, пили кефир, хрумкали яблоки.
   - А где же наш Джигарханян? - Ну показывайте! - Где кинозвезда? - Давайте его сюда. Сурен втянул голову в плечи и замер.
   В балконных дверях появились двое монтажников, которые только что монтировали панель (я уже понял: низкий - это был папа Сурена, а высокий - его друг бригадир Бондаренко).
   Миг - и Сурен и все мы уже в комнате.
   - Внимание! Внимание! - забасил Бондаренко. Творческая встреча юного киноактера Сурена Григоряна с бригадами штукатуров и монтажников, где работают его родители, объявляется открытой. Все весело зааплодировали. А потом упала тишина. Сурен стоял посреди комнаты, красный и растерянный. Мы, никому не интересные, сбились возле дверей.
   - Ну, Суренчик, ну, не стесняйся, ну, расскажи о съёмках - мягко просила мам. - Ну, Сурен-джан! - приглашающе склонил голову набок папа.
   - Ну, ты же так интересно нам дома рассказывал, - наклонился к нему Бондаренко. - Ну, не стесняйся, что ты! Тут же все свои. Ну! Но Сурен молчал. Только всё ниже и ниже опускал голову. Как я понимал его! Как мне это было знакомо!
   У меня тоже такое было. На экзамене. В пятом классе. Когда неожиданно, перед тем как мне отвечать, на экзамен пришел инспектор районо... Я всё знал. Но я не мог вымолвить ни слова. Я стоял и молчал как пень, и ничего не мог с собой поделать... Пришлось пересдавать на другой день, когда инспектор уехал. Даже отец и мать иногда не понимают самых простейших вещей.
   Туся посмотрела на меня с такой мольбой, что у меня даже защемило сердце. "Ну, сделай, сделай что-нибудь!" - умолял её взгляд.
   Почему-то она смотрела только на меня. Не на Игоря, ни на кого, только на меня.
   "Что же делать: Что делать? Что?" - лихорадочно металось у меня в голове. И тут в воображении моём неожиданно всплыла Гафийка Остапчук. И я сообразил.
   - О-о-о! - что силы закричал я, схватившись за ухо. Все сразу обернулись ко мне.
   - Что? Что такое?
   - О-о-о-о!... - выл я, держась за ухо и мотая головой.
   - Да ты что? Что с тобою? - первая ко мне бросилась мать Сурена. - О-о-о! - не отвечая, кричал я. Все обступили меня. - Да что ты? Что с тобой, мальчик? Что у тебя болит? Ухо? Что такое? Но я не отвечал. Держал паузу, как говорят артисты.
   Нужно было тянуть время.
   Я только мотал головой, держась за ухо. И то выл в полный голос, то переходил на тихое скуление и подавал сигналы, как спутник: - Пи-пи-пи-пи-пи-пи!..
   Наконец, когда держать паузу было бы уже глупо, я проговорил: - О-о-о!.. Что-то в ухо влетело! О-о-о!.. Ш-т-пи-пи-пи!.. О-о-о!.. И вдруг, повернувшись к Монькину, ткнул в него пальцем: - Это он! Он мне что-то кинул! О-о-о!.. Мстительное всё-таки существо - человек!
   Монькин оторопело раскрыл рот... И тут молниеносно среагировал Игорь Дмитруха.
   Чтобы Монькин не успел ничего сказать, Игорь размахнулся, будто хотел ударить его портфелем по голове. - Ой! - воскликнул Монькин.
   - что ты наделал? Видишь, как человек страдает! - с благородным гневом крикнул Дмитруха.
   Вышло всё очень натурально. И тут ко мне бросился Сурен. - Ему нужно ко врачу! Немедленно! Срочно! Идём! Быстрее! - и начал тянуть меня на лестницу. И этим испортил всю натуральность. Почувствовав фальшь, я растерянно замолк. Воцарилась тишина. Взрослые начали переглядываться и едва заметно улыбаться.
   - Ну, как? - неожиданно наклонилась надо мной жена Бондаренко. - Может, вылетело. Деваться было некуда.
   - О!.. Вылетело! - с радостным удивлением, словно вправду почувствовав облегчение, улыбнулся я. Все захохотали. Но дело было сделано.
   - Ну, хватит, бегите, - махнула нам жена Бондаренко. С сам Бондаренко пробасил: - Творческую встречу юного киноактера со строителями на этом объявляю закрытой! Все снова захохотали. Когда мы вышли со строительной площадки, Сурен воскликнул: - Ну, Степанян!.. Ну! Я скромно опустил глаза.
   - Да при чём тут я? Это же он мне и вправду... - я кивнул на Монькина.
   - Да ну?! - Сурен недоверчиво обвел всех взглядом.
   - Точно! - сказал я. Дмитруха молча отвернулся.
   Нужно же было как-то компенсировать Монькину тот замах портфелем. Ни за что ни про что чуть не пострадал мальчишка.
   - Ну, Монькин!.. Ну, молоток! - хлопнул его по плечу Сурен. Монькин только улыбнулся - он не стал возражать. А мне наградой был долгий благодарный взгляд Туси Мороз.
   В метро на Сурена напало позднее раскаяние:
   - У-у-у!.. Олух я, олух! - бил он себя кулаком по голове. - Ну почему, почему я им не рассказал о съёмках? Почему? Они так просили, а я... у-у-у, слабак!
   Мы понимающе улыбались. И снова в моем сознании всплыла рыжая Гафийка Остапчук. Честно говоря, это же не я, это она выручила Сурена.
   Это она когда-то устроила вот такое с ухом на уроке, не приготовив домашнего задания. И именно этим пленило моё сердце выдумщика и шутника.
   ... Гафийка стояла на солнцепеке, приставив к глазам козырьком руку.
