Агата Кристи, вернее, Дама-Командор Ордена Британской Империи Агата Мэри Кларисса Маллоуэн, урождённая Миллер, родилась 15 сентября 1890 года. Творческий псевдоним взят по фамилии первого мужа.
Легендарная авторша детективных произведений, во многом - если не создатель, то "архитектор" этого жанра.
Больше 60 детективных романов, 6 психологических, 19 сборников рассказов. Известна и в качестве драматурга: её пьеса "Мышеловка" держит абсолютный рекорд по непрерывности постановок - демонстрируется по сей день с 1952 года, когда была написана (более 23 тысяч раз).
"Агата у нас дурочка"
Семья, весьма состоятельная, переехала из США. Среди троих детей Агата считалась наименее способной. Тогда к этому относились гораздо спокойнее - судьба и личные перспективы ребёнка из того социального слоя, к которому относились Миллеры, в ту эпоху были слабо связаны с образованием (особенно у девочек). Так что о будущей писательнице в семье вполне спокойно говорили - "А Агата у нас дурочка..." Да, наверное, примерно так же, как о младших сыне или дочери в известных сказках.
Тем не менее, Агата получила хорошее домашнее образование. В тот период интересовалась, скорее, музыкой, чем литературой - вариант выбора музыкальной профессии рассматривался вполне серьёзно.
Однако вскоре началась Первая Мировая война, и будущая писательница становится медсестрой в госпитале - и одновременно фармацевтом в аптеке. И это тоже у неё хорошо получается. В дальнейшем именно отравление - "любимый" способ убийства, который она описывала в своих произведениях.
В 1914 году Агата выходит замуж за Арчибальда Кристи - полковника, в которого влюбилась ещё в его бытность лейтенантом. Семейная жизнь поначалу идёт хорошо - рождается дочь Розалинда (дожила до 2004 года). А в 1920-м Агата Кристи публикует и первый роман. По слухам, его написание стало результатом спора со старшей сестрой - Мадж (той, которая считалась умной, в отличие от Агаты). Та уже к тому времени проявила себя на литературном поприще. В целом, пришлось побегать по издательствам, но в итоге всё получилось.
"Гамбит Танатоса"
В 1926-м, однако, начинается чёрная полоса: умирает мать Агаты, кроме того, муж просит развод - фактически семья распалась. Развод состоялся юридически в 1928-м. Но ещё в декабре 1926-го происходит знаменитый инцидент с исчезновением: достаточно уже известная писательница исчезает в дороге - и в течение 11 дней не выходит на связь. Был обнаружен её автомобиль, а позже, когда скандал стал уже весьма громким - и сама Агата, жившая в отеле под вымышленным именем.
Официальная версия - амнезия, вызванная травмой при ДТП. Но поведение якобы пострадавшей явно не соответствует диагнозу - в отеле она вела себя вполне адекватно, ничем не выделялась среди других постояльцев, не проявляла никакого беспокойства. Версия некоторых биографов - диссоциативное расстройство в связи с общим стрессом: в этом случае из памяти выпадает часть биографической информации, но всё остальное, позволяющее вести нормальный образ жизни, сохраняется.
Однако многие подозревают, что тут, всё-таки, ситуация проще и интереснее. Ведь было совершенно очевидно, что в организации исчезновения Агаты заподозрят её неверного мужа - и уж тем более это было очевидно для самой детективщицы. Так что тут, вполне вероятно, имела место специфическая месть - да, с использованием профессиональных навыков...
Некая подобная ситуация была позже описана в недетективном полубиографическом романе "Незаконченный портрет", опубликованном в 1934 году под псевдонимом Мэри Уэстмакотт/Вестмакотт. Там тоже героиня, история которой напоминает биографию Агаты, в уединении переживает стресс от развода и подумывает о самоубийстве... Действительно: если бы исчезнувшая супруга и вправду покончила с собой (притом не оставив никакой записки), то у неверного мужа возникло бы очень много проблем...
Очень литературный план, да... Вариант действий, при котором в качестве одного из шагов значится смерть его автора, называют "Гамбит Танатоса" - вроде плана Дамблдора по устранению Тёмного Лорда, который начинается с гибели самого Альбуса. В жизни такое тоже иногда бывает - особенно, если в деле замешаны писатели...
Как бы то ни было, похоже, Агата всё-таки удовлетворилась малой местью - к счастью для всех нас.
Дама-Командор
Ну, а со своим вторым мужем писательница познакомилась пару лет спустя - в Ираке. Археолог Макс Маллоуэн был на 15 лет младше, но делу это не помешало. Как говорила сама новобрачная, "для археолога чем древнее, тем лучше..." Брак продлился 46 лет, до самой смерти писательницы. С тех пор она ездила по Ближнему Востоку по несколько месяцев в году, поэтому неудивительно, что события многих её книг разворачиваются где-то там.
В 1956-м получает орден Британской Империи, в 1971-м становится "дамой" - получает женский аналог рыцарского звания. Её муж, кстати, руководитель Британской археологической школы, становится рыцарем на 3 года раньше - в 1968-м. После 1971-го здоровье начинает ухудшаться (некоторые исследователи текстов диагностируют у Агаты Кристи в этот период вялотекущий Альцгеймер), но она продолжает писать. В 1975-м отходит от дел - и умирает в январе 1976-го...
Муж, Макс Мэллоуэн, что интересно, живчик ещё в свои 72 (1904 года рождения), уже в 1977-м женится на своей подруге, тоже занимавшейся археологией (это вызвало большой резонанс). Никаких выводов делать не будем - просто интересная подробность. Впрочем, он сам умирает уже в 1978-м.
В целом, Агата Кристи принадлежит к числу авторов, создавших свой специфический и самосогласованный литературный мир. Таких в истории на самом деле не так уж много...
Кроме того, Агата Кристи - один из наиболее популярных авторов в мире за всю историю литературы - её произведения изданы суммарным тиражом в 2 миллиарда экземпляров (для сравнения - Пушкин не дотягивает и до 1 миллиарда*). Её роль в развитии детективного жанра очень велика.
Вообще, детектив - очень специфическая разновидность литературы. Это ведь не просто повествование о преступлениях, и отнюдь не боевик. Детектив - всегда психологичен (в этом отношении почти бесполезно отделять психологический детектив от других направлений). В его основе - всегда личностное, персонализованное противостояние следователя и преступника. Как минимум - интеллектуальное, но не только. Даже если говорить о "шпионском детективе", в котором между собой сталкиваются могущественные спецслужбы - всё равно: суть событий - в противостоянии конкретных людей, их умов и воль.
Достаточно резко в конце XIX века вдруг возник запрос именно на этот, сугубо личностный литературный жанр. О преступниках и преступлениях писали и намного раньше, но вот "детективов" в современном понимании не было: они появились именно в преддверии двадцатого столетия. Видимо, это не случайно. Вероятно, именно тогда произошёл какой-то значимый перелом в общественном сознании - люди в большей степени, чем прежде, осознали себя личностями. Не представителями социальных слоёв, семей и т.п., а именно самостоятельными людьми, от которых что-то зависит. Способными - по крайней мере, в теории - на серьёзный поступок, борьбу (опять же - не в качестве представителей каких-то масштабных сил, а в сами по себе)...
Похоже, мы слегка недооцениваем психологическое отличие мира 20-21 веков от того, который существовал прежде.
* Правда, скорее всего, через сто лет Пушкин будет востребован примерно в том же объёме, что и сейчас (с поправкой на численность населения), а многоуважаемая Дама-Командор - всё же вряд ли (хотя, конечно, тоже будет считаться классиком).