Лунев Кирилл Васильевич: другие произведения.

перелистывая Кастанеду (спустя 16 лет) - практика неделания

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
Оценка: 5.78*10  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Практика неделания - одна из самых "непонятных" практик для понимания. Тем не менее необходимый этап освоения и достижения конечного результата. Но по сути все достаточно просто)))


Неделание

   Итак, практика неделания.
   О ней почти ничего не говорится.
   Нет расписанного алгоритма, по сути и об идее отдельные странные примеры -- то для самого Карлоса, то для его товарищей.
   При этом говорится, что из практики неделания -- это путь и к видению и вниманию сновидения...
   То есть, практика очень важная, но о ней практически ничего не сказано.
   Порой складывается ощущение, что Карлос Кастанеда, как и в другим местах, по поводу других тем разбрасывает некий ребус, кусочки мозаики, что надо сложить многократно перечитав не одну, а все книги.
   Скажем, вот про то, что больше половины историй из первых двух томов просто псевдошаманский бред, что использовал дон Хуан для удержания внимания аспиранта-антрополога практически больше нигде не сказано.
   Однако, многие кто осилил только первые два-три тома так и пребывают в уверенности, что главное в жизни Кастанеды был прием грибочков и прочих галюциногенов, а также ловля ящерок и зашивания им глаз и рта.
   Точно так же даже первая встреча с доном Хуаном описывается трижды, и каждый раз акцент делается на несколько иные детали.
   Что касается неделания то тут говорить еще труднее.
   Первое упоминание мы встречаем с одновременным комментарием, что это исключительно важная техника, а затем читаем про описание, как при помощи периферийного зрения и скашивания зрачков к носу дон Хуан учит Кастанеду совмещать изображение двух вертикально стоящих камешков. После чего у Кастанеды совмещенное изображение приобретает некий особый объем.
   На этом описание опыта заканчивается и практика неделания возникает вновь лишь при описании встречи Кастанеды с другими учениками дона Хуана Хенарос, которые то таскают за собой привязанный стул, то с помощья зеркал осваивают ходьбу задом наперед и практикуют достаточно долгое время. Остальные практики так же чудны и так же индивидуальны.
   Наконец, у Тайши Абиляр встречаем упоминание, что ей было рекомендовано смотреть на выключенный телевизор точно также, как на включенный...
   В итоге понять, что такое неделание практически невозможно, хотя понятно, что практиковать его надо, а так же эта психотехника в наиболее эффективном действии все же имеет индивидуальный характер.
   Но если вспомнить некоторые моменты описания мира по дону Хуану, а так же вспомнить про иной синтаксис описания мира, то все достаточно просто становится на свои места.
   Вспомним, что основной источник энергии человека это его дубль. При этом мы, как правило, этого на осознаем.
   Затем вспомним, что наиболее затратный энергетический процесс наших действий это функционирование нашего внимания.
   На этом надо остановиться более подробно.
   Вспомним о необходимости доверия нагвалю -- в данном случае перед практикой необходимо допустить, что это так и есть, а потом убедиться в справедливости или отказаться от этого тезиса -- скажем в результате собственной практики неделания.
   Итак необходимо допустить, что то что основные наши затраты, потери нашей энергии затрачиваются исключительно на удержании нашего внимания на этой картине мира, как говорит Кастанеда, или удержание точки [где собирается восприятие] сборки в определенном положении.
   Остальное -- физическая или умственная работа, которая может привести нас в состояние усталости -- малая толика наших затрат.
   Кстати, понять это не так уж трудно -- при сильной усталости перед глазами все "плывет", как и при затрате сил во время борьбы с болезнью с одной стороны.
   С другой стороны мы много быстрее устаем от обычных действий в незнакомом городе, местности, просто от того, что приходится "перерабатывать" много новых впечатлений -- картинок, звуков, - и хотя объективно вроде бы особо не тратим силы, но к вечеру человек чувствует себя вымотанным, как и в случае долгой работы.
   А все почему?
   Потому что двигаясь знакомыми маршрутами на работу, домой, до магазина мы постоянно "снимаем сливки" в процессе работы нашего обычного внимания.
   Мы по двум-трем моментам определяем, что это светофор, та самая улица, тот самый магазин, а наш склад -- накопленное осознание услужливо подсовывает из памяти без затрат на восприятие готовую картинку.
   Именно этим можно объяснить, что вот выкрасили забор, а мы только спустя пару месяцев "видим", что он красный, а не зеленый.
   То есть, видели мы это все время, но по сути сознание и наше "первое" основное внимание просто отбрасывало ненужные детали, чтобы не тратить энергию.
   В результате наша картинка -- результат восприятия все больше (особенно при жизни с кругом по заданному маршруту) становится не столько результатом работы внимания, сколько работы с некими нашими внутренними схемами поведения, нашими УЖЕ существующими в памяти картинками, чем с реальным миром.
   И именно на это мы тратим нашу энергию, которая пока еще воспринимается нами.
   Вспомним, что Кастанеда описывает наше энергетическое тело сильное и гибкое по молодости и костенеющее и затвердевающее к старости (но твердость означает и хрупкость, которая в итоге становится причиной того, что энергия смерти разбивает наш кокон, выворачивая наизнанку, что для нас означает окончательную смерть!). Если мы поймем, что наш процесс восприятия с целью экономии энергии все время стремиться "сэкономить" затраты энергии, то становится очевидным, что с накоплением впечатлений и информации, нам надо все больше энергии для хранения с одной стороны, с другой все больше затрат для блокировки "ненужной" информации.
   И тогда становится ясным, отчего кокон тверже, внимание с возрастом слабеет, а заодно почему так трудно направить внимание на иные реальности -- нам просто не хватает энергии.
  