   Потом помахала мне, прощаясь, и начала отдаляться, отдаляться... И вдруг я почувствовал, что у меня исчезло чувство вины перед ней. Словно она простила меня.
  
  
  
   глава 20
  
   Прощание с Суреном. Экскурсия на киностудию.
   Почему я не стал певцом. "Что он тебе сказал?".
  
  
   Сегодня мы прощаемся с Суреном.
   Сразу после уроков к школе подъехал автобус киностудии имени Довженко, который прислал за нами режиссер Сурена Виктор Михайлович. Он пригласил нас всех, весь класс и учителей, на экскурсию по киностудии и на прощальный обед.
   С нами поехали и Лина Митрофановна, классный руководитель, и Тина Гавриловна, и Ольга Степановна, и Ирина Владимировна, и Александр Иванович, и даже завуч Вера Яковлевна. Естественно, на киностудию всем интересно поехать.
   Режиссер Виктор Михайлович, веселый подвижный дядечка с седой головой и загорелым, почти черным лицом, долго водил на по киностудии. Сперва показывал территорию, потом павильоны. Территория была очень красивая, повсюду деревья, словно в парке. Большую часть её занимал прекрасный яблоневый сад, собственноручно посаженный знаменитым кинорежиссером Александром Довженко, чьё имя носит киностудия. Даже настоящий прудик был с плакучими ивами и камышом. А за прудиком большой искусственный бассейн с водой, за которым возвышалась здоровенная стена, а на ней... нарисованное небо - синее небо с белыми облачками. Это был специальный бассейн для комбинированных съёмок, пояснил нам Виктор Михайлович. В нём пускали макеты кораблей, устраивали морские бои, бури, штормы и другие морские неприятности, которые на натуре снять невозможно. Потом он повел нас в павильон.
   Павильоны были громадными. Потолки, испещренные сплетением железных реек, терялись в темноте где-то высоко-высоко вверху. А внизу стояли декорации каких-то кусков квартир, разрезанные то вдоль, то поперек сельских хат, улиц и дворов...
   В одном павильоне мы даже посмотрели издалека на съёмку. Декорация изображала часть заводского цеха. У станка, ярко освещенного огромным прожектором (которые называются ДИГи), стоял молоденький юноша, а к нему шла девушка. Но дойти ни как не могла, потому что режиссер, абсолютно лысый, в тёмных очках, всё время её останавливал, кричал:"Стоп!" - и гнал назад. И снова она начинала идти, и снова он кричал:"Стоп" - и размахивая руками, что-то ей объяснял.
   А операторы, который с киносъёмочным аппаратом наезжал по рельсам на платформе ей навстречу, двое дядек в спецовках терпеливо оттягивали назад.
   Когда мы только зашли в этот павильон, Александр Иванович, наш учитель труда, увидев станок, приглушенно воскликнул:
   - О! 16К-20! Универсальный токарно-винторезный станок. Производство завода "Красный пролетарий"! Я на нём работал!
   И столько было радостной нежности в его голосе, словно он встретился с другом детства.
   А потом Виктор Михайлович привел нас в большую комнату, где был накрыт длинный стол, возле которого хозяйничали дедушка Сурена Акоп, такой же длинноносый и симпатичный, только лысоватый и с маленькими усиками, а также двое каких-то молодцов в джинсах и ярких куртках, наверно, ассистенты Виктора Михайловича.
   На столе стояли вазы со всякими бутербродами, с конфетами, с пирожными, с яблоками, бутылки с "пепси-колой", лимонадом и минеральной водой.
   Все сели за стол, налили себе в бокалы, кто что хотел. А потом поднялся Виктор Михайлович и сказал:
   - Товарищи! Мне очень приятно принимать друзей и одноклассников, а также учителей нашего дорого Сурена, Суренчика, как мы его называем. Мы все, вся съёмочная группа - и я, и главный оператор, и директор картины, и весь творческий состав, рабочие, электрики, осветители - все за этот месяц очень полюбили его. Он необычайно душевный, я бы сказал, органичный мальчик. И упорный, работящий. Работать с ним было радостно. И работа его в нашей картине, я бы сказал, необычайно интересна. картина еще не готова. Не знаю, какой она выйдет. Но всё равно работа Суренчика на сегодняшний день, я бы сказал, - украшение отснятого материала. И я надеюсь... Тьфу! Тьфу! Тбьфу! - режиссер повернул голову налево и трижды быстро плюнул через левое плечо, - что все будет хорошо. Дорогой, Суренчик, конечно, далеко не все, кто снимается в детстве в кино, становятся потом киноактерами. Большинство не становятся. Поэтому не думай, что твой жизненный путь уже определен, что ты уже киноактер. Нет! Но если случится так, что ты всё-таки станешь актером (а такие случаи иногда бывают, например, Лена Проклова), то я очень хотел бы иметь возможность еще раз снять тебя уже взрослым в своём фильме. Желаю тебе счастья, дорогой мой! .. - Виктор Михайлович обнял и поцеловал Сурена. Все зааплодировали.
   Потом выступала Вера Яковлевна, наша завуч.
   Она очень страстно говорила про дружбу народов, про наиважнейшее из искусств - кино, о важных задачах, которые стоят перед всеми.
   За ней выступила Лина Митрофановна, которая тоже говорила о дружбе народов и о искусстве кино, самое массовое и самое важное.
   - Только почему-то для детей фильмов создают еще мало, - опустив глаза, сказала она под конец.
   Дальше неожиданно выступил Александр Иванович, который выразил радость по поводу того, что на студии создаются фильмы о рабочем классе.
   - ... Как мы видим на примере токарного станка 16К-20 и молодого рабочего около него.
   Тина Гавриловна отдельно не выступала, она ограничилась звонкой репликой с места о том, что было бы хорошо, если бы учителей почаще приглашали на студию.
