Октавиан Август, вернее - Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (при рождении - Гай Октавий Фурин), родился предположительно 23 сентября 63 года до н.э. Впрочем, на этот счёт идут серьёзные споры - называются и иные даты, с июля по январь. Известно, что принцепс иногда использовал в качестве своего символа астрологического Козерога (в частности, он изображён на эмблеме названного в честь Августа легиона). Но вполне вероятно, что при этом подразумевался месяц зачатия, нахождение в момент рождения Гая Октавия в этом зодиакальном созвездии не Солнца, а Луны - или вообще тот просто ему нравился. Возможно также, что имелся в виду его чин великого понтифика - тот связывался с богом Янусом, которому был посвящён январь - месяц Козерога.
При правлении Октавиана завершилось преобразование Римского государства из Республики в раннюю Империю - "Принципат". При Принципате государство возглавляет не наследный монарх, а правитель, объединяющий в себе все или основную часть республиканских должностей. В частности, Октавиан получил должности консула, проконсула, принцепса, императора, народного трибуна. Проконсул - высшее должностное лицо провинций. Император - главнокомандующий вооружёнными силами (ещё при Республике), принцепс - что-то вроде спикера Сената. Народный трибун - вообще "не из той оперы", это чисто плебейский исходно институт - носитель этого звания имел право на личную неприкосновенность и на оспаривание всех судебных решений. Хотя Октавиан и происходил из старого плебейского рода, тот был переведён в сословие патрициев, и его представители потеряли право на должность трибуна. Но в этом случае, конечно, было сделано исключение. Также Октавиан Август стал великим понтификом - главой римской языческой религии. Позже ему было присвоено звание "Отец Отечества" - каждый, кто решился бы совершить покушение на него, в глазах закона стал бы покушавшимся на отцеубийство (куда более серьёзное преступление, чем просто убийство).
Здесь важно понимать общую логику развития Римского государства. Она предполагала постепенное преобразование успешного полиса (города-государства классического античного типа) в собственно страну - государство в полном смысле слова, с десятками миллионов граждан и всем, что полагается. К началу новой эры республиканская политическая организация явно была уже архаичным пережитком полисной структуры.
Сенат и прочие римские институты защищали интересы жителей города Рима - и не только. В "Вечном Городе" же в лучшие времена жило не более миллиона человек - из более чем 50 миллионов населения Республики/Империи. Ситуация напоминала положение вещей в колониальной империи XIX - XX вв: есть относительно демократическая богатая метрополия - и обслуживающие её бесправные колонии с в десятки раз большим населением.
А вот единоличный правитель уже не только о Риме мог бы думать. Ему было бы важно сохранить свою власть, для чего обижать провинции явно не стоило, даже если столице это и не очень выгодно. Осуществлять же демократические процедуры в масштабе страны, протянувшейся на тысячи километров, при тогдашней технике и уровне транспортной связности не было никакой возможности.
Собственно, именно за это, в основном, жители Римского государства между собой и воевали. Известная "Союзническая война" началась в связи с требованием латинских союзников Рима предоставить им права римских граждан. В этой логике всё дальше и шло - основным вопросом оставалось соотношение интересов Рима и подвластных ему земель: Гай Марий и Сулла, Цезарь и Помпей воевали, в конечном счёте, из-за этого... Октавиан завершил этот процесс.
К моменту появления Цезаря Республика уже была в глубоком кризисе. Античная цивилизация в тот период прошла через опаснейший момент в истории: если бы война Цезаря и Помпея Великого затянулась, были все шансы на то, что глубочайший развал и так перенапряжённой экономики приведёт к коллапсу всего Римского государства и его многолетнему тяжёлому кризису (вполне вероятно - несовместимому с дальнейшим существованием). Избежать бы его смогла, разве что, африканская часть страны.
