Лымарь Надежда Алексеевна : другие произведения.

Рязанская дорога

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дорога,дорога,ты знаещь так много...


   Дорога, дорога, ты знаешь так много
   О жизни своей не простой...
   Старая рязанская дорога. Это, безусловно, самый древний путь, пролегавший близ Москвы реки. Он был освоен ещё до первых славянских поселенцев, о чем свидетельствуют многочисленные археологические раскопки, остатки городищ 1 тысячелетия до н.э.- первой половины 1 тысячелетия н.э.Со времени присоединения Коломны к Московскому княжеству этот путь становится одним из важнейших в экономическом и стратегическом отношении. Открыта дорога на восток по реке Оке и на юг через просторные степи между Доном и Волгой. Неудивительно, что на этой дороге был выстроен первый в нашей местности город Бронницы, а спустя некоторое время этот путь получил название Астраханский тракт.
   Но вернемся к старине. Судя по запискам историков наша местность была заселена очень давно. Об этом свидетельствуют ,находившиеся когда-то между д. Островцы и п. Октябрьский 40 курганов-могильников, а мы их в детстве именовали "курганчиками". Местная детвора бегала туда играть в раскопки, находили всяческие интересные вещицы, но,поиграв, выкидывали, не понимая их ценности. Археологи раскопали из 40 всего лишь два могильника. Остальные были просто уничтожены из-за строительства. Историки научно доказали, что там были зарыты останки вятичей. Видимо они проживали на территории, близь нашей дороги. Вятичи -это этническая основа великорусской нации Х1-Х1V в.Они долго отстаивали свою самостоятельность в основном от Киевского государства. Владимир Мономах в своих воспоминаниях о походе на Ростов, говорит, что через земли вятичей был самый опасный переход. Это был мирный свободолюбивый народ. Он отстаивал свои права на независимость, но только путем переговоров. При раскопках археологи находили украшения, утварь и другие предметы. но только не оружие. Все это говорило о языческих традициях и верование загробную жизнь, которое долгое время сохранялось у вятичей уже после распространения христианства. Владимир Мономах предпринял еще два грозных похода на Вятические земли и только после этого гордые вятичи покорились. Уже в середине Х11 века вятические земли вместе с пограничным городищем Москвой/Кучковым/ вошли в состав Владимиро-суздальского княжества. На основании раскопок, которые были обнаружены на территории современной Москвы можно предположить, что Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха не основывал Москву,а просто положил на неё руки/долгие руки/, за что и получил такое прозвище. Мы уже не узнаем, связывал ли основатель Москвы какие либо политические планы с Красным сельцом Кучковым/Москва/,но отечественная история повернулась таким образом, что именно отсюда " пошла земля русская".
   Ну а что же нашей Рязанской дорогой, ведь она неразрывно связана с Москвой?.Датой основания г. Москвы считают 1147 г. Примерно так существует и наша Рязанская дорога. В те времена это была довольно узкая тропа,а по обочинам расстилались непроходимые лесные чащи да болота. Дорога была опасная ,остерегаться нужно было и лютого зверя и лихого человека. Дорога связывала жителей Московии с окружающим миром. Х1V век стал для Московского княжества периодом испытаний. Летом 1365 г. в Москве разразился страшный пожар. Огнем был уничтожен весь город, включая деревянный Кремль с его украшениями эпохи Юрия Долгорукого. Сгорела и деревянная мостовая на Красной площади. Москва оказалась незащищенной; востока угрожала Орда, с запада - литовцы. В этой ситуации внук Ивана Калиты великий московский князь Дмитрий Иванович(будущий Донской) предпринимает шаги по укреплении стольного города. Осенью этого же года он решает строить "град Москву каменну" .Зимой этого же года начались работы по подвозу белого камня из Мячково, что находится близ Пахры. лучшего перевоза наша дорога была выложена булыжником, по которой непрерывно шли в Москву обозы с белым камнем. Таким же булыжником выкладывалась мостовая на Красной площади., которая и существует по настоящее время, работы на которой были закончены полностью только в 1804 г.А про г. Москву летописец говорит "и начаша делать без престани",т.е.возводить башню и стены Кремля, именно как оборонительное сооружение. К 1368 г.строительные работы были закончены и Белокаменный Кремль достойно отразил осаду литовского князя Ольгерда. После этого из прочного и долговечного камня строили здания как в новопристольной ,также и в её окрестностях. Из документальных источников известно, что этот камень, использовался для Новоерусалимского храма /г.Истра/,который по замыслу патриарха Никона должен был превзойти оригинал. "Близ царствующего града Москвы, в веси, именуемой Мячково,есть гора превелика, весь белый камень,зело премножество".Следовательно весь камень из Мячковского карьера на строительство города и его окрестностей переправлялся по нашей Рязанской дороге И не только это. Она стала центральной дорогой, по которой именитые купцы везли в Москву рыботовары, шелка, пряности, сладости, хлеб,овес, фрукты. Гнали на продажу лошадей. На территории поселка, примерно ,где сейчас выстроена гостиница "Отель" находился постоялый двор, где купцы и другие путники могли переночевать, отдохнуть, поменять лошадей. Ямщики и кузнецы всегда были востребованы. До сих пор в поселке можно встретить множество семей с фамилией Кузнецовы и Ямщиковы.