   От нашего класса выступила Надя Травянко, староста. Она рассказала, как в классе все хорошо встретили Сурена, как быстро пролетел этот месяц и как жаль, что он уже уезжает... - Он очень хороший и вежливый мальчик. Просто очень.
   - Не то что некоторые! - выкрикнула Тося Рябошапка.
   - Вот именно - подхватила Надя и села. И вдруг выступил суренов дедушка Акоп.
   - Дорогие мои! Прекрасные вы мои! Огромное вам, как гора Арарат, спасибо! За добрые слова и сердечные чувства! За внимание и уважение к моему внуку Сурен-джану! От всей семьи Григорян Спасибо! Я приглашаю вас всех к нам в Ереван. А пока я хочу, чтобы вы попробовали наше национальное блюдо. Долма называется. - И дедушка Акоп достал из-под стола завернутую в кошму огромную кастрюлю, развернул, снял крышку и начал накладывать на тарелки маленькие парующие голубцы. Голубцы были необычные: вместо капусты - виноградные листья. Но ничего подобного я никогда в жизни не ел. Они просто таяли во рту. И, не смотря на то, что некоторые уже ели пирожные и конфеты, все накинулись на долму. Даже тосты про дружбу народов на какое-то время прекратились. Слышались только причмокивания и возгласы:"Ах!", "Ох!", "Ух","Ну-у!..".
   Наконец все наелись, и Виктор Михайлович, обращаясь к нам сказал:
   - Мальчики и девочки! А теперь, может, художественную часть устроим? А? Может, кто-то споёт, стихи прочитает, потанцует? А? Только не стесняйтесь! Ну! Лина Митрофановна подхватила:
   - Ой! Правильно! Тося, Надя, Нина! Ну! Ну, давайте!.. Таня! Ты же у нас артистка! Виталик! Ты же так хорошо декламируешь стихи! Ну!
   Но все переглядывались, хмыкали и опускали головы. Никто не отваживался начинать первым! И тогда я не знаю какая сила подкинула мою руку вверх. - О! Стёпа! Давай! - радостно воскликнула Лина Митрофановна. Я поднялся. "А, будь что будет!"
   - Я тоже хотел быть артистом! - угрюмо сказал я. - Только не в кино, а на эстраде. Певцом хотел стать. Как Гнатюк.
   Все дружно засмеялись. Потому что я это специально сказал, чтобы смешно было. Под Тарапуньку. Еще и губы вперед трубочкой вытянул, как он, когда "Тю" говорил.
   - А что разве - разве плохо? Певцом, по-моему, лучше всего. И популярность у певцов самая большая, и... всё другое... Так вот и решил певцом стать. Голос у меня, слышите, какой? О-о-о-о! - я заревел. Все снова засмеялись. - Хороший? Правда? А вот слуха, честно говоря, меньше, чем для певца нужно. Это меня немного смущало. Но мой дед Гриша сказал, что слух - это такая вещь, которую можно развивать. Главное для певца всё-таки голос. Ну я и начал развивать свой слух. Дома мне его развивать мама не позволяла, поэтому я на выгоне развивал, когда пас корову. Корове это очень понравилось, она даже пастись бросила, всё время слушала. Только почему-то доиться перестала... Начать свою карьеру я решил в художественной самодеятельности, а чтобы не было так страшно, дружков своих Васю и Андрейку подбил на ансамбль "Школярики-дударики". Я тяну, они подхватывают.
   Один раз в соседнем селе был концерт художественной самодеятельности. Местного ансамбля "Доремифасоль". Естественно, мы поехали послушать конкурентов. Запрягли кобылу Муську, спокойная такая и песни мои любит. Другие кони почему-то моего пения пугались, брыкались, уши прижимали, а Муська ничего. Поехали. Побывали на концерте. Раскритиковали "доремифасольцев" в пух и прах. "Разве это самодеятельность? В нашем селе петухи лучше поют, чем их солисты!.." Ехали назад - всю дорогу пели. Я запою, ребята подхватывают. Много песен спели. И почему-то все те, что начинаются с "Ой": "Ой, в поле ветер веет", "Ой, верба, верба", "Ой, я несчастный","Ой, казала мени мати","Ой, наступала та чорна хмара"... и тому подобное. Это"ой", запевая, я выкрикивал так, словно с меня кожу сдирали. Выходило очень здорово. Охрипли наконец и решили немного отдохнуть. Ехали мы, свесив с телеги ноги, как все на телегах ездят.
   Я с одной стороны сидел, ребята с другой, спинами ко мне.
   Сижу я, ногами мотаю. И вдруг - раз! - нога моя между спицами попала. "Ой, нога"" - закричал я.
   А друзья подумали, что я снова песню запел, да как подхватят: - "Ой, нога-а, нога-а..." - Я кричу, а они поют. Я кричу, а они поют.
   Хорошо, что кобыла Муська была такая музыкальная, не зря вторым голосом ржет - услышала, что я как-то не так пою, фальшивлю, остановилась, голову назад повернула. Это и спасло мою ногу. А то бы остался хромым на всю жизнь.
   После этого пение я бросил и артистом уже больше быть не хочу, - махнул я рукой и сел.
   То ли вправду всем понравилось, то ли они сегодня были такие добрые, но все так весело смеялись и так дружно хлопали в ладоши, что я покраснел. - Молодец! - Молодец! - Молодец! - раздавалось отовсюду.
   Но один "молодец" был мне особенно дорог. Его сказал Игорь Дмитруха. И по глазам я видел, что он не лукавил. И так он был мне симпатичен в этот миг, так симпатичен! Ну, дразнил он меня когда-то "Мухою", ну, издевался! Ну и что? Я уже об этом забыл. А как он туфельку той девочки из0под колеса выхватил! Вот этого я не забуду никогда. Тогда я ему искренне сказал "молодец", а теперь он мне... Словно поквитались.