   Еще раз повторим -- основные затраты мы тратим, чтобы просто удержать наше внимание в определенном направлении, еще немножко на собственно восприятие, как таковое.
   А поток энергии притекающей со временем больше не становится -- скорее становится меньше, так как в теле появляются дыры и просто от того, что нас цепляют те или иные события или от рождения детей, и... Хотя даже перечисленного достаточно.
   При этом тот факт, что со временем, с возрастом надо больше времени на отдых, на восстановление сил после болезни, на заживление травм -- это факт, что каждый многократно, если только он не вышел из подросткового возраста, испытал на собственной шкуре.
  
   Итак, подведем итоги.
   Поток энергии притекающей постоянен, со временем слабеет
   Основные затраты -- удержать внимание в определенном направлении.
  
   Если сейчас вспомнить, что дон Хуан многократно подчеркивал, что нам надо не просто много энергии, а конкретно свободной энергии, то можно понять, что такое и как осуществлять практику неделания.
   Все это основано, что наше восприятие, наша деятельность основана исключительно на "разнице потенциалов" приходящей энергии и той, что мы постоянно тратим.
   Запомним это и перед тем, как собственно перейти к анализу практики неделания заметим простые факты, который многие знают, но зачастую не осознают, что они косвенно подтверждают несколько положений, что описывает Карлос в своих книгах.
   Как известно, до 80-90% всей информации о мире мы получаем в возрасте до года, а заодно в это время формируется наши органы чувств или говоря словами толтеков -- мы формируем способ восприятия и учимся фиксировать нашу точку сборки.
   Затем -- до 7-10 лет мы осваиваем речь, вторую сигнальную систему, которая одновременно является результатом формирования более общего механизма ярлыков, этикеток, а по сути того самого процесса снятия сливок с окружающего мира.
   То есть, мы с одной стороны учимся делить мир на некие "объекты", как нечто особенное, а кроме того выделяем в этих объектах некие существенные моменты для восприятия, чтобы по этим двум-трем чертам достраивать картинку из нашей памяти и не вдаваться в детали, а по сути все дальше и дальше отстраняемся от действительности.
   Можно вспомнить, что реальные дети-Маугли, выросшие среди животных, если прошло определенное время, просто не смогли освоить речь.
   То есть, генетически, энергетически они были на это способны, но потратив энергию на построение иных систем выживания, на это делание впоследствии у них энергии не хватило.
   В психологии так же известно, что умение воспринимать новые делания, или попросту обучаться у человека формируется до 12-16 лет. То есть, если способность воспринимать новые делания или более привычно -- новые навыки, умения резко падает после этого возраста.
   Если вспомнить, что этот период совпадает с периодом полового созревания, то все становится ясно. Срабатывает генетическая программа, которая инициирует новые модели поведения, которые реально отбирают -- и по толтекам и даже просто нашему знанию реально отбирают достаточно много энергии.
   Кстати, в этом отношении -- если доверять толтекам, - женщины теряют энергии много больше мужчин, так как с каждым половым контактом у неё увеличивается отток энергии.
   Реально же после этого периода, человек окончательно фиксирует и направления восприятия с одной стороны, с другой старается использовать всю энергию исключительно на известные ему делания, которой [энергии] ему уже хронически не хватает.
   Пузырь восприятия по выражению дона Хуана захлопывается в этот момент и реально человек просто не может догадаться, что есть нечто сверх того восприятия, что ему доступно ежедневно.
   Только иногда мы чувствуем, что, наверное, что-то есть кроме, но никак не можем понять, что именно.
   Результат такого процесса -- мы едва-едва можем плутать своим лучом внимания по накопленным отражениям на основе слабых знаков извне, которые мы все больше пытаемся игнорировать.
   Но если вспомнить, что Орлу необходимо накопленное осознание, а скорость убегания от него совпадает со скоростью накопления НОВОЙ информации, НОВОГО осознания, то становится очевидно, что способ восприятия и снятия сливок, что дает изначально экономить время и воспринимать все быстрее и быстрее с определенного момента препятствует осознанию, накоплению нового, так как экономичнее нового не воспринимать.
   Результат -- пузырь становится все тверже и все более хрупким. Новое осознание накапливается все медленнее и медленнее, энергия Орла требующая освобождения накопленного ударяет все сильнее -- или потому что медленную цель поразить легче, или потому, что стоящая мишень имеет больше отдачу и больше разрушается -- не важно.
   Наконец, оболочка разрушается, при этом накопленное осознание освобождается, а мы, как некая осознающая себя структура разрушаемся -- при этом окончательно.
   Наверное, можно считать на просторах Вселенной обрывки нашего осознания, но только к нам это не будет иметь никакого отношения, как не имеет отношения к живому Пушкину его стихи. Но человек придумал, что такие восприятия и есть доказательства некоей души, хотя с не меньшим основанием можно сказать, что поэты живы в стихах, а Сахаров в каждом взрыве водородной бомбы...
  