К такому результату были все предпосылки: в той гражданской войне с обеих стороны выступило сравнимое число однотипных боевых единиц - легионов, возглавляемых легендарными полководцами (Цезарем и Помпеем). Латино-германский синтез в Европе ещё не успел начаться (да и кельты-то были романизированы довольно условно), Рим же мог существовать только в условиях постоянного подвоза продовольствия со стороны - а стоило лишь чуть-чуть ослабить контроль морских коммуникаций, как на них немедленно заводились пираты... Итогом затянувшейся войны вполне мог стать голод в Риме, отток оттуда значительной части населения и переход европейских провинций к вынужденной самостоятельности... К счастью, Цезарю удалось быстро разгромить Помпея, когда кризис не успел ещё зайти далеко.
Октавиан завершил дело предшественника, заложив основы не только государственной организации Принципата, но дав начало "культу императора". Первоначально обожествлялся Цезарь (его культ спонтанно зародился ещё в среде его легионеров), но несколько позже - и сам Октавиан (как "Цезарь сегодня").
Интересно во всей этой ситуации то, что, если Цезарь сразу производит впечатление воистину великого человека, то про Октавиана этого сказать никоим образом нельзя.
Цезарь был известен не только великими победами на поле боя, но и щедростью и милостью к бывшим противникам (что, отчасти, его в итоге и погубило). Октавиан же был как раз мелочно мстителен и коварен: лично составлял "проскрипционные списки" (внесённые в него подвергались репрессиям - обычно смертная казнь с конфискацией), устранял всех теоретически опасных конкурентов (в частности - Цезариона, сына Цезаря и Клеопатры, хотя тот никаких прав на наследование отцу не имел) и т.п.
Ну, и на поле боя Август тоже особых лавров не снискал. В войнах "второго триумвирата" (цезарейцы против помпеянцев) он, скажем так, в целом был на вторых ролях - то не успевая к основному сражению, то не участвуя в нём в связи с болезнью (или с её симуляцией). Внешние завоевания эпохи Августа осуществлял вовсе не он: крупнейшей кампанией, в которой он принял личное участие, была Иллирийская (назвать её особо масштабной или судьбоносной нельзя).
При Августе были впервые установлены дипломатические контакты с основными вликими державами той эпохи - не только с сопредельной Парфией, но и Кушанской Индией и Китаем (Хань). Собственно, вся тогдашняя Ойкумена - Евразия начала новой эры - представляла собой цепочку из этих четырёх универсальных держав - Рима, Парфии, Кушана и Хань. Все остальные государства играли гораздо меньшую роль и обычно занимали либо буферное положение, либо представляли собой дальнюю культурную периферию одного из этих центров. Однако инициатива этих контактов исходила не от Рима.
Победы Августа в значительной степени связаны с его щедростью по отношению к своим воинам. Однако в интересах снабжения армии - выделения земли легионерам-ветеранам - ему пришлось вести фактически террор по отношению к минимально нелояльному населению Италии (именно для того, чтобы путём конфискаций набрать ресурс свободных земель для раздачи легионерам, а не подавить сопротивление).
Придя к неограниченной власти, Октавиан начинает (вероятно - в компенсацию своего прежнего террора) делать акцент на италийское национальное начало: восстанавливать старые традиции, заботиться о нравственности и заниматься другими подобными странными вещами. Возможно, это делалось для того, чтобы подчеркнуть преемственность со временами Республики (тем более, что переход от Республики к Принципату был невыгоден Риму как городу). Но вот именно эта политика оказывается весьма малопопулярной.
В частности, крайне непопулярно было семейное законодательство Августа, согласно которому все взрослые римляне должны состоять в браке. Был введён огромный налог на наследство в случае бездетности и т.п. Разумеется, никакого эффекта в смысле повышения рождаемости это не возымело. По новым законам резко было осложнено освобождение рабов. Делался общий акцент на италиков в Империи и римлян в Италии.
В целом это, скорее, делалось против общей логики развития Рима - превращения города-государства в полноценную страну. Но... Гегель это называл "иронией истории": если что-то должно произойти - это произойдёт, даже если "непосредственные исполнители" пытаются добиться прямо противоположного. Ну, вот и с политикой Августа так же: то, что он делал не вынужденно, а именно в соответствии с собственным разумением, было, в основном, ерундой. Но... это никак не помешало Риму закончить трансформацию в Империю: просто время пришло...