   И еще один "Молодец" был мне очень приятен. Его сказала Туся Мороз. Правда я не слышал и из-за шума услышать не мог - она далеко от меня сидела. Я прочитал по её губам и по глазам...
   И Валера Галушкинский, Лёня Монькин, и Спасокукоцкий, и Кукуевицкий, и Люба Присяжнюк, и Надя Травянко, и все-все смотрели на меня и смеялись. Но это уже был совсем не тот смех, как тогда, когда я был Мухою. Это совсем не тот смех!
   Если самая большая в мире радость,которая переполняет тебя, переливаясь через край, называется счастьем, то, значит, я был счастливым в эти минуты. Как я им все был благодарен!
   Что мне говорили, как меня хвалили, пересказывать не буду. А то еще скажете, что я обыкновенный хвастун. Просто так случилось, что я первый выступил со своим номером, отважился, поэтому меня и хвалили.
   То, что я им рассказал, я не сам придумал, и такого со мной по-настоящему не было. Это я в старой подшивке журнала "Пионерия" когда вычитал, но, пересказывая, немного изменил, к себе примерил.
   После меня выступала Таня Верба. пела. Очень хорошо пела. И хлопали ей не меньше, чем мне. Потом Виталик Дяченко читал стихи. И ему и тоже аплодировали.
   А потом Спасокукоцкий и Кукуевицкий показали акробатический этюд. Правда, не совсем удачно. Спасокукоцкий забрался на плечи Кукевицкому, но тот не выдержал и упал. И Спасокукоцкий шлепнулся на пол. Однако они не растерялись, а сделали вид, словно так и нужно, будто-бы этюд был юмористический. А потом начали говорить, кто кем будет.
   Ну. Сурен, Таня Верба и Виталик Дяченко, ясное дело, артистами. Меня как-то по инерции тоже в артисты записали. Я не стал очень спорить, пусть считают: клоуны - тоже артисты.
   Игорь Дмитруха сказал, что он, наверно, будет пограничником, начальником заставы.
   Валера Галушкинский еще с детского сада мечтал стать капитаном дальнего плавания.
   Спасокукоцкий и Кукуевицкий собрались в космос, они не сомневались, что станут космонавтами. Небольшие, крепенькие, собираются спортом заниматься - как раз то, что надо.
   Лёня Монькин интересовался филателией, то есть собиранием марок, и поэтому решил связать свою жизнь с магазином "Филателия" - хотел быть директором этого магазина. Тут Александр Иванович не выдержал:
   - Ты смотри! Одни артисты и космонавты! Еще и директор! И ни одного рабочего. А кто же вас, артисты, кормить и одевать будет? Да и в космос вас еще запустить надо. Кто это будет делать? А? Ну, артисты!.. Все опустили глаза. И правда, вышло как-то не так.
   Время так быстро бежало, что мы не успели оглянуться, как надо ехать к Бондаренко за родителями Сурена, за вещами, а потом в аэропорт Борисполь. Ехали на том самом студийном автобусе. Все решили провожать в аэропорт. Только несколько учеников, у которых были важные причины, а также Ольга Степановна и Ирина Владимировна, которые куда-то спешили, вышли по дороге.
   После того как в автобус подсели Бондаренко и родители Сурена, стало еще веселее и шумнее. Всю дорогу папа Сурена и Бондаренко обнимались друг с другом и режиссером Виктором Михайловичем, и то и дело порывались петь. Но ни одной песни так и не спели.
   Таких шумных проводов Бориспольский аэропорт, наверно, давно не видел и не слышал.
   - Тихо! Тихо1 Мы не услышим, как объявят посадку на наш самолёт! - время от времени кричала Лина Митрофановна. Она почему-то считала себя главной ответственной за проводы.
   И вот, когда уже объявили таки посадку на самолёт Киев-Ереван и все начали торопливо обниматься, Сурен вдруг бросился ко мне, обнял за шею и горячо зашептал прямо в ухо:
   - Степанян! Чтобы ты знал! Муха по-армянски - чанч! Понимаешь? Чанч! Только пока что - тс-сс!.. Никому!
   Я раскрыл рот, но... и не смог, не успел ничего сказать. Сурен уже бежал к родителям, которые махали ему из очереди, что двигалась сквозь узкие двери на лётное поле.
   - Что? Что он сказал тебе? - подбежали ко мне Спасокукоцкий, Кукуевицкий и Галушкинский.
   - Ничего... особенного... Сказал, что я хороший парень и вы должны хорошо ко мне относится. Вот!
   - Хи-хи! - засмеялся Глалушкинский. Спасокукоцкий и Кукуевицкий засмеялись тоже. Но добродушно, незлобиво. Время издевательств надо мной прошло навсегда.
  
  
  
   глава 21
  
   "Тайна скомороха Кияна!" Чак исчезает... "Дедушка! Вы приехали?!"
   Я рассказываю ему всё. Снова - Туся. Др свидания.
  
  
   В голове моей неразбериха, хаос.
   Разные, совсем противоположные мысли и чувства громоздятся, лезут друг на друга и путаются.
   Я еще не могу опомниться от радостного потрясения на киностудии, когда мой шестой"Б", наконец, признал меня, принял в свой дружный коллектив и из затравленного Мухи я стал чуть ли не героем, которому все аплодируют и кричат "Молодец!" .
   Но всё-таки - нет! Герой не я. Герой всё-таки - Сурен! Сурен! Суренчик! Это же надо! Такое выдумать: будто бы Сурен по-армянски - муха. И только для того выдумать, чтобы мальчишки перестали меня дразнить. А смог бы я так сделать? Наверно, просто не додумался бы. А почему? Потому что много думаю о себе, думаю только о себе, о своих переживаниях. Но ведь всё это время, все эти почти два месяца я думал лишь о том, как бы утвердиться мне в новом классе, как победить мальчишек, которые издевались надо мной, как бы утереть им нос. А иногда разве не подумывал я даже о том, чтобы отомстить им? Подумывал. Ой, подумывал! Что только я им в мыслях не желал, даже стыдно вспоминать.