   Но что такое практика неделания и отчего это путь к видению, сновидению и второму вниманию?
   Итак, основная цель целого ряда практик -- от стирания личной истории, создания гибкого распорядка дня и неделания -- это накопление энергии.
   Поток приходящей энергии изменить мы не можем. Только дисциплинированные маги, которые научились находиться в сознании в пространстве эманаций неорганических существ могут просто пребыванием там накапливать избыточный потенциал, но начинающим неофитам этот путь просто не достижим, как нельзя испытать невесомость без космического корабля иначе, как прыгнув или с парашюта или с небоскреба.
   В первом случае -- есть шанс выжить, но время это очень мало, во втором... Второй путь обычно последний путь осознающего существа и результатами такого восприятия воспользоваться обычно не получается.
   Значит остается только каким-то образом прекратить расходования энергии.
   Но, как было разобрано выше, процесс нашего восприятия происходит автоматически, как говорят в психологии и физиологии на условных рефлексах.
   А этот процесс так устроен, что он по своей сути и не предполагает использование сознания.
   То есть, получается, что сознательными усилиями на него не повлиять?
   Как раз об этом и говорит дон Хуан, когда говорит, что человек не в состоянии повлиять на духа напрямую и для этого нужен некий маневр, уловка.
   Кастанеда достаточно долго говорит в одном из первых томов о двух кольцах силы - делания и неделания.
   Так вот делание -- это как раз то, что называют условными рефлексами, и способность их вырабатывать больше, чем у других живых существ огромное преимущество человека.
   С другой стороны, как только заканчивается энергия для их поддержания, и они становятся основным нашим деланием, делание собственно новых рефлексов становится невозможным -- на это просто нет энергии.
   То есть, выполнять их энергия есть, а вот сделать что-то новое...
   Скажем так, тут уже просто не остается выбора, а энергии не хватает на осознание этого факта.
   То есть, человека с определенного момента можно сравнить с белкой в колесе, - из-за наших навыков, рефлексов мы можем только бежать в одну сторону, но не выскочить из колеса.
   Устанем -- свалимся в нижней точке, отдышимся -- по инерции снова делаем шаг в направлении, куда двигались, пока не обессилили, и ...продолжаем бег по кругу, не замечая, что по сути давно стоим на месте.
   И такими "колесами" являются все наши делания. Любые -- встав на ноги мы автоматически идем или бежим, или удерживаем равновесии стоя, начав вдох -- выдыхаем, опустим взгляд на мир и начинаем делить его на привычные объекты.
   Скажите последнее не так?
   Но вот глядя на этот текст, попробуйте НЕ читать, а?
   То есть, смотреть на текст, видеть линии, но не складывать линии в буквы, а буквы в слова...
   Кстати, вот в этом и состоит принцип неделания.
   То есть, мы направляем на некое действие наше внимание, добиваемся состояния, когда нас ничто не отвлекает от этого действия... И не делаем его.
   Тут важно то, что при этом внимание не отвлекается, оно направлено именно на это действие, но мы усилием сознания (воли?) останавливаемся и... И реально не тратим энергии. Но процесс подпитки -- через дыхание, через трату пищи, наконец, через нашего дубля продолжается и мы накапливаем свободную энергию -- именно то, что дон Хуан называл самой главной задачей воина.