   Путешествия из южных земель в Москву были затруднительными и опасными. На всем протяжении этой пустынной дороги путешественники не могли найти продовольствия, не имели возможности укрыться от дождя и зноя. Шайки грабителей и орды кочевников не давали покоя. Потому в дальнюю дорогу путники отправлялись большими караванами в сопровождении хорошо вооруженной охраны. В Х111 веке по нему двигались на Русь многочисленные орды грозного татарского хана Батыя, которые назвали этот путь Ордобазарной Большой дорогой. Возможно здесь .близ д.Чулково хан Батый держал бой, т.к историки предполагают ,что Боровской курган не что иное, как захоронения татаромонгольских воинов. После распада Золотордынского ханства нашу дорогу стали именовать Ногайским шляхом.Три осколка Золотой Орды:Казанское Крымское ханства Ногайская Орда -словно хищники, вгрызаясь в русские земли, угоняли скот ,уводили в полон мирных поселян .Стихи В.Балашова " Одолень-трава ,да бурьян ,да вдоль рек череда. По ногайскому шляху в неволю, полонянок уводит орда". Ногайский шлях с начала ХV1 века является одним из основных путей набегов кочевников на русские земли. Отсюда, держась у воды и среди обильных пастбищь, столь нужных для конной рати,Мамай планировал бросить войска на Москву и восточные земли по Ногайскому шляху через земли Рязанские./Военные истории/По Ногайскому шляхту шел со своим войском Мамай, направляясь к Дрыченской дороге,где потом он поджидал целый месяц Дмитрия Донского.
   Но шло время, при Петре 1 возникла необходимость создания служебной почты. В 1722 г. для скорейшего сообщения по служебным и частным делам от Москвы до Астрахани была учреждена почта. С тех пор эта старая дорога во всех официальных документах стала именоваться Астраханским почтовым трактом, просуществовав более 300 лет Народ по - прежнему называл её шляхом, но уже Астраханским. Тракт шел через Коломну, Зарайск, Скопин на Новопехорскую крепость, Царицын,а потом и на Астрахань. Позже её стали называть Коломенской дорогой В конце шестидесятых годов Х1Х столетия в Росии вступили в строй железные дороги. Астраханский тракт утратил свое значение. Следует отметить, что по Рязанской дороге на участке от Коломны до Москвы в год проходило 270 тысяч лошадей. И это несмотря на то, что в ненастную погоду, особенно весной и осенью дорога была труднопроходимой,хотя и была замощена булыжником.Теперь она стала обычной проезжей дорогой.