   И, честно признаюсь, как хотелось мне раскрыть секрет этого зелья-веселья, смех-травы - для себя. Только для себя! Чтобы смеяться им всем в лицо, чтобы никакое из издевательство не могло меня выбить из колеи, чтобы наоборот, я над ними мог сколько угодно издеваться и смеяться.
   И снова передо мной возникает образ Чака, удивительного дедушки Чака, старого клоуна. И сердце моё щемит и сжимается. Он так попрощался со мной три дня назад, как прощаются навсегда,значит,я его больше не увижу? Не услышу его хрипловатого голоса, не загляну в его голубые глаза, чтобы прочитать в них тайну (без которой, как он говорит, не может жить человек)? Никогда не отправлюсь с ним в прошлое в поисках смех-травы? Мне почему-то неприятно даже думать теперь про эту смех-траву, но... И снова телефон зазвонил так неожиданно, что я вздрогнул. - Стёпа?
   - Ой! Это вы?! А я только что о вас думал! Серьезно! Честное слово!..
   - А я о тебе. Вот видишь, как у нас синхронно вышло, видишь... - голос Чака был такой приветливый, словно мы расстались с ним не три дня назад, а по крайней мере три месяца. - А как ваше здоровье?
   - Да ничего... Скриплю еще, как старый вяз. Вот звоню тебе из автомата. Я тут в парке Примакова гуляя, над Днепром. Недалеко от тебя. Если не очень занят и есть желание, приходи, вместе погуляем немного. - Сейчас! Сейчас приду! Вы где там будете? - Возле памятника Примакову, на лавочке. Ну, до встречи! - Ага!
   Это было что-то буквально фантастическое. Я думал о нём, горевал, что больше его не увижу, и вдруг он позвонил.
   Можно было проехать две остановки на троллейбусе, но мне показалось, что на троллейбусе будет дольше, - пока его дождешься, а потом он еще останавливается на остановке, да и идет на этом участке маршрута медленно.
   Я побежал. Я вообще люблю бегать. Я быстрый. "Словно скипидаром намазанный", - говорит дед Гриша.
   Старый Чак сидел на лавочке, положив подбородок на руки, что опирались на палочку. Это было что-то новое. Он никогда раньше не ходил с палочкой.
   Я подбежал к нему такой запыхавшийся, что не мог сразу даже произнести приветствие.
   - Ну зачем ты так бежал? Вот еще! - Но видно было, он доволен, что я так спешил. Глаза его светились нежностью. - Ну садись, отдохни, отдышись немного, - - он посадил меня, обнял за плечи. - Хороший сегодня день. Может, один из последних солнечных дней золотой киевской осени... А потом начнутся дожди, непогода, не захочется и носа на улицу высунуть. Сидишь в комнате и только слушаешь, как капает нескончаемый дождь за окном... А сейчас смотри, как красиво! Всеми цветами осени переливаются деревья. И тут, в парке, и там, на склонах, где Выдубицкий монастырь. Красиво!
   Я почувствовал - он пережидает, пока я отдышусь, и не начинает какого-то разговора, который хочет начать. Наконец он посмотрел на меня внимательно и, наверно, решил: теперь можно.
   - Стёпа, скажи - ты же мечтаешь о будущем? О том времени, когда ты вырастишь, станешь взрослым, будешь тем, кем ты хочешь быть? Мечтаешь? Правда? - мечтаю! А как же. Все, по-моему, мечтают.
   - Да, конечно. Все мечтают. Но не все представляют свою мечту образно, ярко, в живых картинах. Ты, я думаю, представляешь. То есть не думаю, уверен. Иначе бы не могли путешествовать с тобой а прошлое. М-да.. - Чак на минуту замолк, взглянул на меня улыбаясь и немного смущенно. - Хочу я тебя, Стёпа, попросить... - он снова замолк.
   - Что? Пожалуйста, говорите.
   - Пригласи меня на несколько минут в будущее. Хоть бы одним глазком взглянуть... А?
   - Как? - растерялся я. - Как же это я могу сделать?
   - Очень просто. Так, как делал я. Только я путешествовал с тобой в минувшее. А ты отправься со мной в будущее.
   - НУ, так то же вы, а то - я. У вас, наверно, какие-то особенные способности. Вы сам говорили, с помощью гипноза, внушения, или как там это...
   - Нет, Стёпа. Я - это я, но главное в тебе, главное - это ты. Твоя фантазия, образное художественное воображение. И если бы я не распознал, не почувствовал в тебе этого, никакие путешествия в прошлое были бы невозможны. Поэтому, если ты очень захочешь и напрягаешь свою фантазию, то всё получится. А я со своей стороны тоже, конечно, приложу усилия.
   - Ну... хорошо, - не очень уверено сказал я, всё еще не веря, что смогу совершить путешествие в будущее.
   - Нет, Стёпа, если ты будешь таким неуверенным, то ничего не выйдет. Нужно перебороть себя. Нужно поверить и захотеть. Слышишь! - в голосе Чака было столько убежденности, что она передалась и мне.
   - Ну, хорошо! Давайте! - сказал я и, подражая Чаку, взял его за руку. - В какой год отправимся?
   - Наверно, в двухтысячный. Интересный же год. Третье тысячелетие начинается. Это же тебе в двухтысячном тридцать лет будет. Лучший возраст для взрослого человека. Время претворения мечты в жизнь, расцвета, бурления молодости и творческих взлетов. Прекрасный возраст. Давай!