   То есть, в первом неделании Кастанеды, тот смотрел на мир, но при этом переставал складывать мир в кирпичики тоналя, в отдельные объекты.
   И не важно, что именно он воспринимал при этом -- очевидно, что восприятие его стало "странным", важно другое -- пока они воспринимал всякие "странности" и "причуды" ненормального восприятия он не делал делание мира отдельных объектов и все это время в нем накапливалось новое осознание -- что на энергетическом уровне воспринимается, как положительное явление, но главное, он не растрачивал свое внимание на копание в отражениях внутри пузыря, а открывался к действительной реальности, что также немаловажно.
   Неделание Тайши с телевизором -- такого же плана. Вспомните, когда идет интересный фильм, мы не замечаем человека проходящего между экраном и нами, лишь слегка покачнемся головой или просто скосим глаза, а что творится сбоку вообще не заметим?
   Если мы можем "настроить" себя, свое внимание на восприятие пустого экрана -- оттолкнувшись от делания смотреть телевизор, то реально мы опять "обманем" себя, и не станем смотреть по сторонам.
   Это возможно, если не просто пялиться, разглядывая поверхность монитора, а как бы глядя в него, повторяя все, что мы делаем, когда смотрим новости и сериал, но при этом не смотря.
   Если же мы станем просто скучать у выключенного телевизора... Словом, кто понял, тот понял, а остальные пусть думают.
   Принцип неделания , кстати, использовался в тренингах, что любили печатать в детских журналах, таких "Веселые картинки" или "Мурзилка" - найдите индейцев в лесу. То есть, среди линий, что изображают листву, ствол, ветки надо найти десять фигур индейцев.
   Попытка "найти" некие фигуры в облаках -- это уже не неделание.
   Отчего?
   Оттого, что тут мы пытаемся одним деланием заменить другое.
   То есть, попытаться рассматривать, как законченные объекты, пространство меду ветками, облаками -- это неделание, попытка смотреть на черно-белое изображение, как цветное -- это делание, пусть и новое.
   А вот попытаться рассматривать отдельные цвета внутри картины, как некие фигуры -- это неделание привычной для нас структуры.
   Очевидно, что на основе понимания принципа становится понятия, что практику неделания для себя придумать совсем не трудно.
   Если мы сумеем правильно её выполнить, то после этого, как правило мы чувствуем чувство отдыха. Порой нас тянет в сон -- вспомним критерии выбора "хороших" и "плохих" мест силы!
   Можно сказать, что большинство практик аутотренинга -- это неделание тех или иных автоматически выполняемых действий -- скажем, практики внушения тяжести (расслабления) -- это неделание постоянного напряжения мышц, которые нам кажутся необходимыми, но порой являются тем самым деланием, что жрут остатки нашей энергии.
   Кто читал книгу "Искусство быть собой" В. Леви, помнит, как врач психиатр описывает, что зажим мышцы лица может провоцировать или постоянную усталость или раздражение, просто оттого, что это входит в цепочку данного действия и наличие этого усилия порождает -- по принципу условного рефлекса ту или иную реакцию.
   Тут можно отвлечься и вспомнить, как дон Хуан советует избавляться от вредных привычек.
   Он говорит, что любая привычка -- курить, чесать затылок, требует определенного ритуала.
   Добавим от себя ритуала неосознанного.