   Но это еще не всё ,О нашей дороге можно рассказывать бесконечно, ведь она немой свидетель событий, происходящих в России. В конце ХV1 века в Московском государстве формируется крепостное право. Крепостная зависимость, унижение ,голод и разруха -все это привело народ к возникновению крестьянской войны. Крестьянская война во главе с Иваном Исаевичем Болотниковым -это первое массовое народное движение в 1606- 1607г.г.Холопы,крестьяне,посадские люди, стрельцы, казаки выступили против угнетения крепостного права, объединив 70 городов с юга и Поволжья. В конце сентября восставшие во главе с И.И.Болотниковым подошли к Алексину ,затем к Серпухову. К ним примкнули тульские и рязанские отряды. Восставшие, по пути на Москву взяли г.Коломну и под селом Троицким, что находится в 6 км от современного г, Воскрсенска, одержали победу над царским войском.22 октября 1606 г.Болотников по Коломенской дороге подошел к Москве, но взять её ему не удалось ,а 02.12.1606 г. под д. Нижние Котлы крестьянское восстание было жестоко подавлено.Сам И.И.Болотников был сослан, где был ослеплен, а затем утоплен.
   Как я упоминала Рязанская дорога была свидетелем значимых исторических событий, так в 70 ых годах ХV111 века по Рязанской дороге ,двигаясь на Москву дошел до Люберец один из отрядов Е.Пугачева. Существует легенда, якобы после провала восстания, на расправу "Пугачева везли в деревянной клетке и остановки делали лишь в селе Доможирове/Владимирская область/ и г. Люберцы, где он ночевал".Народная молва рассказывала,что до Москвы оставался один единственный переход по знаменитой Владимирке, как вдруг отряд свернул с накатанного тракта и углубился в вековые мещерские леса и глухие болота, чтобы далеким окружным путем попасть в Люберцы, а затем в Москву. Объясняется все это просто. Царские прислужники боялись, что в городе начнутся волнения. Народ ждал Пугачева со стороны Владимира, а марш-бросок на Рязанскую дорогу спутал все карты. И еще одно обстоятельство : Емельян Пугачев выдавал себя за царя Петра Федоровича, который с 1753 г. владел Люберцами, часто там бывал и народ его знал. Привоз Пугачева в город был, возможно, был очной ставкой с жителями. В ночь с 3 на 4 ноября Пугачев с цепями на руках и в прочной деревянной клетке был выставлен на показ народу для опознания, который, дивясь, не мог признать в дюжем бородатом казаке хилого бритолицего своего бывшего владельца. Ранним утром арестанта увезли в Москву. Очень может быть, что наша Рязанская дорога была невольным участником Пугачевского бунта. Но это лишь версия, историки об этом умалчивают.
   Ну, о войне 1812 г. можно говорить бесконечно. Уходя из Москвы Кутузов преследовал цель сохранить армию, но о своих решениях почти никому не говорил .Его замысла отступать из Москвы по Рязанской дороге вначале никто не понял.2 сентября в 3 часа ночи две русские армии двумя колоннами получили приказ двинуться по направлению к Панкам. Вместе с армией двигалось и население Москвы. Пройдя 15 верст армия расположилась в Люберцах и Панках. Выбор это места был неслучаен. Кутузов понимал, что французы могут обойти их справа по берегу Москвы-реки и отрезать дорогу на Рязань. Этого допустить было нельзя. Он расположил русские корпуса и дивизии таким образом, что на случай приближения неприятеля, русская армия могла дать сражение. Жилинские старожилы покажут вам высокий старинный дом, стоящий на возвышенности, почти напротив церкви. Обратите внимание на нижнюю часть. Верх менялся неоднократно, а фундамент пережил столетия. Он выложен из больших каменных плит, добытых в соседних Мячковских каменоломнях. В этом доме по преданию располагалась главная квартира М.В.Кутузова, где разрабатывался стратегический марш-маневр разгрома армии Наполеона. Получив передышку, армия Кутузова отправилась дальше. "Она шла по большой Рязанской дороге через деревни Сатовку, Жилину, Балятину, Островцы на мост,по реке Москве, находящийся, где преправясь, располагается лагерем".Утром 4 сентября лагерь снялся с позиций и должен был идти к Рязани. Но недаром Суворов сказал о Кутузове:-"Умен, умен, хитер, хитер, никто его не обманет!"