   - Давайте! - я сжал его руку, закрыл глаза, напрягая своё воображение, и...
   Сперва возникла музыка. Бодрая, веселая, радостная и одновременно какая-то необычная - объёмная, стереофоническая и словно неземная: звуки лились как будто бы с неба, из далёких миров и отзывались в самом сердце, в каждой клеточке тела.
   Потом я увидел, что сижу рядом с Чаком в ложе цирка. Причём, цирка какого-то незнакомого, в котором я еще никогда не бывал.
   Гаснет в зале свет, прожектора освещают форганг. И появляется шпрехшталмейстер.
   - Дорогие друзья! Уважаемые киевляне! - зычным цирковым голосом произносит он. - Поздравляю вас с новым, двухтысячным годом, годом! Сегодня мы открываем новый экспериментальный цирк "Левобережный". И открываем его премьерой праздничного циркового представления "Тайна скомороха Кияна". Впервые в мире в цирковом представлении используются голографические кинотрюки. Итак, начинаем! Музыка заиграла марш.
   На какой миг у меня возникает мысль:" А почему я сижу в ложе? Почему я не арене или за кулисами, за форгангом." Но развить эту мысль я не успеваю, начинается представление - и я забываю обо всем на свете.
   Купол цирка вдруг раздвигается, открывая темное звездное небо. Звезды мерцают, перемигиваются, и внезапно одна звездочка срывается и летит, прочерчивая небо, увеличивается, увеличивается, падает на арену и превращается в клоуна в одежде скомороха (это, наверно, и есть скоморох Киян). Потом так же появляются на арене другие скоморохи, их много. Они начинают танцевать, исполняя разные акробатические трюки. Появляется скоморох с медведем, который тоже выполняет смешные трюки. Весело на арене.
   Но вот на арену вылетают половцы на конях, гонятся за скоморохом Кияном, падают с коней, снова на ходу запрыгивая на них, Киян уворачивается, но половцы всё же хватают его, требуют от него что-то. Но друзья-скоморохи выручают Кияна, и он убегает... На минуту гаснет свет.
   И снова срываются с неба звездочка, и летит, и падает на арену. И превращается в веселого чубатого запорожца. Появляются другие запорожцы, танцуют, состязаются в силе. Выезжает на арену воз, ставят их на воз, и один запорожец-богатырь поднимает на плечах воз вместе с волами.
   А чубатый весельчак-запорожец шутит, всех веселит (это тот самый клоун, что был скоморохом).
   Появляются двое монахов, они хотят что-то выманить у чубатого веселого запорожца, играют на разных инструментах (музыкальная эксцентрика), но он только смеется над ними. Монахи угрожают и пропадают. И тут на арену вылетают на конях татары с кривыми саблями. Начинается грандиозная пантомима-побоище. Запорожцы побеждают, прогоняют татар... И снова на минуту гаснет свет.
   Срывается с неба звездочка и летит, падает на арену. И превращается в клоуна, в хромого клоуна Пьера. В руках у него кастрюля... Пьер показывает очень веселый номер.
   И вдруг просто в небе появляется трапеция. На ней воздушная гимнастка Тереза. Оркестр играет старое меланхолическое танго.
   А на арене уже артисты дореволюционного цирка в смешных полосатых трико. Начинается, как теперь говорят, представление-ретро, то есть пародия на представление старых времен.
   Угрюмый клоун Рыжий Август сперва просит, потом, угрожая, вымогает что-то у клоуна Пьера. Пьер пожимает плечами - нет, говорит, у меня того, что ты просишь. Рыжий Август отходит недовольный.
   Долговязый богач-меценат требует у управляющего цирка смертельный номер. Тот соглашается. Зовет Рыжего Августа. Говорит ему что-то, показывая на воздушную гимнастку. Рыжий Август исчезает.
   На арене дикие звери. А над ними вверху воздушная гимнастка. Тереза выполняет головокружительные трюки на трапеции. И неожиданно трапеция обрывается, и Тереза летит вниз, на арену. Звери не трогают её, убегают с арены.
   Клоун Пьер, другие артисты, Рыжий Август, управляющий цирком кидаются к Терезе.
   Пьер всё понимает, бьёт Рыжего Августа, хватает за грудки управляющего. Появляется полиция, забирает Пьера...
   И снова затмение. И вновь срываются с неба звёзды,много звезд... И становятся они красными звездами, и падая на арену, превращаются в краснозвездных всадников-щорсовцев.
   Весело гарцуют на арене щорсовцы. И среди них - Пьер и Тереза. Пьер показывает каскад веселых номеров, которые символизируют победу добра над злом, свободы над неволей, победу народа над господами. И в этой победе - секрет оптимизма, секрет неистребимого юмора народного, вечности смеха и радости... Вспыхивает в зале свет. И зал взрывается аплодисментами.
   - Хорошо! Спасибо тебе, Стёпа! - шепчет мне Чак.
   И я поднимаюсь в своей ложе и кланяюсь. И только теперь вдруг догадываюсь, что это всё означает. Я вспоминаю, что я рабочий, токарь высшего разряда (как папа), работаю на заводе "Большевик" и в то же время увлекаюсь цирком (хотя клоун из меня и не вышел). И вот написал либретто циркового представления. Я - автор. Это моё первое произведение.
   Но вот двери ложи открываются и в ложу врываются какие-то люди. Обнимают меня, целуют, дарят цветы.
   - Ну, молодец! Ну, Степанян! Вот черт!
   Я приглядываюсь и вдруг узнаю - да это же мои одноклассники: Игорь Дмитруха, Валера Галушкинский, Макаронина, Тося Рябошапка, Таня Верба, Туся Мороз... Но какие они неузнаваемо взрослые! У Игоря Дмитрухи усы. Лёня Монькин с бородой. А Валера Галушкинский лысый. Только Сапсокукоцкий и Кукуевицкий мало изменились, такие же небольшие, крепенькие, аккуратненькие. А девочки - просто красавицы. С таким прическами, в таких платьях - упасть можно.