   Скажем, если взять за правило всегда прикуривать ТОЛЬКО спичкой и только левой рукой, то пока нам надо будет делать это осознанно, нам и бросить курить будет просто.
   Каждый раз делая усилие КАК мы прикуриваем, мы не отказываясь от курения, начинаем контролировать процесс закуривания и по сути УЖЕ не делаем процесса обычного начала курения.
   Как только мы перестаем курить автоматически, с этого момента мы можем себя контролировать.
   А от контроля до отказа -- один шаг.
   При этом -- основной путь - путь к самоконтролю нами уже пройден.
   Если кто внимательно прочитал том IV про объяснение магов, тот помнит, что дон Хуан поручал Кастанеде массу странных деланий -- странные шнуровки ботинок, сначала завязывать левый ботинок, и так далее.
   При этом, как только Кастанеда говорил, что научился делать это автоматически, дон Хуан говорил -- забудь! - а через какое-то время давал новое задание. По сути это и было неделание того или иного привычного действия.
   Но как только оно переходило в режим автоматического функционирования, то оно само по себе становилось деланием и надо было придумать нечто иное.
   Очевидно, как только Кастанеде хватило энергии на сновидение, на другие практики, то реально дон Хуан стал меньше внимания уделять таким тренингам.
   Ведь -- кто хочет может найти прямое утверждение у Кастанеды, или просто поверить, что это так и есть, но сновидение -- это неделание сна. Или видение - это неделание обычного режима восприятия мира.
   Ла Горда недаром определяет, что главное чему учил их дон Хуан, это работа с вниманием, хотя Кастанеду больше поразило умение летать, как воздушный змей, или умение одной из "сестричек" бегать по потолку и стенам, другой исчезать за своей ладошкой и так далее...
   Может, конечно Кастанеда намеренно не говорит настолько напрямую -- по крайней мере приходится многократно перечитывать для понимания, а потом практиковать, потом снова перечитывать и открывать для себя, что некие "общие" рассуждения оказываются вполне конкретным указанием практического приема или объяснением смысла той или иной практики, как про то же неделание.
   Тут сказать трудно.
   Единственно, если говорить о неделании, то правильный критерий удержания себя в таком состоянии -- это чувство отдыха.
   И не важно каким способом мы начинаем прикасаться к второму кольцу силы -- переставая складывать эти линии в слова и буквы, или на бегу стараясь увидеть как не мы бежим, а земля крутится под нашими ногами, или скашивая зрачки и объединяя предметы в некие новые конструкции или смотрим на выключенный телевизор так, словно там идет "Санта-Барбара" или репортаж о "горячей" новости - главное, что мы через какое-то время начнем физически ощущать приток энергии.
   И именно этот приток -- при условии продолжения перепросмотра, тенсёгрити, а так же стирания личной истории и распорядка дня неизбежно приведет к тому, что станет возможным время от времени поглядывать на свои руки во сне.
   Но это следующие этапы освоение практик толтеков, и об этом в следующей статье, - скажем, когда неделание (не путать с неделанием) обычных дел оставит время поговорить и на эти темы.
   :)
  

Оценка: 5.78*10  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) А.Завгородняя "Невеста Напрокат"(Любовное фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) А.Гришин "Вторая дорога. Решение офицера."(Боевое фэнтези) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"