И когда полки первой колонны русской армии переправляясь, неожиданно свернули с широкого наезженного тракта, и проселочными дорогами, скрываясь за Боровским курганом заспешили к новому лагерному месту под Подолском, солдаты поняли, что они не позорно бегут от неприятеля, а наоборот идут ему наперез, навстречу желанным баталиям. Кроме этого. арьергард под командованием М.А.Милорадовича двигался по левому берегу Москвы реки, т.е. через Островцы и Мячково, затем часть арьергарда была оставлена на левом берегу до подхода французов, чтобы не допустить их встречи с основными силами русской армии. Есть версия, что между Островцами и Балятиным располагался один из редутов. арьергарда В настоящее время любители -искатели /жители Октябрьского/ находили на этом месте пуговицы от мундира солдата русской армии времен 1812 г., и монеты.тех же времен Вернемся к войне 1812 г. Как только наши войска покинули Люберцы, Жилино, Балятино, жители остались один на один с оккупантами. Горела Москва, французам нужен был провиант. Но жители отказались давать еду врагам, более того они организовали партизанское движение по борьбе с французами и всячески помогали русской армии. Сообщение о том, русская армия потерялась, привела Наполеона в ярость. Он ошибочно направил крупные отряды на все дороги,ведущие в Москву, а тем временем Кутузов укреплял свои позиции и готовился к решающей битве. Результаты всем известны. /Энциклопедия сел и деревень Подмосковья/ М.Г.Аверьянова и А.Белов " Легенды г.Люберцы", "Военные истории"/
   В связи с тем, что дорога была по ширине была очень узкой и из-за булыжника неудобной, решили её асфальтировать. Где-то в 30 годах ХХ века были организованы работы по расширению дороги. На этот трудоемкий труд вместе с дорожными службами были привлечены наемные рабочие. Вдоль дороги стояли передвижные вагончики, где они жили. Ремонт дороги занял много времени. Даже после войны дорога ремонтировалась пленными немцами, на их долю пришлась развилка в д. Жилино и в д. Заозерье.Они все это время проживали в нашем старом клубе. Наши балятинские женщины, кто мог, носили им вареную картошку,чтобы как -то поддержать их. Ведь войны делают не солдаты. Пленные со слезами на глазах смотрели, как женщины и дети делали подкоп под колючую проволоку, чтобы передать им еду .Что делать -это было и от этого никуда не денешься. Свидетели этих дел живы и охотно делятся воспоминаниями.
   Много пришлось увидеть и испытать нашей Рязанской дороге. Взлет и падение семьи Романовыхомановых, Революцию 1917 года и её последствия, Финскую и Великую Отечественную войну, когда поселок провожал своих сынов на защиту Отечества, многих в последний раз, перестройку и развал государства, банкротство родной фабрики. взлет и гибель демократии В августе 1991 г. жители п.Октябрьский были разбужены грохотом движения по дороге военной техники. Это на Москву шли бронетранспортеры и танки. Дорога не выдержав напряжения ,оказалась вся разбита и изранена. Сколько средств потом ушло на восстановление? Знает один Бог .
   Из моего повествования ярко видно, что дорогая каждому жителю поселка, Рязанская дорога является особо редкой реликвией нашей матушки Земли. Её надо чествовать и ценить, к сожаления, за множеством дел порой не доходят руки для её преобразования. А сегодня нескончаемый поток машин любого вида транспорта едет по Рязанскому шоссе. Дорога стонет под большегрузыми машинами -TIR-ами, самосвалами, КАМазами, бензовозами, которые безусловно мешают проезду, создают не только пробки, но и служат причиной аварий Почему же до этого никому нет дела? . Ну, а нам жителям поселка, которые живут вдоль, исторически знаменитого и стратегически значимого Рязанского шоссе , видно долго еще придется дышать смоком и гарью от дизельных машин, и слушать по ночам гул тяжелого транспорта.
   Господа хорошие! Услышьте глас народа! Примите экстренные меры по реконструкции дороги с выводом большегрузного транспорта в объезд поселка. Давно существует второе транспортное кольцо /бетонка/.Практически оно пустует. Может быть поднапрячься и что - нибудь придумать. Народ Вам будет благодарен.
  

Оценка: 7.44*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"