   И, даже не спрашивая их, я уже знаю, что Игорь Дмитруха работает старшим экономистом в тресте, который возглавляет Лёня Монькин.А Валера Галушкинский - инженер на "Арсенале". А Спасокукоцкий и Кукуевицкий - оба врачи, только Сапсокукоцкий - зубной, стоматолог, а Кукуевицкий - физиотерапевт, к тому же мастер спорта. Таня Верба - певица, солистка Киевского театра опереты (единственная, к слову, которая стала тем, кем мечтала в шестом классе), Тося Рябошапка - директор ресторана, Макаронина - учительница (кто бы подумал!), а Туся Мороз... Я смотрю на Туся Мороз и не могу вдруг вспомнить, кем же она работает. Я только вижу её глаза, которые улыбаются мне из-под очков, и сердце мой ёкает: в этих, темных, глубоких, как бездна, глазах светится что-то далекое и близкое, словно огонёк родной хаты на горизонте среди ночи...
   - Ну, Степанян! Молоток! - хлопает меня по плечу Игорь Дмитруха. - Поздравляю! - Поздравляем!Поздравляем! - подхватывают все. Я оборачиваюсь и смотрю на Чака. Он улыбается и молча одобрительно мне кивает.
   - Друзья мои! - говорю я. - Если представление вам понравилось, то заслуга тут не столько моя, сколько вот этого человека. Я хочу познакомит вас. Это один из интереснейших... И неожиданно Чак перебивает: - Стёпа! Милый! Что ты делаешь? Они же не видят меня. Я же невидимый для них. Меня уже давно нет на свете. Я оглянулся. Все как-то странно смотрели на меня.
   - Ох, эти мне писатели! - воскликнул Лёня Монькин. - Всегда жди от них какой-нибудь неожиданности, розыгрыша.
   - А ну тебя! - махнула рукой Макаронина.
   - Вот выдумщик! - подхватила Тося Рябошапка.
   - А он и в школе такой был! Не помните, что ли? - сказал Валера Галушкинский.
   Я снова посмотрел на Чака, и только теперь до меня дошло, что он сказал... "Меня уже давно нет на свете".. Друзья что-то говорили, смеялись, но я не слушал. Мне вдруг страшно захотелось назад, в детство. Я напрягся.
   Что-то зазвенело струною, будто оборвалось у меня внутри. Снова погас электрический свет в цирке и засветились высокие звезды.
   Я еще слышал голоса, но уже оторвался от земли и летел в черную бездну, только не вниз, а вверх...
   Наверно, из будущего возвращаться назад тяжелее, чем из прошлого.
   Что-то дрожало и гудело у меня в груди. Я словно проснулся после тяжелого сна, наконец, открыл глаза.
   ... Я сидел на лавочке в парке им. Примакова. Один. Чака не было.
   Рядом со мной лежал листик бумаги, придавленный камушком. Это была записка. Я взял её:"Прощай, Стёпа! Ты заснул, и я не хотел тебя будить. А мне уже пора... Спасибо тебе за путешествие! Счастья тебе! И тайн! Обнимаю. Чак" Я медленно брел домой.
   Почему он ушел? Почему не разбудил меня? Неужели это последняя наша встреча? Он такой старенький и так плохо себя чувствует.. И я даже не знаю, где его искать, не знаю его адреса. Улица Чкалова, а номер дома? Да и имею ли я право его искать?
   Он этого не хотел. Он хотел, чтобы оставалась тайна, загадка.
   Ну что же! Значит, будет так. Никогда в жизни я до конца не узнаю всё о таинственном Чак: где он жил, кто его родители, дети, внуки, может, даже правнуки. А, может, он жил один и у него никого не было: Бывают же в жизни и такие одинокие дедушки.
   Чак! Какая удивительная фамилия! И вдруг я подумал, что она может быть сокращением от "чаровник" или "чаклун". А вообщем, совершенно нормальная Фамилия. Даже писательница есть такая - Чак. Я её книжку видел в библиотеке - "Из биографии слова". Обычная фамилия. А человек такой необычный.
   Я вспомнил взрослого Дмитруху с усами. Взрослого бородатого Монькина. Лысого Валеру Галушкинского. Удивительно! Игорь Дмитруха - старший экономист в тресте, которым руководит Монькин. А как он, Дмитруха, издевается сейчас над Монькиным! Интересно, если бы Игорь раньше знал, что Монькин станет такой "цацей" и будет его начальником? Как бы он относился к нему? Да и другие. Если бы они знали своё будущее, как бы они вели себя?
   А я?.. Ну, разве я мечтал когда-нибудь быть писателем?Однако... Кто его знает. Может, немножечко мечтал.
   Я поднялся на лифте на свой двенадцатый этаж, вышел и... остановился как вкопанный.
   У дверей нашей квартиры на чемодане сидел... мой дед Гриша.
   - Дедушка! - бросился я к нему.
   - Здорово, разбойник! - дед обнял меня. - Я уже думал, что и ночевать под дверью придется. - Вы приехали? - закричал я безумно-радостно.
   - Нет. Дома остался. Чемодан мой только приехал, - хмыкнул дед.
   - А почему не позвонили, телеграмму не дали? Мы бы встретили!
   - Лучше на день раньше, чем на минуту позже. Вот как поговорил с тобой по телефону, и так у меня в пятках зачесалось - кажется, пешком побежал бы в этот Киев. Терпел несколько дней, терпел (баба говорила:"Пусть уж на октябрьские праздники"), а потом не вытерпел, снялся и - вот видишь.
   - Ой! Это же так здорово! Это же так здорово, что вы приехали! Это же... - Я даже захлебнулся от радости, и ключ прыгал в моей руке, не попадал в замочную скважину. Наконец...
   - Ишь ты! - дед так и застыл на пороге, увидев нашу мебель. - Ну, господа! Мне, (трепаному?), тут и сесть нельзя. Идём на кухню.
   - Да вы что! Вы что!.. А спать вместе будем! Как на печи когда-то. Смотрите, какая широченная, смотрите!
   - Эге! Красивая мебель! Ничего не скажешь. Обставляется рабочий класс. Можно уже и трудовое крестьянство в гости звать. Не стыдно.
   - Ну, рассказывайте, рассказывайте! Как там? Как у вас? Как баба Галя себя чувствует? Как все другие? Ребята как - Вася и Андрейка?
   - Да ничего. Ребята привет тебе передавали. Может на зимние каникулы и в гости приедут. Баба Галя просила поцеловать, что я и делаю, - дед неумело чмокнул меня возле уха. - А так всё по-старому. Не очень и времени много прошло, неполных два месяца. Никто не умер. Все живы-здоровы. А ты как? - Да ничего. Нормально.
   - Ничего? - дед лукаво прищурил глаз. - Ничего? А зачем ты врешь? Зачем врешь деду? А? По носу же вижу что у тебя что-то на душе.
   От моего деда Гриши не спрячешься. Он просвечивает лучше рентгена.
   - Да что - на душе? Ничего на душе, - пытался я выкрутиться.
   - Ну говори уже, говори. Давай!
   Я вздохнул. И начал рассказывать дедушке всё. Совсем всё. От первой моей встречи с Чаком в цирке и до последней встречи сегодня. Про все мои путешествия в прошлое и сегодняшнее путешествие в будущее.
   Дед не перебивал меня, слушал очень внимательно, только изредко качал головой, причмокивал, иногда хмурил брови, иногда улыбался... Я рассказывал долго, почти два часа, стараясь ничего не пропустить, рассказать так, чтобы дед как можно лучше представил себе все.
   Когда я закончил, дед немного помолчал. Потом закачал головою:
   - Мда-а... Интересно!.. Ин-те-рес-но.. Выходит, ты чуть ли не через всю историю Киева, бродяга, пространствовал. Мда-а.. Феномен человеческого воображения, говоришь? Хм... Кто его знает... Гипноз? Не знаю. Не пробовал. Но и правда, иногда так размечтаешься, так разфантазируешься, на сене лежа вверх лицом, словно кино видишь... Видно, у тебя, Стёпа, фантазия неплохо работает. Может, и вправду писателем когда-нибудь станешь. А что? Главное же для писателя - это воображение, фантазия. Представлять себе так, будто ты это глазами видишь. Ну, правда, еще и работать надо. То что ты представляешь, нужно еще и написать так, чтобы читатель твой представил. А это, брат, наверно, непросто. Так что не думай, что ты уже бога за бороду схватил. - А я и не думаю.
   - Вот так-то... Ну, а что то твоего зелья-веселья, смех-травы,то, по-моему, они ни к чему. Если бы я, например, даже и не знал секрет этого зелья, я бы его людям не давал. Честно! Радость должна быть не от зелья, не от травы. Это только коровам от травы радость. Человек же не корова. Человек должен радоваться по-человечески, от человеческих радостей, которые дала жизнь... И еще скажу. Юмор, смех - это дело общественное, коллективно. Вот печалится, тоскует, как правило, человек в одиночку. Это дело сугубо, как бы сказать, личное, индивидуальное. И как это не горько сознавать, но при самом искреннем желании самому родному человеку преисполниться такой же силы печалью, которой печалишься ты сам, почти невозможно. Хотя конечно, помогать друг другу одолевать печаль. ВА вот смеется человек, как правило в обществе. В одиночестве, даже что-то очень веселое услышав или вспомнив, очень долго не посмеешься. В компании - вот это смех!. Вот это - радость! Так вот что я тебе сказу - держись людей. Стёпа! Будь всегда с людьми. Старайся, чтобы они тебя любили. А для этого их любить нужно. Будь достоин человеческого внимания. . И не нужна тебе будет никакая смех-трава, никакое зелье-веселье. Вот! И еще скажу - со смехом, Стёпа, надо быть осторожным. Надо собой смейся сколько хочешь, а вот над другими - смотри... Тебе смешно, а кому-то от твоего смеха, может, плакать хочется.
   Я хотел дедушке сказать, что я никогда, что я... Но я не успел ничего сказать. Внезапно зазвонил телефон. Я схватил трубку.
   - Степанян? Привет! А что ты делаешь? - и, не давая мне ответить, Туся затараторила:
   - Слушай! Мы в парке Примакова. Собираемся там же, возле центральной клумбы. Слушай, если ты и сегодня скажешь, что не можешь, я... я - я растерянно глянул на деда. Кто это? - спросил дед.
   - Да... - я закрыл трубку ладонью. - Приглашают. Гулять..
   Одноклассники. - О! Так беги быстрее! - А вы?
   - А я чаю попью и отдохну хоть немного. А то до прихода твоих родителей не дотяну. Беги! - Степанян! Ты что - оглох? Степанян! - кричит в трубку Туся. - Алло! Алло! Я убрал ладонь:
   - Алло! Ну, что ты кричишь? Сейчас приду. Приду! Сейчас...
   Какой у меня замечательный дед! Мой дед Гриша. Как я его люблю! Всё-всё на свете он понимает. Всё-всё. И вот я бегу в парк Примакова. Там ждут меня. Там ждет меня мой шестой"Б" Я уже всё рассказал. До свидания. Я бегу. Я спешу. До свидания!
  
  
  
  
   ____________________________________________________________________________
  
   Гафийка - Агафья Туся - Анастасия Тося - Антонина
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"